Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - Пафнутий

Страницы: [1] 2 3 ... 6
1
прозелит, спасибо за детальный отклик, в особенности за упоминание источников, тем самым воодушевив на 'штурм' The Nag Hammadi Scriptures…, ранее скачанной из интереса к исследованиям по евв Истины. Спасибо за дополнительную мотивацию )

2
svod, действительно, вы правы. Спасибо.

прозелит, простите за возникшую путаницу в заданном мной вопросе.
Позвольте запоздало исправить свою оплошность.

(7) Иисус сказал: Блажен тот лев, которого съест человек, и лев станет человеком. И проклят тот человек, которого съест лев, и лев станет человеком.

(18) Иисус сказал: Я дам вам то, чего не видел глаз, и то, чего не слышало ухо, и то, чего не коснулась рука, и то, что не вошло в сердце человека.
(19) Ученики сказали Иисусу: Скажи нам, каким будет наш конец. Иисус сказал: Открыли ли вы начало, чтобы искать конец? Ибо в месте, где начало, там будет конец. Блажен тот, кто будет стоять в начале: и он познает конец, и он не вкусит смерти.
(20) Иисус сказал: Блажен тот, кто был до того, как возник.


В моём восприятии, приоритетной является сама структура-'нить' (‘каркас’) произведения в целом, а уже слова-'бусины', могут только несколько менять внешний вид, но не внутреннюю суть (опорный 'каркас', его динамику).

Во всём тексте непрестанно делается упор на мощь и силу обретаемого в 'глубине' внутреннего (‘источник’, 'сокровище', ‘семя’, 'закваска' и тд). Грубая аналогия: свет внутри тьмы, который распространяется из центральной ‘точки’ ('семени', 'источника' и тд) в ветхом (‘старый человек’, ‘рыбак’, 'дом', 'чрево' и тд).
Постоянно ощущается тема 'двоих' (' Когда вы сделаете двоих одним…' (27)), их метаморфозы в зависимости от выбора.

Неотступное ощущение, что 'лев' всегда ‘блажен’, и когда ‘съеден’ и когда 'съедает'. Это мощь и сила 'источника'. 'Съедание' – 'впускание’ в 'глубину', 'заполнение' ‘голодного чрева’, ‘вопрошание старого к младенцу' и тд, то есть основа той жизни, которую 'выбирает' 'человек' (открывается ему). ('Я дам вам то..., что не вошло в сердце человека' (18))

‘Лев’ 'блажен', потому что он в 'начале’, он – ‘начало’ и если он 'съеден' (‘впущен’), то 'возвращает' 'человеку' его (или Его) ‘начало’, а значит и ощущение где будет 'конец'.
В противном же случае (вторая половина 7 логии), ‘человек’ познает только ‘конец’, сохранив в своей 'глубине' лишь 'ветхое'.
(имхо)

В отличии от вас, не располагаю достаточной информацией по наследию христианской традиции; она довольно обширная, а мой поиск недостаточно систематизирован и в скудных временных рамках.

Прокомментируйте, пожалуйста, подобная интерпретация согласуется с ключевыми воззрениями раннехристианских подвижников? Или если вам известны какие-либо исследовательские материалы в подобном ключе, то подскажите авторов.
Спасибо.

3
прозелит, скажите, пожалуйста, есть ли у вас чувствование пояснительной связи для 7 логии в 18-20-ой?
Присутствует смутное ощущение разъяснения варианта нахождения человеком либо ‘начала-конца’, либо только ‘конца’. Или это безосновательно?
Спасибо.

4
svod, простите, не уловил про 'психологизм'.
Полагаю, всё же текст Фомы о внутреннем, сокровенном. Не явно о плоти, но аллегорически, как достаточно грубые отсылки к ассоциациям из более или менее известного во внешнем, как попытка приблизительной вербальной интерпретации пережитого опыта, в конструкциях синтаксиса пути данного повествователя.

‘Обратный процесс - это восстановление единого Адама во Христе. Не единственного, а Единого. Адам + Ева = Человек.’ (w)
Совершенно верно, подразумевал именно это. Человек, как сокровенное единство, согласие, мир, которое является неизменным 'условием' и, вероятно, подразумевающееся под 'единственный' (единый; как один). Некий возврат к изначальной внутренней умиротворённой 'естественности', в каких бы терминах она не выражалась.

