Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - 6ato

Страницы: [1] 2 3 4
2
По сравнению с аналогичными опросами, проведёнными в 1995 г., количество японских школьников, которые считали, что могут приобрести власть посредством денег, снизилось с 49,5% до 29,1%, в то время, как количество тех, кто хочет иметь богатых друзей, упало с 31,1% до 18,6%.

«Японские старшеклассники стали меньше поклоняться деньгам. Я думаю, что это показывает созревание японского общества», - говорит Тамоцу Сэнгоку (Tamotsu Sengoku), глава НИИ.

cтатья полностью: опрос японских школьников

3
Объявления, отзывы / Re: о этом сайте
« : 04 Апрель 2010, 15:19:29 »
Alexander, спасибо вам большое за этот сайт и форум. Сайт - очень информативный, можно найти много полезного материала. Беру у вас книжки для чтения. Что касается форума, я лично читаю всегда с большим интересом, хотя и не являююсь исихастом, поскольку считаю, что разные религии - есть просто разные инструменты, имеющие одну цель. Всегда рекомендую ваш форум всем, кому интересн исихазм.

Успехов и дальнейшего развития вашему сайту (и форуму).)))

извините, оффтоп.
pilgrim упомянул суфийский портал, который возглавляет Лев Тираспольский (он же wayter и шейх ордена Ниматулахи в Москве и С-П), переводчик многих книг о суфизме на русский язык. Есть и поэмы суфиев (например, Руми) в переводе Тираспольского. Портал, как и этот сайт, имеет много суфийской литературы, включая выпускающий ими журнал "Суфий". Тоже бывает заскочу туда, посмотреть, если что новенькое появилось. Есть, правда, на мой взгляд, один существенный недостаток у того портала, точнее у его форума: несмотря на то, что и сайт, и форум - детище работающего ордена, практически нет никакого упоминания о практике суфиев. При вопросах на тему практики сегодняшней, отвечающие отсылают к книгам, насписанным nn-ое количество лет тому назад. Потому считаю тот форум более теоретическим и информативным, нежели практическим.


Посему, замечу, что ценнность данного исихастского форума (сайта) в том, что вы, товарищи уважаемые - часто пишете о своих переживаниях, ежедневной практике, и это замечательно, ибо есть, что почитать, и есть к кому обратиться, если что...

Всего вам всем самого доброго!

4
тоже думаю, что любовь к культуре не может быть смешана с религией. культура - прежде всего, традиция, которая основана на историческом развитии народа. даже религия, особенно если она пришлая, "смешивается" с традицией.  буддизм, который пришел из Китая, стал японским буддизмом.

пусть товарищ любит себе на здоровье японскую культуру...я вот  тоже сейчас смотрю японские фильмы, много полезного  и интересного узнаю об этой стране.

5
Диалог / Re: Страсти по звезде.
« : 13 Январь 2010, 00:39:20 »
cпасибо всем за ответ. интерес именно к этой звезде был связан с тем, что на нашем форуме дона форумчанка входит в ОСы, и один из ее последних снов был связан с шестиконечной звездой. правда, задав вам вопрос, я уже успела "пройтись" немного по интернету.

6
Диалог / Re: Страсти по звезде.
« : 12 Январь 2010, 03:59:33 »
кто-нибудь может сказать о Шестиконечной звезде? спасибо.

7
Объявления, отзывы / Re: C Новым 2010 Годом!
« : 02 Январь 2010, 13:31:54 »
надо же в какую дискуссию вылилось простое поздравление...

