Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - Сергий Исихаст

Страницы: [1]
1
 Без Духа пишущие, говорящие и намеренные созидать Церковь душевны и не имеют Духа (см.: Иуд. 1, 19), как где-то сказал божественный апостол. Они223 подпадают проклятию того, который утверждал: «Горе мудрым пред лицом себя самих и разумным пред собою» (см: Ис. 5, 21). И говорят они от себя самих, а не Дух Божий, по слову Господа (см.: Мф. 10, 20), говорит в них. Проповедующие от собственных мыслей прежде очищения введены духом самомнения в заблуждение. Об этом притча гласит: «Видел я человека, мнившего о себе, что он мудр. Безумный же имеет более его надежду» (см.: Притч. 26, 12). И еще завещает нам Премудрость: Не мечтайте о себе (Рим. 12, 16). Сам исполненный Духа, божественный апостол объявляет, говоря: Мы сами неспособны были помыслить что от себя, но способность наша от Бога (2Кор. 3, 5). И еще: «Мы говорим как бы от Бога пред лицом Божиим во Христе» (см.: 2Кор. 12, 19). Слова вышеназванных224 [гордецов] неприятны и несветоносны, потому что они произносят их, заимствуя не из живого источника Духа, но из своего сердца как некоторого тинного болота, питающего змей, пиявок и лягушек плотских страстей, надменности и невоздержания. Вода их знания зловонна, мутна и тепловата, и пьющие ее, испытывая головокружение, омерзение и тошноту, отвращаются от нее.

Григорий Синаит.

2
И ещё одна заповедь блаженства.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо "они" Бога "увидят" ("узрят").
Тут несуразица.
По очевидным представлениям и древних евреев и христиан, хошь первых, хошь каких, Бога видеть человек не может.
Тогда тут что за ерунда написана?
Иносказание?
Ну, возможно.

Но проще предположить, что тут не верное прочтение понимание древнегреческого текста.
На самом дела там слово "Бог" в винительном падеже может быть просто прилагательным "божественный" опять же в винительном падеже.
И тут ещё классика путаницы с глаголом "увидят", который обозван глаголом в "отложенном медиальном залоге". Я отвергаю эти экзерсисы древних переводчиков и грамматистов (дошедшие до наших дней), которые выдумали себе как бы "грамматический предлог" переводить средний и пассивный залог действительным залогом, когда им это было остро потребно по догматическим соображениям.
Тут тупо средний залог глагола, и так его надо и переводить.

Тогда такой вариант перевода:
8 Счастливы чистые сердцем, ибо "они сами" божественным "будут являться" ("будут давать себя увидеть").
Вот такой плод чистоты сердца.
Ясно, что такое прочтение убрали от греха подальше, ведь "божественные" - это тебе не кроткие и смиренные - ими особо не покомандуешь ...
Сергий приветствую!
Что бы не путаться необходимо вначале сверять Синодальный перевод с Острожской Библией 1581 года. Это боговдохновенный перевод и его делали святые отцы нашей Церкви. Синодальный же это правка 17 века, при патриархе Никоне на скорую руку. Как он сказал "правьте как угодно, лишь бы не по старому".  Соответственно Синодальный перевод можно только использовать как справочное пособие.

Далее есть святоотеческое предание - толкование перевода святыми отцами Церкви. Читаем и обращаемся например к св. Иоанну Златоусту, св. Феофелакту Болгарскому и читаем их толкование и другим святым отцам дореформаторской Церкви. Например на "блаженные чистые сердцем":
Острожская Библия - совпадает с Синодальной правкой.
Святитель Иоанн Златоуст:

Вот опять духовная награда! Чистыми здесь Он называет тех, которые приобрели всецелую добродетель, и не сознают за собой никакого лукавства, или тех, которые проводят жизнь в целомудрии, потому что для того, чтобы видеть Бога, мы ни в чем столько не имеем нужды, как в этой добродетели. Потому и Павел сказал: «старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14). Видение же здесь разумеет такое, какое только возможно для человека. Так как многие бывают милостивы, не похищают чужого, не сребролюбивы, а, между тем, любодействуют и предаются похоти, то Христос, показывая, что недостаточно первого, присоединяет и эту заповедь. То же самое и Павел, в послании к Коринфянам, подтвердил примером македонян, которые богаты были не только милосердием, но и другими добродетелями: указывая там на щедрость их в раздаянии имуществ, он говорит, что они «предали себя Господу и нам» (2 Кор. 8:5).
http://bible.optina.ru/new:mf:05:08

