Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Темы - Дионисий К

Страницы: [1] 2
1
Иже во святых, отец наш и благой наставник, святой Исаак Сирин поучал:

«Кто сосредотачивает зрение ума своего внутрь себя, тот видит в себе зарю Духа;
Возгнушавшийся всяким парением видит Владыку своего внутри своего сердца»

«Небо находится  внутри тебя, если ты чист, в самом себе ты увидишь Ангелов и свет
Их, а с ними и в них и Владыку их. Сокровище смиренномудрого внутри негою Оно – Господь!»

«Страшен бесам, возлюблен Богу и Ангелам Его, тот кто с горячею ревностью днем и ночью взыскует Бога в сердце своем и искореняет из него прилоги посеваемые врагом»

«Отечество чистого душою внутри его. Солнце сияющее там – Свет Святыя Троицы, Воздух, которым дышат жители – Утешетиль Всесвятый Дух. Совозлежащие – святые бесплотные существа. Жизнь, Радость и Веселие их – Христос, Свет от Света Отца.
Таковой и видением души своея увеселяется и удивляется красоте своей, которая во сто
Крат светлее светлости солнечной. Это Иерусалим и Царство Божие, сокровенное внутри нас, по слову Господа, это страна облак Славы Божией,  в которую войдут одни чистые сердцем, чтоб увидеть лицо своего Владыки и озариться лучем света Его в духе своем.»

Итак, как видим мы из слов подвижника Божия,  истинный молитвенный подвиг, ведет внутрь нас самих и там совершается, и  брань наша внутренняя, и, как мне кажется, вся суть нашего молитвенного делания заключается в том, чтобы звать и искать Господа внутри себя и хранить наше внутреннее пространство, в ожидании прихода нашего Владыки, свободным от прилогов бесовских и их чад, страстей, от шума житейских попечений и сладострастных парений и мечтаний.

Без хранения помыслов и чувств,без внутреннего очищения, молитва Иисусова может легко, как мне кажется, сроднится с некоей магической формулой или беспрестанно, но бездумно и внеше произносимой мантрой, а «сладость» появляющаяся при этом, вполне может иметь в своей основе, разжигаемую в оставленном без внимания внутреннем пространстве горе-подвижника, гордость или тщеславие.

Лично для себя, я уяснил(конечно же не окончательно, а лишь в меру и исходя из своего более чем минимального уровня понимания), что молитва наша заключается и имеет своею сутью именно этот Зов, внутреннее хранение чувств и помыслов в тишине и ожидании пришествия Господня, и как следствие, хождении в заповедях Его, а не в словах той или иной молитвенной формулы, внешне понятом месте сосредоточения внимания, кровохаркании, сладости телесной в точке внимания, которую нам так часто, из гордости, хочется принять за что то преестественное и т.д. и т.п.

Таковое хранение, по моему мнению, и есть то, что называют «умным деланием», насколько я сейчас понимаю…

Что же такое прилоги, парения, и как собственно на практике совершать хранение помыслов?

Вопрос этот и прост и крайне сложен одновременно.
В том смысле, что сложить общее представление об этом достаточно легко, а вот соотнести это все со своей внутренней реальностью и постичь на опыте, это, как мне кажется и есть, искусство из искусств.


Далее я, исключительно в качестве «затравки» дальнейшей беседы и исключительно в ожидании ваших, братия и сестры, изложений своего опыта и советов в этом делании, хочу описать этот процесс так, как в настоящем понимаю его я.

Вот я произношу слова молитвы, Иисусовой ли, мытаря или какой либо иной, имхо, не суть важно. Эти слова молитвы как бы якорь для моего ума, та точка внимания, к которой
Я возвращаюсь всякий раз, когда обнаруживаю себя прилепившимся к тому или иному сердечному движению чувств, телесному(плотскому) чувству или мечтанию(парению), заключающемуся в мечтах о будущем или же воздыханиях о прошлом.

Итак, я во первых привожу себя самого в точку «здесь и сейчас», во вторых я перевожу свое внимание с внешних ощущений в свое внутреннее пространство, в третьих я пытаюсь понять, где же сейчас находится мое внутреннее внимание, и найдя эту точку перевожу его к словам молитвы и безмолвному Зову-Предстоянию.

Обычно, человек только начавший этот путь, и пробующий заниматься этим деланием, находится уже в состоянии постоянной вовлеченности и бездумного следования за всеми своими внутренними страстями и побуждениями, имея мечущийся из стороны в сторону ум ни на секунду не прибывающий в покое.

Какова же должна быть последовательность действий для такого человека, чтобы прийти хоть к наималейшей степени тишины?

Я бы предложил для начала такую условную схему: во первых это успокоений мыслей, пусть мысли текут сами по себе, так как им хочется, а я, мое основное внимание, не будет ими увлекаться, а будет, всякий раз обнаруживая свою отвлеченность, сосредотачиваться на словах молитвы, четко осознавая их смысл, но не впадая в излишни чувственно-мысленные интерпретации этого смысла.

Далее, достигнув определенного успеха в этом деле, человек обычно замечает, что мысли, сами по себе не самодостаточны и, каким бы не был человек рассудочным, не являются главными движущими силами, наших поступков и действий. Это приводит человека к эмоциям, к чувствам, к этому бурлящему океану страстей и чувств внутри нас, проявления которых обычно удобнее замечаемы в области груди.

Здесь человек научается находить ту точку внутреннего внимания, которая принимая то или иное чувство, за проявление собственного естества человека и отождествляясь с ним, начинает, как запрограммированный робот, выполнять некие действия для удовлетворения этого чувства(желания, сердечного движения, страсти, раздражения, гнева,страха, уныния, маяты или неудовлетворенности) предварительно оформив в голове соответствующие мысли в виде мечтаний, образов, планов и т.д. и т.п.