прозелит, полагаю, ‘уединяющие’ события 'брачного чертога', позволяют 'испить' из 'источника' (то бишь ‘найти царствие’?, 'вспомнить' начало?). Однако, не окончательно войти в 'источник' (как этап познания ‘конца’ в 'начале'?). ‘Единые’ лишь 'пригубили’  'воды' из измеренного 'кипящего источника, который я измерил' и располагаются ‘вне’ него, то есть интерпретируют лишь частично, приблизительно, не познав ещё ‘конец’ в ‘начале’. По всей вероятности, в едином 'колодце-источнике' нет интерпретирующих (только лишь 'испивших'), есть лишь безмолвная истина жизни, то есть амальгама Истины и Жизни (имхо).
Возможно, потому: 'много вокруг источника, но никого нет в источнике'?

5
svod, полагаю, тут может подразумеваться некая внутренняя ‘множественность’ (разделённость; многие (как внутренняя разделённость и/или как число разделённых, ещё невыбранных), двое, двойственный) или ‘единственность’ (единый, один, (из/вы)бранный, единственный).
 
Когда вы окажетесь в свете, что вы будете делать? В этот день вы - одно, вы стали двое. Когда же вы станете двое, что вы будете делать?’ (12)

'Когда вы сделаете двоих одним …' (27)

Если двое в мире друг с другом в одном и том же доме…’ (53)

Двое будут отдыхать на ложе один умрет, другой будет жить.’… ' Когда он станет пустым, он наполнится светом но когда он станет разделенным, он, наполнится тьмой. ' (65)

Блаженны единственные и избранные, ибо вы найдете царствие, ибо вы от него (и) вы снова туда возвратитесь.’ (54)

Ибо в месте, где начало, там будет конец. Блажен тот, кто будет стоять в начале: и он познает конец, и он не вкусит смерти.’ (19)

6
прозелит, спасибо за помощь.

7
прозелит, благодарю за цитирование интересного исследовательского материала.
Не удалось найти на просторах сети полный вариант статьи «Портрет Иисуса в ев.Фомы» Marjanen Antti, лишь два произведения на английском ('The Woman Jesus Loved. Mary Magdalene in the Nag Hammadi Library and Related Documents' и 'Companion to Second-Century Christian ‘Herecics’' в соавторстве с Petri Luomanen).
Подскажите, пожалуйста, доступный источник полной версии данной статьи.
Спасибо.


8
Vacheslav,
'<...> по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь'
Простите, Вячеслав, но в этой фразе поменяны местами причина и следствие.

9
Иссоп, позвольте ответить не вдаваясь в частности, со своего восприятия темы.
Полагаю, религиозность – это некое стандартизованное 'средство' в поиске чего-то неодолимо внутренне важного, тогда на передний план выходит вопрос о намерениях человека, использующего его.
Если человек склонен находить через данное средство любые объяснения и подтверждения для удержания своего внутреннего status quo, то религиозность ему необходима, это его прибежище, утешение. Она из средства превращается в самоцель.
Если же, со временем, цель устремления человека 'не вмещается' в рамки параметров религиозности, то они перестают утолять потребности внутренней эволюции на пути поиска. В этом случае она тоже важна, потому что помогает ищущему найти дополнительное (из существующего) или сформировать иное (индивидуальное), теперь уже, более сообразное средство для приближения к цели.
Поиск вне религиозности возможен, но сопряжён с перманентным процессом 'испытания' на незыблемость внутренней опоры, формирующейся и поддерживающей на эмпирическом пути следования.
Таким образом, религиозность – это неизменно востребованное средство в 'инструментарии' людей, которое всегда предоставляет окончательные или промежуточные позитивные результаты, адекватные намерениям использующего его.

10
Диалог / Re: Темная Ночь Души
« : 13 Август 2022, 15:15:33 »
Сергий, благодарю за интересный экскурс в историю происхождения словосочетания 'неизгладимая ясность'.

