Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - Alex

Страницы: [1] 2
1
Цитировать
Вот это и есть тот наезд на монашеское подвижничество и уединение. :)

Пусть будет так. :) Но в чрезвычайно узкой статейке, однодневной проповеди, проекция на всё православное монашество вещь двольно мнимая. :)

Цитировать
Есть много прекрасных книг отцов в защиту созерцания и ухода от мира. Лучше посмотреть их. А проблемы особой нет. Количество добрых дел может не перейти в качество, если они делаются только, чтобы забронировать себе номер люкс на небесах. Это обычные торговцы в храме, которых Христос, как известно, выгнал.

Ну, так мы с вами разговоримся. :) Я ведь по духу во всём с вами согласен. Но если проводить линию того, что меня лично (не более) зацепило по теме, можно процитировать и такие слова  "И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне..." (Мф.7:22-23) Конечно, камнем может служить и должно служить как раз покаянное сердце, и всё-таки, если нет достойного плода, значит что-то не так...



Цитировать
Не в смысле кто как зарабатывает. А кто как выстраивает отношения с Богом. В американском протестантизме, имхо, они преимущественно товарно-денежные. В качестве товара выступают, например, добрые социальные дела.

Мы просто видим в России "евангелическую попсу" и харизматическую - по телевизору. Мы просто слишком плохо знаем настоящих протестантов.



2
Цитировать
Alex, мне кажется у Чемберса подход неверен в самом основании. Например:
"инициативы в поиске того, что нужно Христу"

Sергий, у Чемберса немного не так :"инициативы того, что нужно Христу, а не того, что нужно нам". У него диалектика, верно? Например, Христу нужно, чтобы в страждущем мы видели Его самого, а не подавали формально милостыню, потому что с нашей т.з. это благочестиво.

Цитировать
Инициативен разум. А Христу нужно чистое сердце. И Он поселяется в нем без всякой инициативы. Точнее инициатива должна исходить от внутреннего человека, а не от внешнего.

Я полностью согласен с вашими рассуждениями. Но у Чемберса немного не об этом. У него о желании "душевного комфорта", и "духовные бездельники" (так называется эта проповедь) - тоже верная формулировка, потому что слишком видна разница между подвижнической сосредоточенностью на себе, и полным бездействием во вне, а главное и неспособностью что-то сделать. Он же не призывает вас насиловать себя добрыми делами, он поднимает проблему, не более того.

Цитировать
"кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим."
Когда в сердце Христос и на добрые дела не нужно "возбуждать". Они спокойно изливаются из сердца без всякого напряжения и "инициативы".

Спасибо за хорошие слова. Вы уже описываете состояние сына. Вообще-то, о понуждении (на начальном этапе) себя к добродетели говорится и в православной традиции. И Бл.Феофилакт постоянно напоминает, что деятельность предшествует созерцанию. Так ведь получается, что и Чемберс соблюдает эти приоритеты и соответствует евангельской постепенности.

Цитировать
Эта статья, имхо, обычный протестантский поклеп на монашество и созерцательную жизнь в Боге.

Повеселили. :)

Цитировать
Мне кажется, подход современного протестантизма - "Давай Богу (денег, внешних показушных дел) и Бог даст тебе с процентами" - ушел очень далеко в сторону от цели.

Ага, я думаю, протестант найдёт что сказать на тему - как Православная Церковь зарабатывает деньги.
А уж, то что каждый из нас стремится как-то зарабатывать себе на хлеб, я вообще молчу.

3
Не ум, а сердце любит и ему понятно непонятное уму.
(Омар ибн аль-Фарид)

Согласен. Почему же нам не согласиться с Чемберсом, когда он по сути ссылается на Евангелие: "Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее." (Мк.8:35) Так бывает, что наше подвижничество совсем не направлено во вне(только внутрь). А когда перед нами встают реальные жизненные вопросы, которые требуют духовной рассудительности, то видно чего стоит на самом деле наше внутреннее подвижничество, и получается "чтобы сделать доброе - того не нахожу".

4
Леонид, Сергей, я извинияюсь, но я не давал ссылок на затхлые сайты и дешёвые протестанские баннеры. Я привёл размышления человека читающего Евангелие, думащего, и старающегося воплощать его в жизнь. Можно ли cделать вывод что из под баннера "великого православия" вам нечего сказать по существу темы?