я поправился за пост... :-D  в теле
...У меня проблема с весом - я хочу найти диету, от которой можно поправиться. ...
два рецепта очень вкусной, каллорийной и весьма полезной пищи:
1. Финики с яйцами.
приготовление:
(1) Огонь вначале средний, потом - минимальный. Никаких специй, ни соли.
(2) Жарить финики (без косточек!) на масле, лучше растительном (хотя можно и на сливочном). Тут надо учесть, что финики впитывают масло, и его должно быть достаточно. Помешивать при жарке.
(3) Когда финики будут однородной массой, добавить яйца (тут по вкусу, кто любит яйца, побольше, кто не так - меньшее количество. На 400 г фиников приблизительно 8-9 яйиц - это на большую сковородку. Можно приготовить массу и на одно яйцо)). Все время мешать всю массу фиников и яйц. Когда яйца прожарятся, блюдо готово.
(4)  Кстати, из-за того, что это блюдо - очень питательно, его много и не съешь. Полученную массу можно мазать на хлеб, можно дать в школу детям...и.т.д. Блюдо - очень также полезно зимой, т.к. является пищей, дающей тепловую энергию.


2. Кунжутная халва
приготовление:
Тахин (Это масса несладкая, обычно используется как основа для Хуммуса, или для халвы, которую мы обычно видим в магазинах.) размешать, взять количество, нужное вам, и добавлять мед, помешивая до получения однородной массы. Больше меда, слаще халва. Консистенция зависит от вас: можно жидкую, можно как густую сметану. Халва готова, можно ее есть так, намазать на хлеб, печенье, лепешку. и.т.д Можно также добавить размельченные орехи.

P.S. про полезность фиников и кунжута можно легко найти в интернете


Бактерии: http://www.citrosept.ru/


.... Если даже буддисты это понимают, то мы тем более должны понимать.
"...даже буддисты..." ....О_О!

8
Объявления, отзывы / C Новым Годом!
« : 30 Декабрь 2009, 06:45:38 »
С Наступающим Вас Всех Новым 2010 Годом!

Пусть Новый Год будет Красивым и Счастливым, Радостным  и Мирным!

Пусть 2010 принесет Вам и Вашим семьям всего больше: Здоровья, Спокойствия, Любви, Благ!



9
Диалог / Re: Блеск золота.
« : 05 Декабрь 2009, 01:44:24 »
И вообще, вы никогда не чувствовали красоту и силу финансового могущества? Не ощущали ту мошь и возможности что дают деньги?
И разве блеск золота, это не блеск наших иконостасов?!
"что у кого болит, тот о том и говорит" (поговорки из детства), однако...

10
по поводу антивирусных программ:
Очень Хороша (проверено) программа AVG: бесплатно скачать тут

11
Ну вот. Иной смысл приобретает "Интересные параллели можно найти" - т.е. параллели во внешнем, а не исходящие токи. Цель у Элиаде иная в исследовании. Очевидно о ней в предисловии и указано.
цель данной работы Элиаде - показать Индию и индийскую философскую мысль, которая есть по сути йогическая, и взаимоотношения Индии с Западом, и влияние Индии на Запад.
Цитировать
В конце концов непременно будет признано — поверх философского лексикона и несмотря на него — огромное значение индийской мысли. Невозможно, например, отрицать важность одного из существеннейших открытий Индии, а именно открытие того, что сознание может выступать в качестве «свидетеля», «наблюдателя», свободного от влияния психофизиологических факторов и темпоральной обусловленности. Это сознание «освобожденного человека», т. е. такого, который сумел выйти из потока времени и познал подлинную, невыразимую свободу. Завоевание этой абсолютной свободы, этой совершенной спонтанности — цель всех систем индийской философии и созерцательных практик. Но, как утверждает Индия, подобная цель может быть достигнута прежде всего с помощью йоги.

(Предисловие. Йога: бессмертие и свобода. Мирча Элиаде)

Автор проводит параллели и сравнения между йогическими практиками и др. практиками, такими как тибетский буддизм, или китайское дао, суфизм или исихазм.

P.S. М. Элиаде приступил к написанию книги после трех лет обучения в Калькуттском университете (1928 — 1931) под руководством профессора Сурендраната Дасгупты, а также обогатившись опытом шестимесячного пребывания в ашрамах Ришикеша, что в Гималаях.