И если попытаться соотнести это со святоотеческим учением, в частности в той форме, в которой это учение дошло до нас в наставлениях  преподобного Нила Сорского о внутреннем хранении http://stnil.narod.ru/grekh1.htm , то это уровень «страсти», если это уже стало стало превычкой или уровень «пленения» если это еще не срослось с нами полностью, но план удовлетворения(реализации) уже составлен, а само побуждающее внутреннее чувство, принимается нами за естественное и исходящее от нашего существа, т.е. от нас самих(не в подобном ли отождествлении себя со страстями и телесными потребностями, есть причина нашего духовного летаргического сна?)

Далее, если мы начинаем осознавать, что это чувство не есть мы сами, а лишь наш господин, которому мы неустанно служим и тем отдаляем себя от Бога, имея своим господином кого то, кроме Него, но все же, находим для себя эту страсть привычной и желанной, то это уже уровень «сложения».

Если же мы, в своем устремлении к Богу и Его чистоте, и отвращении к своей внутренней мерзости, отделяющей нас от нее, уже не находим эту страсть столь желанной, но все еще собеседуем с ней, не имея окончательной решимости с ней распроститься, то это уровень «сочетания».

Если же мы, сосредоточены на Богоискании, а внутренние чувства лишь подползают к нам,или окатывают нас волнами, но видя, что мы не намерены вступать с ними в контакт, в конце концов убираются восвоясья, то это уже уровень «прилогов», самый первичный уровень в этой цепи.

Соответственно постоянная спокойное и ненапряженное пребывание внимательным к своему внутреннему миру, хранение его от прилогов и Богоискательный Зов и есть собственно говоря, «умное делание» если я его правильно понимаю.

Хотелось бы так же, для дальнейшего обсуждения, упомянуть о так называемых благих и неблагих помыслах и их соотношении с внутренним хранением во время молитвы.

Святые отцы, и в частности, если мне не изменяет память преподобный Иоанн Лествечник, в своей знаменитой «Лествице» http://www.wco.ru/biblio/books/ioannl1/Main.htm , которая является, поистине прекрасным учебником внутренней жизни на все времена, неоднократно упомянают о том, что бесы во время молитвенного взыскания Бога, видя решимость не отвлекаться от этого молитвенного делания, начинают заходить с другой стороны, предлагая нашему сердцу увлечься некими благими, по виду, но губительными по своим последствиям, чувствами и мыслями, или же богохульствами, или же мечтаними о горнем или же представляя нас уже чего то достигшими или же иным каким способом пытаясь отвлечь нас от молитвы. Посему мы должны отклоняться от любого такого чувства и чем интенсивнее они нам предлагают себя, тем сильнее прелепляясь к взысканию Божию и молитвенному якорю в виде слов молитвы(к примеру «Боже, буди милостив ми грешному» или Иисусовой).


Вот такие вот размышления, братия и сестры, не претендующие на полноту и безошибочность, очень бы хотелось услышать ваши мысли, исправления и дополнения по этому поводу.

С уважением и любовью, Дионисий К

2
Объявления, отзывы / О Фатимском Явлении
« : 29 Сентябрь 2008, 04:33:30 »
Здравствуйте, дорогие братия и сестры!

Хочу предложить вашему вниманию статью о Фатимском Явлении Пресвятой Богородицы.
Почему хочу и почему именно эту?

Ответ прост:
во первых статья написана православным человеком
при этом(и во вторых) не ругательно, без духа критиканства, и, по моему мнению, очень здраво и вполне соответственно духу Православия, что, казалось бы, совместить почти невозможно.

ФАТИМСКИЕ ЯВЛЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ — УТЕШЕНИЕ РОССИИ

Хотел запостить, но статья большая и превышает лимит в 2000 знаков, но очень настоятельно прошу всех, кто захочет обсуждать здесь эту тему, ознакомиться с этой статьей внимательно и полностью... Она того стоит...

Три секрета Фатимы Рен-Тв-шный сюжет 185 Мб

------
ну и в качестве бонус треков, в знак моей любви и уважения ко всем участникам этого форума, даже к тем, с кем я время от времени веду "непримиримую войну" позвольте предложить два варианта исполнения Иисусовой молитвы, добытых вашим покорным слугой на просторах видеобменников  :mrgreen:

вариант первый, особенно для сестер
вариант второй, братский

-----

P.S. поскольку я в данный момент, по определенным причинам, за форумом не слежу, мое участие в этой теме гарантировать не могу....

С уважением и любовью, Д.

3
Диалог / Ничего не напоминает?
« : 10 Сентябрь 2008, 01:00:41 »
  В свете постоянно всплывающих на этом форуме тем о проблемах нашего родного Православия, мне показались очень интересными параллели из этой мусульманской статьи про одного видного суфийского татарского богослова недавнего прошлого.

  Поскольку статья довольно большая я решил запостить только избранные места, за остальной частью прошу по ссылке данной выше.

Цитировать
Программа, установленная в средневековье, в XIX в. утратила там большую часть как своих дисциплин, так и методов их изучения и носила скорее формальный характер. В итоге шакирды (если не занимались самостоятельно) выходили из стен медресе, не обладая достаточным уровнем даже религиозных знаний.

В начале своего пребывания в Бухаре, подобно всем шакирдам, Курсави активно занимается изучением установленных программой многочисленных толкований, уделяя главное внимание каламу. Благодаря природной одаренности и упорству, он добивается поразительных результатов, за короткий срок намного опередив в познаниях как своих учителей, так и признанных бухарских авторитетов.

Однако атмосфера интеллектуального застоя, царившая в медресе, полное отсутствие творческой мысли, косность и невежество большей части улемов не могли не разочаровать молодого шакирда. Убедившись в бесплодности официального образования и дальнейшего штудирования бесчисленных схоластических комментариев, он принимается за самостоятельное изучение основ Ислама, обращается к трудам наиболее ранних авторов. В этих книгах мыслителей прошлого он находит близкие ему по духу возрожденческие идеи, призыв ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, критику некоторых аспектов схоластической теологии - калама.

