1
Аскетическая практика / Re: Смирение = Спасение.
« : 11 Январь 2020, 20:37:37 »
Только Раиса задала вопрос о смысле слова "спасение", и наверное, по логике, следующий должен быть вопрос "что такое смирение?".
Ведь без понимания смыслов этих слов и весь остальной разговор пуст.
Выложу опять разные мнения на обсуждение.
Смирение настоящее и ложное.
«Напомню вам, что смирение – это не то, когда тебя унижают или над тобою издеваются, а ты этому спо-собствуешь или это попускаешь. Смирение – это религиозное чувство, когда Дух Святой приносит в душу мир и истину. Т.е. совершенно отчетливое чувство, осознание, кто я такой, каково мое место в мире. Сми-рение – это правда о себе, об отношениях с Богом, миром, другими людьми. С нашей стороны, смирение начинает стяжеваться нравственной в этом направлении деятельностью, в основе которой, в начале кото-рой лежит осознание своей меры. т.е. когда человек всеми силами добивается, с помощью Божией, истин-ного осознания себя и всех своих отношений.» игумен Петр (Мещеринов)
«Среди добродетелей уже истинно-духовных проявляет себе особенно истинное смирение смиренномудри-ем именуемое, в сути истинное самопознание, познание рожденное неудачами и безсилиями, как в перене-сении скорбей, так и в борьбе со злом, человек познал истинно ничтожество своего я». Архиепископ Анто-ний (Михайловский)
«Смирение - залог в сердце, святое, безымянное сердечное свойство, Божественный навык, рождающийся неприметным образом в душе, от исполнения евангельских заповедей». прп. авва Дорофей
"Что же такое христианское смирение? По Евангелию, это, прежде всего, нищета духа (Мф. 5:3) – состояние души, проистекающее из видения своей греховности и неспособности освободиться от давления страстей своими силами, без помощи Божи-ей. «По непреложному закону подвижничества, – пишет свт. Игнатий (Брянчанинов), – обильное сознание и ощущение своей греховности, даруемое Божественной благодатью, предшествует всем прочим благодат-ным дарам». Св. Петр Дамаскин называет это видение «началом просвещения души». Он пишет, что при правильном подвиге «ум начинает видеть свои согрешения – как песок морской, и это есть начало просвещения души и
знак ее здоровья. И просто: душа делается сокрушенною и сердце смиренным и считает себя поистине ни-же всех и начинает познавать благодеяния Божии… и собственные недостатки». "
«Разделить смирение на эти три категории можно лишь условно, теоретически, для удобства восприятия, но по сути – это одно качество. Смирение по отношению к Богу – это видение своих грехов, надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к Нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей. Смирение - стремление подчинить свою волю святой Бо-жьей воле, воле благой и всесовершенной. Поскольку источником любой добродетели является Бог, то вместе со смирением Он Сам вселяется в душу христианина. Смирение же лишь тогда воцарится в душе, когда в ней «изобразится Христос» (Гал. 4,19). По отношению к другим людям – отсутствие гнева и раз-дражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. Эта искренняя незлобивость основана на том, что Господь любит человека, с которым произошло разногласие, так же, как и тебя. Человек, обла-дающий смирением по отношению к самому себе, не смотрит за недостатками других, зато прекрасно видит собственные. Более того, в любом конфликте он винит только себя, и на любое обвинение или даже оскорбление в свой адрес такой человек готов произнести искреннее: «прости». Вся святоотеческая мона-шеская литература говорит о том, что без смирения не может быть совершено доброе дело, а многие святые говорили, что можно не иметь никакой другой добродетели, кроме смирения, и все равно оказаться рядом с Богом. Безусловно, то, о чем сказано – это идеал, к которому должен стремиться каждый христианин, а не только монах, иначе жизнь в церкви, а значит - путь к Богу – окажется бесплодным. Не случайно корнем слова «смирение» является слово «мир». Наличие в сердце смирения действительно свидетельствуется глубоким и прочным душевным миром, любовью к Богу и людям, состраданием ко всем, духовной тиши-ной и радостью, умением слышать и понимать волю Божию, различные точки зрения и позицию других людей». с сайта http://azbyka.ru
«Смирение есть радостно-печальное самоуничижение души перед Богом и людьми по благодати Святой Троицы, выражаемое мысленно молитвою и зрением грехов своих, сердечно-сокрушенными чувствами, действенно всецелой покорностью Божией воле и усердным служением людям ради Бога. Смиренные уди-вительно смягчаются сердечно, имеют согретость души и теплоту любви ко всем людям без исключения по какому-то дару свыше». епископ Вениамин (Милов)
«Смирение – это нормальное, естественное состояние человека перед своим Творцом. И это не высшая добродетель, это изначально нормальное состояние души человека, в которое мы должны вернуться для возможности быть с Богом. Можно сказать даже так, что смирение – это и есть наше спасение».