12
Все эти вопросы, связанные с местами сосредоточения, дыханием и центрами, мы неоднократно обсуждали. Также говорили и о похожих технических моментах различных практик.
Охотно верю. Думаю, при необходимости, можно переместить эту тему в соответствующий раздел, или в соответствующую тему.

ИМХО Несколько некорректно вынимать из Элиаде отдельные "удобные" положения. Его материал разбросан по многим книгам и, в основном, рассматривается в контексте сравнительной мифологии и религиоведения, не вдаваясь в существо веры. Т.е. нужно исходить из методики предпринятого исследования.  ПС Вспомнил к случаю "Путь героя" - жизнь в мифе
Точно, был "вырван" кусок, где упоминается практика дыхания в исихазме.

Весь кусок:

Но для Китая постоянной и главной заботой все-таки остается именно бесконечное продление жизни материального тела, в то время как Индия одержима идеей духовной свободы, которая достигается посредством преображения, «обожения» тела.

Приведем некоторые даосские тексты из статьи Масперо, касающиеся техники дыхания.
«Следует удалиться в уединенное помещение, закрыть дверь, подойти к ложу с мягким покрытием и подушкой в два с половиной дюйма толщиной, улечься, ровно вытянув тело, закрыть глаза и задержать дыхание в грудной клетке так, чтобы даже волосок не шевельнулся» (Чжэнь чжун цзи). Ли Цянь-чэн, автор, живший в конце VI в. н. э., дает следующие указания: «Лежа с закрытыми глазами и прижатыми к телу руками, задержать воздух внутри до 200, затем вытолкнуть его через рот». Интересно упоминаемое здесь число. После долгой практики можно достичь задержки, длящейся столько времени, сколько необходимо для обычных 3, 5, 7, 9 дыхательных циклов, потом 12, 120 и т. д. Чтобы стать бессмертным, нужно останавливать дыхание на время, требуемое для 1000 циклов. Техника «внутреннего дыхания» (разновидность «эмбрионального») намного более сложна. Поскольку оно чисто внутреннее, здесь уже не стоит задача простого прекращения дыхания, как то делали ранние даосы.

Следующий текст является важнейшим по данной проблематике: «Если практикующий имеет достаточно времени для того, чтобы заняться поглощением воздуха, пусть он выберет тихую нежилую комнату, распустит волосы, разденется и ляжет на чистом ложе (стороны которого прикреплены к основанию), в ровном положении, вытянув руки и ноги, но не притрагиваясь к телу... Потом пусть сделает дыхание ритмичным... когда вдохи и выдохи найдут каждый свое место (т. е. когда для каждого внутреннего органа установится «свой» вид дыхания), следует проглотить воздух. Пусть он удерживает его внутри, пока это не станет невыносимо. Пусть сердце сделается темным, чтобы оно перестало думать; пусть дыхание идет туда, куда захочет; когда же задержка станет нестерпимой, нужно открыть рот и выпустить дыхание; когда воздух выходит таким образом, оно убыстряется. Затем пусть снова приступит к поглощению воздуха, как и раньше. Если необходимо отложить практику, пусть остановится после десяти поглощений... Поглощение воздуха не может проводиться ежедневно; следует заниматься этим раз в пять-десять дней, или, если имеется свободное время, или если не досаждают общением, или когда в руках и ногах ощущается невыносимый жар. Один из результатов, к которым приводит «эмбриональное дыхание», напоминает йогические «сверхспособности» (сиддхи).
«Можно тогда войти в воду, не замочившись, или вступить в огонь, не обжигаясь», заявляет знаменитый трактат «Действенное и тайное устное наставление о некоторых методах поглощения воздуха» (Масперо, стр. 229).

