Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - nik0lau

Страницы: [1]
1
Должны быть хоть какие-то ориентиры и пусть не алгоритмы, но обобщенные рекомендации.

Так вот, они очерчены у отцов которые тут упоминались (кроме неизвестного старца Василия  :? ).

Кстати, ты вот еще писал Александру:
А как очищать? Как я понимаю, для того умное делание и применяется, чтобы сердце очистилось.
Я вот как понимаю: умное делание нужно для теснейшего сокровенного соединения со Христом, ("Живу же не ктому аз, но живет во мне Христос")
а очищение сердца от страстей - непременное условие успеха в умном делании.

2
Ну вот видишь, ты все и сам знаешь, зачем тогда спрашиваешь?

Но это есть, во-первых, один из критериев того, что внимание научилось удерживаться в сердце,
совешенно нет, если речь идет не о плотяном сердце. Если же о физическом органе - сердце или просто середине груди, то нам от только этого - никакой пользы.
Теплота есть признак сосредоточения, признак что внимание не отбегает. Но эта теплота чувственная.

У разных авторов встречаются видимо два разных понятия сердца. Иногда это духовное сердце (это понятие и я всегда использую), а иногда сердце как противоположность голове.

Если хочешь, я приведу завтра множество цитат именно по поводу "сведи ум в сердце", "держи внимание в сердце" и пр

стоит ли тратить время? на мой взгляд "сведи ум в сердце" в этих цитатах будет подразумевать чтото наподобие "не держи ум в голове", т.е. это некая обобщенная рекомендация.
Насчет того чтоб не сводить ум в сердце с усилием см. у Архиепископа Антония(Голынского-Михайловского) Путь умного делания. (http://ihtik.lib.ru/bible-relig_21dec2006/bible-relig_21dec2006_46.rar)

Я читал про такой метод. По-моему, это разные школы
Школы да школы... методы...
школы и методы друг другу не противоречат.

Вижу что ты много прочитал, а обращаешь внимание в основном на технику.
А надо на что? на себя.

Это ведь путь сугубо практический, не даром и называется отцами "художеством из художеств", т.к. требует именно искусства от молящегося.
Поэтому конечного рецепта: делай то и то, получишь это и это, не может быть.
Есть только рамки и направления за которые ты не должен выходить и которых должен держаться.


3
Сердечная теплота, о которой говорит свт Феофан Затворник, не есть самоцель или конечный результат умной молитвы.
По его словам (к сожалению, сейчас у меня не хватает времени приводить ссылки) это лишь один из признаков
верного направления, и бывает эта теплота от сильного сосредоточения. Т.е. это теплота чувственная, возникающая в плоти в начале пути
умного делания, а не духовная. Взыскать ее нужно, ну нужно ее как бы не замечать, не останавливаться на ней.
Усилием сводить ум в сердце свв отцы не советуют. Оное произойдет само в свое время.
Категорически нельзя ничего представлять!
Произносить слова только лишь в уме не следует, но нужно соединить их с дыханием и движением губ,
а внимание держать в районе гортани.

Но самое важное - это внимание. Т.е. если умная молитва будет рассеянной, с посторонними помыслами,
то результат будет отрицательный.
Свт. Игнатий (Брянчанинов) пишет что плоды истинной сердечной молитвы есть покаянное чувство к Богу.

Вадим, самое главное, пожалуйста, никаких "слушающих", "внутренних голосов", "резонансов", "энергий" и прочего подобного этому.
Это верный путь к тяжелой духовной прелести.

В этом деле нельзя вдаваться в логическое рассуждение - как это происходит. Не нужно зацикливаться на технике.
С чего начать - это у свтт Феофана, Игнатия и других все хорошо написано. Повторять и повторять с усердием.

А конкретные рекомендации потому абстрактны, что это больше относится к сокровенному опыту и по словам трудно сложить
верное понятие, что значит свести ум в сердце.

В любом случае Господь Сам поможет и направит, особенно если поводом к этому занятию служит не желание
получить какие-то духовные дарования, а доброе усердие принести Богу в покаянную жертву свои собственные мысли и
внимание, которое обычно блуждает и чрез это возрасти духовно в покаянии и изменении жизни.

Написал, что смог. Прошу читающего простить и не судить строго меня, самого, не имеющего никакого особенного опыта
но узнавшего все сие из книг и от добрых людей.


Страницы: [1]