"Прежде всего, смирение - это внутреннее состояние души, которое только потом может начать проявляться во внешнем. Если происходит наоборот, т.е. первое пошло наружное смирение, то без внутреннего оно превратится в ложное. Часто смирением и смиреномудрием называют одно и тоже, но намного чаще разное: смирение это уже как состояние души, а смиреномудрие - это смиренное о себе мудрование (смиренные мысли), в том числе и самоукорение."
«Истинное Смирение происходит от истинного покаяния. Смирение - это полное ненадеяние на себя, а надеяние на Бога, и почитание себя грешным, ни-чего не стоящим человеком. Это то, единственно правильное состояние, к которому мы должны прийти при исполнении Заповедей Божиих. Это основа всех добродетелей и важность её крайне велика. Оно одно может спасти человека, который не видит себя смиренным, видит себя хуже других. Бог только смиренным даёт Благодать, силы на борьбу со страстями. Оно угашает страсти, постепенно искореняя их, восполняет недостаток дел, может покрыть неискоренённые страсти. Это необъяснимое чувство сердца, происходящее от опыта христианской жизни, возможного только при правильной церковной жизни, переходящее в сер-дечный навык. Это то, единственно правильное состояние, к которому мы должны прийти при исполнении Заповедей Божиих. Если это не так – «это путь волчий»».
«Смирение состоит не в наклонении выи, или в распущении волос, или в одеянии неопрятном, грубом и бедном, в чем многие поставляют всю суть добродетели сей, но в сокрушении сердца и смирении духа, как сказал Давид: Дух сокрушен: сердце со-крушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19)». прп. Никита Стифат
«Ложное смирение – это смирение показное, это когда человек постоянно “прибедняется”, начинает об-щаться слащавым голосом с театральным опусканием глаз к земле, думает и говорить о себе всё плохое, на словах уничижает себя, а в душе таким себя не почитает, старается убедить других в своей худости, и что это и есть настоящее смирение, самого себя уничижает, но обличений от других не терпит, и самое основ-ное, что он видит себя смиренным. При этом человек даёт себе низкую самооценку, что может ввергнуть человека в лень, в состояние, что если я сам целиком плох, то нет нужды бороться с отдельными недостатками, и в таком состоянии позволить себе множество беззаконий. Ложное смирение верующие люди про-являют по тщеславию, честолюбию и славолюбию. Человек, который болен этими страстями и знает о сла-ве истинного смирения, пытается вместо трудного и скорбного достижения истинного смирения легко надеть личину смирения и везде публиковать себя таким смиренным. О смирении он знает лишь пона-слышке или начитанности и по этому знанию составляет себе ложный образ смиренного человека, а затем пытается выглядеть по этому своему сочинению. Он ожидает от других людей похвал и прославлений за это деланное и ложное смирение. Часто человек выказывает ложное смирение для того, чтобы остановить чье-то обличение или любое другое умаление его образа в глазах людей. Основные средства для выказыва-ния ложного смирения такие: 1) смиреннословие, которое состоит в употреблении смиренных по виду и содержанию слов и выражений; такой человек часто употребляет выражения: «спаси Господь», «буди воля Божия», «как Богу угодно», «слава Богу за все», «прости меня», «я недостойный», «я самый грешный», «я непутевый», «я ничего не знаю и не понимаю», «не суди и не будешь судим», «не осуждай» и т.п. 2) гово-рение тихим голосом и мягкой (елейной) интонацией; 3) деланные позы, складывание рук, взор и движе-ния, с целью выказать «смирение»; 4) намеренная небрежность в одежде и внешнем виде; 5) употребление различных духовных цитат и крылатых фраз, с целью подчеркнуть свою «духовность»; 6) указание другим на необходимость смиряться; 7) пресечение обличений или оскорблений от других ложным поклоном и «смиренными» словами «прости меня грешного», «не судите» и т.