Остановка дыхания специально применяется при лечении некоторых болезней.
«Практикующий упорядочивает дыхание, потом проглатывает его и задерживает настолько долго, насколько это возможно; он концентрируется на пораженной части тела, представляя, как дыхание проливается на нее или же мысленно заставляя дыхание бороться с болезнью, воображая, что оно пробивается сквозь перегороженный проход. Когда дыхание истощится, он выталкивает его, затем начинает снова, и так — от двадцати до пятидесяти раз; он останавливается тогда, когда ощущает тепло, струящееся по больному органу.

В неодаосских практиках роль сознания возрастает еще больше.
Сыма Чэн-чжэнь (Сыма Чэн-чжэнь (645 — 735) — патриарх даосской школы Маошань, советник танского императора Сюань-пзуна.) пишет в своем «Рассуждении»: «Те, кто проглатывают дыхание, должны следовать за ним мысленно, когда оно входит во внутренние органы, так, чтобы и гуморальные жидкости внутренностей, и все внутренние органы были пропитаны соответствующим видом дыхания. Так оно может циркулировать по всему телу и исцелять все болезни». Вполне возможно, что эта дыхательная практика, по крайней мере в своей неодаосской форме, испытала влияние тантрической йоги: в начале VII в. н. э., в Китае одновременно появились дыхательные и сексуальные упражнения.
Д-р Жан Филлиоза с уверенностью склоняется в пользу заимствований из Индии: «Даосизм не смог бы вывести в такой систематической форме понятие физиологической роли дыхания из древнекитайской медицины, т.к. последняя не содержала такого понятия». С другой стороны, в Китае издревле были известны техники, шаманистские по структуре, цель которых заключалась в имитации дыхания животных. «Глубокое и безмятежное» дыхание в экстазе напоминает дыхание животных во время спячки, а ведь хорошо известно, что спонтанность и полнота жизни животных были для китайцев превосходным примером существования в совершенной гармонии с миром. Марсель Гране хорошо показывает одновременно и жизненную и духовную функцию этого эмбрионального дыхания, в котором присутствуют как органическое изобилие, так и экстаз: «Тот, кто желает избежать страстей и головокружения, должен учиться дышать не одним лишь горлом, но всем телом, начиная с пяток. Такое глубокое, безмятежное дыхание характерно и для спячки, и для экстаза. Дыша вытянутой шеей, человек достигает, если можно так выразиться, расщепления дыхания и обретения квинтэссенции ее животворящей силы.
Высшей целью является утверждение своеобразной внутренней циркуляции жизненного принципа, вследствие чего индивид может стать совершенно нечувствительным, к внешним раздражителям и вынести ордалию поглощения без всякого ущерба. Он становится непроницаемым, самодостаточным, неуязвимым, когда постигает искусство питания и дыхания в замкнутом режиме, как это делает эмбрион».

В таком случае возможно, что индийские влияния достигли каких-то неодаосских групп, которые искали свои истоки не в китайской медицине, а в автохтонной мистической традиции; эта традиция все еще сохраняла древнюю ностальгию по блаженству и спонтанности животного мира. Во всяком случае, Лао-цзы и Чжуан-цзы были знакомы с «систематическим дыханием», а надпись эпохи Чжоу, упоминающая дыхательные практики, датирована уже VI в. до н. э.

Дыхательная техника также использовалась в исламском мистицизме.
Какой бы вариант ее происхождения в пределах исламской традиции ни рассматривался, несомненно, что какие-то индийские мистики-мусульмане заимствовали и практиковали упражнения йоги. (Один из них, Мухаммад Дара Шукох, даже пытался синтезировать индийский и исламский мистицизм.) Техника зикра иногда кажется поразительно похожей по форме на индийскую дисциплину дыхания. Т. П. Хьюз пишет об одном монахе, отправлявшем зикр столь интенсивно, что он был в состоянии задерживать дыхание почти на три часа.

Интересные параллели можно найти в исихазме -- (читайте первый пост).

(Мирче Элиаде. Йога - бессмертие и  свобода.)