и так далее

3
 Три вида помыслов: помыслы ангельские, человеческие и бесовские

Путем долгого наблюдения мы познали различие между помыслами ангельскими, человеческими и бесовскими; а именно: мы познали, что ангельские [помыслы] прежде всего усердно взыскуют естество вещей и отыскивают их духовные смыслы. Например, они взыскуют, ради чего создано золото и почему оно рассеяно в виде песка где-то в недрах земли, отыскиваемое здесь с большим усилием и трудом? Почему, найденное, оно промывается водой и предается огню, а потому уже попадает в руки мастеров, делающих из него для скинии светильник, кадильницу, возливальники и чашу (Исх. 25, 29, 31), из которых, по благодати Спасителя нашего, не пьет уже царь Вавилонский (Дан. 5, 1-30), но Клеопа, который приносит пылающее от этих таинств сердце (Лк. 24, 13-32)'. Бесовский же помысел не ведает и не знает этого, но только лишь бесстыдно внушает (желание] обладать чувственным золотом, предсказывая, что [подобное обладание] принесет роскошь и [земную] славу. А человеческий помысел ни стяжания золота не ищет и не исследует символом чего является оно, но только вносит в мысль простой образ золота, вне всякой связи со страстью корыстолюбия. То же самое рассуждение можно распространить и на другие вещи, тайнозрительно упражняя [ум свой] соответственно этому правилу. (Евагрий Понтийский)

4
Книга ни о чём, можно пролистать и положить на полку. Эта книга, частное классифицированое мнение о книгах. Да и сами они об этом говорят в самом начале, что это всего лишь введение и не возлагайте больших надежд.
Не полезное чтиво.

5
Сергий, так это и есть маркисианская ересь порождающая каббалу - нумерологию и иже с ними.

6
Суть Бога в сути Его Имени.
Смысл имени в сути имени.
Имя даётся, чтобы именовать суть носителя имени.
Если так они думали об имени Бога, то имяславцы правы.
Имя же в отрыве от его смысла и сути само по себе, как набор букв или звуков, такового свойства уже не имеет, так что тут правы критики имяславцев.
Вот что говорят в имяславии ("На горах Кавказа")
Согласно таковому понятию об имени Господнем прекрасно разсуждает о сем и современный нам подвижник веры и благочестия протоиерей о. Иоанн Сергиев. Вот его слова: "Имя Господа, Богоматери или Ангела или святого, да будет тебе вместо Самого Господа, Богоматери, Ангела и святого; близость слова твоего к твоему сердцу, да будет залогом и показанием близости к твоему сердцу Самого Господа Бога, Богоматери, Ангела или святого. Имя Господа есть Сам Господь - Дух везде сый и вся исполняяй; имя Богоматери - есть Сама Богоматерь, имя Ангела - Ангел; имя святого - святый. Как это? Тебя зовут, например, NN. Если тебя назовут этим именем, ведь ты признаешь себя всего в нём и отзовёшься, значит согласен, что имя твоё - ты сам с душею и телом,- так и святые; призывая имя их, ты призовёшь их самих. Но у них ни Тела. Что из того? Тело только вещественная оболочка души, дом ея, а сам человек - есть душа; когда и тебя зовут по имени, не тело твоё отзывается, а душа твоя, посредством телеснаго органа. И так - имя Бога всемогущаго - есть Сам Бог - Дух вездесущий и препростый" (Прот. Иоанн Сергиев. Моя жизнь во Христе).

Я не понимаю зачем так все усложнять. Подобные безапелляционные утверждения уже граничат с маркисианской ересью. Если меня позовут по имени я конечно отзовусь, но меня могут позвать и по фамилии или другим способом.

7
сказать о содержании этой «ереси» по сути нечего.
И действительно.

Имяславцев то погнали с войсками. Хотя там про то что Бог есть имя только одно предложение. Измени его или убери и такого ажиотажа не было бы.