Духовные искания, стремление к нравственному совершенствованию приводят его к шейху Нияз Кули Туркмени (ум. 1820/21). Представитель тариката накшбандия-муджаддидия, шейх был известен как поборник чистоты Ислама, строгого соблюдения Шариата и, благодаря безупречной репутации, пользовался в Бухаре огромным почтением.
<...>
Общество несовершенно, погрязло в невежестве и катится к гибели. Причины этого - искажение чистоты веры, забвение истинных принципов Ислама. Главные обвинения, предъявляемые современникам, следующие: они утверждают, что действие по Корану и Сунне присуще лишь муджтахидам прошлого, что они не доступны пониманию современников, поэтому, даже в случае противоречия высказывания какого-либо авторитета предписаниям священных текстов, следует отдавать предпочтение высказыванию этого ученого и др.

Именно невежество, считает Курсави, распространившееся среди ученых, из-за нерадения и пассивности в изучении основных источников - Корана и Сунны, положило начало распространению бид’а - нововведений, искажений норм Ислама – главной причины упадка. Люди забыли высказывания Пророка (мир ему) и, полагаясь на руководство толкователей, отошли от принципов мусульманской общины первых столетий, в том числе принципа иджтихада. Путь к исправлению общества Курсави видит в искоренении бид’а, возврате к чистым истокам веры - Корану и Сунне, и возрождении права иджтихада.
<...>
Курсави также осуждает вульгарные проявления суфизма – показное благочестие, чрезмерный аскетизм, совершение обрядов, не согласуемых с Шариатом; главную ценность для него представляют морально-этические принципы этого учения. Последовательный сторонник доктрины Газали, Курсави стремится к совмещению суфийских идеалов и ортодоксального учения, веры и знания, разума и сердца. Только пройдя через таинства суфизма, сухая теория фикха превращается в истинное знание и проникает в сердце факиха, и только опираясь на трезвый рационализм фикха можно избежать опасности заблуждений, искушений многочисленных недозволенных новшеств - бид’а, подстерегающих суфия на его пути.
<...>
Курсави останавливается на отдельных проявлениях порицаемых бид’а. Это: нововведения в сфере обрядов - плата за совершение молитвы; в вопросах догматики к бид’а относятся домыслы об Аллахе, Его качествах, потустороннем мире; отказ от изучения Корана и сунны, отступление от пути первых мусульман, их наук, поступков и морали. Жесткое ограничение бид’а в ‘ибадат, отказывая в праве на существование сети обрядов, несших печать «святости», наносило ощутимый удар по сложившейся практике части ишанов и мулл, лишая их привычной статьи доходов.

Сторонник религиозной терпимости, Курсави неоднократно ставит вопрос о правомочности обвинения в куфре. Для вынесения такого приговора, считает он, необходимо выполнение двух нелегких условий: первое - точно выяснить внутренние убеждения человека, но мало кто способен разобраться даже в самом себе, не говоря уже о другом. Второе - достоверное знание того, что в действительности является куфром, но в Коране и сунне отсутствует точное определение, более того, чтобы обвинить какого-либо человека в неверии, требуется его собственное признание, свидетельства и «явные указания» не учитываются.

В рассуждениях Курсави высвечивается новый подход к проблеме правоверия: правоверие не всегда принимается и одобряется обществом, а мнение общества вовсе не является критерием правоверия. В случае упадка религиозной жизни, считает он, противодействие обществу не только возможно, но и необходимо, поскольку совершается во имя сохранения истины. Требуя при любых обстоятельствах неукоснительно следовать примеру благочестивых мусульман ранних веков, Курсави дает обоснование особой линии поведения, определяет принципиально новый характер взаимоотношений индивида с социумом - противостояние человека обществу, его обособление от толпы предстает как вид самоотверженного служения.

Вообще поразительно насколько одинаковыми законами управляются людские сообщества не смотря на такое обильное разнообразие форм...

Д.


4
Братия, вопрос у меня давольно простой, но очень хотелось бы услышать ваши мнения и, возможно, цитаты отцов.
Полезно ли рассматривать подробности своих прошлых прегрешений или свежих падений в момент, когда хочешь начать покаянный путь?
Во время молитвы, вроде бы, не полезно, там вроде бы вообще не полезно останавливаться не на "благих" не на "неблагих" помыслах, а на молитве, да и истинное покаяние это дар бывающий ощутимым во время углубленной молитвы или действием благодати, и тогда, это чувство гораздо глубже и несколько "мудрее", что ли, поверхностного эмоционального слоя.
Но вот, положим, человек совершил падение и его как в воронку стало медленно но верно засасывать назад, чувство глубины "нового состояния" рассеялось и вот уже и память о нем призрачна как дым, а падения за падением и засасывает все глубже и глубже...
Вроде бы надо начинать с исповеди и тут уж конечно надобно прошерстить всю свою подноготную во всех деталях, всмотреться, осознать, прочувствовать боль и ущерб, но положим, исповедь по тем или иным причинам невозможна, тут как лучше быть: начинать ли с подробного рассмотрения в тишине ума всех своих прегрешений и нескончаемых падений или же это будет подобно обернувшейся жене Лота? Не превратишься ли в соляной столб? Может быть под "зрети своя прегрешения" следует скорее понимать общий покаянный настрой, а не рассмотрение в деталях?
Вобщим у какого какой опыт на этот счет???
Надеюсь основное "направление" вопроса я смог отразить достаточно ясно...
Заранее благодарю за ответы и мысли.

5
Поскольку в соседней теме мы общими стараниями ушли в офф-топ, сначала по поводу митр.Антония, а затем по поводу причин разрыва отношений Штайнера с Теософским обществом, брат Келейник, движимый праведным желанием спасти тему от такого бесчинства и не менее праведным желанием докапаться до истинных причин ухода Штайнера предложил открыть новую тему, что я с радостью и делаю.

