Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Темы - Виктор

Страницы: [1]
2
Предалагаю обсудить тему о католической мистике и ее уклонениях. С конкретными цитатами и рассмотрением их и цитат Отцов Прав. Церкви, чтобы увидеть различия в опыте правильном и ложном.

Католическая мистическая традиция весьма специфична и многие Православные подвижники относились к ней весьма критично. Справедлива ли эта критика? Можно ли сказать, что их подвижничество тоже правильное, но идет иным путем? Их опыты есть действительно опыты постижения Божественного или же бесовская прелесть?

Думаю, что некоторые их высказывания приоткрывают эту тайну.

Цитировать
"Я не сознаю за собой никакого прегрешения, которое не искупил бы исповедью и покаянием" [Лодыженский М.В. Свет Незримый. Пг., 1915. С. 129]. Франциск Ассизский
Цитировать
Блаженная Анжела
 Дух Святой говорит ей: "Дочь Моя, сладостная Моя,.. очень Я люблю тебя" (с. 95): "Был я с апостолами, и видели они Меня очами телесными, но не чувствовали Меня так, как чувствуешь ты" (с. 96). И такое открывает сама Анжела: "Вижу я во мраке Святую Троицу, и в самой Троице, Которую вижу я во мраке, кажется мне, что стою я и пребываю в середине Ее" (с. 117). Свое отношение к Иисусу Христу она выражает, например, в таких словах: "могла я всю себя ввести внутрь Иисуса Христа" (с. 176). Или: "Я же от сладости Его и от скорби об отшествии Его кричала и хотела умереть" (с. 101) - и при этом она начинала в ярости бить себя так, что монахини вынуждены были часто уносить ее из костела (с. 83).
  "Иногда от теснейшего этого объятия кажется душе, что входит она в бок Христов. И ту радость, которую приемлет она там, и озарение рассказать невозможно. Ведь так они велики, что иногда я не могла стоять на ногах, но лежала и отнимался у меня язык... И лежала я, и отнялись у меня язык и члены тела"   
Цитировать
Св. Тереза Авильская
После многочисленных своих явлений "Христос" говорит Терезе: "С этого дня ты будешь супругой Моей... Я отныне не только Творец твой, Бог, но и Супруг" [Мережковский Д.С. Испанские мистики. Брюссель, 1988. С. 88]. "Господи, или страдать с Тобой, или умереть за Тебя!" - молится Тереза и падает в изнеможении под этими ласками, закатывает глаза, дышит все чаще и по всему телу ее пробегает содрогание. Если бы нечестивая, но опытная в любви женщина, пишет Мережковский, - увидела ее в ту минуту, то поняла бы,.. что все это значит, и только удивилась бы, что с Терезой нет мужчины; а если бы и в колдовстве была эта женщина опытна, то подумала бы, что с Терезой вместо мужчины тот нечистый дух, который колдуны и ведьмы называют "инкубом" [Там же. С. 73]. "Душу зовет Возлюбленный таким пронзительным свистом, вспоминает Тереза, - что нельзя этого не услышать. Этот зов действует на душу так, что она изнемогает от желания" [Там же. С. 69].
Цитировать
Игнатий Лойола
  Вот несколько кратких выдержек из "Духовных упражнений". Так, созерцание "Первого дня воплощения Бога Слова" состоит из нескольких прелюдий. Первая прелюдия заключается в том, "чтобы представить себе, как будто это было перед глазами, весь исторический ход мистерии воплощения, - а именно - как Три Божественные Лица Святой Троицы взирают на эту землю,.. как Троица Святая, тронутая страданием, решает ниспослать Слово,.. как... архангел Гавриил явился посланником к блаженной Деве Марии".

     Вторая прелюдия состоит "в живом воображении местности,.. где живет Святая Дева".

     Третья прелюдия - "это мольба о познании мною... тайны воплощения Слова.. ." [Лодыженский М.С. Свет Незримый. Пг., 1915. С. 139-140].

     И еще один пример созерцания беседы со Христом. "Эта беседа, - наставляет Лойола, совершается тогда, когда человек вообразит перед собой Иисуса Христа, распятого на кресте..." "Устремивши таким образом взор на Иисуса распятого, я скажу Ему все, что подскажут мне мой ум и мое сердце... Настоящую беседу можно сравнить с беседою двух друзей... " [Там же. С. 140].   

Цитировать
Фома Кемпийский
 Расшири меня в любви, дай мне вкусить сердечными устами, как сладко любить и в любви растаивать и носиться. Одержим любовью, хочу вознестись выше себя, в избытке горячности и изумления. Хочу петь песнь любви, хочу за Тобою Возлюбленным в высоту проникнуть. Изумевает в хвале Твоей душа моя, празднующая Тебе любовью. Хочу Тебя любить больше себя, и себя - ради Тебя одного любить хочу, и всех в Тебе любить, кто по правде Тебя любит, как велит закон любви, от Тебя просиявший.

