Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - Alex-naon

Страницы: [1] 2 3 4
1
Мне книга показалось слишком "от ума"...

2
Диалог / Re: Махамудра Упадеша
« : 19 Февраль 2014, 23:43:08 »
Цитата для старика Патрула очень понравилась. Киньте ещё чего-нибудь в этом стиле

3
Игорь-т, спаси Христос за цитаты. Буду сейчас читать эту книгу, потом можно будет обсудить ;)

4
Время молчать и время говорить. Молчание бывает злым, завистливым. Восхваление бывает человекоугодническим и тд.

5
Аскетическая практика / Болезнь
« : 22 Февраль 2012, 14:50:54 »
Доброго здоровья!
Хочу попросить участников форума поделиться опытом. Как вы преодолеваете простуду? Не только лекарствами, а именно духовно. Может быть вы как-то по-особенному молитесь или что-то читаете, чтобы не впасть в уныние и расслабление.

6
Аскетическая практика / Re: О четках
« : 20 Август 2011, 12:47:06 »
Друзья, мне кажется, чтобы как-то решить этот вопрос с благословением чёток, достаточно обратится к дожившей до нашего времени среди старообрядцев (и единоверцев) древнерусской традиции стоять на молитве всегда с лестовкой. И мирянам и духовенству. А в храме или в лавке церковной повесить вот такие благочестивые плакаты http://www.staropomor.ru/images/lestovka3.jpg или http://nesu-svet.ru/books/img/skazanie_o_lestovke.jpg . И проблема решена. Молиться всем заповедано, пора уже прекращать играть в какие-то элитарные игры только для посвященных.

7
Цитировать
Взять свою меру и идти дальше, чтобы не остаться привязанным к сундуку с богатствами навеки...

Привязываться нельзя даже к молитве исусовой.   :-)

8
Вообще автор темы поднял актуальный вопрос. Православное богослужение не совсем подходит для современного человека своей обширностью. В нём заключено слишком много, и ветхий и новый заветы, и сложная гимнография, внутри которой сложные богословские понятия и т.п. Вся эта всеобъемлемость просто подавляет неподготовленное сознание. К примеру, я видел католическое богослужение, там всё очень простенько. Тем для раздумий мало и на них довольно удобно концентрироваться. Да и пожертвовать для Бога 30 минут не так уж и сложно. Короче говоря, богослужение очень адаптировано под занятого человека. И я не знаю правильно это или нет. Только вот однажды поняв красоту восточной богослужебной практики мне уже никогда не удастся от неё отказаться. Я бы сравнил это с тем, что бедный человек нашёл огромный сундук с сокровищами и ропщет, что сундук слишком тяжёлый и его тяжело нести. Действительно понести его целиком будет невозможно, но может быть по-немногу и постепенно можно эту трудность осилить? Каждый выбирает сам свою меру.

Цитировать
Стоящие в храме прицеплялись к словам: “Помилуй меня, Боже, помилуй меня”, как и ныне. Таких ныне в храме 100%, считая священников, архиерея и патриарха.

Интересно что по-старому чину канон этот читается с припевами "Слава Тебе Боже наш слава тебе". Совсем другое ощущение, предлагаю проверить.

P.S.: По поводу личного опыта. Службу Мариино стояние я впервые посетил в прошлом году. Это было незабываемо. Молились по-старому, то есть по три метания на каждый тропарь. Может показаться мракобесием, но напротив, тело и ум сильно утомилось, а дух стал как-то более твёрдым и осязаемым чтоли.

9
Спаси Христос! Очень благодарен всем, выразившим свои мысли на эту довольно сложную тему.
Антиквар, много из того, что Вы написали копейка в копейку сходится с моими собственными мыслями, что не может меня не радовать :). Приведу то, что оссобенно на душу легло:
Цитировать
Оставаясь на месте, начинаешь глубже проникать в себя и острее чувствовать окружающий мир. Этот мир начинает распинать тебя ежедневно и ежечасно множеством самых обыденных ситуаций.
Но условием для этого явлется внутренняя динамика или неупокоенность. Неудовлетворенность собой, все более острое ощущение страстей, стянувших тебя ремнями и привязавших к миру, неспособность совладать со своим умом, слабость молитвы, ужас от осознания того, что в тебе самом таится черная бездна, готовая тебя поглотить - очень многое, что трудно выразить словами.
А также понимание того, что все найденное тобою в себе самом и кажущееся на первый взгляд жемчужинами, на самом деле  - мишура или мусор, и все это не идет ни в какое сравнение с тем, что обязательно должно быть где-то, с тем запредельным, что однажды должно нам открыться.
Озарения, благостность, покой, радость - все это в лучшем случае слабые отблески, которыми не стоит очаровываться, в лучшем случае оазисы в пустыне, но и вода в оазисах может быть отравлена.
Я именно это и имел ввиду говоря о внутренней неупокоенности.

