Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - Sергий

Страницы: [1] 2 3 ... 29
1
хорошее определение природы (естества) есть у Иоанна Дамаскина:

"Хотя мы и говорим, что в человеке — одно естество, но должно знать, что мы говорим так, не обращая внимания на определение души и тела. Ибо если сравнить душу и тело между собою, то нельзя сказать, что они — одного естества. Но так как, хотя и очень много человеческих личностей, однако все они получают одно определение своей природы, ибо все состоят из души и тела, все получили естество души и имеют телесную сущность и одинаковую наружность, — то мы и говорим, что естество весьма многих и различных личностей — одно, — между тем как каждая личность собственно имеет два естества и состоит в двух естествах, — я разумею естества души и тела ."

человеческое естество в современном понимании - класс сущностей (н-р, класс человеческих существ) - совокупность свойств, характеризующих сущность. Естество человека - все, что свойственно человеку. Каждая составляющая человека в свою очередь имеет собственную природу, относится к своему классу. Душа - одну природу, тело - другую, дух - третью. Хотя все они входят как составляющие в человеческую природу.

человеческая природа в христианском понимании, не то же, что изначальная природа в буддизме. не нечто сокрытое и требующее очищения, а просто все то, что характеризует человека как человека.
Так же и природа Бога - все то, что было сказано о Его проявлениях через Евангелие, пророков и святых. По крайней мере, та часть знания, которая доступна. Плюс отблески, которые Бог сподобит увидеть нас самих.

мне кажется, фраза бл. Августина "Что же я такое, Боже мой? Какова природа моя?" относится к природе внутреннего человека. Что есть внутренний человек? Это действительно важный вопрос, не вполне ясно описанный в Предании.

по собственным ощущениям, внутренний человек - некое неповрежденное грехом ядро, освобождаемое через следование за Духом-Утешителем, молящегося в нас "воздыханиями неизглаголанными". Иногда на молитве появляется своего рода раздвоение, когда ощущаешь два достаточно сильно отличающихся существа - внутреннего и внешнего человека. Но это как сквозь мутное стекло.

2
"Во время учебы в Литературном Институте, Виктор Пелевин однажды поспорил, что сдаст всю сессию без подготовки и, более того, на каждом экзамене будет говорить только об Аркадии Гайдаре. Все шло хорошо, вплоть до последнего экзамена по русской литературе XIX века, когда Пелевин вытащил билет об «Отцах и детях». Группа замерла в ожидании.

— Чтобы разобраться в романе «Отцы и дети», мы должны лучше понять фигуру Тургенева, — начал Пелевин, — а это станет возможным, только если мы поймем, что Иван Сергеевич Тургенев был своеобразным Аркадием Гайдаром XIX века.

Преподаватель онемел, а будущий писатель триумфально продолжил:

— Итак, кто же такой Аркадий Гайдар?

Пари Пелевин выиграл."


Чтобы разобраться в буддизме, мы должны разобраться кто же был Будда.  а это станет возможным, только если мы поймем, что Будда был своеобразным Шри Ауробиндо 5 века до нашей эры.  :)

3
pilgrim, здесь важно не перепутать причину со следствием. Школа Западной Чистой Земли появилась в Китае в 5 веке нашей эры. Буддизм всегда впитывал и адаптировал религии примыкающих стран. Христианский регион находится по отношению к Китаю на западе. В это время как раз был расцвет умного делания в Византии. Так что скорей всего буддисты из торговых караванов, попавшие под влияние учения о Иисусовой молитве, сделали свою адаптацию. Чтобы молиться Будде с той же любовью и верой, как первые христиане молились Христу.

Вы говорите о неокончательности христианского рая. в христианстве есть вполне убедительная точка зрения относительно неокончательности буддийской нирваны. об этом пишет Силуан Афонский.

что праведному человеку в отрешении от вещей мира возможно остановить поток мыслей и дойти до видения света и красоты своей изначальной человеческой тварной природы - образа Бога. но поскольку в отрешении он отрицает и Бога - Творца всего, то такой тонкой формой гордости он устанавливает непреодолимый барьер в познании нетварной причины своего существования - самого Бога.