Брат Келейник писал:
Цитировать
Если хочешь - открой отдельную тему про Штайнера и я напишу, как все там было, согласно моему пониманию. Только сделаю это нескоро потому что некоторое время не буду дома. Сам я кстати, в той ситуации безусловно оправдываю Штайнера. Но там речь шла, насколько я знаю, не о Иисусе Христе и Его "cтатусе", но о Будде Майтрее.

Первый раз я прочел об уходе Штайнера из Теософского общества в 90-ых годах в предисловии к одной из его книг(тематика книги была - "христианская мистерия" или что то в этом роде, на черной оложке был изображен крест на Голгофе объятый огнем...), помнится там тоже говорилось, что то о расхождении в понимании значения Христа, но точно не помню,да и книги той уж давно как нет у меня.

Брат Келейник, вслед за самими авторами "Википедии" поставил под сомнение вот этот вот отрывок из Штайнеровской биографии на википедии:
Цитировать
В 1912-13гг был исключен из Теософского Общества, поскольку был христианином и отказался признавать Иисуса Христа всего лишь пророком, воплотившимся, якобы, вновь, на чем настаивало руководство Теософского Общества.
ссылка


Я нашел в сети только две биографии Штайнера написанные более или менее добротно и вот, что там говорится по этому поводу:
Цитировать
Но Штайнера, нашедшего среди теософов свою первую аудиторию, которой он мог передать сообщения о высших мирах, мало волновала собственно теософская доктрина. С самого начала своей деятельности в рамках Теософского общества (он вскоре стал генеральным секретарём его немецкой секции) Штайнер заявил, что основывает свои сообщения о духовных мирах исключительно на собственных исследованиях и потому оставляет за собой полное право говорить о них, что и как считает нужным. На этой основе сосуществование Штайнера с Теософским обществом продолжалось до 1913 года, когда центральное руководство общества провозгласило, что юному в то время Кришнамурти предстояло стать новым перевоплощением Христа (при полной непричастности самого Кришнамурти к этой абсурдной идее). Произошёл неизбежный разрыв, после которого Штайнер с группой учеников основал Антропософское общество, существующее и поныне.
Зильберберг Илья Иосифович. Рудольф Штайнер жизнь, учение, деятельность

Цитировать
Важнейшее место в его лекционной деятельности занимают лекции по христологии, в которых многосторонне освещаются значение Христа и мистерии Голгофы как центрального события в эволюции человечества. Различие в понимании значения Христа привело в 1913 г. к конфликту с руководством Теософского общества, в результате которого Штейнер с большой группой своих последователей был вынужден его покинуть.
ссылка

Пока версия авторов статьи в Википедии скорее, как мы видим, подтверждается...

Если у кого то есть дополнительная информация со ссылками на источник, проливающая свет на сии обстоятельства, мы с братом Келейником будем признательны за нее.

6
Некоторое время назад(около года), я помню была тема здесь в которой Вы спрашивали у форумчан совета по поводу оформления обложки к поучениям одного подвижника о молитве Иисусовой, которую Вы собирались издавать.
В той же теме(я не нашел ее поисковиком) Вы обещали выложить эту книгу в библиотеку сайта, но скоко я с нетерпением не смотрю за опцией "новые" в библиотеке, я ее не вижу...Или я что то упустил???
С уважением, Дионисий К

7
Отделено от: http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1740.0
---


Помню, при чтении Лествицы мне очень сильно не хватало этого слова – «самость», все описано с поразительной точностью, а вот где точка схождения всех страстей не ясно, где та точка в нас, нашей воле, которая желает страстей, которая все обращает к себе, непонятно…Как правильно сказал Alexander, там много говорится о гордости и тщеславии, но самость, имхо, шире чем гордость, хотя гордость и тщеславие это, по видимому, базовые признаки этой самой самости…

Итак вот что я нашел в тех трудах свт. Феофана, ссылки на которые мне дал Alexander (некоторые вещи не открывались, то 404 not found то сервер саратовской епархии глючил), многие труды из предоставленных рассматривают бытовые стороны жизни христианина…поэтому мест нашлось совсем мало…


Сначала приведу те отрывки в которых можно усмотреть попытки определения самости:

Цитировать
Таким расположением и действованием он бьет непрестанно в самую главу гнездящегося в сердце нашем змия - самость, главное свойство которой - все делать по-своему и в свою угоду.

Самость - корень грехов. Отпадающий от Бога на чем другом может остановиться, как не на себе? И останавливается. Вот и самость. Может быть, и духу хулы дано так сильно беспокоить вас по той причине, что есть самость - с излишками. Так начинайте зараз и ее бороть. Смирение - корень всего доброго, ибо все доброе от Бога, а Он гордым противится, смиренным же дает благодать.

Описание свойств связанных с самостью:

Цитировать
Серчание — большой враг. В нем — самость, корень всякой греховности, видится и обнаруживается во всей силе. Блюсти себя надо — и молиться... (1, п. 189, с. 228).

Осуждение рождается от самодовольства и самодовольство питает. То и другое показывает, что самость жива и жирна... (4, п. 557, с. 11).
http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/theofan_3.htm   (там целый раздел про самость и самолюбие)

Теперь самое вкусненькое для Alexandr’a, методы борьбы предлагаемые свт.Феофаном, неоднозначные и потому удобные для критики:

