Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - Иссоп

Страницы: [1] 2 3 ... 14
1
Грани православия / Re: Православный юмор
« : 06 Февраль 2024, 06:20:50 »
К вопросу об аскезе ))

https://vk.com/video-37160097_456265888

2
Ну насколько могу судить, иг.Пётр совершенно "за" за аскезу-здоровую, и ратует токмо противу аскезы-искажённой: "Из говоримого мною порой может создаться впечатление, что ничего вовсе «делать» не надо, и что всякий человек может с лёгкостью «вкусить и видеть». Нет, делать надо – Царство Небесное усилием берётся, и не все люди, а только чистые сердцем Бога узрят. («Чистые сердцем» – в реальном жизненном процессе, а не в сферическом вакууме, разумеется.) Итак, презумпция:

церковная традиционная вера;
навык чтения Св. Писания;
наличие воцерковления (в «хорошем» смысле слова); опыт некоторой «исчерпанности» этой сферы, заставляющей христианина искать дальнейшие пути, придёт сам собой;
и самое главное – «работающая» в жизни евангельская этика и трезвый и смиренный взгляд на себя.

Это всё как раз и надо «делать», и прилагать сюда все свои усилия".

Так что шибкой разницы между Вашими воззрениями не наблюдаю...

Немножко о духовном ядре понятней, но всё-равно смутно, но и на том спасибо!

3
Согласна с тем, что в данном случае можно "свалиться" в другую крайность - с угрозой угашения неких "дерзновенных сверхусилий", да.

Хотелось просто для себя прояснить, что является в принципе ядром аскезы - что составляет её суть, то самое "духовное сверхусилие", о котором говорите. Сверхусилие именно духовное - это путь постижения Логосов, открывающих двери свежим ветрам?

4
Ну да, всё так.

О.Пётр разгребает навоз, почти получается один, насколько это возможно, а возможно немного, потому что навоза много )) и особо не улетишь тут ))

Православных просветителей мало (куда все делись, ведь когда-то цвело пышным цветом), стоящее м.б. и есть, но это надо долго искать, возможно, на каких-то отдельных приходах (сейчас же почти у всех есть сайты, куда выкладываются проповеди местечковых священнослужителей), а в широком доступе оскуде...

Что такое "духовное сверхусилие", являющееся центром аскезы, что под ним понимается?

Об исихазме он там чуть упомянул, когда про вычитку - глоссарий говорил, в его представлении исихазм - это только непрестанное произношение иисусовой молитвы, поэтому ему исихазм и не особо нравится. Если б я тоже под исихазмом понимала лишь произношение - не нравился бы тоже, потому что в этом смысле для современного психичного человека он тоже устарел.

5
Послушала и о молитве (уже совсем трудно становится почти любую информацию воспринимать), я ж не для себя, а м.б. кому-то на его этапе пригодится, но и самому лишнее удостоверение, что кто-то к тем же выводам пришёл. Там своё понимание термина медитации, затронуты сравнения с мистиками разных сторон света, но акценты те же, смешно о вычитке, названной глоссарием, и о том, что необязательно и перед причастием что-то вычитывать в обязательном порядке.

А в аскезе понравился главный момент: что не должно быть подмены богообщения аскезой. Аскеза - для богообщения и ненормально, когда богообщение отсылается куда-то в стороночку, а аскеза ради аскезы и все акценты на неё, а не на то, ради чего она. И ещё понравилось, что аскезой может быть не только убирание чего-то и лишения, а как раз наоборот - что-то для укрепления сил, например, выспаться и поесть как раз.

6
А с аскезой согласна, мы тут годы об этом и говорим.

7
Попозже расскажу, про молитву ещё не слушала. Считаю, повторение мать ученья ))

9
nepsis, критерия два. 1) Ориентир - на внутреннее. Каково оно лично Вам. Здесь вообще никто ни разу не советчик, ибо все представители мира людей очень разные до крайностей, на вкус и цвет и устроение. Как фломастеры - какой лучше голубой или оранжевый? Разные, каждый рисует своим цветом, но все нужны и прекрасны. Но очень важно (и тут Вы правы, что задаётесь этим вопросом, потому что есть варианты прожить идеальный свой сценарий жизни и менее удачный) расслышать, прозреть, разведать на замысел лично о Тебе. Важно каждому пройти и воплотить те задачи, которые оптимальными станут для развития конкретной Его души (а всем разное, нет одного идеального сценария).