13
Мирче Элиаде
(1907 -1986)
знаменитый румынский исследователь, внесший огромный вклад в развитие религиоведения.
Он жил в Индии, где подготовил диссертацию о йоге, преподавал философию в Бухарестском университете, Сорбонне, был профессором кафедры истории религий Чикагского университета.
Десятки работ этого выдающегося ученого, профессора нескольких европейских и американских университетов, переведены на многие языки мира.


Из книги Мирче Элиаде. Йога - бессмертие и  свобода.

Дыхание.

Интересные параллели можно найти в исихазме (стр.29).

Некоторые аскетические прелиминарии и способы молитвы, используемые монахами-исихастами, довольно часто напоминают йогические техники, особенно пранаяму.
Отец Иреней Хаузхерр так суммирует сущностные черты исихастской молитвы: «Она состоит из двух упражнений: созерцания пупка (омфалоскепсис) и бесконечного повторения Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» Сидя в темноте, склонив голову, направив взор в центр живота (т. е. на пупок), стараясь пробудить область сердца, повторяя неустанно это упражнение и всегда сопровождая его одним и тем же призыванием, в гармонии с дыханием, которое следует замедлить как можно больше, человек сможет найти — если круглые сутки пребывает в этой умной молитве — то, что искал: место сердца, а в нем, и с ним, все виды чудес и знаний».

Ниже приводится короткий отрывок из сочинений Никифора Уединенника (вторая половина XIII в), переведенный Жаном Гуйяром: «Что же до тебя, делай, как я учил: сядь, успокой ум и введи его в ноздри — ибо это есть дорога, по которой дыхание устремляется к сердцу. Заставь ум спуститься в сердце вместе с вдыхаемым воздухом. Когда это случится, увидишь, что за радость последует; ты ни о чем не пожалеешь. Как человек, который, возвратившись домой после долгого отсутствия, не может сдержать свою радость оттого, что он снова со своей женой и детьми, так и ум, когда он объединяется с душой, источает радость и безмерный восторг. Посему, брат мой, не приучай ум торопиться уйти оттуда. На первых порах, конечно, он не проявляет усердия — и это еще мягко сказано — из-за такого внутреннего ограждения и заточения. Но едва подобное пребывание войдет у него в привычку, он не найдет больше удовольствия в блуждании вовне. Ибо «Царство Божие внутри нас», и тому, кто упрочивает свой взор на нем и следует ему с чистой молитвой, все другие миры покажутся низкими и презренными».

Еще в восемнадцатом столетии учения и техники исихазма были известны монахам Афона.
Следующие выдержки взяты из Энхейридиона (Encheiridion) Никодима Святогорца (1748-1809): «Начинающие должны приучить себя совершать это возвращение ума так, как учили святые Отцы — склонив главу и прижав подбородок к верхней части груди... Зачем во время всей молитвы должно быть задержано дыхание? С малых лет разум ваш привык рассеиваться, распыляться среди чувственных вещей внешнего мира. Поэтому, когда вы творите эту молитву, то дышите не постоянно, как по естественной привычке, но задержите дыхание ненадолго, в то время как внутреннее слово произносит молитву, а потом опять дышите, согласно наставлениям святых Отцов. Благодаря этому краткому прекращению дыхания сердце становится будто само не свое, утесняется, чувствует страдание из-за недостатка воздуха; ум же, со своей стороны, с помощью этого метода, легче собирается и направляется к сердцу... По причине этого краткого прекращения дыхания жесткое и грубое сердце утончается, а влага сердца, будучи сжатой и согретой, делается нежнее, чувствительнее, покорнее и более расположенной к раскаянию и свободному излиянию слез... По причине этого краткого прекращения дыхания сердце чувствует тяжесть и страдание, и через эту тяжесть и страдание оно извергает ядовитый крюк удовольствий и греховности, который когда-то заглотило».

