Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Темы - yury_petrov

Страницы: [1] 2
1
Это правильно?

2
Объявления, отзывы / время на форуме
« : 28 Декабрь 2012, 01:16:12 »
Совершенно случайно обнаружил, что время на час отстает.

3
Начало -- http://mystichrist.livejournal.com/86603.html
Продолжение -- http://mystichrist.livejournal.com/86818.html
Статья интересна, но сам термин мне не понравился: "метафизическое мужество".

4
С некоторых пор сын-подросток увлекся серией дозоров. Сами по себе лукьяненковские дозоры меня не шибко заинтересовали, но вот одна из книг показалась весьма любопытной.
http://lib.rus.ec/b/153138
Что скажете, друзья?

5
В дневнике о. Никодима (в библиотеке сайта) я прочитал такие слова: "Ну, теперь ты своим послушанием заслужил себе безмолвие внешнее, а о внутреннем позаботься сам, стяжать усердным покаянием, после моей кончины;"
Что есть внутреннее безмолвие? Власть над страстями?
Можно ли говорить о том, что внутреннее безмолвие есть власть над страстями (для их преображения), достигнутая молитвой?

6
Аскетическая практика / Молитва "насухо"
« : 11 Сентябрь 2010, 22:52:17 »
В последнее время ощущение молитвы "насухо" и в "темноте", будто грубой шкуркой по неотесанному дереву... Даже и не знаю с чем это связано. Перед этим, правда, испытал мощнейший ураган, будто из меня выдули все внутренности напрочь... а поставить на место не удосужились. Так и живу с какой-то внутренней темной сухой пустотой. А молитва живет где-то на уровне солнечного сплетения/диафрагмы. Свое положение ощущаю как очень бедственное...
Вот такие дела - может кто сталкивался с таким строем?

7
Появились уже сообщения, что банкиры планируют покупать договоры страхования жизни, которые больные или пожилые люди продают для получения денег — в зависимости от ожидаемого срока жизни застрахованного человека. Затем под портфель таких полисов выпустят облигации и разместят их среди инвесторов, например, крупных пенсионных фондов, которые получат выплаты после смерти застрахованного человека. Чем раньше умрет застрахованный, тем больше будет доход. Предполагаемые покупки полисов страхования жизни позволят людям получить деньги от своих полисов на случай смерти, пока они еще живы, и использовать эти деньги на текущее потребление.
«Эксперт» №35 (672)/14 сентября 2009

8
Практически невозможна...
Окно редактирования самопроизвольно скроллируется по каждой нажатой клавише куда-то в середину сообщения, убирая курсор за пределы текстового бокса...
Причем проблема появляется только если достаточно длинное сообщение и скроллбар становится активен.

9
Келейные беседы / Злой гений? Зачем?
« : 09 Июнь 2009, 23:34:14 »
Удивительное стечение обстоятельств сложилось со мной: третий раз я "посягаю" на увольнение одного и того же человека из совершенно разных организаций и обстоятельств... Как-то меня это покоробило немного... Вроде и проверял себя (по-супервизорски) относительно личных психологических неприязней и пр. Да нет, вроде склонен вполне адекватно относиться к "виновнику" "моего торжества"...


11
Нашел интересную статью. Вопрос в том, насколько возможна такая корреляция между психологией и святоотеческим учением о страстях? Или даже так: насколько уместно?
Я дам часть статьи, полностью она выложена по адресу: http://epifan123.chat.ru/PsyStrast.htm

Психопатии и страсти
/С.А.Белорусов/
Предлагаемый текст представляет собой конспективное описание психопатий, компилированное из литературных источников, а также собственной практики. При этом в кажый раздел вживлены отрывки аскетических текстов, относящихся к соответствующей духовной патологии. Их источником является упомянутый классический сборник "Добротолюбие". В скобках первая цифра означает том "Добротолюбия" /издание второе, дополненное, Москва, 1901/, вторая - страницу.