Чувственность, крайняя чувственность и "вещественные способы" вот, что наполняет католическую мистику. Сообразуется ли с это с Православным святоотеческим наследием? Если да, то насколько. Если нет, то почему.

3
Диалог / О спасении язычников
« : 18 Сентябрь 2006, 13:11:16 »
Отделено от: http://hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=1299
----

Цитировать
Конечно, приговаривая язычников к поголовной погибели, видимо, благодарят Господа, что родились в православной стране и довольны, что воспитывались не среди воров, но такое отношение только усугубляет проблему: почему одним - спасение, т.е. все, а другим - ничего - только на основании "места прописки"?
Alexander, мне сразу вспоминаются слова о "поговоловной погибели язычников" у свт. Игнатий, св. Иоанна Кронштадскаго и пр. Мне кажется, что вы сгущаете краски сильно. Т.к. в их словах, как раз речь о "поголовной погибели" не кичащаяся то, что "Мы православные". А наоборот видящая ситуацию в своих рядах весьма печальной. "Христиане! познайте Христа, поймите вы отрицались Его.."(Свт. Игнатий); "многие православные не спасутся..."(св. Прав. Иоанн Кронштадский). Мне кажется они призывают, умоляют хотя бы христиан одуматься...
Александр, а как истолковать тогда эти слова "Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. "
Мк. 16:16 ? + можно добавить "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. " Мф. 7:21

4
Грани православия / Смущение
« : 27 Август 2006, 11:43:57 »
Братья, из различных источников слышишь немного различные т.з. на вопрос спасения. Но признанные святые в целом согласны друг с другом. Что это ислючительность христиан или очередное законничество? Учение Истинной Церкви или ошибка во взглядах?
И все-таки, каково ваше мнение на эти ссылки:

http://www.anb.nnov.ru/letters/letter.php?id=203 Свт Игнатий Брянчанинов письма

Цитировать
Сын Божий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить (спасению нашему) и отдать душу Свою для искупления многих (верующих) (Мф. 20, 28). Неверующие не спасутся; и из православных многие не спасутся за жестокосердие и немилосердие. Понеже не сотвористе единому сих братии Моих менших, ни Мне сотвористе (Ср.: Мф. 25, 40). Мало спасающихся. Много званых, но мало избранных. Ни един мужей тех званных вкусит Моея вечери (Лк. 14, 24) за пристрастие к здешней жизни и за неверие и холодность к Богу и дебелость сердца (Ср.: Ис. 6, 10). Лисицы имеют норы, и птицы небесныя гнезда: Сын же Человеческий не имеет где голову приклонить (Ср.: Мф. 8, 20).
Св Прав Иоанн Кронштадский

Цитировать
Нечестивии не узрят славы Твоея, Христе, то есть неверующие, неправо верующие, католики злые, лютеране богохульники и реформисты, евреи, магометане, все буддисты, все язычники. А мы узрим ли? Это зависит от нашей жизни, веры, благочестия. Если мы имеем Дух Христов (Ср.: Рим. 8, 9), если мы будем новою тварью во Христе (Ср.: 2 Кор. 5, 17), то, несомненно, увидим славу Христову и вечно будем наслаждаться ею. Кто мудр и поймет это? — Кто понудит себя к достижению Царствия Божия (Ср.: Мф. 11, 12)?
он же.

Из современных писателей схожую т.з. разделяют о. Серафим Роуз, арх. Лазарь Абашидзе, арх. Рафаил Карелин.

5
Братья, если кто может поделитесь, что есть внимание во время молитвы?
Много прочитал про него, а что это и как это? Является ли это пристальное наблюдения за словами, понимание слов или что-то другое?
Что вы можете посоветовать?

Храни вас Господь!

6
Братья!
Вот такой вопрос возник для обсуждения: как вы относитесь к жительству по уставу церковному, чтобы "все в жизни было благообразно и по чину".
Ведь устав церковный много предписаний дает для мирян. Нужно жить по уставу, как жили скажем на Руси до петровских реформ? Какова ваша точка зрения на этот вопрос.

7
Alexandr, упомянул, что один человек сетует о том, что у многих людей прошедших обучение в семинарии теряется вера.
Действительно, почему так происходит? Почему многие уходят даже из Церкви окончив семинарию? И можно ли это назвать духовным образованием или это уже нечто другое?

