Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Темы - Sergey_Voody

Страницы: [1]
1
Собственно, выкладываю здесь свои соображения по данному вопросу. Особенно усердно проштудировал "Вопросоответы" и "Амбигвы". Ссылки не привожу, но если кому-то будет интересно, то могу потом привести. Язык Максима Исповедника достаточно непрост, поэтому где-то возможны ошибки - буду рад комментариям и обсуждениям в связи с этим.

Аннотация:
- общий смысл символизма, почему возможен символизм
- символизм и Священное Писание
- символизм и Церковь, символ и ритуал
- человек как икона Божья, обожение как логический конец символического пути
- воплощение Христа как символ соития тварного и нетварного
- логические выводы в связи с сущностью христианского символизма

Работу можно скачать отсюда (чуть позже сделаю прямую ссылку на свой сайт):
http://slil.ru/28177389
тема очень интересная и содержательная. Рассчитываю на познавательную дискуссию... :)

2
Это сообщение, если честно, предназначалось для другого форума, но мне не менее интересно, что думают участники данного портала по поводу христианских таинств. Я имею в виду, прежде всего, их духовный аспект. Таким образом, эта тема, получается, даже больше относится к символизму как таковому, чем конкретно к таинствам (небезынтересно то, что их кодификация происходит лишь в 16 в. - т.е., по-видимому, имелась тенденция - особенно, в изначальном христианстве - рассматривать вообще всю деятельность в рамках Церкви, как нечто предельно "сакрализованное", а не только конкретно "ритуалы").

Для начала предлагаю вашему вниманию важную цитату из "О небесной иерархии" Св.Дионисия Ареопагита, где разъясняется смысл церковных символов, таинств - да и вообще необходимость всей это ритуалистики. Это для тех, кто пытается видеть во всем этом пустую формальность. Реально же за всем этим (при правильном рассмотрении) стоит "опора" для возвышения в высшие духовные сферы. Дионисий Ареопагит пишет:

"Приняв невещественными и безбоязненными очами ума высший и первоначальный свет Богоначального Отца, свет, который в прообразовательных символах представляет нам блаженнейшие чины Ангелов, паки от сего света будем устремляться к простому его лучу. Ибо свет сей никогда не теряет внутреннего своего единства, хотя по своему благодетельному свойству и раздробляется для того, чтоб сраствориться с смертными срастворением, возвышающим их горе, и соединяющим их с Богом. Он и сам в себе остается и постоянно пребывает в неподвижном и одинаковом тождестве, и тех, которые надлежащим образом устремляют на него свой взор, по мере их сил, возводит горе, и единотворит их по примеру того, как он сам в себе прост и един. Ибо сей Божественный луч не иначе может нам возсиять, как под многоразличными, священными и таинственными покровами, и притом, по Отеческому промыслу, приспособительно к собственному нашему естеству.
Потому-то в первоначальном установлении обрядов светейшая наша Иерархия образована по подобию премирных небесных Чинов, и невещественные Чины представлены в различных вещественных образах и уподобительных изображениях, с тою целию, чтобы мы, по мере сил наших, от священнейших изображений восходили к тому, что ими означается, - к простому и не имеющему никакого чувственного образа. Ибо ум наш не иначе может восходить к близости и созерцанию небесных Чинов, как при посредстве свойственного ему вещественного руководства: т.е. признавая видимые украшения отпечатками невидимого благолепия, чувственные благоухания - знамениями духовного раздаяния даров, вещественные светильники - образом невещественного озарения, пространные в храмах предлагаемые наставления - изображением умственного насыщения духа, порядок видимых украшений - указанием на стройный и постоянный порядок на небесах, принятие Божественной Евхаристии - общением с Иисусом; кратко, все действия, принадлежащие небесным существам, по самой их природе, нам преданы в символах. Итак, для сего-то возможного для нас Богоуподобления, при благодетельном для нас установлении тайноначалия, которое и открывает взору нашему небесные Чины, и нашу Иерархию возможным уподоблением Божественному их Священнослужению представляет сослужащею чинам небесным, под чувственными образами предначертаны нам пренебесные умы в священных писменах, дабы мы чрез чувственное восходили к духовному, и чрез символические священные изображения - к простой, горней небесной Иерархии"
(гл. 1, &2-3)