Цитировать
Ученик ничего не имеет своего. Подобно апостолам, сказавшим Божественному своему Учителю: се... оставихом вся, и он говорит и чувствует: я не свой, потому что ни мысли, ни желания, ни слова, ни дела не должно быть у меня своего. Хотя бы и хорошо что было, но для меня уже оно нехорошо, коль скоро я творю то по своему хотению и разумению. Таким расположением и действованием он бьет непрестанно в самую главу гнездящегося в сердце нашем змия - самость, главное свойство которой - все делать по-своему и в свою угоду. А поелику на самости держатся все страсти, то по мере погашения самости стихают и страсти, душа светлеет, близится к чистоте и бесстрастию. Тем, что не дается исхода из сердца ничему самоделаемому и самоначинаемому, замаривается всякая самостная деятельность; тем, что все незаконнорожденное открывается, она истощается, лишаясь пищи, чрез извержение ее порождений; тем, что делается все не по-своему, она уязвляется в самое сердце. Не делать по-своему даже и в таком случае спасительно, если кто, не имея отца, поверяет себя другому, даже не мудрому, с той только целию, чтоб жить в отречении от своего разума и воли. И успех бывает высокий и быстрый. Акакий, у святого Лествичника, жил у своенравнейшего старца и терпел побои и напраслины, но ради терпения и послушания приял венец мученика, как было то открыто свыше (Слово 4, п. 110). И Иоанн Савваит советует одному из трех пришедших к нему: избери себе наставника, строже и суровее которого не было бы в роде человеческом (там же, п. 112). Видно, что чем круче отречение от себя, от своей воли и своих чувств, тем спасительнее. Потому-то так была вожделенна святым жизнь под чужою волею. Они скорбят, смущаются, когда остаются на своей воле, ибо ощущают, что вступили в путь безвестный. Так прекращается и заграждается исток самостного и греховного извнутрь. Но этим же отражается приток всякого возбуждения их и совне. Что ни навеял бы мир или сатана, на все то не дается никакого согласия, не слагается с тем ни ум, ни сердце, а, напротив, откровением передается отцу и тем извергается и осрамляется. Мысль затаенная есть мысль прелюбодейная, а истинный послушник не прелюбодействует сим образом. Он мертв, превратился в ничто, не надеется ни на себя, ни на дела свои и чрез это соделывается пространным вместилищем и готовым приятелищем благодати.
     Это благо ученичества со стороны настроения ученического духа. Оно вознаградимо и без мудрого, опытного отца; но что далее доставляет отец опытный своим действием на дух ученика или содействием ему и истинным руководством, того ничем не заменишь. Как зрящий, он сразу видит все состояние ученика, его настроение, главную боль; и, как опытный, знает, что и как употребить к уврачеванию его. Болезнь всякая, точно узнанная и верно врачуемая целительным против нее лекарством, скоро уступает. Святой Варсонофий заметил у своего ученика Иоанна гневливость, раздражительность и начал действовать прямо против нее и словом, и делом (ответ 10). Исидору, лицу княжеского достоинства, пылкому, свирепому и жестокому, отец, коему он предал себя, велел стоять у врат и просить всякого: молись о мне, я одержим злым духом,- и он скоро достиг глубочайшего смирения и сокрушения (Лествица, Слово 4, п. 23). Сам человек часто и видеть не может своей немощи и гибнет в самодовольстве. Потому-то мудро, если он придет к зрящему и скажет: посмотри, что во мне? Зрящий начнет действовать и изгоняет из него его немощь. Так святой Варсонофий одного безмолвника, утопавшего в самообольщении, довел до сознания, что он стоит в кичении и самомнении, и привел к покаянию, без чего он и умер бы в своей мысли погибельной (ответ 68 и далее). Только просвещенный и зрящий отец и откроет, что в нас, только он и поведет и приведет к врачеванию, потому что действует безошибочно.
http://www.wco.ru/biblio/books/feofanz8/Main.htm


Обложив себя правилами, подвижник возлагает на себя ярем благий и спасительный, но притрудный. Это - узы на его самость, очень ощутительные, пока она еще жива и в силе; это - указатели правой деятельности, сначала тяжелой, по неопытности и непривычке. Ходя по ним, он непрестанно нудится и исполняет их с болезнию. От этого путь, которым начинает он идти, всегда и везде есть тесный и прискорбный. Теснота, нуждность, прискорбность составляют неизбежную принадлежность пути спасенного; это первое, что встречает в
ступивший на него, чего он должен ожидать, к чему готовиться.
http://www.wco.ru/biblio/books/feofanz8/Main.htm

44. Сердце - яма змей. Змеи - страсти. Их бездна: плотоугодие - есть, пить, спать вдоволь; ничегонеделание, леность; любоимание, любовещие, скупость, корыстность, опора на имении; самость, гордость, тщеславие, человекоугодие, зазнавательность; гнев, ненависть, зависть, злорадство; многозаботливость, рассеяние и прочее и прочее... Как быть? Какая высунется - бей по голове. Молот - безжалостность к себе.
http://www.wco.ru/biblio/books/feofanz8/Main.htm

Что за победительная мысль? Когда обращается кто к Богу, то происходит борьба, самолюбие и мир, с одной стороны, а Божии истины - с другой. Перебирает человек эти истины, и одолевает самость и мир, но из этих истин не все одинаково на всех действует: на одного одна более действует, на другого другая. Но есть среди них для каждого такая, которая как только вспадает в сознание, тотчас склоняет человека на сторону Божию. Эта истина в первой борьбе оканчивает победу, - и в частных борьбах тоже прогоняет врагов. Какие это истины? Извольте в книге "Путь ко спасению" читать вторую часть - об исповеди и покаянии - и увидите. (Вып. 8, пис. 1344, стр. 98)
http://www.wco.ru/biblio/books/feofanz6/Main.htm


Борьба по форме очень проста: как только заметишь подходы, требования, нападки дурной своей стороны, поднимайся, бери оружие и гони врага пока и следа его не останется. В чем дурная сторона, всякий знает. Это эгоизм, самость, самоугодие, саможаление - все делать для себя, в свое удовольствие, в свою выгоду и в свою честь. Действиям, в каких это совершается, сметы нет. И нужды в том, в смете-то, нет. Решившийся жить как следует тотчас узнает дурное, в каком бы виде оно ни проявлялось... Проявляется же иногда только помышлением о дурном, когда представляется уму предмет дурной, иногда чувством дурным, иногда позывом на дурное, иногда вместе и влечением к нему, более или менее сильным. Иногда все это проявляется рядом: появляется предмет дурной, вызывает чувство, от чувства рождается позыв, а там и влечение... Все это для души нечистое, но еще не грешное. Грешность начинается согласием на дурное, которое переходит в решение сделать дурное, - это внутреннее дело; после чего придумываются способы, время, место... Затем следует дело грешное, от коего рабство греху и смерть душевная. Но в каком бы виде ни проявлялось дурное, как только оно замечено, надо вставать и бороться. Вот главные приемы борьбы: сознать врага в появившейся дурноте, рассерчать на него и, напрягшись, гнать его, призвав Господа Спасителя на помощь; и затем повторить сии акты, пока не исчезнет дурное и душа не успокоится. С этими тремя актами всякую дурноту можно прогнать и преодолеть. Требуется энергия, мужество и терпение. Этого сказанного достаточно в руководство общее на все случаи. И все сие вами, конечно, практиковалось и практикуется. Но пересмотрите себя еще понемилосерднее... и недостающее восполните, неправое поправьте, несовершенное усовершайте.
http://www.wco.ru/biblio/books/feofanz6/Main.htm