'... и не докучайте больше мне вопросами.' (ц)
Согласен, в присутствии уточняющих вопросов о сути метода, ваши повествования зачастую становятся крайне воодушевлёнными, беспокойными, наполняясь сокровенно значимыми пояснениями, и неизбежно замыкаются в самодовлеющие монологи подспудно значимых критериев, на некоторое время стабилизируя ваше внутреннее состояние.

Наконец-то смог уяснить, что во внешних уточняющих вопросах для вас нет ответов, а потому и нет нужды в их дестабилизирующем присутствии, ибо внешний монолог необходим, как самодостаточное средство избавления от последствий данного метода, иначе наступает болезненное внутреннее пресыщение его плодами.

Большое спасибо, что посредством личной беседы, наглядно помогли осознать этот простой, но существенный факт, тем самым высвобождая время для других изысканий.
Не обессудьте за длительное непонимание.

11
Диалог / Re: Темная Ночь Души
« : 11 Август 2022, 15:21:09 »
Сергий, благодарю за ваш бескрайний памфлет, в котором краткость подменена обширностью, явная логическая продуманность на иррациональную эмоциональную обоснованность, а отвлечённость заменила повествование по существу. Восприму это как наглядные плоды 'неизгладимой ясности'. Пользуясь случаем, не могу не поинтересоваться об истории происхождения словосочетания - по какой причине именно 'неизгладимой'?

Сожалею, о своём недопонимании множества ваших наукоподобных терминов и скрытых тайных причин, порождающих их противоречивую взаимосвязь между собой.
Складывается впечатление, что вас расстраивает отсутствие понимания читателем именно значимости ваших подспудных иррациональных причин, которые позволяют связывать между собой несвязуемое, нежели самого богословского материала. Об этом пытаюсь спрашивать у вас на протяжении всей беседы.
Однако, прояснение этого феномена лежит на ваших плечах, как объясняющего, ибо мне недоступны ваши сокровенные глубины.
За всем этим сонмом 'критериев', 'критериев 'критериев'', 'экспертных самооценок', простых и сложных 'логосов', 'синергий', 'неизгладимостей' и 'ясностей', укрываются лишь обычные человеческие мотивы и чаяния, но не водительство Духа Святого.
Поэтому не отчаивайтесь и не сдавайтесь, ведь дорогу осилит идущий.

В качестве очередного шага на пути к взаимопониманию, прошу пояснить вашу противоречивую мысль в цитате:
'Не важны критерии истинности, не важны и экспертные оценки, важно лишь, чтобы они работали всё лучше и лучше и не принимали ложь за правду, а правду отвергали, посчитав её ложной.' (ц)
Вы очень наглядно указали аргументы моей позиции в беседе, относительно бесполезности 'критериев' и 'самооценок' в присутствии Утешителя, как водительствующего начала.

Какое скрытое основание укрепляет важность и значимость улучшения неважных (ненужных) инструментов поиска, оправдывая неодолимое стремление делать их 'всё лучше и лучше'?
Какие подспудные причины толкают искателя на расходование своих сил и времени для улучшения бесполезного инструментария на пути поиска?
Какие цели, скрытые от читателя, обслуживает подобный сизифов труд?

Спасибо.

12
Диалог / Re: Темная Ночь Души
« : 09 Август 2022, 23:45:48 »
Сергий, благодарю за предельно пространную интерпретацию (пояснение?), в рамках тематики форума, в котором вы 23 раза упомянули Духа Святого и лишь один раз - 'критерИЙ истинности', который в процессе своей 'эволюции' внезапно осиротел, утратив множественное число.
Одинокий 'критерИЙ истинности', в смысловом контексте сообщения, даже не пересекается со Святым Духом, лишь только с 'экспертной оценкой' (из соседнего предложения).
Если вы так наглядно поясняете неразрывную взаимосвязь Святого Духа и 'критериЕВ истинности' то, полагаю, мы с вами единодушно не видим точек пересечения Утешителя и инструмента 'экс. самооценки', кроме как в качестве маркетингового логотипа, уточняющего для читателя область применения инструмента, по задумке автора, продвигающего его в массы.

