Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Темы - Владимир Б.

Страницы: [1] 2
1
Такой вывод за многие годы: Смирение - это единственно нужное свойство человека для его спасения.

Хотелось бы сказать, что эта мысль вынашивалась очень долго, будет подтверждена Св. Отцами и разными рассуждениями разумных христиан на эту тему. Были попытки общения с верующими людьми, в том числе и с Александром, который был один из тех, кто не согласен с таким выводом, но хоть каких то доводов никто из них не привёл. Поэтому, очень буду рад серьёзным рассуждениям что это не так, и если реально заблуждаюсь, буду благодарен за поправки.

Вопрос - а зачем это надо, вряд ли должен появиться, но могу сказать, что когда понимание сути спасения утвердилось в уме и душе, то многие сложные вопросы стали просты и ясны.
Можно даже признать полную безсмысленность земной жизни, страданий и скорбей без этой цели - приобретения скорбного, болезненного, смертного опыта жизни без Бога, т.е. смирения.

Информации много, но думаю, что её важностью можно нарушить писанные и неписанные правила форумов. Она хоть и сжата, но всё равно придётся разбить на несколько сообщений.

 "Бог. Человек. Великий акт творения человека. Бог, как Всеведущий и Вневременной конечно знал, что человек отпадёт от Него. Ещё до его творения предвидел и предуготовил величайший Замысел о спасении человека после его падения. Что же теперь требуется от человека после этого падения-отпадения, что бы опять быть с Богом, или что равносильно - спастись? Когда Ева поддалась словам диавола вкусив запретный плод, и более того, уговорила мужа сделать тоже, Бог спрашивал их: «где вы? что вы сделали?», в ответ получив только лукавство, отговорки, переваливание вины друг на друга, на дьявола и даже на Бога. Им достаточно было сказать «помилуй, прости нас», и всё бы было хорошо, но первым людям не хватило смирения пред Богом. Именно смирения, как точного познания самих себя, кто они есть на самом деле. Они чувствовали себя богами, но не понимали что это было только тогда, когда они имели непосредственную связь со своим Творцом, жили с Ним и в Нём. Слушались Его, хотя бы даже ещё не вполне понимая, что Бог может давать заповеди только благие, и только для их же блага. Не знали они и не понимали, что они представляют из себя на самом деле, если останутся без Бога, без Его Силы и Благодати. Этого смиренного и опытного познания самих себя им и не хватило, что бы произнести после нарушения заповеди, т.е. совершения греха - «Господи, помилуй!». Совершилось падение – человек ушёл от Бога по своему желанию и произволению, по присущей и дарованной ему от Бога свободной воле. И Бог смиренно отпускает его. Отпускает с предвечным замыслом о спасении человека; что бы он познал горькую жизнь без Бога и вернулся к Нему с этим знанием, т.е. с приобретённым смирением. Остался с Ним навсегда, навечно, получив ради этого смирения Дар от Бога – Богочеловечество. Отсюда логично и нужно предположить, что это есть главная цель жизни человека на земле - познать себя и настоящее своё место по отношению к Богу и людям. Покаяться, смириться и вернуться к Богу как к Единственному Благу для человека. Этот Промысел, смысл жизни и возможное благое будущее человека, Бог наглядно даёт увидеть в притче о блудном сыне. Сын – это человек, который не захотев быть с Отцом-Богом ушёл от Него, забрав «свою» часть наследства. Потом, растративши всё своё «имущество» и познав себя, кто он есть на самом деле, познав свой грех, т.е. смирившись, воз-вращается к Милосердному и Кроткому Отцу, который без слов отпускает, и с любовью и радостью опять принимает его в дом Свой. И не только принимает, но и возвращает великое достоинство человека (кольцо) как своего сына. Очень важный момент в этой притче, показывающий что только Сам Бог может восставить растраченное человеком в греховной жизни, исцелить его падшую природу. Человеку это невозможно по своей не самобытности. Он полностью зависит от Бога в своих необходимо жизненных телесных, душевных и, особенно, духовных потребностях. Получив Дар при рождении – некий запас «сил», человек растрачивает их в течении жизни, не имея чем пополнить этот запас. Чем греховнее и удалённее от Бога жизнь, тем быстрее растрачиваются эти силы человека. Когда человек достигает этого познания, тогда он смиряется по настоящему.
  Всё, что сопровождает человека в земной жизни, может служить человеку для этой цели - приобретение смирения: рождение детей в муках, труд в поте лица при добывании средств для существования, погодные изменения (жара, холод, природные аномалии и катаклизмы), свои болезни, болезни детей и близких, телесные немощи (телесные и психические недостатки и уродства, умственная недостаточность), родовые и приобретённые страсти и грехи, житейские скорби (смерть близких людей, аварии, потеря денег или имущества, неудачи на работе, плохое отношение людей, особенно близких), одержимость (беснование), немощная старость, страх смерти и, особенно, сама смерть. Всё это вольно, или лучше сказать – часто невольно, смиряет человека по Промыслу любящего Бога, желающего всем спасения. По исходе души из тела, этому могут послужить видение своей больной, страстной, искорёженной грехами души, встреча с Ангелами и бесами, видение Рая и Ада. Возможно и геенна огненная, в каком то смысле, есть смирительное место для души человека перед Страшным Судом. Если, после земной, такой скорбной жизни, после перехода через смерть, после душевных, загробных мук, человек увидит Кротость, Смирение и Любовь Бога. Увидит это в Господе Иисусе Христе, Сыне Божием. Увидит и осознает что сделал Бог в Любви Своей ради чело-века... какой человек, после всего этого, не сможет сказать «Господи, прости меня грешного и помилуй!» И разве Господь не примет его как блудного сына, и не спасёт по Своим словам: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» Иоан.6,37, «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Рим.10:13 (Иоил.2:32).
 Но это как бы невольный путь к Богу, очень скорбный, опасный и тяжёлый. Есть намного лучше, легче и прекраснее него - путь Христианской жизни. Этот путь может освободить человека от многих скорбей и болезней, избавиться от страха смерти здесь, на земле, освободить от опыта гееннских мук в Вечности, даровать радость спасения ещё до Страшного Суда, и главное – привести к Вечной жизни в Благом Боге.
