Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - maxf

Страницы: [1] 2 3 ... 5
1
На мой взгляд "заключение ума в слова молитвы" выглядит так:

Никаких посторонних мыслей. В каждое слово вкладываешь всю душу, а не говоришь на автомате. И тогда слова молитвы начинают по особому звучать, становятся наполненными тобой. И тогда бог их принимает, и в ответ отдает себя. То есть, ты четко осознаешь - что есть общение, энергообмен.

После такой молитвы чувствуешь отраду на сердце, и усталость. Лучше всего практиковать ночью и лежа, тогда ничего не мешает.

Говорить лучше вслух, так концентрация на смысле слов выше. Звук не дает мыслям уплывать в размышления. Также нужно чувствовать, что ты "здесь и сейчас", а не в мечтаниях или воспоминаниях.

Также надо постоянно нащупывать волну на которой идет общение. Со всеми мыслями и чувствами, которые от неё уводят, надо, по мере сил, разбираться: где потерпеть, где смирится,а где воздержатся. Тут нужен опыт.

 После каждого слова  будет отваливаться негатив. Он будет причинять неприятные ощущения, отвлекать. Надо его терпеть, пережигать,  не сильно на него отвлекаясь. Но в угол его зажимать, задавливать и забывать - тоже не надо. Он должен мешать, беспокоить,  пилить душу напильником, только тогда от него можно избавится.

Причем надо чувствовать, когда прекратить (возникает ощущение - что ты иссяк, всего себя отдал). Тогда надо заканчивать, иначе возникнет прелесть.

И начинать тоже надо не всегда. Надо быть бодрым, но  спокойным и рассудительным. Если сильно устал после работы, или в голове крутится нерешенная проблема, или неможешь от навязчивых мыслей избавится, весь на суете - тогда лучше не надо. Ничего путного не выйдет.

Такая молитва - очень сильная. Если ночью помолился и уснул. То можно проснуться утром и понять, что твое мировозрение  изменилось, мир выглядит по другому и к этому видению мира надо еще привыкнуть.

При такой молитве получаешь некую порцию духовной энергии. Её надо полностью проработать, реализовать, довести до конца (на это может уйти несколько дней, а то и недель).  Иначе следующей порции не будет - на слова не возникнет отклика и молитвы не получится.

 На произнесение слов нужно усилие, некий труд. Если слова идут легко, сами собой, но ничего не меняют,  и в серце нет теплоты - это прелесть.

Бывает, что находит большая радость и тогда изливаешься во славословии.  Сердце при этом большое, теплое, любящее и благодарное. Но это  молитва больше чувственная, чем умная. Она происходит сама собой, усилий при ней не прилагаешь.  При "умной" надо постоянно прилагать труд, чтобы на уме было только то, о чем говоришь.

2
Тест на ложное смирение - реакция на оскорбление. 

Если хватит сил понять, что это было необходимое для духовного роста испытание. Что это только для пользы, и мстить и обижатся - нету смысла.
И если через некоторое время от души простил этого человека, понял что его злоба -  это его слабость, и даже пожалел его, помолился о нем  - это воистину действительное смирение. 

А вот если, ходишь и всем расказываешь - "А недавно меня обидели, а я простил..  Вот, поглядите люди добрые, какой смиренный..."..   а сам сидишь и точишь ножик и неможешь избавится от мыслей о мести - это лжесмирение, лицемерие, "Имеющее вид благочестия, силы же его отрекшееся".

3
Богословие исихазма / Re: Мытарства Феодоры.
« : 26 Сентябрь 2009, 01:34:28 »
А меня эта повесть весьма порадовала. 

Особенно порадовал момент, когда старец молился за свою подопечную, и встретился с ней, и часть своих добрых дел (подобных благовонному миру) отдал на очистку грехов Феодоры. Я аж умилился..  До сих пор этот момент вспоминаю, хотя читал лет 5-6 назад.

И грехи - тоже неплохо описаны. Если иметь духовное видение, то скорее всего явства чревоугодника действительно видятся мерзостью.