п.. Употребляя такие средства, тщеслав-ный человек ищет себе славы за добродетель смирения или уклонения от обличений и укоризн от других людей. По этим признакам и можно усмотреть в себе эту пагубную страсть. Ей должно противопоставить любление безчестий, оскорблений и обличений, простое отношение к людям, оставление самооправдания. Должно строго следить за своими помыслами и словами и никогда не произносить пустых слов смиренно-мудрия, если они не исходят от сокрушенного и, в следствие этого, истинно смиренного сердца. Облада-тель ложного смирения никогда не достигнет истинного смирения и не сможет каяться, плакать и стяжать спасительную благодать. Ложное смирение является одной из самых страшных проявлений гордости, а не-возможность человеку объяснить это, делает ложное смирение ещё страшнее». «Лжесмирение - притвор-ное смирение, происходящее от желания показаться перед людьми лучше чем ты есть на самом деле, при-обрести их расположение ради успеха в земной жизни. «Смирение есть одна из высших евангельских доб-родетелей, превысшая человеческого постижения. Смирение божественно, оно есть учение Христово, свойство Христово, действие Христово», - говорит святитель Игнатий Брянчанинов. Смирение рождается через Божественное действие внутри человеческого сердца. Оно есть действие благодати Святого Духа, дающей человеческому сердцу тот мир, в котором пребывает Сам Бог. Из попытки заменить Божественное благодатное действие естественным психологическим состоянием возникает ложное (мнимое) смирение. Важно знать, что существуют естественные психологические качества - робость, застенчивость, стесни-тельность, неуверенность и др. которые не имеют ничего общего со сверхъестественным благодатным ми-ром, нисходящим в человеческую душу. Эти качества основаны на уважении к человеческому мнению, на искании человеческого расположения, на почитании законов общества, в конечном счете, на страхе перед людьми, но не на любви к Богу. Стремление выдать эти качества за христианскую добродетель смирения ведет к обману себя и ближних. Будучи Божественным действием, то есть действием Самого Создателя мира, смирение не нуждается в заигрывании с человеческим мнением, которое непременно оборачивается исканием человеческой славы. В состоянии смирения христианин видит правду о себе и ближних. Такая правда нелицеприятна, поскольку человеческая природа повреждена грехом. Видение этой правды проис-текает из действия Всесвятого Бога, есть следствие прямого подчинения Ему, соприкосновения с Его свя-тостью. Познание тяжелой правды человеческого падения сосуществует в христианине с любовью к лю-дям. Этой любовью обладает Сам Бог, сообщающий ее избранному Им человеку. Отличительная особен-ность такой любви состоит в беспредельном сострадании к ближнему, и, в тоже время, в совершенном неприятии творимого им греха. Непостижимое для мира соединение неограниченного милосердия и реши-тельного отвращения ко злу вышеестественно. Такое состояние невозможно произвести человеческими усилиями, оно - плод действия благодати. В противовес христианскому смирению, лжесмирение построено на тщеславии и человекоугодии. Ищущий земной славы человек, заискивает перед ближними, всецело за-крывая глаза на греховные немощи и недостатки. Он не видит разрушительного действия греха в себе и не видит его действия в ближнем. Стремясь снискать расположения людей, он потакает их слабостям и сам соучаствует в них. Не видя разницы между любовью к людям и ко греху, он впадает в лицемерие, теряет искреннее отношение к людям. Подобным лжесмирением обладают падшие духи, которые подстраиваются под человеческие пороки, развивают их, требуют забыть от человека его призвание к святости. Развивая человеческие страсти, они превозносятся над людьми, считают их своими слепыми орудиями, жалкими и обманутыми существами, презирают их. Одной из форм лжесмирения, наименее приметной для людей, яв-ляется смиреннословие или показное смирение в словах. Смиренословие - форма скрытого тщеславия, вы-ражающегося в словах самоуничижения перед людьми, когда человек притворяется смиренным, чтобы другие люди подумали о нем как о подвижнике, обладающем высокой духовной мерой. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Господь заповедал совершать все добродетели втайне (Мф. 6:1-6), а смиреннословие есть обнаружение смирения напоказ человекам. Оно - притворство, обман, во-первых, себя, потом других, потому что утаение своих добродетелей составляет одно из свойств смирения, а смиреннословием это-то утаение и уничтожается»». с сайта «Азбука.ру»
Ведь без понимания смыслов этих слов и весь остальной разговор пуст.