 Внимательно рассматривая Ветхий Завет, мы и там увидим постоянные попытки Бога привести ко смирению еврейский народ. Смирить ещё ради Великой Цели, что бы нашёлся хоть один человек, который смог бы быть участником Великого Таинства – Боговоплощения. Человек, который в своей вере Богу и своём смирении, смог бы послужить этому дивному Домостроительству спасения человечества, смог бы вместить Само Смирение ради спасения всех людей. Им стала Пресвятая Богородица -  Дева Мария. В Христианстве же, если внимательно вникнуть в него, то увидим что всё направлено на стяжание смирения. Господь дал две основные заповеди о любви к Богу и ближнему. Святые Отцы говорят, что любовь и смирение – это названия одного и того же, два в одном. Не бывает любви без смирения, и любовь приобретается только после стяжания смирения. Прп. Серафим говорил о цели христианской жизни, как о стяжании Духа Божия (оБожении) посредством поста, молитвы, милостыни, и  всего, что может дать Духа человеку. Если совместить его слова со словами других Отцов, которые говорили, что Дух даётся человеку не ради его трудов, а только ради его смирения, которое человек приобретает посредством этих трудов (попытка исполнения Заповедей Божиих), то можно понять, что эти все вещи - суть средства для стяжания смирения, из-за которого Бог и даёт свою Благодать, свой Дух Святой. Пост, молитва (бдение), телесные труды и поклоны, послушание, покаянные молитвы (особенно Иисусова молитва, т.к. непрестанную молитву так же называют непрестанным покаянием, от которого обильно произрастает смирение), внутреннее делание (трезвение), умный плач о страстях и грехах, стяжание правильного страха Божия, видение своих страстей и грехов, которые человек начинает видеть в ходе правильной, христианской жизни, страх наказания за них и страх вечных мучений - всё это ведёт к тому, чтобы смирить душу христианина. Душевные и телесные мучения от страстей, от навязчивых и хульных помыслов, от попустительных встреч с бесами и жутких видений и чувствований ада, смиряют человека очень сильно. В перенесении скорбей и в борьбе со своими страстями,  рождается настоящее познание себя, собственного бессилия и ничтожности. Реальное видение, что в нас нет ничего хорошего и доброго, а все то, что мы считали за таковое, извращено до неузнаваемости нашими страстьми. Ещё сильнее смиряемся, когда призыванием Имени Божия получаем Благодатную помощь и мир душевный. Смиряемся от близости и простоты отношений Бога к нам, от рассматривания творений Божиих, их величия и премудрости (сотворение мира, природы, безконечного космоса, самого человека), промыслительности Божией о всех и вся, и о каждом человек в отдельности. Созерцание Домостроительства спасения человека - вочеловечивание Бога, Его страданий, Крестной, позорной смерти из-за Любви к человеку. Рассматривание самих свойств Божиих: Любви, Кротости, Смирения - всё это так же приводит к смирению души. Есть ещё одно великое средство, какое даёт Христианство в помощь на пути к спасению - это Благодать Божия, которая даруется христианину от Бога, особенно в Церковных Таинствах. И особенно в Таинстве Причащения и Покаяния. Христианин, увидев мерзость и гибельность страстей, начинает пытаться бороться своими силами с ними, при этом всё более и более убеждаясь, что он ничего не может сделать сам. Он начинает смиряться и осознавать, что ему нужна помощь, ему нужен Спаситель. И этот Спаситель может быть только Тем, Кто сотворил его и весь мир. Кто знает сущность внутренности  человека, т.е. понимает, что только Бог может помочь ему. Прибегая к благодатной помощи Бога в Таинствах, прося Её в молитвах, человек, если он искренно это делает, обязательно получает эту помощь. И благодаря ей, он уже мал помалу начинает исправлять свою жизнь, своё душевное устроение в лучшую сторону, что является настоящим покаянием человека, одновременно приобретая то самое опытное познание - кто он есть без Бога, кто он есть с Богом, и что он может с Его силами. Это истинное познание себя будет производить  настоящее смирение в человеке. Здесь находится важный перелом в духовной жизни христианина, когда он понимает и убеждается, что только Бог может очистить его, преобразить, восставить в нём добродетели, дать Блага превышающие все блага на земле - и всё это даётся только за его смирение. Особенно важно Таинство Причащения, когда Бог теснейшим образом соединяется с человеком, как бы «передавая» свойства Своей Любви, Кротости и Смирения «напрямую» душе человека. «Научитесь не от Ангела, не от человека, не от книги, но от Мене, т.е. от Моего в вас вселения, и основания, и действия: яко кроток есмь и смирен сердцем и помыслами, и образом мыслей, и обрящете покой душам вашим от браней, и облегчение от искусительных помыслов» (Лествица 25,4). «Итак, смирению мы должны учиться не от ангелов, не от людей, не от великой книги Евангелия, а от Самого Христа, ибо Он зовет нас к этому. «Познать это благое чувство может тот, кто собственным опытом познал его внутри себя, а словами чувственными его невозможно изъ-яснить». (Лествица 25,41)» свящмуч. Сергий Мечев   Христианин начинает чувствовать своё немощное, страстное, окаменелое состояние до Причастия, и изменение своего состояния после Причастия, когда появляется любовь к Богу и людям, мир душевный, духовная радость, утишение страстей и появившиеся силы на преодоление греха. Слова Господа: «терпением вашим спасайте души ваши», как можно по другому понять как не смирение перед всем (всё ранее перечисленное), что встретиться в жизни человека по Промыслу Божию? А когда Он говорит, что мы должны быть как дети, можно вспомнить что именно дети имеют естественное смирение - понимание, как сильно им нужны родители, насколько им без них будет плохо в жизни. Имеют почти полную зависимость от них, некую покорность пред ними и простую любовь к ним. Можно и нужно вспомнить о периоде охлаждения в жизни христианина. Когда, с учительной целью, отходит Благодать от человека, «оставляя» его томиться без ощущения присутствия Бога, невыносимо скучать за Ним, впадать в грехи опять и снова, познавая свои немощные силы и страстность без помощи Бога. Этот период является одним из важнейших и сильнейших «лекарств» против нашей гордыни для христианина. Стоит заметить, что мера христианского совершенства - это и есть мера смирения человека.
 Смирение очень важно даже для нашей земной жизни, для уменьшения количества и тяжестей скорбей, которые попускаются за нашу гордость. «Все скорбное, что случается с нами, происходит за возношение наше… Ты не хочешь скорбей? Не греши». св. Марк Подвижник  «Где случилось падение - там предварила гордость». св. Иоанн Лествичник  «Как гордость именуется «матерью всех страстей», так и смирение является уничтожителем всех страстей».  Не будет болезни - гордости, не нужны будут и горькие лекарства от неё - скорби и болезни. Но кажущаяся простота, что сейчас просто смирюсь и уже спасён - обманчива. Всё это нужно человеку приобрести не только как умственное знание, но как опытное познание и душевно-сердечное свойство. Попросту - смиренную душу. Христианство предлагает самый короткий путь, какой может быть на этой земле, к такому смирению. Можно сказать, что он один из самых мало-скорбных путей, и даже часто – радостный, «ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матфея 11:30).
 Есть так же ещё Божественное Смирение, которое даётся как великий Дар от Бога, но уже после приобретения этого, начального смирения. О нём рассказать или его описать человеческими словами невозможно, мы можем только знать что это так, что это уже некое свойство души и сердца, уподобившихся свойствам Божественным и Неописуемым.   
 Зная смысл жизни человека, что он заключается, главным образом, в приобретении смирения, можно сопоставлять с ним все вопросы, которые встречает человек на своём пути. Особенно, в попытке жить христианской жизнью. Сопоставить и увидеть плоды, которые человек получает от того или иного делания."

