Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Темы - Евгений

Страницы: [1]
1
Отделено от темы: http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?p=10274
------

+++Однако, это ощущение  На самом деле, в краткой форме сложно дать наставление об Иисусовой молитве, А так бы следовало показать переход от словесного образа молитвы к мысленному, подключение ощущений и переживаний, напр., предстояния или смиренного раскаяния - это все образы, пусть и не оформленные зрительно. А затем уже отведение в сторону и этих ощущений.

Но это, скорее, подготовка к молитве, хотя и это важно. Вообще, (мое мнение) о. Рафаил как аскетический писатель хорош (как публицист и богослов -- не очень, но это не главное).

Удачно, к месту приведены здесь у него слова св. Григория Нисского: "Жених, хотя и приходит, но не показывается". Действие Божие во время молитвы совершенно не приметно: совершается помимо образов, чувств, мыслей, ощущений. Собственно, по этому признаку только и можно отличить истинное действие Божие во время молитвы от ложного мнения о нем. Возникает, правда, вопрос, а как же тогда понять, что действие Божие совершается, если оно совершенно неприметно?:-). Что Жених присутствует, если Он не показывается?:-) (Ответ -- верой -- правильный, но недостаточный, так как речь не только о вере, но и об опытном знании).

Правильная молитва такая, когда ты выходишь из нее точно таким же, каким вошел, но тем не менее другим человеком. Точно таким же -- с точки зрения чувств, мыслей и ощущений, так как ничего из этого за время молитвы не промелькнуло в твоем уме и сердце или не оставило там следа. Другим -- потому, что ты полностью изменился в том плане, который выше чувств, мыслей и ощущений. Когда это изменение произошло непонятно: во время молитвы ничего не менялось. Оно, это изменение, произошло неприметно, помимо тебя и твоей воли, в другом времени и на другом плане бытия.

Понять это можно из следующей аналогии. Ангелы (вполне уместная аналогия для безмолвника) неизменны, все содержание их сознания -- это постоянное устремление к Богу. Они живут в своем эоне (веке), в котором нет времени и нет (временного) изменения. Таков и подвижник. Он входит в молитву с одним только устремлением к Богу и с ним же выходит. Но тем не менее, "и ангелам свойственно преуспеяние", то есть изменение. Это изменение не во времени, а изменение порядка, преуспеяние. Оно совершается не во времени, а на другом плане бытия, в другом эоне. Так и подвижник, он изменяется не во времени, а в другом (ангельском) плане бытия, преуспевает в нем. Содержанием этого преуспеяния и ангелов, и человеков являются невыразимые (совсем или отчасти) откровения Божии о Своем Замысле, логосы.

Движение в ангельском плане бытия, то есть преуспеяние, прямо пропорционально неподвижности в этом, земном плане бытия. Или ты движешься (на молитве) в земном плане, то есть тебя переполняют, пусть благочестивые, чувства, мысли и ощущения, и совсем не преуспеваешь в другом плане. Или ты неподвижен в земном плане, то есть содержанием твоего сознание является только одно сердечное устремление к Богу, и тогда ты преуспеваешь в небесном. Такая -- неподвижная -- молитва никогда не проходит бесследно, и потому она необычайно трудна.

Достижению такого сердечного устремления, как уже говорилось, наверно, немало может поспособствовать предварительная подготовка в виде благочестивых мыслей, ощущений и такого прочего. Но важно также нахождение (умом) сердечного места, ответственного за устремления человека, и сосредоточение в нем.

2
Вместо эпиграфа.
"Каждый сам да рассмотрит себя, на какой от стоит степени. По самочинию ли ищет безмолвия, или для славы человеческой, или по немощи языка, или по неукротимой раздражительности, по множеству ли пристрастия, или чтобы понести мучения за грехи, чтобы приобрести большую ревность к подвигам добродетели, или чтобы в любви Божией приложить огнь к огню? Будут последние первии, а первии последними. Из сих восьми видов безмолвия, семь образуют седмицу нынешней жизни, и одни из них Богу приятны, а другие неприятны; восьмой же вид, без сомнения, носит печать будущего века" (Св. Иоанн Лествичник. Слово 27)

В виртуальной Пустыни может быть много келий (или палат, если угодно), но одна из них, наверно, должна быть посвящена безмолвию. Всем христианам в свое время и в свою меру прилично безмолвие, в зависимости от степени, на которой он находится (см. Лествицу выше). И уж во всяком случае каждому христианину небезполезно что-нибудь знать о нем. Эта палата не только для тех, кто хочет знать, но в основном для тех, кто хочет попробовать. Пустынь -- не столько для праздношатающихся (хотя и они могут допускаться на экскурсию в умеренных количествах), сколько для совместно делающих. Насколько такое совместное делание может быть подкреплено и  уставом (ибо только он образует настоящую Пустынь, хотя бы и виртуальную), надо обсуждать. А пока каждый, кто желает, может высказаться, как он представляет себе безмолвие и стоит ли им вообще заниматься. И я от себя, в свою очередь, скажу несколько слов в качестве введения в тему.

По моему мнению, безмолвие не имеет ничего общего с восторгами и всякой иной подобной мистически окрашенной экзальтацией. Это хладнокровное и расчетливое делание, направленное на очищение самого себя, то есть внутреннего человека, от страстей. От внешнего делания безмолвие отличается более эффективным способом делания -- сосредоточением на внутреннем человеке, средоточии всех страстей. Относиться к самому себе проходящий умное делание должен без сантиментов -- как к механизму или как к животному, которое надо привести в послушание (самому и себе) и мало-мальски человеческий вид. Разговоры о благодати надо отставить. Благодать, конечно, всегда присутствует, но ожидает начала хотя бы каких-нибудь трудов по ее стяжанию и по очищению сердца. На первых порах подвижник все должен делать собственными усилиями, чтобы показать твердость своего произволения, так как добытое малыми трудами без труда и теряется.

Предмет трудов и забот безмолвника -- сердце -- реально существует и не как физический орган, а как духовный, находящийся, тем не менее, (примерно) в области физического сердца. Сердце -- место, где осуществляется волевой процесс (действует ипостасный механизм воления человека). Сердце разумного существа, обладающего свободой воли, отличает его от животных, но у падшего человека человека служит местом действия или обитания других разумных существ, падших ангелов, вмешивающихся в процесс свободного воления человека самым радикальным образом. Противоестественное ("блудное") смешение сердца с демонами рождает чудовищ, "вавилонских младенцев", страсти, которые подвизающийся должен "разбить о камень" безмолвия. Страсти -- это, в некотором отношении и говоря несколько образно, живые организмы, обладающие собственным разумом, чуждым человеческому, так как в них действуют, "гнездятся", демоны. Это напоминает содержание некоторых фантастических фильмов, но реальность, как это часто бывает, увы, страшнее всяких фильмов. Действие такого зрелого "разумного организма" (или сразу нескольких) мы видим в бесноватом, но множество не очень зрелых гнездятся, по-видимому, в каждом неочищенном сердце. Они не видны обычному взгляду, но в определенной степени видны умному взору подвижника, занимающегося безмолвием. В святоотеческой литературе есть в некоторой степени разногласия по поводу того, могут ли в сердце, просвещенном крещением, обитать демоны или только действуют на него извне (по поводу сердца непросвещенного таких разногласий нет). Однако ясно, что поскольку мы все грешим после крещения, постольку и для нас такая опасность существует и вполне реальна. Перестать грешить и заставить сердце не рождать этих вавилонских младенцев -- задача подвижника, занимающегося умным деланием.

Страницы: [1]