Выложу опять разные мнения на обсуждение.
Смирение настоящее и ложное.
«Напомню вам, что смирение – это не то, когда тебя унижают или над тобою издеваются, а ты этому спо-собствуешь или это попускаешь. Смирение – это религиозное чувство, когда Дух Святой приносит в душу мир и истину. Т.е. совершенно отчетливое чувство, осознание, кто я такой, каково мое место в мире. Сми-рение – это правда о себе, об отношениях с Богом, миром, другими людьми. С нашей стороны, смирение начинает стяжеваться нравственной в этом направлении деятельностью, в основе которой, в начале кото-рой лежит осознание своей меры. т.е. когда человек всеми силами добивается, с помощью Божией, истин-ного осознания себя и всех своих отношений.» игумен Петр (Мещеринов)
«Среди добродетелей уже истинно-духовных проявляет себе особенно истинное смирение смиренномудри-ем именуемое, в сути истинное самопознание, познание рожденное неудачами и безсилиями, как в перене-сении скорбей, так и в борьбе со злом, человек познал истинно ничтожество своего я». Архиепископ Анто-ний (Михайловский)
«Смирение - залог в сердце, святое, безымянное сердечное свойство, Божественный навык, рождающийся неприметным образом в душе, от исполнения евангельских заповедей». прп. авва Дорофей
"Что же такое христианское смирение? По Евангелию, это, прежде всего, нищета духа (Мф. 5:3) – состояние души, проистекающее из видения своей греховности и неспособности освободиться от давления страстей своими силами, без помощи Божи-ей. «По непреложному закону подвижничества, – пишет свт. Игнатий (Брянчанинов), – обильное сознание и ощущение своей греховности, даруемое Божественной благодатью, предшествует всем прочим благодат-ным дарам». Св. Петр Дамаскин называет это видение «началом просвещения души». Он пишет, что при правильном подвиге «ум начинает видеть свои согрешения – как песок морской, и это есть начало просвещения души и
знак ее здоровья. И просто: душа делается сокрушенною и сердце смиренным и считает себя поистине ни-же всех и начинает познавать благодеяния Божии… и собственные недостатки». "
«Разделить смирение на эти три категории можно лишь условно, теоретически, для удобства восприятия, но по сути – это одно качество. Смирение по отношению к Богу – это видение своих грехов, надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к Нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей. Смирение - стремление подчинить свою волю святой Бо-жьей воле, воле благой и всесовершенной. Поскольку источником любой добродетели является Бог, то вместе со смирением Он Сам вселяется в душу христианина. Смирение же лишь тогда воцарится в душе, когда в ней «изобразится Христос» (Гал. 4,19). По отношению к другим людям – отсутствие гнева и раз-дражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. Эта искренняя незлобивость основана на том, что Господь любит человека, с которым произошло разногласие, так же, как и тебя. Человек, обла-дающий смирением по отношению к самому себе, не смотрит за недостатками других, зато прекрасно видит собственные. Более того, в любом конфликте он винит только себя, и на любое обвинение или даже оскорбление в свой адрес такой человек готов произнести искреннее: «прости». Вся святоотеческая мона-шеская литература говорит о том, что без смирения не может быть совершено доброе дело, а многие святые говорили, что можно не иметь никакой другой добродетели, кроме смирения, и все равно оказаться рядом с Богом. Безусловно, то, о чем сказано – это идеал, к которому должен стремиться каждый христианин, а не только монах, иначе жизнь в церкви, а значит - путь к Богу – окажется бесплодным. Не случайно корнем слова «смирение» является слово «мир». Наличие в сердце смирения действительно свидетельствуется глубоким и прочным душевным миром, любовью к Богу и людям, состраданием ко всем, духовной тиши-ной и радостью, умением слышать и понимать волю Божию, различные точки зрения и позицию других людей». с сайта http://azbyka.ru
«Смирение есть радостно-печальное самоуничижение души перед Богом и людьми по благодати Святой Троицы, выражаемое мысленно молитвою и зрением грехов своих, сердечно-сокрушенными чувствами, действенно всецелой покорностью Божией воле и усердным служением людям ради Бога. Смиренные уди-вительно смягчаются сердечно, имеют согретость души и теплоту любви ко всем людям без исключения по какому-то дару свыше». епископ Вениамин (Милов)
«Смирение – это нормальное, естественное состояние человека перед своим Творцом. И это не высшая добродетель, это изначально нормальное состояние души человека, в которое мы должны вернуться для возможности быть с Богом. Можно сказать даже так, что смирение – это и есть наше спасение».