2
Вот такая тема.  :-)
Братья и сёстры, прошу Вас прочитать небольшую статью и помочь оформить её в надлежащий вид. Укажите на ошибки смысловые и орфографические. А так же, на неправильно составленные предложения, трудные для чтения и понимания, предлагая свои варианты.
Цитировать
Бог. Человек. Творение человека. Бог, как Всеведущий, всеконечно знал что человек отпадёт от Него. Ещё до его творения предвидел и предуготовал величайший Замысел о спасении человека после его падения. Что же требуется от человека после этого падения-отпадения, что бы опять быть с Богом, или что тоже самое - спастись? Когда Ева поддалась словам диавола вкусив запретный плод, и более того, уговорила мужа сделать тоже, Бог спрашивал их: "где вы? что вы сделали?", в ответ получив только лукавство, переваливание вины на другого и отговорки. Им достаточно было сказать "помилуй, прости", и всё бы было хорошо, но первым людям не хватило смирения пред Богом. Именно смирения, как точного знания самих себя, кто они есть на самом деле. Они чувствовали себя богами, но не понимали, что это было только тогда, когда они имели непосредственную связь с Богом, жили с Ним и в Нём. Слушались Его, хотя бы даже ещё не понимая, что Бог может давать заповеди только благие, и только для их же блага. Не знали они и не понимали, что они представляют из себя если останутся без Бога, без Его Силы и Благодати. Этого смиренного и опытного познания самих себя им и не хватило, что бы произнести "Господи, помилуй!". Совершилось падение - отход человека от Бога по своему желанию и произволению, по присущей ему свободной воле. И Бог смиренно отпускает его. Отпускает с предвечным замыслом о человеке, что бы он познал горькую жизнь без Бога и вернулся к Нему с этим знанием, т.е. с приобретённым смирением. Это и есть главная цель жизни человека на земле - познать себя, смириться, покаяться и вернуться к Богу. Всё что сопровождает человека в земной жизни, по Промыслу Божию, может служить человеку для этой цели: рождение детей в муках, труд в поте лица для добывания средств для существования, свои болезни, болезни детей и близких, телесные немощи, в том числе страсти и грехи, житейские скорби (смерть близких людей, аварии, потеря денег или вообще имущества, неудачи на работе, плохое отношение людей, особенно близких, телесные и психические уродства, умственная недостаточность), одержимость (беснование), немощная старость, страх смерти и особенно сама смерть - всё это вольно или невольно смиряет человека по Промыслу любящего Бога, желающего всем спасения. И по исходе души из тела этому могут послужить видение своей больной и страстной души, встреча с Ангелами и бесами, видение Рая и Ада. Даже геена огненная, в каком то смысле, есть смирительное место для души человека перед Страшным Судом. А если, после земной скорбной жизни, смерти, душевных загробных мук, человек увидит Кротость, Смирение и Любовь Божию, всё это увидит в Господе Иисусе Христе, увидит и осознает что сделал Он в Любви Своей ради человека... какой человек, после всего этого, не сможет сказать "Господи, прости и помилуй!". Но это как бы невольный путь к Богу, очень скорбный и тяжёлый. Есть намного лучше и прекраснее него - путь Христианской жизни. Этот путь может освободить человека от многих скорбей и болезней, справиться со страхом смерти здесь, на земле, освободить от опыта геенских мук там, в Вечности, даровать Благую участь ещё до Страшного Суда, и самое главное - Вечную жизнь в Благом Боге. Если внимательно рассмотреть Ветхий Завет, то и там мы увидим постоянные попытки Бога смирить еврейский народ. Смирить ради Великой Цели, что бы нашёлся хоть один человек, который смог бы быть участником Великого Таинства - Боговоплощения. В своей вере Богу и в своём смирении смог бы вместить Само Смирение ради спасения всех людей. В Христианстве, если внимательно рассмотреть его, всё направлено на стяжание смирения. Прп. Серафим говорил о цели христианской жизни, как о стяжании Духа Божия посредством поста, молитвы, милостыни. Если совместить его слова со словами других Отцов, которые говорили, что Дух даётся человеку не ради его трудов, а только ради его смирения, которое человек начинает иметь посредством этих трудов, то можно понять, что эти все средства - суть средства для стяжания смирения, ради которого Бог даёт свою Благодать, свой Дух Святой. Пост, молитва (бдение), телесные труды и поклоны, послушание, покаянные молитвы (особенно Иисусова молитва-непрестанную молитву так же называют непрестанным покаянием), внутреннее делание (трезвение), умный плач о страстях и грехах, стяжание страха Божия, видение своих страстей и грехов, которые человек начинает видеть в ходе правильной, христианской жизни, страх наказания за них и вечных мучений - всё это так же способно смирить душу христианина. Даже само мучение от страстей, от навязчивых и хульных помыслов, от попустительных встреч с бесами и жутких видений и чувствований ада, смиряет человека очень сильно. Страсти сначала грубые; телесные - курение, пьянство, наркомания, блуд, потом более тонкие, душевные - сребролюбие, зависть, гнев, отчаяние и уныние (депрессии), потом тщеславие и сама гордость (самолюбие) - корень всех страстей. В перенесении скорбей и в борьбе со своими страстями  рождается настоящее познание себя, собственного безсилия и ничтожности. Реальное видение, что в нас нет ничего хорошего и доброго. А все то, что мы считали за таковое, извращено до неузнаваемости нашими страстями. Но ещё сильнее смиряемся, когда призыванием Имени Божия получаем Благодатную помощь и мир душевный. Смиряемся от простоты Даров Отца своему сыну, т.