ШИЗОИДНАЯ ПСИХОПАТИЯ - СТРАСТЬ ГОРДОСТИ
Объединяющей характеристикой шизоидов является интровертированность или обращенность ценностной ориентации вовнутрь. Апогеем интровертированности является аутизм, который означает практически полное отсутствие контактов с окружающей реальностью. Оторванность от внешнего мира производит со стороны впечатление неадекватности, чудаковатости, причудливости, странности. Необъяснимые извне проявления внутренней деятельности воспринимаются как монотонные или парадоксальные.
"Плотская гордость вот в каких действиях проявляется: в говорении ея бывает крикливость, в молчании досадливость, при веселости - громкий, разливающийся смех, в печали - безсмысленная пасмурность, при отвечании - колкость, в речи - легкость, слова как попало вырывающиеся без всякого участия сердца. Она не знает терпения, чужда любви, смела в нанесении оскорблений, малодушна - в перенесении их, тяжела на послушание, если не предваряет его собственное желание и воля.... она более верит своему мнению, чем разсуждению старцев" (2-90).
Широко известно высказывание Э.Кречмера, уподобившего шизоидность римским виллам с их строгой архитектурой и закрытыми ставнями окон, за которыми происходят роскошные пиршества, недоступные взгляду стороннего наблюдателя.
В других описаниях встречается образ стеклянной стены, той или иной степени прозрачности, но всегда присутствующей при соприкосновении с такого рода личностями. Личностные контакты шизоидов затруднены из-за этой стены, но когда происходят, то вследствие предшествовавшей сложности их возникновения, нередко становятся особенно насыщенными эмоционально, дружба приобретает необыкновенную теплоту без дистанциированности, полную откровенность, так как шизоид включает такого человека в свой внутренний мир, наделяя особыми, вовсе не объективными свойствами. Человек вошедший в доверительные отношения с шизоидом может быть удивлен как приписываемыми ему необыкновенными качествами, так и степенью собственной значимости для шизоида. Особенно драматичной в этом отношении может быть влюбленность с особой затаенностью и бурным выплеском чувств по отношению к ничего не подозревавшему человеку.
Одинокая мечтательность - неотъемлемое свойство шизоидов. Упоительные грезы облекаются в прихотливую художественную форму у творчески одаренных личностей, в то время как интровертированные индивиды с менее выраженной фантазией находят вкус в продолжительной рыбной ловле, монотонных абстрактных увлечениях, типа многолетнего собирания марок.
Шизоидность приметна уже на первый взгляд: особая посадка головы, диспропорции фигуры, резкая, лишенная пластичности, моторика, ходульная походка, обедненность, стереотипия или утрированность мимики, плохо модулированный, необыкновенно высокий или скрипучий голос, одним словом речь идет о некоторой механистичности или роботообразности.
Дисгармоничность - вторая универсальная характеристика шизоидии как личностного типа, находит свое выражение в нескольких аспектах. Само слово "схизис" означает расщепление, противоречие внутри целостности. Шизоид либо пренебрегает собственным телом, либо культивирует его. Одаренные акцентуаты этого круга являются вдохновителями принципиально новых направлений моды, но большинство поражает окружающих безвкусицей в одежде и нелепыми аксессуарами. Парадоксальность эмоциональной активности шизоидов отразилась в описанном, правда уже у больных шизофренией, феноменом "дерева и стекла" - сосуществованием аффективной тупости к близким и несоответствующей хрупкости, гиперчувствительности к объективно малозначащим фактам.
Отгороженность в контактах находит свое отражение и в пониженной сексуальности, что характеризуется либо отсутствием эротических стремлений, либо самой извращенной чувственности. Наиболее яркие примеры перверсий, абсолютно необъяснимые и недоступные вчувствованию, описаны именно у личностей шизоидного круга.

"Таков закон правды Божией, что кто нераскаянно надымается гордостным превозношением сердца, тот предается на посрамление гнуснейшей плотской срамоте"(2-87).

Дистанциированность от внешнего мира компенсаторно ведет к склонности к схематизации. Безупречность логических построений, столь убедительна для них самих, что несоответствие их непосредственному опыту воспринимается по принципу "тем хуже для фактов". Нравственный и этический резонанс замещается нередко утрированным эстетизмом. Особенно весом вклад шизоидных ученых в теоретические сферы знания: математику, физику, экономику. При этом шизоиды абсолютно беспомощны в практической деятельности.

Внутреннее ощущение собственной правоты, отказ в доверии миру, позволяет идентифицировать соответствие шизоидии на психопатическом уровне страсти гордости в нравственной сфере.

"Гордость есть опухоль (надутость) души, наполненная испорченной кровью" (2-267). "Конец гордости - отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав. Гордый не имеет нужды в бесе искусителе, он сам сделался для себя супостатом"(2-545,546).

Особое место аутизма среди остальных типов личностных дисгармоний отражено в изречении св. Иоанна Лествичника - "блудных исправляют люди, лукавых ангелы, а гордых - сам Бог".

 

ИСТЕРИЧЕСКАЯ ПСИХОПАТИЯ - СТРАСТЬ ТЩЕСЛАВИЯ
Основной особенностью данного патохарактерологического типа является "жажда признания". Соответственно К.Ясперсу, истериков также объединяет "стремление казаться больше чем есть на самом деле и пережить больше, чем в состоянии пережить".
Так как для демонстрации и привлечения к себе внимания существует множество возможностей, то описать типичные затруднительно вследствие крайней вариабельности проявлений.

"Прочие страсти просты и однообразны, а эта многочастна и многообразна" (2-74).