8
Доброго здравия.
Хочу напомнить что в РПЦ исихазм в 1913 году классифицирован синодом как ересь. И желательно быть аккуратнее в выборе источников изучения. По сути РПЦ запуталось смешав исихазм и имяславие.
Исторически иерархическое священство в христианстве давно видит в молитвенниках лишь угрозу своей абсолютной власти.
Это где-то аж со второй половины второго века тянется.
Даже была буквально придумана специальная "ересь" мессалианства для такого случая (которой нет на самом деле), чтобы бороться с молитвенниками, как с еретиками. И борются, а начиная с четвертого века и при помощи государства. Лишь со скрипом за некоторыми монахами иногда иерархическое священство признаёт молитвенный путь, но и то под полным контролем иерархии.
То же, чему учил Иисус на этот счёт, никого не интересует.
И, да, обсуждать тут действительно особо нечего. Это констатация реальности.
В чем угроза ?

9
Хотел бы добавить что в Русской Древлеправославной Церкви исихазм приветствуется и судя по наставлению по лестовке передается как традиция.

10
Сказание о лестовке и о молитве Исусовой
Лbстовка и̉мbетъ 4 лапостка, коими и̉сповbдуется 4 е̉вангелиста, о̉бшивка о̉коло лапостковъ - е̉вангельское оу̉ченiе, между лапостковъ 7 передвижекъ. 9 крупныхъ ступеней о̉значаютъ 9 чиновъ а̉нгельскихъ. О̉тъ связки простое мbсто - земля. 12 ступеней - 12 а̉постоловъ с Господомъ ходили. 38 ступеней - 38 недель Богородица во чреве Христа носила. 33 ступени - 33 года Господь по земле ходилъ. 17 ступеней - 17 пророчествъ ω̉ Христе было. Другое простое мbсто - небо.

Лестовка и молитва ИсусоваПодобаетъ христiанину всегда лbстовку въ рукахъ держати и̉ молитву Ỉсусову непрестанно повторяти: и̉ въ церкви, и̉ дома, и̉ на торгу ходишь, стоишь ли, сидишь ли и̉ на всякомъ мbсте. Творити же молитву тако:

Господи Ỉсусе Христе Сыне Божiи, помилуй мя грbшнагω

Кто молитву сiю Ỉсусову творитъ непрестанно, како воздухомъ дышiтъ, то послb перваго года вселится въ него духъ святый, послb втораго вниидетъ въ него Христосъ Сынъ Божiй, послb третiяго же года прiидетъ къ нему О̉тецъ и̉ внидетъ въ него и̉ о̉битель въ немъ сотворитъ Святая Троица. И̉ поглотитъ молитва сердце человbку тому и̉ сердце поглотитъ молитву. И̉ станетъ взывати непрестанно сiю молитву днемъ и нощiю. И̉ будетъ свободенъ человbкъ той о̉тъ всbхъ сbтей вражiихъ.

Хочешь ли, брате, научитися оу̉мственной молитве сердечной? Внимай прилежно. Прежде бо тебb подобаетъ говорить молитву Ỉсусову негромко в̾слухъ тихимъ гласωмъ. Когда же насытятся оу̉ста произношенiемъ молитвы, тогда гласъ стихаетъ. Затемъ шопотом̾ продолжается. И̉ тогда оу̉момъ подобаетъ взирати и̉ приникати к̾ произносимому в̾ гортани. Таковымъ о̉бразомъ как̾ бы сама собой начне приходити в̾ движенiе и дbйствовати оу̉мственная сердечная молитва на всяко время, во всякомъ дbлb, на всякомъ мbсте. В̾начале противу воли подобаетъ творити молитву, принуждая себе оу̉сbрдно, и̉ е̉гда навыкнетъ, то станетъ а̉ки птица парящая, сама о̉бращатися въ оу̉ме человbка.

Богу нашему слава ныне, и̉ приснω, и̉ во вbки вbкωмъ. А̉минь.

11
Доброго здравия.
Хочу напомнить что в РПЦ исихазм в 1913 году классифицирован синодом как ересь. И желательно быть аккуратнее в выборе источников изучения. По сути РПЦ запуталось смешав исихазм и имяславие.

Страницы: [1]