е нам. Так же, рассматривание творений Божиих, их величия и премудрости (сотворение мира, космоса, самого человека), промыслительности Божией о всех и вся, и о каждом человек в отдельности. Созерцание Домостроительства спасения человека - вочеловечивание Бога, Его страданий, Крестной, позорной смерти из-за Любви к человеку. Рассматривание самих свойств Божиих - Любви, Кротости, Смирения, всё это так же приводит к смирению души. Есть ещё одно великое средство, какое даёт Христианство ко спасению - это Благодать Божия, которая даруется христианину в Таинствах. Особенно в Таинстве Причащения и Покаяния. Христианин, увидев мерзость и гибельность страстей, начинает пытаться бороться своими силами с ними, при этом всё более и более убеждаясь, что он ничего не может сделать с ними. Он начинает смиряться и понимать, что ему нужна помощь, ему нужен Спаситель. И этот Спаситель может быть только Тем, Кто сотворил его и весь мир, т.е. только Бог может помочь ему. Прибегая к благодатной помощи Бога, особенно даруемой в Таинствах, прося Её в молитвах, человек, если он искренно это делает, обязательно получает эту помощь. И благодаря ей, он уже мал помалу начинает исправлять свою жизнь (настоящее покаяние), своё душевное устроение в лучшую сторону, одновременно приобретая то самое опытное познание - кто он есть с Богом, и что он может с Его силами. И се - это истинное познание себя и будет настоящим смирением в человеке. Здесь находится важный перелом в духовной жизни христианина, когда он понимает и убеждается, что только Бог может очистить его, преобразить, восставить в нём добродетели, дать Блага превышающие все блага на земле, и всё это даётся только за его смирение перед Ним. Особенно важно Таинство Причащения, когда Бог теснейшим образом соединяется с человеком, как бы "передавая" свойства Своей Любви и Смирения "напрямую" душе человека. «Научитесь не от Ангела, не от человека, не от книги, но от Мене, т.е. от Моего в вас вселения, и основания, и действия: яко кроток есмь и смирен сердцем и помыслами, и образом мыслей, и обрящете покой душам вашим от браней, и облегчение от искусительных помыслов» (Мтф. 11, 29) (Лествица, Слово 2, 3, 4). Итак, смирению мы должны учиться не от ангелов, не от людей, не от великой книги Евангелия, а от Самого Христа, ибо Он зовет нас к этому. «Познать это благое чувство может тот, кто собственным опытом познал его внутри себя, а словами чувственными его невозможно изъяснить». (Лествица, Слово 25, 41) (Священномученик Сергий Мечев) Христианин начинает чувствовать своё немощное, окамененное состояние до Причастия, и своё состояние после Причастия, когда появляется любовь к Богу и людям, мир душевный, духовная радость, утишение страстей и силы на их преодоление. Слова Господа: «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21:19), как можно по другому понять, что это не смирение перед всем (всё что ранее перечислялось), что встретиться в жизни человека по Промыслу Божию? А когда Он говорит, что мы должны быть как дети, можно вспомнить что именно дети имеют естественное смирение - понимание, что им нужны родители, что им без них будет очень плохо в жизни. Имеют некую зависимость от них, покорность пред ними и любовь к ним. Ещё можно упомянуть период охлаждения в жизни христианина, когда, с учительной целью, отходит Благодать от человека, "оставляя" его опять познать свои немощные силы, и который тоже является одним из важнейших и сильнейших "лекарств" против нашей гордыни. Стоит заметить, что мера христианского совершенства - это и есть мера смирения человека. Смирение очень важно и для нашей земной жизни, для уменьшения количества и тяжести скорбей, которые попускаются за нашу гордость. «Все скорбное, что случается с нами, происходит за возношение наше». св. Марк Подвижник  «Где случилось падение - там предварила гордость». св. Иоанн Лествичник Не будет болезни - гордости, не нужны будут и горькие лекарства от неё - скорби и болезни. Но кажущаяся простота, что сейчас просто смирюсь и уже спасён - обманчива. Всё это нужно человеку приобрести не только как умственное знание, но как опытное познание и душевно-сердечное свойство. Попросту - смиренную душу. Христианство предлагает самый короткий путь к такому смирению. Можно сказать, что один из самых менее скорбных путей, даже часто радостный, хотя и он может длиться всю жизнь человека.
Есть так же ещё Божественное Смирение, которое даётся как великий Дар от Бога, но уже после приобретения этого, начального смирения. О нём рассказать или его описать человеческими словами невозможно, мы можем только знать что это так, что это уже некое свойство души и сердца, уподобившихся свойствам Божественным и Неописуемым.

