1
Исихазм, антропология, психология / Re: "Что же я такое, Боже мой? Какова природа моя?" (бл. Августин)
« : 15 Январь 2008, 15:48:58 »
хорошее определение природы (естества) есть у Иоанна Дамаскина:
"Хотя мы и говорим, что в человеке — одно естество, но должно знать, что мы говорим так, не обращая внимания на определение души и тела. Ибо если сравнить душу и тело между собою, то нельзя сказать, что они — одного естества. Но так как, хотя и очень много человеческих личностей, однако все они получают одно определение своей природы, ибо все состоят из души и тела, все получили естество души и имеют телесную сущность и одинаковую наружность, — то мы и говорим, что естество весьма многих и различных личностей — одно, — между тем как каждая личность собственно имеет два естества и состоит в двух естествах, — я разумею естества души и тела ."
человеческое естество в современном понимании - класс сущностей (н-р, класс человеческих существ) - совокупность свойств, характеризующих сущность. Естество человека - все, что свойственно человеку. Каждая составляющая человека в свою очередь имеет собственную природу, относится к своему классу. Душа - одну природу, тело - другую, дух - третью. Хотя все они входят как составляющие в человеческую природу.
человеческая природа в христианском понимании, не то же, что изначальная природа в буддизме. не нечто сокрытое и требующее очищения, а просто все то, что характеризует человека как человека.
Так же и природа Бога - все то, что было сказано о Его проявлениях через Евангелие, пророков и святых. По крайней мере, та часть знания, которая доступна. Плюс отблески, которые Бог сподобит увидеть нас самих.
мне кажется, фраза бл. Августина "Что же я такое, Боже мой? Какова природа моя?" относится к природе внутреннего человека. Что есть внутренний человек? Это действительно важный вопрос, не вполне ясно описанный в Предании.
по собственным ощущениям, внутренний человек - некое неповрежденное грехом ядро, освобождаемое через следование за Духом-Утешителем, молящегося в нас "воздыханиями неизглаголанными". Иногда на молитве появляется своего рода раздвоение, когда ощущаешь два достаточно сильно отличающихся существа - внутреннего и внешнего человека. Но это как сквозь мутное стекло.
"Хотя мы и говорим, что в человеке — одно естество, но должно знать, что мы говорим так, не обращая внимания на определение души и тела. Ибо если сравнить душу и тело между собою, то нельзя сказать, что они — одного естества. Но так как, хотя и очень много человеческих личностей, однако все они получают одно определение своей природы, ибо все состоят из души и тела, все получили естество души и имеют телесную сущность и одинаковую наружность, — то мы и говорим, что естество весьма многих и различных личностей — одно, — между тем как каждая личность собственно имеет два естества и состоит в двух естествах, — я разумею естества души и тела ."
человеческое естество в современном понимании - класс сущностей (н-р, класс человеческих существ) - совокупность свойств, характеризующих сущность. Естество человека - все, что свойственно человеку. Каждая составляющая человека в свою очередь имеет собственную природу, относится к своему классу. Душа - одну природу, тело - другую, дух - третью. Хотя все они входят как составляющие в человеческую природу.
человеческая природа в христианском понимании, не то же, что изначальная природа в буддизме. не нечто сокрытое и требующее очищения, а просто все то, что характеризует человека как человека.
Так же и природа Бога - все то, что было сказано о Его проявлениях через Евангелие, пророков и святых. По крайней мере, та часть знания, которая доступна. Плюс отблески, которые Бог сподобит увидеть нас самих.
мне кажется, фраза бл. Августина "Что же я такое, Боже мой? Какова природа моя?" относится к природе внутреннего человека. Что есть внутренний человек? Это действительно важный вопрос, не вполне ясно описанный в Предании.
по собственным ощущениям, внутренний человек - некое неповрежденное грехом ядро, освобождаемое через следование за Духом-Утешителем, молящегося в нас "воздыханиями неизглаголанными". Иногда на молитве появляется своего рода раздвоение, когда ощущаешь два достаточно сильно отличающихся существа - внутреннего и внешнего человека. Но это как сквозь мутное стекло.