Связь их умозрительная, лишь посредством подспудных мотивов и чаяний автора метода, недоступных извне и располагающихся за рамками изысканий данной беседы.
Ваше же уместное напоминание, что 'Бог есть Дух', к моему сожалению, подводит итог нашему интересному совместному исследованию о ведущей роли мирских 'критериев истинности', как незаменимого инструмента взращивания и укрепления самооценки искателя, в стяжании обильных практических плодов сообразно избранному инструменту поиска.
...
Не скрою, до последнего надеялся, что активно рекламируемый вами метод, как инструмент, имеет некую скрытую иррациональную красоту восхищения Богом (а не плодами 'экспертной самооценки'), либо безупречную логическую основу (зная о вашем образовании) пути в достижении Его, поэтому вопросами исследовал 'сердцевину' метода, предвкушая нечто нетривиальное и изысканное. Однако, в результате анализа информации о вашем подходе обнаружилось, что сходный метод уже известен из реалий мирской жизни и он стар, как само человечество - служение и поклонение 'самооценке'.
Так что, не обессудьте, мне тоже досталось от нашего изыскания не то, чего ожидал увидеть, но ведь, как говорится, что ни происходит - всё к лучшему. Благодарю, за деликатность и наглядные примеры, которыми вы освободили меня от необоснованных иллюзий.
Жаль, что наша неспешная беседа так скоро подошла к неожиданному итогу совместного изыскания.
...
Если вы склонны представить иной обоснованный взгляд, относительно прискорбных выводов, настигших нас с вами в процессе беседы, могли бы формулировать его кратко, логически связно и по существу проясняемых вопросов, явив тем самым внешние плоды 'неизгладимой ясности в уме' искателя?
Спасибо.

13
Диалог / Re: Темная Ночь Души
« : 07 Август 2022, 17:59:59 »
Сергий, благодарю за отсутствие у вас конструктивных возражений по этапам моей кропотливой расшифровки ваших текстов и последующей логике проведённого анализа, относительно устроения вашего метода поиска, закольцованного на 'личные критерии истинности'.
Склонен воспринимать таковую реакцию, как ваше невысказанное 'спасибо', ибо в практике подобный анализ проводится каждым искателем самостоятельно и регулярно, поэтому - пожалуйста.
Вы очень уместно упомянули: '...неким образом Духом Святым ...', потому что это упоминание косвенно касается важного финального момента,
который, как и у вас, вызывает у меня озадаченное недопонимание.

Какова роль Святого Духа в круге вашего метода 'экспертной самооценки'?
Какими второстепенными полномочиями Его наделяют 'критерии истинности', будучи ключевыми фигурами в функционировании метода, а значит самодостаточным стандартом и основанием для собственной экспертной самооценки, должной меры критического мышления, непредвзятого взгляда, оценки плодов и убеждений искателя?

На данный момент, присутствует неустранимое (ни логически умом, ни через ощущения сердцем) впечатление, что Утешитель, в присутствии 'критериев истинности', выполняет роль 'свадебного генерала', либо символически значимого 'шильдика' на конструкции данного метода.

Вы можете предельно кратко прояснить для меня, где лично вы, как автор, отвели Ему место в самодостаточном круге 'критериев истинности' вашего метода и какие функции Он там пытается выполнять?
Спасибо.

14
Диалог / Re: Темная Ночь Души
« : 06 Август 2022, 18:21:32 »
Сергий, благодарю за столь обширное 'краткое' пояснение сразу и обо всём, которое, как минимум, развеяло мои необоснованные ожидания  'разъяснений из вашего ясного и чёткого представления сути...'.