достижение видения изначальной тварной человеческой природы может сопровождаться обретением мудрости, спокойствия и прочих благ, но оно ограничено невозможностью созерцания Бога-Творца, нетварной и окончательной причины существования.

Т.е. получается, что нирвана - тупик, куда попадает созерцатель, ищущий опоры только в себе.

сам я занимался буддизмом довольно долго и с большим пиететом относился к сутрам и отдельным книгам буддийских учителей. но когда пришла призывающая благодать, сразу отбросил это все как шелуху. без всякого сожаления сдал целый шкаф буддийских книг букинисту.

если сравнивать по ощущениям, буддизм (по крайней мере в европеизированном его варианте) - это анестезия, христианство - истинное состояние организма души. Может оно и болезненное, но при правильном лечении постепенно выздаравливающее. :)

4
Значит не только у меня не качается. поздно увидел Ваш пост, поправить уже нельзя было.

5
Решил поискать Литургию. Попутно нашел замечательные Пасхальные песнопения на греческом. всего 4 мб, но продолжительность достаточно большая.
для скачивания нажать на изображение дискеты.

http://www.ecclesia.gr/Multimedia/Audio_Index/Tapes/Apo_to_Pathos_stin_Anastasi/index.htm

Литургия есть здесь.
http://folk-mp3-138-163.lyricstemple.com/900c6e0a.html

правда на мой ip-шник ругается Access denied.

6
serebro, о перерождениях в смысле Оригена, сказать что-то сложно. может есть, может и нет. для Спасения, имхо, это не так важно.

речь то шла о том, что воскресение в момент Суда не есть реинкарнация в новое тело, а восстановление образа "старого" как явление человеку собственных грехов. И это из Евангелие явствует очень ясно. А Вы на меня накинулись с печками и опытом. :)

опыт, конечно, важен. я, например, православный только благодаря иррациональному опыту, а не благодаря прочитанным книжкам. Просто опыт - дело тонкое и в начальном состоянии сильно переплетен с ложью, всеваемой известно кем. И всевается очень грамотно, так что и не отличишь, где запретный плод, а где с дерева жизни. Об этом отцы и предупреждали. И мне кажется, совсем не от якобы своей необразованности и непродвинутости, а как раз от практической мудрости и наблюдения опыта прелести и гибели своих монахов.

Мень, видимо, тоже говорил, что есть и будут еще святые, которые дополнят сказанное отцами древности с учетом современных реалий. Просто до святости нужно дорасти. Святость - это кротость, любовь и правда уже на самых ранних стадиях. А у нас здесь пока нет совершенных. Все срываемся и на сарказм, и на приемы черной полемики, которая есть скрытая форма лжи. И любовь часто декларируется, но не воплощается в конкретных плодах. А без нее все ничто.

Писание и Предание прекрасный пробный инструмент для всякого нового опыта, в котором, имхо, на ранних стадиях полезней сомневаться.

7
serebro, откуда столько сарказма. если Евангелие Вам ничего не доказывает, может, это и есть проблема веры?

Вы опираетесь на собственный опыт и услышанное в молитве. В Предании говорится, что верить нужно Евангелию и сказанному Духом Святым через святых.  и не доверять, особенно на начальных стадиях, такого рода собственному опыту. Есть даже прямой завет не заниматься толкованием Писания до стадии созерцания нетварных светов.

А Вы говорите, спросите у Господа. Спросить можно, вопрос в том, кто ответит.

возможно, это выгодная позиция, чувствовать себя нонконформистом и идти собственным путем.  Мне кажется, теплей идти путем Православия в соответствии с учением отцов о молитве. что и пытаюсь делать в меру сил.

простите, если ошибаюсь. Готов выслушать Ваш ценный опыт.

8
"Так желал бы я, ваше Боголюбие, чтобы и вы сами стяжали этот приснонеоскудевающий источник благодати Божией и всегда рассуждали себя, в Духе Божием вы обретаетесь или нет; и если в Духе Божием, то, благословлен Бог!-не о чем горевать: хоть сейчас - на страшный суд Христов! Ибо в чем застану в том сужу."