и 2) Воля Божия. Тупо то, во что тебя ставят обстоятельства, карма, так сказать, промысел, от чего не отвертишься (кому-то одиночество, кому-то никак не остаться одному, кому-то рождать детей, кому-то ни за что). Важно "не косячить", не идти вразрез с сердцем, совестью, устроением. "Не своё" очень отчётливо ощущается, всё твоё существо (или какая-то часть по крайней мере точно) как бы не в паззлах, не в отведённой лакуне, дискомфортно, неуютно, чуждо и внешние проявления такой жизни дурацкие - из-под палки, всё как-то валится, не складывается, не пришивается, не прививается. И наоборот, "в своей норе" знаки подтверждают, всё (не без трудностей м.б.) но в целом гармонично, чувствуешь "Жизнь и песнь души", идёт развитие, тебе интересно.

Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа."
Вот этот "лжеправославный" принцип - что жена - это исключительно затычка от похоти, и только для этого и надо если и жениться - всегда казался кощунственным. Жена - это точно такой же живой и нормальный человек как и ты, другой "я", у которого точно такой же большой, интересный, глобальный мир как и у тебя. Человек другому - Человек. А не мышка-норушка, хорёчек, дырочка, булочка, какой-то сегмент и т.д. и т.п. Ну реально не здоровые же представления. Это при таких представлениях страшно на земле жить. И лучше или вообще тут не воплощаться или уж точно одному быть, или жить просто со здоровыми и адекватными представителями своего пола.

каждый имеет свое дарование от Бога[/b], один так, другой иначе.
Это так, да, уже имеют место некие заданности, настройки, сплавы, необъяснимые иногда для их носителя.
Что значит "каждый имеет свое дарование от Бога"? Что у одних людей половое влечение меньше, чем у других?
И это в том числе. Пишут, например, что у людей высокостатусных половое влечение обычно меньше, чем у тех, кто ближе к гастербайтерам.
Как понять, можешь ты воздержаться или нет? Критерием является то, что несмотря на все твои попытки, ты не можешь избавиться от блудной страсти? Это значит, что ты не можешь воздержаться?
Как это как понять - каждый же ну сам видит-ощущает может он или нет. Обычно если натура такая кипучая и не может - как правило указание на промысел носителю такого устроения - на брачную в миру жизнь. Кто призваны к монашеству - у них изначально в настройках так всё приглушено, даётся как бы дар нести.
Как в этом случае объяснить опыт многолетней борьбы с блудной страстью многих монахов? Например, 10 лет
в случае Иосифа Исихаста. Им было лучше вступить в брак

Тут не знаю что сказать. Нам недоступен реальный Иосиф Исихаст (только книжные представления) - какие мотивы-причины у него были оставаться в монашестве. Надо иметь ввиду, раньше и монастырская система была направлена на совершенно иное чем современнная, и сами представители рода людского в целом были куда грубее чем сейчас.
Что подразумевает под собой брак? Умеренное удовлетворение полового влечения, чтобы "не разжигаться"? С взаимным воздержанием мужа и жены?
Это вот опять озабоченный дебильный взгляд на брак как на затычку от похоти, что это самое главное и первостепенное ради чего, собственно, стоит туда ходить. Ну не про это брак. Брак - про реализацию и воплощение Замысла, Воли  Божией на конкретные эти две души. Где всё при таком раскладе будет красиво - и внешнее, и внутреннее, и сама затычка. На 1 месте ради чего брак в принципе задуман и создан - ради как было у Адама и Евы - богопознания, совершенствования, домостроительства, простирающегося на всё окружающее. Чтобы рядом лоси ходили, пернатые из рук ели и люди шибко радовались да счастливей становились ))
Возможен ли брак без деторождения?
Говорят, когда-то Россия являла собой сплошной монастырь, чем немало изумляла иностранцев. У людей были высокие идеалы, устремления, большинство занималось исихазмом, что почти не было разницы какой-то сильной и особой между монашествующими и брачными. Пётр и Феврония, Адриан и Наталья, Киприан и Иустина - уже одни эти клишированные примеры указывают на возможность брака без чадородий. Потому что брак не про чадородия и затычку, а про развитие, богообщение и восхождение. Ну некоторым (есть и такая Высшая Воля) нужно родить при этом и новых людей, такой о них промысел, обычно у них природе поэтому и трудно воздерживаться при всех стараниях. Можно чад и духовных развести, пестовать да взращивать  :lol:

Каждому - своё. Важно расслышать. Но даже если и ошибёшься, при искреннем устремлении, более-менее всё поправимо и можно в текущих условиях будет реализовывать более-менее предназначенное.

10
Осколки какие-то незавершённые и несовершенные - какая радость и смысл Ему на них смотреть... нет, не логично. У св.отцов про окружность, на которой люди - точки и центр, чем ближе к центру окружности, тем и фрагменты калейдоскопа друг другу ближе.

