Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - DrShumiloff

Страницы: [1]
1
Всегда был того мнения, что внимание в молитве лучше всего удерживается и возгревается «печалью по Бозе». И с этой печалью отыскивается и сердечное место.

Вот, очень близко к моему пониманию проблемы

2
Здравствуйте, Евгений,
спасибо за ответ.

Понимаю, что вербализация тут очень непростая. Но все таки:

Нет, внутренний голос там уже есть. Поэтому -- нет.

Какой такой голос у меня в сердце есть?? Не слышу его...

Слушающий молитву слушает внутреннююю, а нашу не слышит. Наша молитва для того, чтобы мы сами смогли присоединиться с Слушающему (и Молящемуся).

Это не понял совершенно.

Слова молитвы произносятся, хотя и не в голове, а там, где-находится наш внутренний голос (дыхательный тракт, средняя часть), но направляются "наружу", а точнее сказать в никуда или все равно куда. Но внимание направлено все равно в сторону сердца.

Для меня пока внимание совпадает с направлением молитвы. Молюсь перед иконой - внимание на иконе, молюсь с закрытыми глазами - внимание все равно там, куда направляю молитву. Поэтому пока направляю молитву в сердце. Подозреваю, что это неправильно...

Голос читает молитву. Внимание направлено сверху в сторону сердца

А сама молитва, получается, становится автоматической, без внимания?

С уважением, Вадим

3
Так же и с Иисусовой молитвой  - нужно, наконец, отправиться в «путешествие», сверяя свой путь по «карте».

Ну я в общем пытаюсь, пробую по всякому :)

4
Так вот, они очерчены у отцов которые тут упоминались

Очень может быть. Просто я - не нашел.
Для того и открыл тему, чтобы кто-нибудь привел здесь эти цитаты или хотя бы пересказал своими словами.

вот как понимаю: умное делание нужно для теснейшего сокровенного соединения со Христом, ("Живу же не ктому аз, но живет во мне Христос"), а очищение сердца от страстей - непременное условие успеха в умном делании.

Как я понимаю, на первом этапе умное делание очищает сердце от страстей, а затем, уже в очищенное сердце, призывает благодать Христову.

5
Вижу что ты много прочитал, а обращаешь внимание в основном на технику.
А надо на что? на себя.


Потому что как иначе?
Представь, ты пытаешься разобраться в новой программе флеш-мейкера. Совсем новой, ни разу не видел. А в мануале читаешь: нарисуйте линию, настройте изгиб, задайте цвет. А как нарисовать-то? А куда "тыкать"? Где тулбар? С чего вообще начать?

Так же и в умном делании. Должны быть хоть какие-то ориентиры и пусть не алгоритмы, но обобщенные рекомендации.

P.S. Поясню для окружающих, что мы с Николаем коллеги по работе, поэтому общаемся на "ты" и понятными для нас примерами.

6
Замечу, что технические советы, даваемые на этом форуме, носят познавательный характер, но никак не рекомендательный.

Разумеется. Но надо же хоть к чего-то начинать.

надо его больше успокаивать - через опыт (вначале краткий) безмолвия.

Про безмолвие я хотел открыть другую тему, но если уж Вы упомянули его, то поясните, что Вы имеете в виду. Как я понимаю, умное безмолвие, по отцам, не есть полное внутреннее молчание, а повторение молитвы с постоянным отсеканием любох помыслов (т.е. вообще любых мыслей). Я прав?


Сердце же очищать. И тогда ум сам начинает сходить в сердце.

А как очищать?
Как я понимаю, для того умное делание и применяется, чтобы сердце очистилось. А что бы правильно выполнять умное делание, надо знать, как оно выполняется. Для этого я и задаю вопросы :)

Технические приемы при этом могут быть разными, и они описаны у подвижников. Главное, что сами приемы имеют вспомогательное значение (при всем их значении).

Да вот не нашел я у подвижников конкретных описаний, в том и беда.
Нашел только самые общие наставления (см. выше)

7
Сердечная теплота, о которой говорит свт Феофан Затворник, не есть самоцель или конечный результат умной молитвы.

Конечно. Но это есть, во-первых, один из критериев того, что внимание научилось удерживаться в сердце, а во-вторых, собственно метод (технический) этого самого умного делания.

По его словам (к сожалению, сейчас у меня не хватает времени приводить ссылки) это лишь один из признаков
верного направления, и бывает эта теплота от сильного сосредоточения. Т.е. это теплота чувственная, возникающая в плоти в начале пути умного делания, а не духовная. Взыскать ее нужно, ну нужно ее как бы не замечать, не останавливаться на ней.


Безусловно.

Усилием сводить ум в сердце свв отцы не советуют. Оное произойдет само в свое время.

Если хочешь, я приведу завтра множество цитат именно по поводу "сведи ум в сердце", "держи внимание в сердце" и пр.

Произносить слова только лишь в уме не следует, но нужно соединить их с дыханием и движением губ,
а внимание держать в районе гортани.


Я читал про такой метод. По-моему, это разные школы :)

8
Keleynick, спасибо за подробный ответ.
Но Вы не обидетесь, если я снова поспрашиваю немного? Может, мои вопросы кажутся наивными, но я всего несколько дней пытаюсь заниматься таким сведением (хотя воцерковлен лет восемь), так что мне простительно :)
 
Что значит - "ум должен стоять сверху сердца"? Т.е. надо свести сознание из головы к сердцу? А как я узнаю, где у него верх, если я его не ощущаю? Или надо сначала визуализировать сердце? Но образы - прямой путь к прелести.

Кстати, а кто такой старец Василий?

9
Как-то еще менее информативно.
Что такое внимание? Где почитать про это? Как его держать в сердце?

10
Доброго всем времени суток,
подскажите, люди добрые, начинающему поприще сие :)

Читаю отцов, и все пишут про сведение молитвы в сердце. Даже свт. Феофан Затворник, которого трудно отнести к классическим исихастам, говорит о "сердечной теплоте", которую нужно взыскать во время молитвы.

Но вот конкретные рекомендации слишком абстрактны. "Сведи ум в сердце", "держи внимание в сердце" и т.д. - это, скорее, общее направление. А конкретная последовательность действий какова? Что и как конкретно надо делать?

Скажем, слова молитвы Иисусовой, которые обычно произносятся где-то в голове, представлять как бы исходящими из сердца? Т.е. поместить внутренний голос туда?

Или пусть слова произносятся в уме (голове), но как бы направляются в сердце, а не вовне и не к небу, как будто именно в сердце находится Слушающий молитву?

Или, скажем, слова молитвы произносятся в голове, и направляются "наружу", но при этом сердце "подключается" и резонирует как дополнительный источник "энергии" (или "эмоции"?)

Трудно вербализировать такие ощущения, но, наверное, кто-то понял, что я хочу сказать? :)

Страницы: [1]