Позвольте теперь и мне, 'краткой простынёй' размышлений, неспеша проанализировать воспринятое и расшифрованное от вас за всё время беседы :)
На данный момент, благодаря вашим обширным пояснениям, окончательно уяснил, что продвигаемый вами метод не является 'научным подходом' или научным инструментом, а лишь мимикрирует под него благодаря наукоподобным терминам, с помощью которых создаёт у читателя иллюзорное впечатление научной эксклюзивности и авторитетности продвигаемой идеи. Исходя из этого начну концентрировать содержание самих элементов, а также постепенно выявлять предполагаемую логическую взаимосвязь между ними:

- 'Критерии истинности' - это ни что иное, как завуалированное определение индивидуальной оценки истинности искателем чего-либо по его личным мерам суждения, только для внутренних нужд поиска, но всё равно 'это самые настоящие критерии истинности, что понимать крайне важно', хотя они 'имеют СУГУБО личностный окрас и внешним образом вне индивидуального восприятия конкретного человека верифицированы извне быть не могут'.
Не понимаю чем это 'крайне важно' отличается от обычной мирской самооценки ощущения человеком 'есть' в его сердцевине 'плохо-хорошо' или 'нет', но без нагромождения подспудно запутанных умозрительных конструкций мнимой экспертности того же иррационального ориентира.
Пожалуй, только более 'весомой' наукоподобной терминологией, придающей значимости столь же иррациональному и ненаучному методу, но позволяющему формировать уже не просто какую-то, а 'экспертную' (неопровержимо истинную) самооценку своего состояния и убеждений, с опорой на всё те же житейские 'критерии'.

- Источник происхождение 'критериев' на протяжении беседы исподволь эволюционирует.
Сначала: 'св. отцы просто дают нам общий принцип формирования каждым из нас своих личных индивидуальных "критериев истинности" - и не более того.', что подразумевает - данный субъективный инструмент контроля вырабатывается самим искателем, а значит законы его функционирования выработаны им же самим и, с этого момента, отсылки к святым писаниям уже не имеют смысла, ибо принцип устроения метода теперь может объяснить лишь сам автор, сформировавший этот инструмент.

- Затем источник 'критериев' преображается: '...по критериям истинности, разработанными в веках святыми отцами для такого делания.', что позволяет  искателю самоустраниться от прояснение устроения его иррационального (ненаучного) метода и предоставляет возможность призвать к 'необходимости' искать ответы в текстах людей когда-то 'создавших' его в веках, а не у действительного автора инструмента.

- 'Экспертная самооценка' как результат ненаучного (иррационального) метода 'экспертной самооценки', закономерно не имеет объективного основания, гарантирующего её 'экспертную истинность', видимо по этой причине 'критерии', изначально 'имеют СУГУБО личностный окрас', но затем, уже став инструментом, 'полученным' от святых отцов, обретают внезапную объективность:
'Как видно непредвзятому взгляду, критерии истинности св. отцов по оценке происхождения помыслов, а значит и их истинности, вовсе не носят сугубо субъективный характер, а вполне себе носят объективный характер...'

'"Гарантирует беспристрастность" не разовая некая точечно-точная самооценка, а путь непрестанной самооценки-бесконечной переоценки...' (ц)
По всей вероятности, бесконечная переоценка экспертной самооценки непрестанно сверяется с уже существующими 'критериями истинности', которые постоянно укрепляются интерпретированными, через эти же 'критерии', и потому очевидными подтверждениями из духовных текстов.
Воспринимается, как замкнутый цикл сохранения непреложности однажды сформированного 'непредвзятого взгляда'.

NB! 'Непредвзятый взгляд' придаёт 'критериям истинности' 'объективный характер', только при одном условии: 'лишь, конечно, при наличии в человеке и в его окружении должной меры критического мышления...'
Полагаю, 'должная мера крит. мышления' также привычно тестируется 'критериями истинности' и 'ненаучным' методом 'экспертной самооценки', замыкая формирование порочного цикла, за счёт опоры на 'объективность' 'критериев', потому что 'взгляд непредвзятый'? (это риторический вопрос)
Неизбежность наличия самооценки о безусловном владения 'должной меры крит. мышления' уже предрешена, ибо следом постулируется, что 'отсутствие критического мышления в человеке, как раз и есть один из самых верных признаков прелести'.
Круг замкнулся через 'критерии истинности' в 'экспертной оценке' 'самого себя самим собой'.
...
Спасибо, что подробно и на личных примерах, пояснили мне истоки неодолимой надобности наукоподобных 'личных критерии истинности' в практике укрепления самооценки искателя, с ключевой целью умозрительно достигнуть 'неизгладимой ясности в уме'.