И наконец, нам следует сослаться на фундаментальный трактат — Метод святой молитвы и внимания, долгое время приписывавшийся Симеону Новому Богослову. Отец Хаузхерр издал его в оригинале и перевел в своем «Методе исихастской молитвы».
Мы же процитируем отрывок из него в переводе Гуйяра: «Делай так, как я говорю: закрой дверь кельи, сядь тихо в углу; возвысь ум свой над всеми суетными, изменчивыми вещами. Затем, уперев подбородок в грудь, направь телесное око и самый ум в центр живота, т. е. в пупок, вдыхай воздух, проходящий через нос, так, чтобы дыхание утратило легкость, и мысленно исследуй внутренние недра, отыскивая место сердца, где так радостно замирают все силы души. Вначале ты встретишь только тьму и неподатливость, но если продолжишь, совершая это упражнение днем и ночью, то обнаружишь — о чудо! — безграничное блаженство» (с. 216),

Можно вспомнить и другие исихастские тексты, например сочинения Григория Синаита (1255-1346); некоторые важные пассажи из его писаний приводятся у Гуйяра. Уместно также принять во внимание интересную апологию исихазма Григорием Паламой (ок. 1296-1359), «последней великой фигурой византийской теологии». Но мы не должны обманываться этими внешними аналогиями с пранаямой.

В исихазме дыхательные упражнения и телесные позы служат лишь предварением умной молитвы; в «Йога-сутрах» же эти приемы преследуют целью унификацию сознания и подготовку к медитации, а роль Бога (Ишвары) сравнительно мала

Однако остается истиной и то, что техники обеих традиций феноменологически схожи, так что вполне вероятен вопрос о возможном влиянии индийской мистической физиологии на исихазм.

***

Чакры.(cтр.150 )

В связи с чакрами уместно вспомнить, что, согласно некоторым авторам, исихастская традиция различает четыре «центра» концентрации и молитвы:
1) цереброфронтальный, локализованный в области между бровями;
2) щечно-ларингиальный, соответствующий «обыкновенному» сознанию, рассудку, который действует при общении, нахождении аналогий, а также на первых ступенях молитвы;
3) грудной, расположенный в верхней и средней части груди. «Стабильность сознания, на которую явно влияет вилочковый элемент, намного выше, чем в предыдущих случаях, однако все еще это сознание, которое определяется и модифицируется эмоциональным фактором» ;
4) сердечный, находящийся «у верхней части сердца, немного ниже левой части груди», согласно греческим Отцам, или «немного выше», согласно Феофану Затворнику и другим. «Это физическое место абсолютной сосредоточенности».

14
думаю, если афонского монаха послать в другое место, он пойдет. дело не в том, что он, афонский монах, привязан к месту, и его там "выращивают" как растение, а в том, что Афон - его дом. и он, думается, всегда будет рад вернуться домой.

монахи - не только "выращенные в неволе растения".
первые, кто принес Европе информацию о Востоке, были монахи - францисканцы. нет смысла напоминать, какие века это были, и какие опасности были на пути этих монахов.

мне тоже понравилось:
Цитировать
Для нас, монахов, нет ничего: ни неба, ни земли, ни ангелов, ни рая, а есть только Бог.

15
Диалог / Re: Оздоровление организма
« : 14 Август 2009, 10:54:51 »
Грибы поспели?
неясно, что вы имели в виду.
1. информация о книге, и сама книга приведена как пример.

2. христианство и йога
несомненно, сам предмет: "христианство и йога" - может быть обсужден, ибо само сочетание этих слов вызывает неоднозначное мнение...отдельная тема для дискуссии.
некоторые источники по этой теме ---
на русском:
http://www.pravmir.ru/kak-pravoslavnomu-otnositsya-k-joge/
http://www.sunhome.ru/religion/11173
на английском:
http://www.christianspracticingyoga.com/altsite/index.htm
http://www.christianyoga.us/home.htm

3. что касается мероприятий по сохранению и укреплению здоровья конкретно в исихазме, то, несомненно, надо прочитать/просмотреть исихасткие источники. можно начать с просмотра всех пяти томов Добротолюбия...

Страницы: [1] 2 3 4