Не могу также не привести слов Леонида:
Цитировать
К примеру, начитался Свенцицкого, а ум услужливо выстроет соответствующую "картинку" в подтверждение своей же правоты, или тот, уже приводимый мной пример с Карлосом Кастанедой, когда его "последователи" начинали пожирать декоративные кактусы и видеть световые шары вокруг людей.
Вот то, во что много раз я сам попадал, когда прочитав нечто о чистой молитве и ощутив на практике похожие ощущения, мне казалочь "Вот оно!" (Феофан вроде о похожих явлениях предостерегает).
Цитировать
А Вы псалмы пр. Давида читайте,
в них нет никакого эгрегора и коллективного сознания,
их сам Иисус Христос всю жизнь читал.
Вы знаете, Андрей, я сейчас настолько заражен подозрительностью, что мне кажется, что читая псалмы, если их читать с умом, постоянно жаждущим впадения в некий удобый эгрегор, предоставляют самую лёгкую для этого возможность. Через можно подключиться как ветхозаветному эгрегору, так и к "подвижническому" монашескому. То есть, ум помнит, что подвижники всё время прочитывали псалмы, и когда человек начинает  занимается невнимательным псалмопением, то он уже не Богу молится, а подключается к эгрегору "представлений о подвижничестве", и ему кажется, что он на правильном пути. Читаешь себе весь  Псалтырь за неделю, например, и в ус не дуешь. Ты же ведь всё правильно по канонам делаешь, повторяя практику отцов. Прошу понять меня правильно, я не отвергаю Псалтырь, просто в болезни, в которую я впал сейчас, это, на мой взгляд, не самое лучшее лекарство.
Цитировать
Бог Он Велик
И общение с ним ВЕЛИКОЕ дело, так что не ошибётесь его отличить от подмены.
Ах, дорогой Андрей! А если я обманываться рад? Ведь, что самое главное даёт эгрегор взамен общения с Богом это покой! То к чему я всю жизнь по лености своей стремлюсь. Мертвенный, холодный покой,без страданий и без жизни, в котором льётся холодный свет. Некая нирвана. И я чтобы совместить это своё это стремление со святоотеческим преданием я эту нирвану совместил  с православной исихией. Поэтому не всё так просто, Андрей.

У меня ещё такая мысль родилась. Вот, что есть наша умная молитва для Бога? Да это просто нелепое биение об пол безсмысленное и беспощадное. И мнится мне, что он может просто помилосердовать на наше безумное рвение и подать вразумление. Но горе, если мы воспримем эту милость как подтверждение правильности нашего биения головой об пол.

P.S.: Вопрос об изгнании из мира людей несущих любовь очень важен, но не совсем к теме относится. По сему прошу желающих выделить его в отдельную темую

10
Богословие исихазма / О молитве эгрегору
« : 21 Октябрь 2010, 22:35:41 »
Из статьи в Википедии:
Цитировать
Эгре́гор (др.-греч. ἐγρήγοροι, «стражи») — в оккультных и новых (нетрадиционных) религиозных движениях — душа вещи, «ментальный конденсат», порождаемый мыслями и эмоциями людей и обретающий самостоятельное бытие.

Давно уже меня мучили мысли о том, что всегда рядом с нами есть искушение подмены Богообщения поклонением эгрегору, этому своего рода коллективно созданному богу. Особенно, когда этот эгрегор имеет православный вид. Ведь если обратить внимание, то современные явления поклонения младостарцам, канавкам, котелкам и т.д., всё это последствия того, что человек совершенно заменил общение с реальным Богом, на общеиие с эгрегором. Ведь эгрегор тоже может выдавать некие чудесные явления, которые могут быть приписаны благодати Божией. "Сила эгрегора определяется не только тем, насколько отдельный индивид или масса убеждены в том, что информация, заложенная в эгрегор, истинна, но и тем, сколько именно людей считает так."