Мои выводы: проблема поставлена верно, средства к борьбе с ней даются неоднозначные и в неоднозначном ключе, впрочем отвергать их сходу я бы тоже не советовал...

---------------------------------------------------------------------------
заглянул в предметный указатель кротова, по самости ничего не нашел, зато нашел понравившуюся мне проповедь о. Александра Меня на тему себялюбия
http://www.krotov.info/library/13_m/myen/00161.htm
-----------------------------------------------------------------------------

С уважением, Дионисий К

8
Речь не идет об ознакомлении или диалоге, речь идет о прямой пропаганде неправославных учений в больших объемах.
Спасибо за внимание.... 

9
Антиквар писал:
Цитировать
А нынче прототипы общин находишь скорее на интернет-форумах:)

вот что из этого вышло в моем не очень здоровом умишке:

Вольные мысли на тему нашей «Интернет общины»+ «виртуального православного»
 поселения» или претворение виртуальности в реальность при помощи 50 клавиш:
Как всегда встает вопрос места и формы поселения, предлагаю тверскую обл…от Москвы недалеко, от Питера тоже не очень, лесов море, земля вроде подходящая для землянок….кстати о форме….я предлагаю как можно ближе подойди к древним аскетическим образцам:
Жить в землянке
Питаться кореньями
Мыться раз в год, на чистый четверг
Глаза держать долу
Ходить мелкими шажками, иногда останавливаясь, чтобы избавиться от автоматизма
Поселение будет поделено на женскую и мужскую часть, разделенные большим бетонным забором с колючей проволокой, дети будут жить на женской стороне, все половые контакты между особами состоящими в браке, только по благословению правящего архиерея с приложением печати
Спать на каменных топчанах, под голову тоже класть камень
Говорить шепотом, старшим не перечить и т.д. и т.п.

О распределение работ:

Здоровые женщины: уборка территории, стирка, заготовка корений, оборона территории, возделывание земли, хоз работы, рытье и обустройство землянок, инженерно технические работы и пр.
Женщины немощные: воспитание потомства, слежение за порядком, команда здоровыми женщинами
 Здоровые мужчины: усиленная молитвенная практика, помощь немощным мужчинам
Немощные мужчины(я): слежение за порядком, советы по руководству общиной и организации жизни
Дети: учиться грамоте, ходить по грибы, бездельничать

Форма одежды:
Для женщин: балахон из мешковины, сверху темный халат, темный платочек, калоши, паранжа, солнценепроницаемые очки, перчатки…..
Для мужчин: подрясник из мешковины, борода, усы, скуфья, колоши или валенки

Должности:
Игумен:  Alexander
Благочинный: Дионисий К
Связи с общественностью и цензура: Антиквар
Связи с иноверцами: Keleynick
Чтение проповедей: stranik
Священник: Dima2, иеромонах Дионисий
Келарь: plot
Игумения(женской части): iunija (она же по вопросам обороны)
Хранитель традиций: Леонид, Igor
Организация мероприятий: mirnestranik
Библиотекарь: Rodion
Организатор путешествий и паломничеств: Gior
Могильщик: d’URIMAR fossoris
Начальник стражи: elm
Внутренняя полиция: konrat
Остальные должности в стадии согласования…
Какие будут предложения?))))))


10
Келейные беседы / Душа хананеянка
« : 10 Июнь 2008, 09:22:22 »
«…Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф.15:21-28).
     
«И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться. Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его; а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери. Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.  Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей. И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери. И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели.»(Мр. 7:24-30)

К числу евангельских сюжетов, о которые чаще всего притыкаются сердца ищущих, относиться сюжет с хананеянкой (или сирофиникиянкой по Марку).
Человек  первый раз прочитавший эту историю чаще всего возмущается духом, потому как видит в этом эпизоде религиозно - национальную нетерпимость и самодовольство доведенные до крайней степени! Женщина, сердце которой разрывается от душевной боли по поводу болезни своего ребенка, встречает в ответ на крик своей души, горделивые слова иудейского раввина, который по видимому, и за людей то не считает язычников, а только за псов. Отчаявшиеся мать идет на крайнее унижение и только после этого получает просимое.

Современный искатель Истины, к моменту своего первого осмысленного и последовательного знакомства с Евангелием, уже имеет за своими плечами немалый багаж знаний о буддизме, эзотерике, йоге и прочих восточных и оккультных учений, поэтому ему может вспомниться и беспрецедентная веротерпимость Готамы Будды, и речи о любви и братстве всех людей, которыми полна литература нью-эйджа и т.д. и т.п.
И тут, конечно, этот эпизод, заставляет его усомниться, в том, есть ли Бог христиан, выразителем которого является Логос-Христос, Бог Любви Всеохватывающей и Безусловной или же это мелкий национальный божек, для которого жизнь представителей иных народов не стоит и ломанного гроша…

Поразмыслив немного, наш  бедолага искатель, если он конечно не совсем глуп, приходит к мысли, что подобные выводы входят в явное и прямое противоречие с другими местами того же Евангелия, а так же с духом христианства вообще.