Тезисно это можно оформить так:
1) единый свет образует (с позиций человеческого ума) иерархию ангелов
2) символом этой иерархии и ее священнодействий на земле является Церковь
3) чувственные изображения божественных умов установлены свыше и таинственным образом приспособлены под человеческое мировосприятие
4) это сделано с целью возвышения человека, "ибо ум наш не иначе может восходить к близости и созерцанию небесных Чинов, как при посредстве свойственного ему вещественного руководства"
5) духовные реальности отличаются от всего того, что мы - находясь под покровом чувственности - можем себе представить (в след. главе Дионисий пишет, что не нужно представлять "грубо, подобно невеждам, небесных и Богоподобных умных сил, имеющими много ног и лиц, носящими скотский образ волов или звериный вид львов, с изогнутым клювом орлов, или с птичьими перьями... будто на небе находятся огневидные колесницы, вещественные троны, нужные для возседания на них Божества, многоцветные кони, военачальники, вооруженные копьями, и многое тому подобное, показанное нам Св. Писанием под многоразличными таинственными символами")

Таким образом, любой церковный ритуал и любая церковная "форма" - начиная от слов молитвы и заканчивая конкретными действиями и предписаниями - не является случайностью, нелепостью и пр. Не является она также и отголоском каких-то евангельских, исторических, человеческих и пр. событий - если понимать под этим чисто профаническую аллегорию, поучительную историю, историческое наставление и т.д. и т.п. Нет, церковные формы есть не что иное, как символы духовных реальностей, таинственным образом "подобранные" для человеческого сознания, руководствующегося принципами чувственности. Это значит, что и евангельские повествования, и настенные изображения, и молитва содержат в себе (для человека - потенциально), так сказать, "умное пространство", в которое должен углубляться человек, духовно предрасположенный ко всему этому. И в конечном итоге это углубление должно привести к восприятию уже не чувственных знаков, но того, что ими означается - т.е. небесных реальностей.
Ясно, конечно, что такая позиция является наиболее "пневматической", и что ее способны понять далеко не все верующие. Но на то Дионисий Ареопагит и считается одним из самых глубоких христианских авторов. В контексте такого подхода (я бы советовал полностью прочесть работу "О небесной иерархии" всем, кто хочет хоть что-то понимать во внутреннем христианстве) вся христианская религия осмысливается не общепринятым путем. Например, те же догматы здесь уже должны пониматься, как многоаспектные символы, в которые тоже нужно мистически углубляться и которые невозможно понять неочищенным умом, "умом-идолопоклонником" (кстати, Святые Отцы говорят об этом самым прямым образом; даже рассуждать о Боге не представляется возможным, не имея Бога внутри).

ps. "Впрочем, не должно забывать и того, что нет ничего в мире, что бы не было совершенно в своем роде" - пишет далее Дионисий Ареопагит. Это тоже требует отдельного истолкования в контексте проблемы о том, что служит разграничительной чертой между ритуалом Церкви и земной профанической деятельностью (по этому поводу о. Павел Флоренский, используя символизм "лествицы", справедливо заметил, что "нет однообразной равнины земной поверхности, но всюду — лестницы восхождений и нисхождений").

pps. было бы интересно узнать мнение других православных теологов по этому поводу - не только Дионисия.

3
С недавнего времени пытаюсь внимать опыту святого Иоанна Лествичника, выраженному в его работе "Лествица". И по ходу чтения стали возникать вопросы, на которые я - ввиду своей малой "подкованности" в христианстве - ответить не могу. Может быть, более опытные и знающие люди помогут. Дело вот в чем: я не очень хорошо знаком с космогонией христианства, но чаще всего приходится встречать трехчастное разделение миров - если так можно выразиться - на ад, землю и рай. Притом ад здесь мыслится как что-то низшее по сравнению с землей (встречались также размышления на тему "нижних" и "верних" вод, "тверди", короче говоря, на тему символики, находимой в первых главах "Бытия", но в это пока вдаваться не хотелось бы). Читая Иоанна Лествичника я обнаружил вот какую интересную вещь: возвышение по "лествице" мыслится как восхождение от мира земли через некое "воздушное пространство" - в рай. Ясно, что это не нужно понимать материалистически, здесь явно имеет место символический момент (подобно многим другим местам в этой работе: например, символ Египта как распущенной жизни в миру, символ Моисея как учителя и духовного наставника и т.д.), потому что модель "воздуха" ("ветра") и соответствующих характеристик всплывает в совершенно неожиданных моментах (сама "Лествица" несет, скорее, практический и этический оттенок, чем космологический и метафизический - поэтому ждать здесь каких-то размышлений о структуре чинов по типу Дионисия Ареопагита едва ли приходится).