3
В том то и лукавство СТРАШНОЕ, что тайную истину и в тоже время самую простую и очевидую, данную САМИМ БОГОМ, заменили другой истиной (да, тоже истиной, но другой), спрятав никому неудобную истину, а точнее уничтожив ее совсем. Отсюда и вся гниль и в нас и в церкви.
И все таки: нищие блаженны.
У Христа не было никакого имущества. Совсем. Только одежда, прикрывающая наготу ...
Интересно разобрать предположение Сергия о подмене смысла Заповеди Блаженства. Всё таки, даже если это так, и Заповедь призывает к нищете телесной, является ли она прямой? И что такое «богатство» в отношении к нашему времени?
  Когда то учили рассматривать отдельные моменты Евангелия только вкупе со всем НЗ. Здесь к Заповеди о нищете духа и просто нищете можно привести такие параллели:
Слова Христа "дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!" звучат одинаково со словами Апостола "Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство ". Т.е. смысл в отношении к богатству, а не всеобщей нищете.

Выборки с разных мест:

Цитировать
17 Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения;
18 чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны,
19 собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни. (1Тим.6:17-19)

- дело не в богатстве, а в том, правильно ли оно тратится.
8 Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. (1Тим.5:8)
– надо печься о домашних, в том числе материально.
Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?… (1Кор.11:22)

- у христиан во времена апостолов были дома, было, что есть и пить.
12 И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.
13 Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода, (Деян.12:12,13)

- у матери Марка Иоанна были и дом, и служанка.
Без всякого сомнения, апостолы не устраняли заповедь Христа, которая в списке первая: 33 Продавайте имения ваши и давайте милостыню… (Лк.12:33), а точнее, подробнее ее описывали.
В полном соответствии с этой заповедью апостольские христиане имели и еду и питье и жилье и прочее необходимое для жизни, работы и будущего их детей.
Поэтому, правильный вывод в том, что христиане могут иметь необходимое: одежду, пропитание, кров над головой, работу, говоря экономическим языком, средства производства или бизнес, от которых иметь средства к существованию, наследство для детей.
Но не могут накапливать сверх того, что необходимо, богатства, имения, тратить на себя, на развлечения и удовольствия, без которых они могут обойтись.
Кто имеет высокую зарплату, прибыльный бизнес, должны благодетельствовать, помнить нищих, а не накапливать богатства у себя.

Одно из толкований:
Цитировать
(Мк. 10:21): ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ СОВЕРШЕННЫМ, если действительно ищешь совершенства новозаветного, которое само по себе уже есть высшая награда и счастье, то ПОЙДИ, ПРОДАЙ ИМЕНИЕ ТВОЕ И РАЗДАЙ НИЩИМ, раздай все без остатка, - соверши этот подвиг, и тогда получишь такую награду, которая вполне удовлетворит твое сердце: ты любишь сокровище, И БУДЕШЬ ИМЕТЬ это СОКРОВИЩЕ, только не земное, а НА НЕБЕСАХ. Я не только не отнимаю у тебя твоего богатства, но это тленное, скорогибнущее предлагаю тебе обменять на нетленное, вечное, небесное, которое у тебя ничто похитить не может, и которое ты можешь получить, если земное, тленное, отдашь нищим. я; Я не требую от всех такого подвига, ибо не все могут дать обет нищеты и нестяжания но ты ищешь совершенства, значит - можешь понести, и потому - должен совершить этот подвиг. Зато ты не только внидешь в жизнь, но и действительно совершен будешь, получишь более, чем вечную жизнь, ибо Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10: 10)"
Очень навряд ли, что просто нищий уже блажен. Сейчас скорее можно заработать большую гордыню продав всё и начав скитаться (а куда, зачем, с кем???), тщеславясь полным исполнением одной заповеди из многих. Лучше как обычно, идти средним путём, в смирении и покаянии.
С другой стороны только что наткнулся в Добротолюбии:
http://www.odinblago.ru/dobrotolubie_3/diadoh/100glav/65
http://www.odinblago.ru/dobrotolubie_3/diadoh/100glav/66
Но как кажется, и здесь речь идёт о возможном тщеславии при милостыни и уповании на имущество.