Непредубежденному искателю могут вспомниться и грозные обличения иудеев, мнящих себя чем то выше других, уже по праву рождения от семени Давидова: «и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.» (Мф. 3:9)
И пророчество о том, что многие язычники войдут в Царствие Божие, в то время как многие иудеи будут изгнаны вон: «Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними.» (Лк. 13:28-30)
И то,что одним из первых (а может и самым первым) узнавших из уст самого Иисуса, что он есть Христос, людей, была самарянка, которых иудеи почитали хуже язычников: «Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. … Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. 
Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.»
(Ин.4:7-10…25-26)
И изгнание бесов из жителя языческого Десятиградия: «И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом,он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.»
И исцеление слуги римского сотника, язычника по рождению, но, как считают некоторые библеисты, принадлежавшего к т.н. «благочестивым»: людям из язычников, уверовавшим в Бога Единого и Живого, но не прошедших гиюра – обрезания и приобщения к иудеям.
(Лк. 7:1-10)
«Стоп!» , может сказать искатель, «как же так, все Евангелие и Церковь говорят о том, что Христос относился к язычникам уверовавшим в Бога, абсолютно непредвзято, а тут….»
Вот именно, уверовавшим в Бога, оставившим мерзость языческого идолослужения и нравов! И вспомнив то, что Евангельские истории имеют смысл не только внешний, плотской, но и внутренний, духовный, и часто являются помимо записи событий притчами, наш милый искатель возможно взглянет в себя, обозрит свою жизнь, присмотрится к своему сердцу и УЖАСНЕТЬСЯ!
«Моя то душа, погрязшая в языческом суеверии, разврате, жестокости, поправшая саму свою человечестность, изгнавшая из своего сердца Отцову Любовь, она! Она то и есть Хананеянка!!!Вот почему молитвы мои тщетны, вот почему Господь проходит мимо и вот чего на самом деле мне не хватает – искреннего смирения, доходящего до самоуничижения в осознании собственной мерзости…»
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
А может цепочки этих размышлений и не быть, и ищущий так и останется при своем убеждении в ограниченности Христа…ведь матфеево «только» так соблазнительно перед Марковским «прежде»….решать ему самому….

С уважением, Дионисий К


11
Братия, я не знаю насколько достоверна эта информация!

Тем не менее, сегодня мне пришло в рассылке "Церковных Ведомостей РИПЦ":
_______________________________________________________________________________________________
Вооруженная греческая полиция намерена штурмом захватить старостильный монастырь Эсфигмену на Афоне

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1365


Как сообщили редакции «Церковных Ведомостей РИПЦ» со Святой Горы Афон, греческое правительство направило на Афон вооруженные полицейские подразделения для штурма Святого Монастыря Эсфигмену и насильственного изгнания из него монахов, отказавшихся перейти на новый стиль и принять ересь экуменизма.

Под руководством министра иностранных дел Д. Бакояннис полицией уже окружены все дороги к монастырю. В акции участвует более 200 полицейских в полном защитном снаряжении. Кроме того, на Св. Афон дополнительно направлены еще 400 полицейских для участия в штурме. Их план состоит в том, чтобы насильственно удалить мирных и беззащитных монахов и их игумена Мефодия из их монастыря, и заменить их теми, кто принял новый стиль, экуменизм и признает еретического патриарха Варфоломея.
 
Греческое правительство уполномочило использование силы в решении внутрицерковного спора после провала попытки морить непокорных старостильных монахов голодом в течение 5-летней блокады. Все это время монахи были отрезаны от поставки продовольствия, доступа к банковским счетам монастыря, медицинскому обслуживанию и т.п. Одновременно их непрестанно подвергали кампании официального преследования и запугивания.
 
Местный греческий прокурор Вазилис Флоридис уже несколько лет через суды различных инстанций активно пытается лишить монастырь средств к существованию. На прошлой неделе Флоридис направил письмо высшим правительственным чиновникам Греции, объявив монахов "национальной угрозой" и потребовав их удаления из монастыря. Он же в октябре 2006 угрожал "серьезными последствиями" всем, кто пытался в Греции возвысить голос в защиту старостильного монастыря Эсфигмену.

Монастырь Эсфигмену расположен на северо-восточной стороне Святой Горы Афон на крутом обрыве у моря. Основан был в V веке императором Феодосием Младшим и сестрою его благочестивою царевною Пульхериею. В X веке здесь подвизался и был пострижен основатель русского монашества Преп. Антоний Киево-Печерский.

Монастырь много страдал от набегов варваров и горел, но снова возрождался: сарацины, латиняне, пираты неоднократно приводили монастырь в совершенное запустение. История обители богата чередованием упадков и подъемов.

Соборный храм монастыря посвящен в честь Вознесения Господня. В храме находятся святыни: часть животворящего древа Креста Господня, частицы мощей святых: апостола Иакова Алфеева, св. Парфения, епископа Лапмсакийского, Марии Магдалины, св. Афанасия, патриарха Цареградского, св. Иакова Персянина, св. Иоанна Златоуста, священномуч. Харалампия, священномуч. Модеста, великомуч. Пантелеймона и других.

Мощные монастырские стены носят традиционно крепостной характер, замыкают монастырский двор башней; в центре двора - Соборный храм. Кроме Собора здесь еще семь параклисов.
 
Монастырская библиотека насчитывает 372 старинных рукописей и 8 000 книг.

Ныне монастырь принадлежит к старостильной Истинно-Православной Церкви Греции под омофором Высокопреосвященного Архиепископа Хризостома II (Киосиса) Афинского и всея Эллады.


В монастыре на данный момент подвизается более 100 монахов.

 
Призываем всех истинно-православных христиан усилить молитвы за братию монастыря Эсфигмену!
_____________________________________________________________________________________________

Вот...за что купил, за то и продаю...

Может кто знает подробности?

12
http://www.predanie.ru/mp3/

13264 файла! два года звучания! Священное Писание! Жития и творения святых! Молитвы! Детский раздел! проповеди духовных подвижников, в том числе о.Кирилла(Павлова),о.Иоанна(Крестьянкина),о.Софрония(Сахарова),митр.Антония Сурожского и многих других!!! Лекции, аудиокниги!