Разве только просвечивать... Понимаю, что хочется знать всё и на раз-два все разложить, но вот пока невозможно всё досконально, так, по чуть-чуть...

Последнее предложение мной не понялось - можете как-то ещё раскрыть эту мысль?

11
Прикольно. Но как-то техногенно. И остаётся не совсем понятным: зачем, познавшим и утонувшим в Едином Сознании может снова надобиться дробиться на самостные фрагменты - у всего же есть смысл и интерес какой-то, тут смысл и интерес в чём может быть - большее дробить на калейдоскоп - зачем нужно наблюдать всякие разные фрагменты.

12
*я научилась не просить помощи*

Это правильно. Она придёт сама, когда будет критично. Такая помощь лучше всего (попадает туда куда надо, а не около) и наименее энергозатратна.

13
значит сделать то, что велит сердце.
Ежели так - ок.

Если взрослый мужчина просит помощи у женщины, то это не мужчина, а мудак.

Это если плотно играть в половые игры, а так все - икра, и если одна икрина (всамделе нуждающаяся, а не от эго-пользования) обращается к другой - почему нет.

Родион, ну не всё, что шевелится, надо оплодотворять, даже если очень хочется  :lol: Есть категории людей, которым это всё категорически воспрещается дабы не разрушиться. В иной традиции к такой категории относят, например, архатов и магирани прави. Есть мир яви (земной, видимый), нави (подземный, адский, невидимый) и прави (надземный, райский, невидимый). И соответствующие архаты и магирани (эти люди отличны от молодых душ-землян своей закладкой-устроением): архаты и магирани яви (которые призваны ярко тусить в земном поле, им тут хорошо и нравится), архаты и магирани нави (их сознание-невидимая часть большей частью в аду - это байкеры на мотоциклах и роковые жгучие вамп-женщины) и архаты и магирани прави (их сознание-невидимая часть большей частью в раю - это созерцатели, учёные, те, кто работают с законами, их создают, продумывают бизнес-идеи и т.п.). Вот эта последняя категория вполне нормально и комфортно обходится без секса и чадородий. Чадородие убивает шакти. У простых земных женщин шакти нет, она у них ощущается только во время соитий, беременности и чадородий, поэтому они к ним и стремятся, чтобы хоть ненадолго это ощутить. А у магирань шактиальная форточка не закрывается вообще и им роды только навредят, исковеркают и уничтожат. Именно в этом суть т.наз. послеродовых депрессий, у некоторых продолжающихся до конца жизни. Не знаю, понятно ли объясняю...

14
Но потом, судя по описанию, ты попадаешь в реальный мир, где тут же видна цена этим прозрениям. Мельтишня, суета и пр.
Ну вот поэтому не всем и не сразу и не вдруг надо в лотос  :-) - есть здоровая и своевременная последовательность. Тот кто в лотосе в конце - уже прошёл всё предыдущее и ему не составит труда любая предшествующая ступень и при надобности он всегда в неё спустится и снизойдёт и выполнит на "5", просто для него на его стадии развития это неполезно, непродуктивно, не развивает и не требуется свыше.
Помогать, принимать участие в жизни других стоит понимая что им нужно, в чем нуждаются, чего хотят они, другие, а не чем сам хочешь помочь на свой взгляд.
Помогать нужно тем кто просит о помощи, или в экстренных случаях, когда человек в настолько сложном состоянии, что ему не приходит на ум позвать помощь
Оба ответа неверны. Ни то, ни другое.  :-) Помогать - только если есть отчётливое благословение свыше, всё остальное - вмешивание в процессы, в которые вмешиваться не нужно и грешно, в чужую "карму" и т.п. Хоть психологи и говорят, что "надо когда попросят", но с дух.точки зрения это не совсем верно - можно и нужно иногда даже когда не просят. И тут важно действительно то, о чём говорит Родион - не перепутать с тем, чем хочешь помочь на свой взгляд от самости, один неверный шаг - и дурные плоды. Ну на то и искусство святости - без конца учиться и оттачивать различение. Оно очень легко и понятно - по плодам.
И уж тем более с ощущением и пониманием бога стоит быть крайне аккуратным. Один неверный шаг и тебе станет всё дозволено и все понятно. И это будет конец.
+++

15
Удивительно как такое очаровательной существо смогло выжить и дожить до седин. Не иначе как кушая ближнего...
:lol:
но проблема номер один - никто понятия не имеет что или кто это такое или такой.
Обнаруживаю, что ощущать и понимать Бога - это проблема или очень рациональных людей (тех, кто живут преимущественно головой и разумом, учёных и т.п.) или очень грешных людей, испортивших своё естество (а чаще одно с другим связано: очень грешные и начинают очень рационально жить, у них закрывается путь к сердцу). У людей, у которых сердца мало мальски живы, такой проблемы не существует - они прекрасно знают кто такой Бог и где Он живёт, и это касается не только безграмотных бабушек, но и самых обычных мужиков - любого спроси на улице - скажет.