Уже во вступлении к работе (относящемуся к перу совсем другого автора) говорится о наставлениях по прохождению "князей воздушных".
"Итак надеемся о Господе скоро получить и облобызать ожидаемые нами драгоценные, на скрижалях оных, начертания, которые могут служить непогрешительным наставлением для истинных последователей Христовых и, как лествица, утвержденная даже до небесных врат (Быт. 28, 12) возводит произволяющих,
чтобы они безвредно, безбедственно и невозбранно проходили полчища духов злобы, миродержателей тьмы и князей воздушных" (послание Иоанну)

Тут, естественно, напрашивается параллель с Павлом (Еф. II: 2), который говорит о "князе, господствующем в воздухе" (ни в одном месте Нового Завета такое соотнесение дьявола и воздуха больше не обнаруживается).

Интересно также упоминание "перемен воздуха" наряду с "сиянием солнца" и "излияниями света" (которые неоднократно далее соотносятся с небесным миром). В этом пассаже Бог мыслится просто как источник всего, охватывающий и уже упоминавшийся уровень воздуха.
"Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых; так как все без изъятия пользуются излиянием света, сиянием солнца и переменами воздуха; несть бо лицеприятия у Бога" (I: 3)
То, что это не просто "наивное" описание природы, а глубокий симолический момент, легко понять, если обратить внимание на совершенно немыслимые в рамках контекста упоминания "дыханий нечистых ветров" или "непостоянной [то есть переменчивой - С.В.] воды духов воздушных".
"Начало безгневия есть молчание уст при смущении сердца; средина - молчание помыслов при тонком смущении души; а конец - непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров" (VIII: 4)
"А иные с болезнию произносили: убо прейде ли душа наша воду непостоянную духов воздушных" (V: 22)

Смысл здесь заключается в соотнесении "непостоянства" воздушной сферы с непостоянной, изменчивой, бурной природой страстей и помыслов, находящихся под влиянием этих страстей (в противовес статичности чистого Ума, соотносимого с небесной сферой).

В завершение приведу еще один интересный момент. Здесь прямо подразумевается то, что бесы обитают в "воздушном пространстве".
"Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает его, пред теми всегда оказывается лжецом. Как дух, он видит случающееся в воздушном пространстве и, заметив например, что кто-нибудь умирает, он предсказывает это легковерным чрез сновидение" (III: 27)

Есть ли сходные параллели у других авторитетных для христианской традиции авторов? Насколько полно разрабатывается в христианстве идея "воздушного пространства"?

4
Богословие исихазма / Служение идолам
« : 09 Август 2007, 15:29:39 »
Как вы понимаете эту христианскую идею? Как понимают ее Святые Отцы?

Мне кажется, что в этой связи интересны мысли академического психолога Э.Фромма. В "Марксовой концепции человека" он пишет:

"В западной культуре идея отчуждения уходит корнями в ветхозаветные легенды о служении идолам; она же проявляется в заповеди: "Не сотвори себе кумира". То, что в устах пророков называлось "служением идолам", – это не замена одного Бога многими божками. Идолы – это вещи, это творение человеческих рук, человек же преклоняет колени и молится вещам, то есть тому, что сам он создал своими руками. И в этом своем акте человек сам превращается в вещь. Он переносит атрибуты своей собственной жизни на созданные им вещи и, не видя себя в качестве творца, и к себе самому относится как к существу, зависящему от молитвы, как к игрушке в руках Божьих. Человек выступает как существо подчиненное, лишенное своих жизненных сил, богатства своих возможностей.
В Ветхом завете сказано о безжизненности и пустоте идолов: "есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат..." (Пс. 113). Чем больше человек возносит своего кумира, приписывая ему свою собственную силу и мощь, тем слабее он становится, тем сильнее его зависимость от идолов.
Идолом может стать фигурка-талисман, икона или другое изображение Бога, церковь, государство, имущество. Служение идолам допускает изменение предмета поклонения. Это служение всегда есть обожествление того, во что сам человек вложил своё творчество и затем забыл об этом и воспринимает свой продукт как нечто стоящее над ним"


Есть ли какие-то параллели с этим в святоотеческой литературе?

5
Приветствую! У меня здесь возник небольшой вопрос.

Цитата: Е.А.Торчинов "Религии мира. Опыт запредельного"
Целью аскезы считалось обожение (тейосис), то есть уподобление Богу через Иисуса Христа, сделавшего человеческую природу участницей божественной жизни благодаря ипостасному единству божеской и человеческой природ... Путь к обожению лежал через: 1) очищение (катарсис), 2) просветление (фотисмос) и 3) целеобретение (телейосис). Первая ступень характеризуется очищением души от всего мирского через полное мироотречение. Вторая предполагает просвещение души божественным светом. Третья ступень знаменует обретение мистического совершенства, единение с Богом и обожение

Где в связи с этим можно подробно почитать о трех ступенях на пути к обожению? Я имею в виду, конечно, Святых Отцов, а не академическую литературу.

Заранее спасибо!

Страницы: [1]