Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Темы - 6ato

Страницы: [1]
1
Объявления, отзывы / C Новым Годом!
« : 30 Декабрь 2009, 06:45:38 »
С Наступающим Вас Всех Новым 2010 Годом!

Пусть Новый Год будет Красивым и Счастливым, Радостным  и Мирным!

Пусть 2010 принесет Вам и Вашим семьям всего больше: Здоровья, Спокойствия, Любви, Благ!



2
Мирче Элиаде
(1907 -1986)
знаменитый румынский исследователь, внесший огромный вклад в развитие религиоведения.
Он жил в Индии, где подготовил диссертацию о йоге, преподавал философию в Бухарестском университете, Сорбонне, был профессором кафедры истории религий Чикагского университета.
Десятки работ этого выдающегося ученого, профессора нескольких европейских и американских университетов, переведены на многие языки мира.


Из книги Мирче Элиаде. Йога - бессмертие и  свобода.

Дыхание.

Интересные параллели можно найти в исихазме (стр.29).

Некоторые аскетические прелиминарии и способы молитвы, используемые монахами-исихастами, довольно часто напоминают йогические техники, особенно пранаяму.
Отец Иреней Хаузхерр так суммирует сущностные черты исихастской молитвы: «Она состоит из двух упражнений: созерцания пупка (омфалоскепсис) и бесконечного повторения Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» Сидя в темноте, склонив голову, направив взор в центр живота (т. е. на пупок), стараясь пробудить область сердца, повторяя неустанно это упражнение и всегда сопровождая его одним и тем же призыванием, в гармонии с дыханием, которое следует замедлить как можно больше, человек сможет найти — если круглые сутки пребывает в этой умной молитве — то, что искал: место сердца, а в нем, и с ним, все виды чудес и знаний».

Ниже приводится короткий отрывок из сочинений Никифора Уединенника (вторая половина XIII в), переведенный Жаном Гуйяром: «Что же до тебя, делай, как я учил: сядь, успокой ум и введи его в ноздри — ибо это есть дорога, по которой дыхание устремляется к сердцу. Заставь ум спуститься в сердце вместе с вдыхаемым воздухом. Когда это случится, увидишь, что за радость последует; ты ни о чем не пожалеешь. Как человек, который, возвратившись домой после долгого отсутствия, не может сдержать свою радость оттого, что он снова со своей женой и детьми, так и ум, когда он объединяется с душой, источает радость и безмерный восторг. Посему, брат мой, не приучай ум торопиться уйти оттуда. На первых порах, конечно, он не проявляет усердия — и это еще мягко сказано — из-за такого внутреннего ограждения и заточения. Но едва подобное пребывание войдет у него в привычку, он не найдет больше удовольствия в блуждании вовне. Ибо «Царство Божие внутри нас», и тому, кто упрочивает свой взор на нем и следует ему с чистой молитвой, все другие миры покажутся низкими и презренными».

Еще в восемнадцатом столетии учения и техники исихазма были известны монахам Афона.
Следующие выдержки взяты из Энхейридиона (Encheiridion) Никодима Святогорца (1748-1809): «Начинающие должны приучить себя совершать это возвращение ума так, как учили святые Отцы — склонив главу и прижав подбородок к верхней части груди... Зачем во время всей молитвы должно быть задержано дыхание? С малых лет разум ваш привык рассеиваться, распыляться среди чувственных вещей внешнего мира. Поэтому, когда вы творите эту молитву, то дышите не постоянно, как по естественной привычке, но задержите дыхание ненадолго, в то время как внутреннее слово произносит молитву, а потом опять дышите, согласно наставлениям святых Отцов. Благодаря этому краткому прекращению дыхания сердце становится будто само не свое, утесняется, чувствует страдание из-за недостатка воздуха; ум же, со своей стороны, с помощью этого метода, легче собирается и направляется к сердцу... По причине этого краткого прекращения дыхания жесткое и грубое сердце утончается, а влага сердца, будучи сжатой и согретой, делается нежнее, чувствительнее, покорнее и более расположенной к раскаянию и свободному излиянию слез... По причине этого краткого прекращения дыхания сердце чувствует тяжесть и страдание, и через эту тяжесть и страдание оно извергает ядовитый крюк удовольствий и греховности, который когда-то заглотило».

И наконец, нам следует сослаться на фундаментальный трактат — Метод святой молитвы и внимания, долгое время приписывавшийся Симеону Новому Богослову. Отец Хаузхерр издал его в оригинале и перевел в своем «Методе исихастской молитвы».
Мы же процитируем отрывок из него в переводе Гуйяра: «Делай так, как я говорю: закрой дверь кельи, сядь тихо в углу; возвысь ум свой над всеми суетными, изменчивыми вещами. Затем, уперев подбородок в грудь, направь телесное око и самый ум в центр живота, т. е. в пупок, вдыхай воздух, проходящий через нос, так, чтобы дыхание утратило легкость, и мысленно исследуй внутренние недра, отыскивая место сердца, где так радостно замирают все силы души. Вначале ты встретишь только тьму и неподатливость, но если продолжишь, совершая это упражнение днем и ночью, то обнаружишь — о чудо! — безграничное блаженство» (с. 216),

Можно вспомнить и другие исихастские тексты, например сочинения Григория Синаита (1255-1346); некоторые важные пассажи из его писаний приводятся у Гуйяра. Уместно также принять во внимание интересную апологию исихазма Григорием Паламой (ок. 1296-1359), «последней великой фигурой византийской теологии». Но мы не должны обманываться этими внешними аналогиями с пранаямой.