8
http://karelin-r.ru/pravoslavie/125/1.html
Можно поговорить вот об этой статье о. Рафаила.
Я не претендую на истинность своих высказываний. Могу в чем-то ошибаться. Знаний, тем более, недостаточно.
Мне кажется, что эта статья о. Рафаила очень хорошая и верная. В плане того о чем он говорит в ней. Что исихия
Цитировать
Исихия вынесена из пустынь и монастырских келий в мир, от которого она так тщательно скрывалась
и столь многое кол-во людей практиуют ее - как не ужасно звучало бы это слово. - под маркой Православия.
Мне казалось, что исихазмом могут заниматься только монахи(миряне конечно могут иметь какое-то правило Иисусовой молитвы, но монашество дает больше возможностей к совершенству. Т.к. есть отречение от мира) в полной мере. Потому, что ведь не зря уходили в монастыри. Возникает резонный вопрос: зачем люди становились монахами, если это возможно с тем же успехом в миру? Наверное, все не просто так.
Цитировать
Чтобы понять святого Григория Паламу надо приблизиться к нему через личную аскезу. Чтобы увидеть сокровенный смысл и понять язык преподобного Григория Синаита и его учеников надо заниматься Иисусовой молитвой в уединении. Чтобы говорить о исихии, надо вначале научиться молчать.

"Вначале нужно научиться молчать" говорит о. Рафаил. Отсюда вытекает, что даже, если человек мирской захотел заниматься Иисусовой молитвой, то он должен создать себе такие условия, где преобладает молчание. Значит, это смена работы, места жительства и пр. т.к. не всякая работа(далеко не всякая) дает возможность молчать, не всякое место жительства и т.д.  ИМХО
Цитировать
Слово "исихия" означает тишину. Но само понятие тишины стало для современного человека чем-то чуждым, оно выпало из внутреннего опыта. Для него тишина это негативное понятие, это отсутствие жизни или внутренний вакуум; о исихии он может мыслить только абстрактно.
Я согласен с этой точкой зрения. Т.к. вспоминются слова монаха из Валаама с острова Святой(где очень уединенная жизнь). Что он, который не был с детства крещен и веру не сразу принял(как многие на форуме), очень трудно ему побороть мир в себе. Тем паче нам немощным мирским людям еще сложнее. Т.к. мы в нем прибываем.
Цитировать
Человек своими силами не может преодолеть разрыв и распад душевных способностей и свойств после грехопадения. Он не может победить трех исполинов: гордость души, похоть плоти и невежество своего ума.

Мне кажется, что очень хорошо сказано
Цитировать
Но возникает вопрос: ведь все святые спасаются через стяжание благодати, в том числе люди, лишенные возможности для уединения, которые даже занимали ответственные посты в государстве; как они могут стяжать благодать и достичь святости? Надо помнить, что исихия это не общий, а особый путь; это наиболее целесообразная форма жизни - как внешнее уединение и внутреннее безмолвие для стяжания и опытного переживания благодатных состояний. Здесь постоянное, волевое ограничение впечатлений, входящих в душу через пять чувств, уничтожение помыслов в самом их зачатии, и контроль над каждым словом. Исихия это пребывание в благодати и созерцание в себе ее действий, как преображения, богоуподобления, радости и внутреннего света. Еще скажем, что исихия это жестокая борьба с демоном, постоянно пытающемся разрушить безмолвие, как бы вырвать знамя в бою у противника.

Я так понимаю это об этом форуие.  Если логически рассудить, то о. Рафаил прав.
Цитировать
Например, в интернете открыты сайты под названием Исихия, на которых, кто попало говорят и спорят о том, чего никогда не испытывали и возможно, никогда не испытают.

Человек, загруженный информацией, не овладевший Иисусовой молитвой, не прошедший послушания у старца, и покусившийся со своими страстями и гордыней войти в мир безмолвия, может надорвать свои силы и повредиться умом. Отцы говорили, что новоначальных по жизни, и гордых по нраву, пустыня или изгоняет или убивает. В монастырях монахов заставляли много трудиться, и только потом допускали их до более уединенной и безмолвной жизни. На этих форумах вы не встретите старцев-монахов, опытных в духовной жизни, а людей, большинство которых, мало - чего понимая, много говорят, часто путают молитву с медитацией, и отравляют других своими ложными представлениями о исихии. Поэтому я считаю форумы о исихии дешевой профанацией тайны священнобезмолвия, и приманкой для мух, которые возомнили себя орлами.

Мне кажется, что о. Рафаил во многом прав.
Простите.

9
Братья, как ваша точка зрения на послание о. Рафаила http://www.vselprav.org/library/nabat.htm и его точку зрения?

Храни вас Господь!