Дальше не для дискуссий, их не будет (потому что что для одного - жизнь, для другого может быть - смерть), только для демонстрации альтернативного взгляда, восприятия вещей.
Жизнь это движение, постоянное беспокойство.
Кого-то, видимо, адреналин будоражит, заставляет ощущать Жизнь, любят покрепче и погорячей.

У меня, например, ровно обратные процессы: беспокойства лишают Жизни, она проходит мимо, вызывают только усталость, вымотанность, исчезновение ресурса. И только в покое можно проникать в суть вещей, прозревать их Красоту (в том числе и ближнего), только в покое и ощущается Жизнь, её глубина, краски, принимаются верные решения, видно где правильно и неправильно и т.п.

Делать то, что удобно, значит однозначно умирать.
Разве совершать аскезы, перемещаться по разным городам, домам, работам, не приятным людям, а те, кого дали и т.д. - удобно? И вообще когда ты весь драный и искусанный только удобства и помогут: горячий сбор трав, тёплое одеяло и унитаз и т.п. Удобства лечат и восстанавливают.
Все ведущее в покой даётся легко.
У меня опять же ровно обратный вывод - покой труднодостижим. Это бесконечное дёрганье всевозможных людей по поводам и без, избыточные труды, шумы улиц и соседей, всякий вред от всего и вся, да даже в полной тишине какая-нибудь муха покоя точно не даст.
Дать даже себе то, что нужно, и то сложно.
А кто и где к этому призывает? Почему надо разодрать себя вклочья? Никто и нигде не призывает лишать себя жизни - наоборот, пуще хранимого храни сердце твоё и Вы храм и т.д. Почему между Богом и ближним это промежуточное звено - себя - надо игнорировать совершенно и убить? Самоотвержение - это не самоубийство, а отвержение самости.
А вот служить химерам просто. Можно делать всех счастливыми не выходя из медитативной шавасаны, желая всем блага...  :-)
Только так не работает. Поэтому "не активируется".
Химерам может быть и просто, а вот реальному Богу и просто и непросто бывает. Всех счастливым не сделаешь - это утопия и не работает, каждый неизбежно должен протопать свой путь к счастью. А вот местами "помочь" дистанционно реально можно - иногда длинная дистанция лучшее лекарство и действует ободряюще и освежающе, чем когда ты всё время рядом мельтешишь, приелся и попираем и пользы не принесёшь.
расскажу тебе историю.
Вспомнился ещё один вариант развития событий (но в каждом случае индивидуально, в Вашем, видимо, надо было сделать так, как Вас Дух повёл):

"Старый имп шел по улице привычным быстрым шагом, стараясь тормозить мысли, чтобы услышать своих друзей-сильфов. Свернув за угол дома, где начинался его двор, он увидел картину маслом. Возле припаркованных машин схватились двое надвое четверо поддатых мужичков. Еще трое стояли рядом, подбадривая дерущихся громкими криками. Мат, звуки ударов по лицу и сопение драчунов дополняли представление.

Старый имп, не замедляя шага и не меняя траектории, прошел сквозь гущу драки как нож сквозь масло, лишь слегка подвинув своим эфирным щупальцем одного из наблюдающих, который, не отвлекаясь от зрелища, тут же уступил ему дорогу. Уже во дворе импа нагнал откуда-то взявшийся знаток поведения.
— Как? Как ты смог пройти мимо них, и тебе ничего не сделали, даже не обматерили?

Имп немного подышал аурой, собираясь с мыслями.
— Внимание этих драчунов не цеплялось ко мне, потому что я не подобен им — во мне нет агрессии. Для них я был всего лишь подвижной деталью ландшафта.
— То есть ты хочешь сказать…
— Подобное притягивает подобное — космический закон. Зная это, мы можем работать над собой, занимаясь самотрансформацией — переставая быть подобными чему-то негативному и становясь подобными чему-то положительному.
— Вот это да! Целая наука, — восхищенно выдохнул знаток поведения.
— Совершенно верно. Это и есть магия, — заключил старый имп, завернулся в эфирный плащ и покинул собеседника."

Страницы: [1] 2 3 ... 14