В исихазме дыхательные упражнения и телесные позы служат лишь предварением умной молитвы; в «Йога-сутрах» же эти приемы преследуют целью унификацию сознания и подготовку к медитации, а роль Бога (Ишвары) сравнительно мала

Однако остается истиной и то, что техники обеих традиций феноменологически схожи, так что вполне вероятен вопрос о возможном влиянии индийской мистической физиологии на исихазм.

***

Чакры.(cтр.150 )

В связи с чакрами уместно вспомнить, что, согласно некоторым авторам, исихастская традиция различает четыре «центра» концентрации и молитвы:
1) цереброфронтальный, локализованный в области между бровями;
2) щечно-ларингиальный, соответствующий «обыкновенному» сознанию, рассудку, который действует при общении, нахождении аналогий, а также на первых ступенях молитвы;
3) грудной, расположенный в верхней и средней части груди. «Стабильность сознания, на которую явно влияет вилочковый элемент, намного выше, чем в предыдущих случаях, однако все еще это сознание, которое определяется и модифицируется эмоциональным фактором» ;
4) сердечный, находящийся «у верхней части сердца, немного ниже левой части груди», согласно греческим Отцам, или «немного выше», согласно Феофану Затворнику и другим. «Это физическое место абсолютной сосредоточенности».

3
Объявления, отзывы / С Днем Админа
« : 31 Июль 2009, 17:32:27 »
Alexander, Админ,
С Праздником! Всех благ вам и Успехов вашему форуму!




В последнюю пятницу июля празднуется "Международный день системного администратора"! Этот праздник пришел к нам из Америки. Его придумал администратор Тед Кекатос, увидевший как-то рекламный баннер с изображением благодарных пользователей, засыпающих своего админа подарками.
Под впечатленем Тед провозгласил этот день праздником, который назвал "Международный день системного администратора". К удивлению многих и к радости всех админов, этот праздник прижился не только в Америке, но и в др. странах.
Празднуют его все работники и пользователи  интернета, Админы сайтов и форумов.
В 1999 году папа Иоанн Павел II официально назвал Святого Исидора покровителем пользователей компьютера и Интернета.


4
Приветствую всех,

может вам будет интересно почитать (о своих путешествиях пишет один форумчанин с др. форумa):
1. Несколько дней среди монахов
2. Святой Афон

5
Фильм, который рекомендуется для просмотра, о монахах - молчальниках в католицизме.
очень красивый фильм!


Великая тишина (Into Great Silence)
документальный фильм
Этот удивительный фильм Филипа Грёнинга родился спустя 16 лет переговоров и четырех месяцев одиночества, проведенных режиссером в монастыре. Монахи, соблюдающие обет молчания и не пускающие к себе кинематографистов, наконец дали возможность всем желающим увидеть свой жизненный строй. Длинный, молчаливый и очень красивый документальный фильм. Требует терпения, но вознаграждает сторицей.

Когда Филипа Грёнинга спросили: Почему же Ваша трехчасовая картина совсем не озвучена?, он с очаровательным баварским юмором ответил: Видите ли, это фильм о молчании. Монахи все время молчат.
Вам хотелось бы слышать режиссерский комментарий: Итак, сейчас семь утра. Монахи снова молчат.
Фильм действительно продолжается три часа, и слов в нем совсем немного изредка мелькают титры с библейскими цитатами некоторые повторяются не раз.
Монахи поют на латыни и читают по-французски.

Фильм снят во Французских Альпах, в монастыре Шартрёз (La Grade Chartreuse).
Это - колыбель Картезианского ордена, основанный в 1084 г. святым Бруно, вблизи места,  где он жил отшельником. В 1793 г. монастырь был упразднен, но в 1816 г. снова открыт.


Великая тишина (Into Great Silence) ч.1 (33:15)
http://rutube.ru/tracks/787212.html?v=3f2926187bd1fee09b1c56f585ea32de

Великая тишина ч.2 (33:27)
http://rutube.ru/tracks/789440.html?v=168d851104da641803b19eae5eaf8c5b

Великая тишина ч.3 (33:21)
http://rutube.ru/tracks/789683.html?v=10b6b9edd4a81eb0b869188dcae1e7ee

Великая тишина ч.4 (27:03)
http://rutube.ru/tracks/789868.html?v=dacecd8212a241350813c917487c6f1b

Великая тишина ч.5 (30:02)
http://rutube.ru/tracks/790103.html?v=7a16480dad45dfd7338ca284ce01a14b 

P.S.
1. добавлю, что надо действительно иметь терпение, чтобы смотреть весь фильм. фильм - молчаливый, наблюдаете только действия монахов, можно слышать звуки действий монахов: пение, игра на клавесине, пилят дрова, носят воду, убирают монастырь, поливают грядки, шьют одежду, готовят кушать и т.д.
в фильме есть интервью с монахами.
и только два раза можно услышать разговоры между монахами: когда они выходят за ворота монастыря на природу. монахам разрешается разговаривать только  раз в неделю, когда им предоставляется прогулка в окрестностях монастыря.

2. для удобного просмотра, лучше сначала дать возможность фильму полностью загрузиться (полная буфферизация), чтобы не было неожиданных остановок. потом, наверное, надо учитывать время, когда  вы смотрите.

Страницы: [1]