Спасибо всем, кто ответил.
2 Plot:
Если и практикуется удерживание дыхания - то только потому что излишне грубое дыхание отвлекает внимание от молитвы, огрубляет его.
Ну, если обычное дыхание для молитвы слишком грубо, то придётся, значит, обучиться тонкому дыханию. А для этого делать те или иныя дыхательныя упражнения. Ведь так? Кстати есть такой род дыхания - кевала-кумбхака - так там практически и дыхания нет. Так что вряд ли его можно было бы назвать грубым. Но чтобы освоить эту кевала-кумбхаку нужно, опять-таки, много практиковаться.
Убрать всё, что отвлекает от Господа...
Тогда уж лучше на дыхание вообще не обращать никакого внимания - чтобы совсем не отвлекаться. Между тем, какое-то внимание на дыхание исихасты, всё же, обращают.
Кроме того, про накопление праны я ведь ничего и не говорил. Я имел ввиду задержки дыхания / пранаяму как средство к достижению безстрастия. Безстрастие ведь полезно для молитвы?
2Alexander:
...советы, которые в общем сводятся к сдержанности и замедленности дыхания...
В какой мере рекомендуется удерживать дыхание? Что значит "по возможности" (Григорий Синаит)? По возможности - до предела, насколько возможно? Или - до начала неприятных ощущений? Или тАк просто - во вполне удобных пределах, чтоб даже не замечалось?
2 grza:
Правда по Новому Завету, Господь по нашей немощи ничего такого и не требует от нас, так что может стоит всеже сосредоточится на выполнении заповедей и жизни по ним?
Совершенно верно. Но как исполнить эти заповеди? Страсти мешают. Господь "ничего такого" от нас не требует, но ведь не зря люди на столпах стоят, в шапках железных ходят, не едят, не пьют и не спят? Стараются, стало быть, такими себя соделать, чтоб эти заповеди (а их и всего-то две основных) быть способными в полной мере исполнить.