10
Отделено от: http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=1150
----

Цитировать
04/01/2006 [21:02] Роман спрашивает:
Здравствуйте уважаемый Архимандрит Рафаил. Когда внимаю словам молитвы Иисусовой, то само внимание находиться во лбу, чувствуется там напряжение. Можно ли заключать ум в слова молитвы, там, во лбу? Понимаю, что внимание нужно увести с головы, но тогда почти невозможно заключать ум в слова молитвы. Посоветуйте мне, пожалуйста, как поступить? Заранее спасибо, и прошу ваших молитв.

Архимандрит Рафаил отвечает:
Роман! Святые отцы не советовали держать внимание во лбу. Характерно, что это место оккультисты называют «глазом Шивы». В голове заключен не ум, а рассудок, как орудие ума, а ум находится в сердце, так как Сам Господь сказал: «Из сердца исходят мысли добрые и злые». почитайте главы преподобного Иоанна Лествичника «О молитве». Призываю Божие благословение. Прошу ваших молитв.

Прочитал на сайте Архимандрита Рафаила(Карелина) вот такой вопрос. Может кто-то из форумчан может это разъяснить подробней(не про третий глаз :) а про рассудок). Каким образом можно держать внимание на словах молитвы, если внимание не в голове? Ведь преждевременное сведение ума в сердце воспрещается. Значит, что нужно внимание в голове держать, когда молишься на улице, в трамвае и т.д. А это неизбежно ведет к напряжению головы, области третьего глаза(правда слово пренеприятнейшее) и т.д. Братья, подскажите пожалуйста. Как здесь быть? Должно ли это иметь место? Просто ответ батюшки Рафаила не ясен потому, что ведь воспрещается ум низводить в сердце своевольно.

Спаси вас Господи!

11
Добрый вечер, братия сего форума!
Что делать неофиту, с чего начать изучение Православия? Ведь, как я понимаю, неофит не должен сразу браться за умное делание. Должен пройти какой-то период подготовления-оглашения в Православной вере. Т.е. человек должен изучать опр. лит-ру, со вниманием и усердием выполнять домашнее правило, посещать богослужения, причащаться, каяться. Т.е. всяческими способами приводить свою жизнь к нормам христианства. Но переход к умному деланию - это ведь нечто особенное. Должен пройти какой-то период? Если да, то кто его устанавливает - духовник или просто внутренее ощущение? Как определить, что этот вот момент настал? Или Господь по молитвам даст почувствовать? Как ву думаете? Скажите, пожалуйста.

И еще вопрос. Для неофита предлагается следующее : "...стесни удовлетворение самых естественных потребностей; продли час бдения, умали обычную меру пищи, приложи к трудам новый труд. Главное - как хочешь и как можешь облегчи плоть, уточни ее дебелость"Сборник законоучителя,М. 1903.
Что означает "утончи ее дебелость"? Т.е. физически потерять вес? А если он уже итак потерян из-за оккультных практик, что дальше терять некуда? Как быть здесь? И насчет сна т.е. если я спал скажем 8 часов, нужно спать 6?

Спаси Господи.

С уважением, Виктор.

12
Грани православия / Масоны
« : 04 Июнь 2006, 10:34:20 »
Простите, может быть в уже об этом говорили. Но в последнее время, я часто слышу о масонстве в Православии. О том, что некоторые иерархи Церкви - масоны и т.д. Что вы об этом знаете?

13
Слушал лекции А.И. Осипова + мне рассказывали(пока сам не читал, прочитаю), что свт. Игнатий Брянчанинов "плачет" когда говорит о монашестве того времени. Что с ним происходит. В его письмах говорится, например, о Валаамском монастыре, где монахи пили водку, их не кормили практически; о Соловецком монастыре, где они имели свою роту, чтобы монахи никуда не делись. Вообщем, если в то время монашество было в ужасном положении, то сейчас что...? Наверное, упадок еще больше. Многие монастыри стали чисто туристическими местами, монахи - есть ли благочестивые, а если есть то мало, наверное. И это все связано с тем, что  РПЦ ведет очень активную внешнюю деятельность. Но ведется ли внутренняя работа. Или деньги для иерархов важнее процветающего монашества? Конечно, и нам простым, грешным верующим нужно пытаться являть пример христианской жизни. Ведь не только монашество, но и миряне укрепляют Церковь внутренне.  
И второй вопрос: много ли здесь людей находится в прелести. Извините за такое высказывание, но просто прочитал одно сообщение, что здесь есть много людей в прелести. Ведь, тернист путь и даже, я так понимаю, на пути внутреннего делания можно забрести куда ни следует.

14
Здраствуйте!
Если кто знает расскажите пожалуйста из-за чего столько критичных статей написано Архимандритом Рафаилом на А.И. Осипова?   Ведь Арх. Рафаили говорит о еретическем учении Осипова и о тайном "протаскивании" протестантизма в Православие...
 :think
Спасибо.

Страницы: [1]