5


из проповедей Освальда Чемберса

"Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем
оставлять собрания своего". (Евреям 10:24-25)
 Мы все можем стать духовными бездельниками: нам не хочется ввязываться в
борьбу, наша единственная цель -- чтобы все было спокойно. В 10-й главе
Послания к Евреям говорится о том, чтобы мы к чему-то поощряли друг друга
и держались вместе. И то, и другое требует инициативы, инициативы в поиске
того, что нужно Христу, а не того, что нужно нам. Ничто не может быть
дальше от понимания духовности в изложении Иисуса Христа, чем жизнь
уединенная, на покое, в глуши. Наша духовность проходит испытание на
прочность тогда, когда мы сталкиваемся с несправедливостью, подлостью,
неблагодарностью и суетой. Все это может сделать из нас духовных
бездельников. Мы даже в молитве и чтении Библии ищем успокоения,
уединения. Мы используем Бога как средство обретения мира и покоя: нам не нужен Иисус
Христос, нам нужно, чтобы Он нам что-то дал. И это первый шаг в
неправильную сторону. Все, чего нам хочется, -- это следствие, а мы из
него пытаемся сделать причину. "Справедливым же почитаю... возбуждать вас
напоминанием" (2 Пет. 1:13), -- сказал Петр. Не очень-то приятно, конечно,
если кто-то, у кого полно духовных сил, тебя "возбуждает", толкая в бок.
Но если у кого-то полно сил, это еще не значит, что у него полно именно сил
духовных: активность плотская прекрасно может маскироваться под активность
духовную. Опасность духовной лени заключается в том, что мы не хотим,
чтобы нас вообще кто-то расшевеливал, мы хотим слышать только о духовном
уединении. Иисус Христос никогда не поддерживает идею духовного отдыха --
"Пойдите, возвестите братьям Моим..." (Мф. 28:10).
 взято с http://jesuschrist.ru/daily/chambers/


Мне кажется, наблюдение верное и ,наверное, Чемберс не хочет полемизировать с Евангелием, где говорится о высоте созерцания:
"Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.   Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,  а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё."  (Лк.10:40-42)

тем более что, например, у Бл.Феофилакта при толковании соответствующих мест в Евангелии везде говорится, что деятельный подвиг предшествует созерцанию.

6
Форумчане! Активней откликаемся! :)
Или никто не исполняет Заповеди? :)

Дык, хороший вопрос. :) Я средоточием евангельских заповедей считаю Нагорную проповедь, и именно заповеди о блаженствах. Это скорее состояние, новое вино, к которому нас хочет привести Христос. Оттого и молчок на эту тему. :) Как исполняем? Сначала отсекаем мечты и великие подвиги, и деятельность по-тихоньку следует за внутренним расположением. А милостыню без истинного сострадания можно подавать годами, и это, конечно, не есть исполнение евангельских заповедей.

7
Заповеди не преодолевать, их придерживаться надобы

Я имел в виду опыт преодоления себя при исполнении Заповеди.
Например, когда я ОСОЗНАНО не противился человеку, когда он полез на меня с кулаками, то было ощущение, как будто косою по душе....
 А потом, через несколько минут - мир.

Как это не парадоксально, но мир наступает и если подраться от души. Многолетний опыт. :)  Мне кажется, мерилом всеравно будет искренность.

8

Сия фотография проливает немножко другой свет на его размышления... ;D Ну ни как не могла удержаться, чтобы не рассказать об этом, потому как помню сколько эмоций было на форуме в данной теме ::)


Вас смущает эстетика? О духовности же человека по этой фотографии выводов сделать нельзя.

9
Цитата: Evgeny

    Главное - вырасти побольше пшеницы в себе,


И не выдёргивать плевелы, которые могут оказаться пшеницей :D , с чего и начинается притча. История христианства как ведь хорошо отражается  в этой притче. Чуть чуть только церковь начала крепнуть ап.Павел говорит "берегитесь носителей лжеименного знания". Ириней Лионский уже использует этот термин в ПЕ. Ну допустим, у Иринея была задча сохранить канон и не пустить в церковь апокрифы. Это конечно, оправдано. Но сколько его именем в истории побито людей, которые церкви уже ничем не угрожали, да и сейчас например. Евгений, ещё хотел у вас спросить, вы считаете пастырские послания ап.Павла подлинными?


Цитата: Evgeny

пользуясь солнечным светом благодати который посылает нам Господь для роста урожая любви, а оставшиеся в нас сорняки во время сбора урожая Он сожжет неугасимым огнем Своей Любви.


У меня вот почему-то нет подобного опыта( у вас есть?). Зато есть подтверждения другим местам Евангелия: "нельзя служить двум господам", "где будет сокровище ваше, там будет и сердце ваше". Евгений, обратите внимание у вас определяющим моментом является Божественный огонь, а у Иисуса наше внутреннее расположение. Человеческая душа находится во власти у того, кому она служит, и только осознавая это и раскаиваясь она может надеяться на Милость.