Ещё думаю, что и эту страсть молитва выправляет. Вряд ли тот кто молится, уже хочет что то стяжать (кроме необходимого), или тем более заниматься шопингом.  :-D

4
Все-таки самовнушение - великая вещь!  :wink:

Цитировать
- Самовнушение не противоречит ли православию? Просто я в этом не разбираюсь,а хочется понять,что бы чего-нибудь не натворить.

- Православие (как и любая религиозная практика) имеет в своей основе самовнушение, ведь посредством чтения молитв предписывает постоянно внушать себе что ты грешный и недостойный, что если покаешься Бог простит, что грешники будут наказаны, предписывает все оценивать с точки зрения Евангелия и во всем видеть Христа... На это ориентированы молитвы, богослужения, таинства... В этом педагогическая задача Православия: взрослые люди - чада Церкви и им как детям объясняется что хорошо, а что плохо, что правильно, а что неправильно. Называется эта штука регрессией.

Взрослый человек сам выбирает те установки, которые он хочет сделать своими глубинными убеждениями. Убеждения, которые помогали бы и поддерживали. Маленький намек Вам сделаю: мне думается, что убеждение о своем недостоинстве и убогости, о постоянной нужде в помиловании... ну как бы это сказать... сжимают человека до какого-то несчастного и рабского состояния... Дальше рассуждайте сами.

иг.Евмений
(из личной переписки)

Действительно интересная тема. Никита, спасибо!
Кто ещё так считает, что Православие - религия самовнушения?
Молитва Иисусова - тоже "мантра" по внушению?


5
Грани православия / Простота.
« : 22 Ноябрь 2013, 17:22:01 »
Такая простая тема.  :-)
Вроде не нашёл такой, а давно хотелось открыть.
Понятно, что говорится не о той простоте, которая "хуже воровства".
В Лествице говорится почти как о синониме смирения и кротости. Там же уточняют, что она приобретается параллельно им, и всё таки имеет своё.
Что же это на самом деле? Какие свойства простоты в Вашем понимании? В чём выражается (или должно) поведение простого человека в жизни (и на форуме)? И вообще, нужна ли она верующему человеку?

6
Эта тема часто проскальзывала на форуме в разное время, может теперь есть смысл её поднять и углубить?
Так кажется, что молящийся христианин (форумчанин) уже почти находится в нём. И аскеза есть, и молитва (какую ещё надо поискать в монастырях), и Таинства, и внутренняя жизнь, и в той или иной степени отречение от мира.
Кто как думает: имеет быть место "монастырь в миру", или это "игры воображения" и "корм для тщеславия"?

В настоящее время в силу духовной деградации монашеского института уход в монастырь ведет к  автоматическому подключению к корпоративной матрице с неизбежным заполнением души и ума огромным набором корпоративных грехов, которые зачастую оказываются страшнее грехов родовых. Однако остается возможным внутренний уход, когда избирается монашество, но не выбираются монашеские стены. Это одна из разновидностей монашества в миру.
Об этом и говорю: монашество в миру - новое явление и один из признаков изменения механизма передачи (приобщения).
Особенность нашего времени - обретение целомудрия и святости в миру. Остаются благословенными старые методы стяжания Духа: принятие монашества, уход в горы, затвор. И все более явным ощущается благословение Божие на "новый" подвиг - внутреннего пути, внутреннего монашества, внутреннего затвора... Внутренний путь при почти не изменившихся внешних условиях: в толчее больших городов - как в пустыни, в семьях, воспитывая детей, - как в монашестве, в суете дел и забот - сохраняя мирный дух и безмолвие.
Стяжание начатков бесстрастия, обретение-вхождение в "ум Христов" вместе с сердечной молитвой в условиях прессинга внешнего мира - задача, провозглашенная в православии (даже об этом часто забывают, говоря, что молитва только для монахов), но не решенная.
Однако, по другому поступали и в прошлом: уходили странничать, убегали в леса и горы или несли крест домашнего послушания. О них мы знаем немного. Еще Макарий и Антоний Великий говорили о тихом и незаметном подвиге без каких-либо внешних атрибутов (две женщины, ведущие хозяйство и воспитывающие детей, сапожник из Александрии), как о большем, чем их монашеский путь. В наше время афонский старец Ефрем Катунакский говорил нечто подобное о своей матери. Сохранились и другие упоминания и свидетельства благословенности пути в миру.
Когда-то я говорил, что в церкви есть два мистических пути: путь учеников Иоанна Предтечи - с непременной пустыней, обетами, послушаниями... и путь учеников Господа: в миру - как в пустыне, без формальных обетов - и посвятивших себя Богу, не имеющих формального послушания - и проходящих послушание самим строем своей жизни ради Господа. Традиционное монашество - честь ему и хвала от Бога - выбрало первый путь. Но когда внутренними стезями приходит Сам Господь и приближается Царство Божие - умаляется Предтеча. Было время учеников Иоанновых, наступает время учеников Христовых...
Монашество должно быть понято как внутренний акт всецелой отдачи себя Богу, а дальше - куда Бог пошлет распинаться принявшего такое монашество человека - в мир или монастырь...
Я говорю и о безмолвии. Безмолвие - начало пути ума, а священнобезмолвие - вершина. Путь для всех, а до вершины доходят немногие.
Такой пример. Суфизм - от арабского "суф" - шерсть. Но никто же не будет утверждать, что суфизм - наука ношения шерстяных плащей. Так и исихазм не есть буквальное молчальничество и абсолютное отшельничество.
И где ныне - в монашеском миру - найдешь полное отшельничество? И какого монаха сразу допустят до молчания и ничегонеделания? До священнобезмолвия дорасти надо. Суть же в том, что расти можно и в миру, и в монастыре. Ведь забот в монастыре, которые отвлекают, никак не меньше, чем в миру. А в миру что мешает человеку устроить келью из своей квартиры? Если же он семейный, в семье видеть церковь, а келью устраивать в своей душе? И это начало пути, а дальше ведет Господь, если человек ищет Его. Если же не ищет, то и монастырь не поможет, и отшельничество не спасет.
Слова прп.Исаака Сирина надо понимать, прежде всего, в духовном смысле. Исихаст - в душе отшельник, а в жизни - делатель на том месте, где его Господь поставил. Когда нужно говорит, где нужно промолчит, и земную келью обустроит, и детей воспитает. Лишь бы волю Божию искал исполнить, а не свои представления о ней.