Суд происходит в образе тела на момент смерти. чтобы грехи были явно видны пришедшему на Суд. Ни о каких реинкарнациях речи нет. Образ человеческой плоти воскресает как вещдок грехов.

Суд - граница между прошлым и будущим веком. По его результатам воскресшая душа либо преображается для вечности, либо проклинается и ввергается в печь огненую.

"Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего:
пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,
и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;
тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!"

9
Диалог / Re: Соединяющийся с Господом
« : 07 Январь 2008, 15:12:11 »
В день светлого Христова Рождества
В пещерах душ раздался глас младенца.
Превыше ветхого мирского естества
Вошел Дух Святый в человеческое сердце.

С Рождеством!

10
Диалог / Re: Соединяющийся с Господом
« : 06 Январь 2008, 02:13:59 »
Sергий, мы любим Николая Сербского и читаем его. Гораздо интереснее для нас прозвучало бы Ваше мнение к данному отрывку.

Igor, вроде оставил,  небольшое правда, мнение, что это о сосложении воль. Лучше Николая Сербского все-равно не скажешь. получится достаточно сухо, хотя за этим стоит великая красота и великая тайна.

мне кажется, если кратко, то примерно так:

дух человека творит свой образ, обращаясь либо к блуднице (телесно-душевному), либо к Логосу и Духу Святому.

рождение образа происходит через сосложение воли (духа) или с похотением плоти, или с волей Божией, которая есть любовь.

и в итоге дух обретает образ либо перстного, плотяного тела Адама, либо единство в теле Христовом - как один из членов в теле нового Адама. единство, в том числе и с духом Господа.

"Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
один Господь, одна вера, одно крещение,
один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас."

11
Диалог / Re: Соединяющийся с Господом
« : 05 Январь 2008, 01:13:57 »
"А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом".Кор 6:17
Как вы понимаете этот стих?

согласен со stas-ом. скорей всего, о сосложении воль.

У Николая Сербского:

"Дух плоть себе творит, как орган речи, как образ свой. Бессловесна и неподвижна плоть к добру и злу, если душа не заговорит.
Не узн`ает тело прелюбодеяния, если душа ему не скажет. Прелюбодеяние в сердце совершается; тело видимым образом повторяет сотканное тончайшими нитями в тайниках сердца.
Друзья мои, смотрите на женщину так, как она сама на себя смотрит, и, как струпья, сойдет самообман с очей ваших. На каждое существо его глазами смотр`ите и не с вожделением смотреть станете, а с состраданием.
Господи, освятивший брак, освятил Ты и безбрачие. Имеющих мудрость и силу жизнь свою, от Тебя сошедшую, Тебе посвятить, тех Ты благословил.
И тех, кто вместить сего не может и не может жизнь свою в себе держать, благословил Ты, дабы могли они поделиться ею и, через жену, дать жизнь новую.
Самообман мужчины в мысли, что влечет его женщина. Се, невостребованная жизнь в нем, она его толкает к женщине, ибо хочет быть востребованной.
Ты - жизнь, Господи, Ты - жизнь и свет. Ты - свет, Господи, и не желаешь быть во тьме сокрытым и не светить.
Блажен Тебя в себе познавший и дающий Тебе светить в душе и теле своем.
Неважно, в плоти единой или в разделенной светить Ты будешь, Ты желаешь светить и землю освящать и наполнять ее жизнью Своей и Своим светом.

Блаженна жена, от самообмана очнувшаяся, и, мужа узнав так, как он себя знает, вожделение оставила и исполнилась сострадания. И носит жизнь в себе с трепетом и гордостью, словно небо носит.
Блажен познавший благовременно, что прелюбодейство оскверняет святыню и убивает жизнь.
Опасны шутки с Богом, чада земные. Лучше вам с огнем играть, чем с Господом шутить."

12
простите, имхо, не стоит путать недостаточность собственных знаний по учению о перерождении в буддизме и собственно Учение Будды. Если есть интерес обтесать, хорошая книга - Чокьи Нима Ринпоче "Путеводитель по Жизни и Смерти". Есть и более серьезные труды в востоковедческом переводе.