10
Богословие исихазма / Re: ВОПРОС КО ВСЕМ
« : 27 Октябрь 2006, 15:21:36 »
Цитата: Леонид

Вопрос ко всем.
Почему мы практически никогда не слышим такого в храме?
Большинство нас так и остается навсегда пойманными в сети мира сего, причем все попытки как то улучшить это место сводятся лишь к морализаторству. В проповедях же батюшек мы слышим слова о любви к ближнему и бегании грехов. А тут - этакое! Колосс космических измерений!..


Леонид, мне кажется, Господь указал нам срединный путь: "сие надлежало делать, и того не оставлять." Чего стоят космические измерения без любви к ближнему хорошо охарактеризовал ап.Иоанн:
"Кто говорит: `я познал Его', но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины" (1 Ин.2:4)
"Кто говорит: `я люблю Бога', а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?"  (1 Ин.4:20)

Бескопромиссные, но очень правдивые слова. Наверное, на пути к Богу должна быть какая-то поступательность.

11
Мария Скобцева, описывая евангельский тип благочестия, говорила, что нищета - это не собирание духовных даров, не накопление, а их растрата, раздача ближним. Конечно, под "не-собиранием" имеется в виду не небрежение духовными дарами, а установка на нестяжательсво. Трактовок множество. О, глубина Евангелия! По-моему, нищета заповедана первой в списке блаженств - это основа и венец христианской добродетели. У нас в православии она характеризуется скупо, как недостоинство. И правильно, не надо высокопарных слов, всё сказано в Евангелии, остальное узнаем на опыте. Нищета - это голос благоразумного разбойника на кресте, это раскаяние мытаря...

12
Богословие исихазма / Личность.
« : 17 Октябрь 2006, 07:46:36 »
Цитата: Evgeny
Вообще-то личность неопределима, это одна из фундаментальных онтологических реалий которые невозможно свести к чему-то или определить чем-то другим более фундаментальным. Можно сказать что личность - это одна из аксиом бытия, а аксиомы, как известно, неопределимы и недоказуемы.


А вот интересно, на востоке от понятия личности вообще отказались. Будда сказал "анатман", и дело с концом. Не то, чтобы он упразднил душу, но предложил угол зрения, в котором она стала неактуальна.

13
Цитата: Iraida
Если Его отношения к нам зависят о т нашего отношения к Нему-какой же это Бог?  


Да, согласен. "да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. " (Мф. 5:45)

14
Цитата: Iraida
"...   Так почему же мы не проповедуем безусловность любви Божьей.


Потому что намёк на безусловность встречается в Писании только один раз :D : "Если ты грешишь, что делаешь ты Ему? и если преступления твои умножаются, что причиняешь ты Ему?   Если ты праведен, что даешь Ему? или что получает Он от руки твоей?" (Иов. 35:7-8) ...один намёк на то, каков Бог в Себе. Всё остальное Писание говорит о Его отношении к нам в свете нашего отношения к Нему и Его слову, где Он и отвращается и говорит страшные слова "не всякий говорящий Господи, Господи , войдёт в Царство Небесное". Мне кажется у любви есть одно необходимое условие - дать человеку свободу.

15
Диалог / О спасении язычников
« : 12 Октябрь 2006, 09:36:27 »
Цитата: Evgeny


Потрясающе! И я говорил что это и есть истинно православная точка зрения, и что православные действительно ИМЕННО так и верят. А Александр считает что православие так не учит. Еще как учит!

А еще свт.Филарет учил что надо "гнушаться врагами церкви и ненавидеть врагов отечества". Впрочем это уже оффтоп.


Хм, по-моему нормальная фраза. Она ведь у него начинается с "люби своих врагов". По-христиански сказано. Или у церкви и отечества не может быть врагов? Вот когда поляки просили патриарха Ермогена отвести русские дружины от Москвы, угрожая голодом и тюрьмой, что он им ответил: "Не боюсь я вас. Ибо не могу больше видеть разрушения Божьих церквей и слышать латинского пения в Москве".

А то что у нас завышен авторитет святых отцов, это да. Одного евангельского "и отцом не называйте себе никого" хватит, чтобы подтвердить это. И рабами человеков делаемся и по преданию человеческому поступаем. И догмат у нас имеет статус откровения, хотя когда-то он был призван лишь защищать евангельские истины, не более.

Страницы: [1] 2