http://az.lib.ru/s/swencickij_w_p/text_0360_postovalova.shtml
http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/isihazm_iisusova_molitva/monastyr_v_miru-all.shtml
http://www.missionary.su/warrior/6.htm

7
На первом месте самый последний восстановленный образ.

8
Вроде не нашёл такую тему.
В разных темах проскакивают эти слова, но как бы в разных смыслах. Может есть резон найти "среднее арифметическое" этого термина. :-)

П.С. Отдельная просьба к Леониду, раскрыть этот термин в его понимании.

9
Например, прохождение тех. осмотра автовладельцем, где сразу говорят, что лучше отдай деньги и получи осмотр. Или на дороге, когда незначительный и неспециальный наезд на сплошную осевую ведёт к лишению прав, а несколько тысяч рублей оставляют их в кармане.
И таких примеров в жизни много. Кто как чувствует это для себя? Как подсказывает совесть? Грешим или отдаём миру своё?

10
 :-) Вот такая тема.  :-)
Заранее прошу прощения у наших сестёр, если чем соблазню, и тема личного ничего не имеет.
Раз от разу, в разных темах были заметны начала разговоров о просто женщинах, о верующих женщинах, особенно в пост. Речь не о блудных делах, а об отличии женщин от мужчин, их логики, манер поведения. Например, слова Апостола теперь принято толковать как не полное запрещение разговоров (тем более поучений) женщин в Храме, а как дань тому времени или месту. Не могу полностью согласиться с этим, так как реально, в Храмах, слышны почти только женщины, и зачастую не с хорошими вещами, хотя встречаются действительно разумные и кроткие. В общем смысле где-то так.
Есть и личная проблема: не могу смотреть (и читать) на женщин, с "мужским" видом. :-) Видимо отсутствие какой-то женской кротости, женственности, смиренности... Что за рулём, или женщина-начальник  - мужеподобные личности, с сигаретами в зубах... Раньше думал что зависть, но вроде нет. Если там же встречаю ЖЕНЩИНУ (без блудной окраски), с нормальными, женскими чертами, то такого нет. Но как только... тут же внутреннее, сильное отторжение. Причём к женоподобным мужчинам, геям и пр. отношение, вроде, "нормальное". Тоже и дома: как только жена - женщина, в смысле кроткая, более тихая - всё легко переносится, ошибки, домашние проблемы. Но как только становится в "позу №3" - всё, терпение на пределе даже от пустяков. Тоже и на форумах - от мужчин многое переносится легко, от смиренного женского написания - тоже, но как только женщина начинает диктовать и поучать-вещать, даже хорошие вещи воспринимаются в "штыки"...
Кто в этом разбирался, у кого есть мысли по этому поводу?

"15 Можно перенести всякую рану, только не рану сердечную, и всякую злость, только не злость женскую, "
18 Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злою женою.
19 Злость жены изменяет взгляд ее и делает лице ее мрачным, как у медведя.
20 Сядет муж ее среди друзей своих и, услышав о ней, горько вздохнет.
21 Всякая злость мала в сравнении со злостью жены; жребий грешника да падет на нее.
22 Что восхождение по песку для ног старика, то сварливая жена для тихого мужа.
23 Не засматривайся на красоту женскую и не похотствуй на жену.
24 Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем.
25 Сердце унылое и лице печальное и рана сердечная - злая жена.
26 Опущенные руки и расслабленные колени - жена, которая не счастливит своего мужа.
27 От жены начало греха, и чрез нее все мы умираем.
28 Не давай воде выхода, ни злой жене - власти;
29 если она не ходит под рукою твоею, то отсеки ее от плоти твоей."

1 Счастлив муж доброй жены, и число дней его - сугубое.
2 Жена добродетельная радует своего мужа и лета его исполнит миром;
3 добрая жена - счастливая доля: она дается в удел боящимся Господа;
7 Болезнь сердца и печаль - жена, ревнивая к другой жене,
8 и бич языка ее, ко всем приражающийся.
16 Любезность жены усладит ее мужа, и благоразумие ее утучнит кости его.
17 Кроткая жена - дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе.
18 Благодать на благодать - жена стыдливая,
19 и нет достойной меры для воздержной души.
20 Что солнце, восходящее на высотах Господних,
21 то красота доброй жены в убранстве дома ее; "
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова.