"Прежде всего, смирение - это внутреннее состояние души, которое только потом может начать проявляться во внешнем. Если происходит наоборот, т.е. первое пошло наружное смирение, то без внутреннего оно превратится в ложное. Часто смирением и смиреномудрием называют одно и тоже, но намного чаще разное: смирение это уже как состояние души, а смиреномудрие - это смиренное о себе мудрование (смиренные мысли), в том числе и самоукорение."
«Истинное Смирение происходит от истинного покаяния. Смирение - это полное ненадеяние на себя, а надеяние на Бога, и почитание себя грешным, ни-чего не стоящим человеком. Это то, единственно правильное состояние, к которому мы должны прийти при исполнении Заповедей Божиих. Это основа всех добродетелей и важность её крайне велика. Оно одно может спасти человека, который не видит себя смиренным, видит себя хуже других. Бог только смиренным даёт Благодать, силы на борьбу со страстями. Оно угашает страсти, постепенно искореняя их, восполняет недостаток дел, может покрыть неискоренённые страсти. Это необъяснимое чувство сердца, происходящее от опыта христианской жизни, возможного только при правильной церковной жизни, переходящее в сер-дечный навык. Это то, единственно правильное состояние, к которому мы должны прийти при исполнении Заповедей Божиих. Если это не так – «это путь волчий»».
«Смирение состоит не в наклонении выи, или в распущении волос, или в одеянии неопрятном, грубом и бедном, в чем многие поставляют всю суть добродетели сей, но в сокрушении сердца и смирении духа, как сказал Давид: Дух сокрушен: сердце со-крушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19)». прп. Никита Стифат
«Ложное смирение – это смирение показное, это когда человек постоянно “прибедняется”, начинает об-щаться слащавым голосом с театральным опусканием глаз к земле, думает и говорить о себе всё плохое, на словах уничижает себя, а в душе таким себя не почитает, старается убедить других в своей худости, и что это и есть настоящее смирение, самого себя уничижает, но обличений от других не терпит, и самое основ-ное, что он видит себя смиренным. При этом человек даёт себе низкую самооценку, что может ввергнуть человека в лень, в состояние, что если я сам целиком плох, то нет нужды бороться с отдельными недостатками, и в таком состоянии позволить себе множество беззаконий. Ложное смирение верующие люди про-являют по тщеславию, честолюбию и славолюбию. Человек, который болен этими страстями и знает о сла-ве истинного смирения, пытается вместо трудного и скорбного достижения истинного смирения легко надеть личину смирения и везде публиковать себя таким смиренным. О смирении он знает лишь пона-слышке или начитанности и по этому знанию составляет себе ложный образ смиренного человека, а затем пытается выглядеть по этому своему сочинению. Он ожидает от других людей похвал и прославлений за это деланное и ложное смирение. Часто человек выказывает ложное смирение для того, чтобы остановить чье-то обличение или любое другое умаление его образа в глазах людей. Основные средства для выказыва-ния ложного смирения такие: 1) смиреннословие, которое состоит в употреблении смиренных по виду и содержанию слов и выражений; такой человек часто употребляет выражения: «спаси Господь», «буди воля Божия», «как Богу угодно», «слава Богу за все», «прости меня», «я недостойный», «я самый грешный», «я непутевый», «я ничего не знаю и не понимаю», «не суди и не будешь судим», «не осуждай» и т.п. 2) гово-рение тихим голосом и мягкой (елейной) интонацией; 3) деланные позы, складывание рук, взор и движе-ния, с целью выказать «смирение»; 4) намеренная небрежность в одежде и внешнем виде; 5) употребление различных духовных цитат и крылатых фраз, с целью подчеркнуть свою «духовность»; 6) указание другим на необходимость смиряться; 7) пресечение обличений или оскорблений от других ложным поклоном и «смиренными» словами «прости меня грешного», «не судите» и т.