воскресение христианства не есть реинкарнация как обретение новой плоти (пере- во-плотиться (лат)), а преображение своего тела, переменившего образ для нового, духовного мира. все-таки разница существенная.

13
в каббале учение о реинкарнациях закручено почище индуизма:

из иудейского форума:

"Реинкарнация в иудаизме существует, но эти вопросы относятся к каббале - мистическому учению и широко не освещаются.
С точки зрения иудаизма...
Структура души еврея отличается от нееврейской души. Душа еврея обладает 5 частями против 2 нееврейских.
Можно реинкарнироваться из нееврея в еврея. Нееврейская душа больше подвержена влиянию сил зла. Еврейская же душа может реикарнироваться 3 раза (по каббале) и при этом её обладатель должен начать соблюдать еврейские заповеди (придти к ответу), если же после третьего раза еврей не стал религиозным, то его душа (это по каббале.) переходит навечно в ад.

Но тут есть место для разночтений... есть раввины считающие (по видимому, основываясь на Талмуде, то есть комментариях к ТаНаХу), что в четвёртой реинкарнации еврей может опустится на более низкий уровень существования, более мучительный и далёкий от духовности, например, превратясь в собаку или лисицу и так далее и тому подобное...

По иудаизму, душа может реикарнироваться не полностью, то есть отдельные части души реинкарнируются с целью исправления, а другие части души находятся в том месте которое они заслуживают.
Три части души реинкарнируются в следующей последовательности (на иврите) нэфэш, руах, нэшама.
Нэфэш, Руах, Нэшама, Хая, Ехида - пять частей души.
В данном случае речь идёт о терминах поэтому дословный перевод НЕ ОТРАЖАЕТ значения слов. Название терминов можно было бы и не переводить, но я это сделаю, хотя перевод будет заведомо не точным и не полным.
Нэфэш - душа.
Руах - дух.
Нэшама - душа. 
Хая - живая (душа)
Ехида -единственная, еденица.
Каббала выделяет пять уровней души: нефеш, руах, нешама, хая, ехида.
Нефеш - самый нижний уровень, который "отвечает" за системы жизнеобеспечения организма. Центром этого уровня души в нашем теле является печень.
Руах управляет эмоциональной сферой человека. На этом уровне души пробуждаются желания, страсти; здесь происходит выбор между добром и злом. Сердце - жилище руаха.
Нешама - это уже интеллектуальный уровень. На этом уровне человек "создает" себя: борется с соблазнами, подчиняет себя выбранным целям. Мозг - адрес нешамы в теле.
Нефеш, руах и нешаму часто объединяют под одним названием: нешама. Три этих уровня представляют собой как бы единый блок. Нефеш руководит нашим телом, но при этом не является самостоятельной единицей, а подчинена руаху (недаром работа органов тела зависит от общего эмоционального фона). Руах, в свою очередь, подчинена нешаме. (И, действительно, в идеале, человек должен руководствоваться разумом, а не эмоциями).
Нефеш, руах и нешама находятся внутри тела и олицетворяют собой "внутренний свет". Хая и ехида - два высших уровня души. Тело не может вместить их, и они образуют "окружающий свет".

здесь более обстоятельно -  Стивен Розен "Реинкарнация в мировых религиях" Глава 3 ИУДАИЗМ
http://spiritual.ru/relig/reinkmir4.html

14
Keleynick, на мобильном не пробовали? Если экран хороший, идеальный вариант, особенно в транспорте.

как читать на мобильном
http://tequilacat.org/dev/br/index.html

15
Аскетическая практика / Re: Сердце и чрево
« : 28 Декабрь 2007, 11:16:47 »
Интересно, что имелось в виду под словами  смотреть в глубину его
?

видимо, это - "свободно наблюдает плещущие внизу злые помыслы и разбивает их, как вторых вавилонских младенцев о камень имени Христова"

прилоги поднимаются из глубины. если удается их распознать, Иисусова молитва разбивает прилог еще в младенчестве.

Страницы: [1] 2 3 ... 29