11
Где-то читал, что раньше монахи, жившие уединённо, встречались вместе что бы помимо общения открывать друг другу козни врага и методы борьбы с ними. Часто открыв их, они этим избавлялись от них, одновременно другим доставляя пользу. Здесь в разных темах встречаются немного описаний внутренней борьбы, так может здесь, в одном месте, поделимся ими для своей пользы и пользы других братьев, которым это может помочь? Причём может более опытные будут помогать различать откуда это, от врага или себя.
Например:
Раньше, каждую весну в Великий Пост (видимо уныние), особенно к его концу, открывал сайты с политикой, и пока не понял что это искушение, оторваться не мог неделями. Всё "защищал" и "воевал" с врагами нашей Родины, как "православный патриот".  :-) Теперь же, частенько лезут картины, как унижают мою семью, меня, лезут помыслы и образы при виде драк, картинок с накачанными мужиками и пр., и начинается с ними "война" в уме, пока не отгонишь молитвой.
В семье частое искушение, когда натянуться отношения с женой, тут же помыслы о хороших, кротких, смиренных, православных женщинах, которые могут составить мне хорошую православную пару для хорошей православной семьи.  :-)     
Мучает такое: сонливость на правиле, даже если состоит из Иисусовой молитвы (хотя не так как при обычном правиле), и особый "конёк" - зевнуть на "... как и мы оставляем должником нашим..." уже более 10 лет. Тоже уныние, но помогают терпеть слова прп. Иоанна Лествичника:
"Когда нет псалмопения, тогда и уныние не является; и глаза, которые закрывались от дремоты, во время правила открываются, как только оно кончилось.
Во время уныния обнаруживаются подвижники; и ничто столько венцов не доставляет иноку, как уныние."
Во время службы помыслы осуждения на всех и вся. Причём под благовидным предлогом нашего знания "как правильно".  В последнее время когда всё нормально почти нет их, а вот если сильно недоспал, устал - сыпятся как из рога изобилия. Бороться почти не получается, потому что в таком состоянии и молитвы почти нет, только пытаюсь не сложиться с ними.

Ну и так далее.

12
Возник вопрос из темы "о молитве", когда Игорь разложил "по полочкам" свой внутренний опыт молитвы. Да и не только Игорь, в разных темах можно встретить рассказ об личном опыте, и зачастую с рекомендацией делать так же. Как же проверить свой опыт - от Бога он, или это прелестно-бесовские игрища?

Например, Авва Дорофей предлагает рассматривать себя так:
http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/avva_dorofey/txt14.html
"Поприща же (вёрсты) суть различные устроения, которые каждый всегда должен считать и замечать непрестанно: где он, до какой версты достиг, и в каком устроении находится? "
"Итак, каждый из нас должен замечать, где он находится: вышел ли он из своего города, но остановился вне ворот в смрадном предместье его; или прошёл мало, или много; или достиг до половины пути; или идёт две версты вперед и две назад; или дошел до града и взошёл в Иерусалим; или хотя и достиг до града, но не мог войти в него. Каждый пусть рассматривает своё состояние, где он находится. "
"Видите ли, сколь обширны сии три устроения? Итак, каждый из нас пусть рассматривает, как я сказал, в каком он находится устроении. Добровольно ли он действует по страсти и удовлетворяет ей? Или, не желая действовать по ней, побеждается ею? Или действует по страсти, увлекаясь привычкою, и, сделав это, скорбит и кается, что так поступил? Или подвизается разумно остановить страсть? Или подвизается против одной страсти ради другой, как мы сказали, что иной молчит по тщеславию, или по человекоугодию, или вообще по какому-нибудь человеческому помыслу? Или он начал искоренять страсть, и разумно ли искореняет её, и делает противное страсти? Каждый пусть узнает, где он находится, на каком поприще. Ибо мы должны испытывать себя не только каждый день, но и каждый год, и всякий месяц, и каждую неделю, и говорить: прошлую неделю меня так беспокоила сия страсть, а теперь каков я? Так же и каждый год спрашивать себя: прошлого года я так побеждался сею страстию, а ныне каков? "
Т.е. он предлагает рассматривать себя по отношению к своим страстям.
Может ещё есть советы о правильном рассмотрении своего устроения? Т.е., в общем, и рассмотрение плодов молитвы?

13
Аскетическая практика / Фонетика в УМ.
« : 11 Ноябрь 2011, 20:06:01 »
Например, полная Иисусова молитва очень хорошо "идёт" как словесная, но в уме очень тяжела. Всегда хоть как то речевой аппарат или даже просто воздух из лёгких должен "помогать" ей.  Зато заметил, что "Богородице, Дево..." в одном уме легко произносится, хотя и длинная. Так же молитва мытаря "Боже, милостив буди мне, грешному!" тоже в уме намного легче произносится. Возник вопрос: может это связанно с фонетикой звуков, произносимых в уме или это личное дело каждого? Где нибудь можно почитать об этом?
П.С. Есть предположение, связанное с буквой "г". У нас, на юге, она произноситься как "гэ-э", и может ум это не может просто произнести :-)? Т.е. если в молитве она встречается несколько раз, то уму уже становится очень трудно "проговаривать" её.

14
Келейные беседы / Милостыня.
« : 30 Июль 2011, 23:09:04 »
Нашёл статью, повторяющую точь-в-точь мои мысли и чувства. Только до сих пор не могу не смотреть на лица, и подать выпивающему или профессиональному попрошайке человеку. Если интересно, поделитесь мнениями о ней.
http://www.foma.ru/article/index.php?news=4560

15
Келейные беседы / Слово "нет".
« : 03 Июнь 2011, 01:08:41 »
Кто как думает, насколько часто и насколько резко христианин должен уметь ответить "нет"?
Где может быть грань человекоугодия и отказа от помощи?
Прочитал такое: "Поскольку отказать и не чувствовать угрызений совести при этом умеют далеко не все.", и ведь действительно, совесть даёт знать даже в ситуациях, когда и помочь не можешь. Или это не совесть?

Страницы: [1] 2