Достаточно распространенной является претензия на оригинальность. Казаться непохожим на других - частый стиль поведения. Экстравагантность или отрешенность, восторженность или напускное безразличие, любая выделяющая их контрастность является маркером данного характера. В анналах судебной психиатрии описаны даже самооговоры в несовершенном преступлении, сделанные такими людьми лишь с одной целью - обеспечить общественный резонанс вокруг собственной персоны.

"Диавол, в ком не мог породить тщеславия благообразием статной и блестящей одежды, в том пытается всеять его одеждою неуклюжею, неопрятною и нищенскою; кого не мог ввергнуть в сию страсть честию, того подбивает на нее уничижением; кого не мог заставить превозноситься многознанием и умением красно говорить, у того вызывает это важничаньем в молчании"(2-75)

Они безусловно эгоцентричны, но это не эгоцентризм гордости шизоидов, а инфантильное самолюбование как бы со стороны. Для них невозможно длительное напряжение сил (за исключением редких случаев, связанных с перспективой необыкновенной популярности). Чаще они непостоянны, ориентированы на немедленный успех, легко переживают фиаско, из которого тут же извлекут выгоду, нередко путем суицидального шантажа и вновь, с невообразимой легкостью меняют амплуа.
Характерно преувеличение своих возможностей, таинственные полунамеки на могущественных покровителей, упоминание вскользь трагических обстоятельств жизни. Там где, как им кажется это срабатывает недостаточно впечатляюще, в ход идет неприкрытая аффектация с выставлением напоказ того, что принято скрывать.

"Уныние разслабляет душевную силу, а тщеславие болезненного делает здоровым, старика более сильным чем юноша, если только много свидетелей того, что делается ... похвала многих возбуждает усердие"(2-261).

Фальшь сочетается с незаурядной наблюдательностью, позволяющей соответствовать (или противоречить) ожиданиям окружающих. Впрочем, им нередко отказывает чувство меры и порой они сами проникаются наивной уверенностью в собственных вымыслах. В психиатрии описан родственный истерической психопатии синдром Мюнхгаузена.
Истерики обычно (если не присутствует шизоидный радикал) поверхностны, их чувства привязанности лишены глубины, влюбленности романтичны и мгновенны, им чуждо постоянство и ответственность. Они обычно легко внушаемы, ими легко манипулировать, подкармливая восхищением.

"Прекрасно наши старцы изображают свойство этой болести, сравнивая ее с луком и чесноком, которые по снятии одного покрова оказываются опять покрытыми другим таким же и сколько раз не снимай покров, они все оказываются покрытыми" (2-75).
...

Заканчивая обзор разновидностей истерической психопатии, которой в американской классификации соответствует "нарцисстическое личностное расстройство", следует отметить действительную незаурядность и частую одаренность в кругу данного типа личностной патологии.

"Тщеславие весьма удобно прививается к естественным дарованиям"(2-542).
...


12
Диалог / Кризис?
« : 17 Ноябрь 2008, 11:19:58 »
Что он нам принес?
Осознание того, что фондовые рынки -- практически узаконенное воровство вперемешку с азартной игрой?
Или с легкой божьей руки от нас отняли гору любимых игрушек -- деньги, оставив лишь несколько самых необходимых?
Похоже, нас переселили из детской в другую комнату, где есть иструменты для творчества и не место игрушкам.

13
Вниманию публики предлагаю статью: http://www.igumen.ru/index.php3?id=112
Первое впечатление от прочитанного: скрытое желание автора свести тему к накатанным рельсам церковного официоза, отчего и выводы немного "не в кассу".

14
Некоторое время назад меня попросили отвезти в монастырь к мощам блаженной одного калеку. То, что я увидел у мощей блаженной, меня ввергло в глубокий шок...
Лично у меня нет никаких сомнений в милующем и добром христианском сердце блаженной, но... в этом монастыре сложился какой-то крайне нездоровый ажиотаж вокруг Матроны: лающие, дергающиеся кликуши, изустно передающиеся небылицы вокруг Матроны, распространяемые даже монашками обители. Все это накладывается на... скажем так, очень неудачное жизнеописание блаженной Матроны.
Стоя в очереди убедился еще раз в том, что люди едут к мощам лишь бы исцелиться, до Бога дела многим нет... Вроде как Матрона вместо Бога теперь. Тем не менее очень тяжелое впечатление немного скрасилось замечательным обычаем: каждый паломник везет к мощам Матроны букет цветов. Здорово!

15
Подправлено название
---


Один раз испытал чью-то руку, положенную мне на плечо. Ничего осязаемого не испытывал, но совершенно четко понимал, что это так происходит. Никаких эмоциональных изменений после этого не почувствовал. А в последнее время часто ощущаю всем телом невидимый насквозь тебя легко проходящий ветер, и тоже никаких эмоциональных изменений...

Поделитесь, может у кого есть опыт таких явлений.

Страницы: [1] 2