Но если подобные псевдоправославные злоупотребления очень наглядны и вызывают благородное негодование или тщеславное индульгирование у "нормальных" христиан, то более тонкие явления невидимы и для них. Что если представить, что исихастская "безобразная" (естественно как думает о ней наш падший разум) молитва есть точно такая же подмена общения с Богом? Здесь опять-таки мы можно благородно откреститься от "неумеренного увлечения техникой", но боюсь, что и это не спасёт нас от постоянного искушения наши представления о Боге принять за самого Бога.

Я очень хотел бы, чтобы все форумчане высказали своё мнение по этому поводу, а пока сам выражу своё резюме. Итак, на мой взгляд, совершенно необходимое, можно сказать, ежесекундное делание человека состоит в том, чтобы постоянно стремиться прорваться сквозь тучи эгрегоров, в которых он волею или неволею живёт, к Истинному Солнцу.Это некая постоянная неупокоенность ни в чём (в правилах, молитве, уставе, богослужении, чтении и жизни вообще). Яркой иллюстрацией этого делания могут служить слова пророка Давыда "Помяни, Господи, Давыда и всю кротость eго. Яко клятся Господеви, обещася Богу Ияковлю. Аще вселюся в селение дому моего, ли взыду на одр постели моея. Аще дам сон очима моима и векома моима дремание, и покой скраниам моим. Дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Ияковлю.".  Одним словом, страшно заснуть в "духовном" сне, покуда не обретено "место Господеви".

11
Враги человека - домашние его. Но враги эти полезнее многих друзей. Они выковывают из слабого человека кристалл. По-крайней мере по своему опыту сужу. Они знают и чувствуют самые больные места и всегда очень точно в них бьют. И если б не эти удары можно было бы пребывать в блаженном невежестве. По сему и благословляем мы врагов наших как наших очистителей и учителей. Внимательно изучая места нападения врагов можно многое о себе узнать.

По поводу гнева. Слышал я что гнев и агрессия очень сопряжены с творчеством. Даже дверь открывая дверь человек проявляет агрессию. По сему сам я во время приступов ярости практикую по возможности наблюдение за той поднимающейся силой, которая кипит внутри. И это даёт некое успокоение и уверенность. Принимая эту силу, а не отвергая её, становишься сильнее (простите за тавтологию). Превращаешься в некий неуязвимый кристалл. Нет полной увренности, что я делаю правильно, но ничего лучше я ещё не придумал.

12
Цитировать
Очищение обычно идет сверху вниз: человек отслеживает мысли, в которых присутствуют гневные нотки, затем начинает справляться с эмоциональным возмущением, затем доходит до кипения гнева в сердце, а затем... Обычно начинается подавление страстей (в т.ч. и гнева), при этом теряется и наполняющий поток жизненных сил, сами же страсти скидываются вниз, и люк задраивается, и тогда сила гнева, смешиваясь с осуждением, становится черным смоляным потоком в подсознании. Он, пульсируя, исподволь толкает и побуждает к проявлению "разрешенные" страсти и чувства: напр., он питает чувство религиозной исключительности, он наполняет ненависть к врагам партии/церкви/государства и т.п. - при видимом внешнем благочестии.

Жестоко слово сие, но к сожалению правдиво. По крайней мере мои личные наблюдения данный тезис полностью подтверждают.

Александр, можете ли вы тогда рассказать об альтернатвном выходе из ситуации?

13
Богословие исихазма / Re: О паламизме
« : 05 Январь 2009, 01:14:12 »
Цитировать
Критика православия как цель, повод всегда найти можно. Сейчас это у него неправильное понимание православными св. Григория Паламы и Фаворского света, завтра что еще - все одно никто не разберет, но зато авторитет старообрядцев поднимет.  Слон и моська.

Это тебя, дорогой, по-моему обуял полемический дух. Видишь то, чего нет.

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1862.0

14
Исихазм http://rutube.ru/tracks/663191.html

К сожалению, неполная версия.

Довольно интересно как то, что у человека,читающего святых отцов может быть сформулировано достаточно кратко и просто, учёный расскажет так, что понять почти совершенно невозможно.  :-)

15
"Преображение и Церковь" Священноинок Симеон (РПСЦ)
http://www.posad.1gb.ru/default.aspx?ti=1&hti=94

Очень интересная и не менее спорная статья, но определенно заслуживающая внимания.