P.S. Согласен, обсуждение 'критериев', как привычного мирского инструмента самооценки, напрямую не связано с тематикой форума, ведь 'это вещь вполне обыденная' и может столь же 'успешно' проводиться на других тематических форумах (политика, строительство, рыбалка и т.д.), с получением сходных результатов.
Разница лишь в том, что тематика данного форума позволяет подспудным причинам 'критериев' надёжнее камуфлировать свои житейские истоки от самого искателя, привлечением авторитета многовекового материала практиков, предостерегающих о подобной напасти. Изящная самозащита 'критериев' через игнорирование логического парадокса.
Полагаю, вы не видите мирских истоков внутренних причин, подспудно и надёжно укрытых от вас за вашим же кропотливым анализом тематического материала, который не имеет с ними прямой связи?
По этой причине вы зачастую расстраиваетесь, непрестанно и искренне сетуя о полном непонимании окружающими ваших самобытных и самонадеянных интерпретаций духовных текстов?

15
Диалог / Re: Темная Ночь Души
« : 05 Август 2022, 16:09:08 »
Сергий, благодарю, что своевременно указали на предполагаемое несоответствие текста, найденного мною в сети по вашему косвенному описанию 'опыт монаха Василиска'.
Теперь, на сайте, по этому же запросу нашёл и прочитал 'Повествование о действиях сердечной молитвы Василиска' (которое, как оказалось, присутствует и в конце 'Жития').
В тексте описывается подробная вербальная интерпретация монаха Василиска, переживаемых им ощущений и чувствований сокровенного мистического опыта, записанная учеником с его слов в виде пронумерованных пунктов 'Иногда', 'Случилось однажды', 'Было несколько раз' и т.д., но вновь нет ничего о необходимости 'экспертной самооценки' и 'критериев истинности'. Много сладостных, почти интимных, но светлых, искренних и возвышенных самопроизвольных переживаний, чувств, образов. Красиво, чисто, проникновенно и чувственно. Мне понравилось. Привёл бы цитаты, но теперь уже не уверен тот ли это текст.
Пока подожду вашей прямой ссылки на нужное произведение, вдруг вы подразумевали иное, ибо прежнее косвенное указание привело меня только к 'Житию' и 'Повествованию'.

На данном же отрезке изысканий, для моего уяснения целесообразности и применяемости метода, значительно полезнее и весомее ваши прямые пояснения, как автора, несомненно знакомого с этим практическим инструментом не понаслышке, но по плодам.
Напомню, вы остановились на этапе пояснений, что метод 'экспертной самооценки', опирается на 'свои собственные личные критерии истинности', которые возникают так: 'св. отцы просто дают нам общий принцип формирования каждым из нас своих личных индивидуальных "критериев истинности" - и не более того.'
'Экспертная самооценка', создаваемая посредством метода, способствует смирению и ограждает практика от духовной напасти, потому что 'свои собственные личные критерии истинности' 'полностью и учитывают вариант такой беды человека, как прелесть'.
Надеюсь, мне удалось сохранить аутентичность ваших пояснений в своих сокращенных формулировках, если ненароком исказил, то, пожалуйста, поправьте меня.

Однако, по-прежнему неясны нюансы применяемости 'научного подхода' метода (вопросы скопированы из предпоследнего сообщения к вам):
1) что гарантирует беспристрастность (объективность) самооценки, если степень собственной беспристрастности искателя неизбежно оценивается тем же экспертным 'методом', с использованием его же 'личных индивидуальных "критериев истинности"'?
2) И как можно выявить беду прелести у других, когда обсуждаемые 'критерии' предполагают лишь внутреннее использование, кроме исключительного случая добровольно сформированной пары 'старец-послушник'?

Без разъяснений из вашего ясного и чёткого представления сути устроения собственного, практикуемого вами 'научного подхода', для меня не представляется возможным охватить пониманием и свести все структурные элементы вашего метода в единый работоспособный инструмент.
Вы готовы кратко сформулировать свои опытные пояснения к нюансам '1' и '2', недопонятым мною, или вам необходимо время на размышления? Спасибо.

Страницы: [1] 2 3 ... 6