Замечательный ресурс, у меня скорость не очень, качаю мало, но для высокоскоростных безлимитов просто подарок!!!

Инджой, братия и сестры!  :-)

13
 Доброго времени суток, всем посетителям, моего самого любимого места в сети! Ангела, всем братьям и сестрам!!! Кстати, не может не радовать тот факт, что с моего последнего здесь появления, количество сестер увеличилось:-)

 Серьезность темы о которой я хочу поговорить прямо пропорциональна моему невежеству, посему смело поправляйте и вразумляйте... Итак: мое сознание, как некогда заметил еще наш дорогой Леонид, очень часто тяготеет к более строгому монотеизму,чем, как кажеться, есть в современном православии, хотя Жертва Христова для меня слишком несомненна, чтобы быть адептом ислама, иудаизма или др. строго-монотеистических религий... Отсюда у меня часто возникает смущение по поводу равенстства Христа Отцу(не знаю насколько это православная идея, но в некоторых христианских источниках встречается), иконопочетания, поклонения святым, в формах выходящих за рамки простого прошения о молитве пред Богом и т.д

 Так вот, этот вопрос из той же серии, хочу еще заметить, что для меня этот вопрос скорее относится к области религиозно-молитвеного праксиса, чем доксии...

 Как известно, особое отношение к Пречистой Богородице было у христиан с самого начала, по крайней мере Мень писал, что "Богордице Дево радуйся...", не только синтенция евангельского текста, но и гимн Деве Марии бытовавший в древней Церкве... Тем не менее само обращение Богородица, было окончательно установлено только во времена вселенских соборов, во многом как ответ тем, кто отрицал божество Христа... Особое место, в развитии идей связаных с почетанием Пречистой, насколько я понял занимает Афон, где, если я не ошибаюсь, в среднии века появляеться гимн "Достойно есть...", который подчеркивает духовное величее Богоматери в сравнении с небесными силами, не знаю, где появился гимн"Взбранной воеводе..." и другие подобные, а так же к примеру такая молитва как "Богородице Дево, спаси нас", но подозреваю тоже из среды близкой к афонитам. Так же, интересна на мой взгляд, такая афонская тенденция, как истории о заступничестве Богородицы перед Своим Сыном, где человеколюбие Пречистой помогает монахам перед праведным гневом Спасителя-Судии. Даже есть такая икона, где Маладенец-Христос, тянет свою ручку к устам Пречистой, которая повернула голову. По афонскому преданию эта икона запечатлела момент, когда Дева Мария предупреждает монахову о коварных врагах желающих напасть на моностырь, а Христос хочет заградить ей уста, говоря о том, что эти нерадивые монахи сего недостойны..

 Хочу отметить, что я совсем не отрицаю силы и незамедлительной действенности обращения к Пречистой Деве Марии, потому как и сам с благодарностью вспоминаю, и дай Бог, до конца моей жизни буду вспоминать, случай такого мгновенного заступничества в очень опастной для меня ситуации!!! Но я всегда пологал источник такой сугубой Любви к нам Пречистой, как и других святых, в Любви Христовой, Любви Божией, от этого противопоставления здесь мне кажутся странными.

Кто, что думает по этому поводу??? И кто же все таки спасает Бог или Богородица? Ответ на этот вопрос может показаться простым, если не обращать внимания на такий к примеру молитвы, как "Не имамы иныя пристанища..."...

Прошу прощения за костноязычность, любящий вас всех, Дионисий. 
 

14
Дорогии о Господе братия! Приветствую вас с пожеланием, чтобы Бог благословил вех нас, на хранение чистоты в страстную седмицу.

Вы наверное уже заметили, что у меня никогда нет ответов, одни вопросы :-) вот и сейчас открвая эту тему я лишь предлагаю ее к рассмотрению:-)

Давайте соберем здесь молитву Иисусову на разных языках, по просьбе Ленода Gior уже как то приводил грузинский вариант, где то на форуме встречал греческий, очень интересно как эта молитва звучит на английском, арабском, китайском, армянском, иврите, древнеегипетском(коптском?), сирийском(имеется ввиду древнесирийский, неарабский), арамейском(на котором говорил Сам Иисус), сербском, болгарском, французском, немецком, осетинском, абхазском, молдавском, румынском, украинском, белорусском и других языках мира.

Было бы так же весьма интересно, собирать в одну ветку, рассказы о подвижниках разных народов и сведения об Умном Делании в других странах, в других Патриархатах и Церквях Вселенского Православия...

Заранее благодарю всех кто найдет чем поделиться...

С уважением, Дионисий К

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных. Аминь

15
Братия, предлагаю обсудить такой вопрос:

В наше время, когда доступ к всевозможным практикам практически неограничен для большиства людей, и когда, некоторые западные психиатры, психологи и религиоведы, начали интенсивное исследование некоторых аспектов т.н. "измененных состояний сознания", достаточно часто можно услышать рассказы людей, о том, как они переживали на опыте состояния, религиозно и социально не обусловленные, но при этом, дающие перспективу существования некоторых вневремменных и внеконфессиональных моральных законов.

Говорится, что это связано с переживанием человека т.н. "естественного ума" или с трансличностными состаяниями в которых переживается единство бытия.

Однако:
Православная антропология учит, что грань, между падшей природой, и природой изначально задуманной Творцом, пролегает в облости принятия или отвержения ига Христова, иными словами, эту болезнь, это поражение и подвластность человека злу, нельзя преодолеть, иначе чем причастившись Христу.

Отсюда вопрос, что переживает человек в таких состояниях, есть ли это та моральная величина, которую можно достичь еще находясь в падшем состоянии или же этот высший закон написан у нас в сердцах вне зависимости от того в каком состоянии(падшем или обОженом, я бы сказал, евхаристическом) мы находимся?

С уважением, Дионисий К

Страницы: [1] 2