Цитировать
Преображение есть именно провозвестие Страстей. Оно – освещенный слепящим светом вход в непроглядную ночь богооставленности. И не об этом ли говорили с Господом Моисей и Илия? Ученикам было дано услышать, что, «явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк 9, 31). В лучах невещественной Славы Господь и Его пророки говорили о запредельных боли, тоске и ужасе. Тому, кто хочет рассуждать о богословии Фаворского Света, надо помнить, что оно возможно только в связи с богословием крови и тьмы Страстной Пятницы и гробового молчания Субботы.

Цитировать
Характерно отношение к прп. Симеону свт. Григория Паламы (†1359), которого подчас пытаются представить духовным наследником первого. Общеизвестно, что для обоих учителей откровение БогаСвета является высшим возможным на земле образом Богопознания. Но свт. Григорий, почтительно упоминающий Симеона как наставника умносердечной молитвы (правда, всего лишь однажды13), в собственных богословских сочинениях, однако, на него никогда не ссылается. Более того, некоторые представления, восходящие непосредственно к прп. Симеону, Палама считает долгом горячо и непримиримо опровергать14. Между тем, кого церковное сознание Византии девять веков назад почтило именем «Нового Богослова», и тем, чье имя сегодня считается едва ли не символом богословской самобытности Восточной Церкви, существует различие и более общего порядка.

Мы уже говорили, что Симеон так же непосредственно, как Павел, богословствует от опыта веры, жизни и видения. Он не подчиняет ни само свое созерцание, ни его словесное выражение посторонним для него философским категориям. Вместе с тем, созерцание для него ничуть является не личным внутренним делом, а общецерковным, кафолическим. Отрицающих необходимость духовного просветления (в его смысле) он признает не менее как вероотступниками. Однако его самосознанию не свойственны ни сектантство, ни элитарность. В большинстве своих писаний он обращается не только к монахам, а к христианам вообще, призывая всех и каждого к достижению святости15. Палама же защищает молитвенную методику избранной духовной элиты, для которой созерцание является образом жизни и, в то же время, в некотором роде, привилегией, предметом общественного престижа. Главным учителем молитвы, по Симеону, является взыскательная, бескомпромиссная совесть верующего человека. У афонских исихастов XIV века, протагонистом которых был Палама, вперед выдвигаются специфически монашеские добродетели, а также вопросы дисциплины ума и психофизической техники.

Догматическая работа Паламы, с другой стороны, убедительно свидетельствовала об исконном, от апостолов идущем предании: Само Божество открывается миру и человеку как несотворенный, вечный и неприступный Свет. В этом непреходящая кафолическая правда св. Григория. Но в силу исторических обстоятельств, его непосредственной, ближайшей целью была апология определенной монашеской корпорации. С самого начала полемики с Варлаамом и Акиндином обсуждение важнейшей темы христианского Откровения оказалось частью церковнополитической борьбы. Лучи Света истины, Который Сам «просвещает всякого человека, грядущего в мир», и отнюдь не нуждается в человеческом оправдании, были сделаны достоянием диалектики и едкой публицистики. Добавим, что и в наше время неопаламизм зачастую пытаются использовать в специально полемических целях16 или положить в основу корпоративной идеологии, уводя, таким образом, от подлинных высот созидания нового человека во Христе.

Сравнение прп. Симеона со свт. Григорием Паламой показывает различие между апостольским богословием-исповеданием, в силе Святого Духа свидетельствующим об опыте Фавора, – в том числе, в откровениях позднейших веков, – и богословием, которое представляет собой рационалистическое использование мистического опыта. Важно, что богословие первого рода имеет исходной точкой своего пути – душу, поставленную перед Богом в обнажении от всяких земных связей и условий, а концом этого пути видится преображенное в Воскресении вселенское тело Церкви, как «полнота Наполняющего всё во всём» (Еф 1, 23). Богословие же второго рода исходит из среды Церкви, понимаемой как социальная сила, или порождается некоей социальной силой, говорящей от лица Церкви. И такое богословие, даже предпринимаемое в целях защиты православного предания, неизбежно оказывается исторически ограниченным, как любое явление социальной природы17.

Страницы: [1] 2 3 4