п.. Употребляя такие средства, тщеслав-ный человек ищет себе славы за добродетель смирения или уклонения от обличений и укоризн от других людей. По этим признакам и можно усмотреть в себе эту пагубную страсть. Ей должно противопоставить любление безчестий, оскорблений и обличений, простое отношение к людям, оставление самооправдания. Должно строго следить за своими помыслами и словами и никогда не произносить пустых слов смиренно-мудрия, если они не исходят от сокрушенного и, в следствие этого, истинно смиренного сердца. Облада-тель ложного смирения никогда не достигнет истинного смирения и не сможет каяться, плакать и стяжать спасительную благодать. Ложное смирение является одной из самых страшных проявлений гордости, а не-возможность человеку объяснить это, делает ложное смирение ещё страшнее». «Лжесмирение - притвор-ное смирение, происходящее от желания показаться перед людьми лучше чем ты есть на самом деле, при-обрести их расположение ради успеха в земной жизни. «Смирение есть одна из высших евангельских доб-родетелей, превысшая человеческого постижения. Смирение божественно, оно есть учение Христово, свойство Христово, действие Христово», - говорит святитель Игнатий Брянчанинов. Смирение рождается через Божественное действие внутри человеческого сердца. Оно есть действие благодати Святого Духа, дающей человеческому сердцу тот мир, в котором пребывает Сам Бог. Из попытки заменить Божественное благодатное действие естественным психологическим состоянием возникает ложное (мнимое) смирение. Важно знать, что существуют естественные психологические качества - робость, застенчивость, стесни-тельность, неуверенность и др. которые не имеют ничего общего со сверхъестественным благодатным ми-ром, нисходящим в человеческую душу. Эти качества основаны на уважении к человеческому мнению, на искании человеческого расположения, на почитании законов общества, в конечном счете, на страхе перед людьми, но не на любви к Богу. Стремление выдать эти качества за христианскую добродетель смирения ведет к обману себя и ближних. Будучи Божественным действием, то есть действием Самого Создателя мира, смирение не нуждается в заигрывании с человеческим мнением, которое непременно оборачивается исканием человеческой славы. В состоянии смирения христианин видит правду о себе и ближних. Такая правда нелицеприятна, поскольку человеческая природа повреждена грехом. Видение этой правды проис-текает из действия Всесвятого Бога, есть следствие прямого подчинения Ему, соприкосновения с Его свя-тостью. Познание тяжелой правды человеческого падения сосуществует в христианине с любовью к лю-дям. Этой любовью обладает Сам Бог, сообщающий ее избранному Им человеку. Отличительная особен-ность такой любви состоит в беспредельном сострадании к ближнему, и, в тоже время, в совершенном неприятии творимого им греха. Непостижимое для мира соединение неограниченного милосердия и реши-тельного отвращения ко злу вышеестественно. Такое состояние невозможно произвести человеческими усилиями, оно - плод действия благодати. В противовес христианскому смирению, лжесмирение построено на тщеславии и человекоугодии. Ищущий земной славы человек, заискивает перед ближними, всецело за-крывая глаза на греховные немощи и недостатки. Он не видит разрушительного действия греха в себе и не видит его действия в ближнем. Стремясь снискать расположения людей, он потакает их слабостям и сам соучаствует в них. Не видя разницы между любовью к людям и ко греху, он впадает в лицемерие, теряет искреннее отношение к людям. Подобным лжесмирением обладают падшие духи, которые подстраиваются под человеческие пороки, развивают их, требуют забыть от человека его призвание к святости. Развивая человеческие страсти, они превозносятся над людьми, считают их своими слепыми орудиями, жалкими и обманутыми существами, презирают их. Одной из форм лжесмирения, наименее приметной для людей, яв-ляется смиреннословие или показное смирение в словах. Смиренословие - форма скрытого тщеславия, вы-ражающегося в словах самоуничижения перед людьми, когда человек притворяется смиренным, чтобы другие люди подумали о нем как о подвижнике, обладающем высокой духовной мерой. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Господь заповедал совершать все добродетели втайне (Мф. 6:1-6), а смиреннословие есть обнаружение смирения напоказ человекам. Оно - притворство, обман, во-первых, себя, потом других, потому что утаение своих добродетелей составляет одно из свойств смирения, а смиреннословием это-то утаение и уничтожается»». с сайта «Азбука.ру»