А вот ангелы, какие-то пафосные.  Чего только стоит речь - "О, мрачные и злобные враги человеков...  "  Хотя такой стиль свойственен многим нравоучительным повестям тех лет.

А о том, что она нагоняет уныние..  Ну так это нормально, по-первости.
В Добротолюбии на этот счет так говорится (не дословно):

"Не впадай в уныние, видя множество прегрешений своих. А употребляй против них действеннейшее врачество претрудных подвигов  и уныние убежит от тебя."

Прим. "Претрудные подвиги"- это не обязательно  жесткая аскеза..  Для мирян это обычное православное движение (пост, молитва, чтение Евангелия, посещение богослужений и т.д.)

4
А вот если получится проснутся на самом деле...

А у меня бывают случаи, когда находит чувство резкой, острой, пронзительной до глубины души РЕАЛЬНОСТИ происходящего. Когда ты на 100% процентов "здесь и сейчас"!

После такого все остальное  существование воспринимается, как дремотное, полусонное...

Наверно это и есть "трезвость".

5
Богословие исихазма / Re: ЛОЖЬ
« : 30 Май 2009, 23:50:56 »
По поводу притчи. А ведь можно избрать третий путь - промолчать. Или под дурачка закосить -  пролепетать что-то невнятное, чтобы отвязались, сочтя негодным свидетелем.
 И не солжешь, и человека на немилосердный суд человеческий не отдашь.

Хотя по принципу "наименьшего зла" - можно, наверно,  и солгать.

6
   В Добротолюбии есть такое место - "... сатана в чреслах покушается духовное представить призрачно, подменяя одно другим. Вместо теплоты наводит слякоть мокротную..."

   Так вот, "слякоть мокротная" - это такой дух. Я его вижу как прозрачную зеленоватую жидкость. И когда человек этим духом движется, она на его душе затвердевает, и оставляет, как бы стекла (призмы, наросты),  которые искажают окружающую действительность. (у меня иногда бывают моменты духо-видения).

   И еще я знаю, что "слякоть мокротная" как то связанна со "сребролюбием". То ли это движущий дух сребролюбия, то ли что-то способствующее.

   От "чувства долга" веет именно этим духом, этой вибрацией, энергией (нужное поддчеркнуть).

     *Ощущения от воздействия этого духа довольно легкие, приятные, но всегда присутсвует  какая-то хлипкость, жидкостность. Эта вибрация, как я понял, главная составляющая большей части клубной музыки (дискотечной движухи).*

7
Спасибо за поддержку. Я еще более укрепился в мысли, что "чувство долга" нечто инородное. И буду стараться ему не поддаваться.

Просто живу с бабушкой. А она бывший преданный работник ком. партии. И , судя по всему, её мораль на меня заразно действует.

8
Долг перед Богом - это одно. А вот долг перед человеком (обществом) - другое.

Общество (государство) зачастую с помощью гос. пропаганды нас обязывает делать то или ино дело. Навязывает свои желания. По сути, заставляет быть человекоугодниками.Государству выгодно сделать нас его должниками, тогда на нас можно бесплатно пахать. А мы, если поддадимся этому внушению - "труд в суе понесем".

В любом случае, как мне думается - действование из под палки не приемлемо.
Посмотрите на мрачные и унылые лица гос. чиновников. Вот как раз они, больше всех и говорят о чувстве долга.

 Как можно жить, если нужно постоянно заставлять себя делать то что, не любишь? Это не жизнь, а каторга. Как же тогда исполнить слова - "Всегда радуйтесь"?
Мне думается, себя надо понуждать учится любить то, что делаешь.

А явление это скорее всего возникает в детстве, когда родители заставляют ребенка что-то делать. Насилуют его волю. Есть разница  в понятиях "заставить сделать" и "пробудить желание к поступку".

Потом человек вырастает и уже насилует сам себя. Его не надо бить палкой, он сам себя бьет. К чему это самобичевание? Получается, что мы судим самих себя. Не бог судит, а мы.  Вот это и есть - обольщение! 
А совсем не то, о чем вы сказали. Вы, как мне думается, проецируете на Бога человеческое.

Бог не может "обязывать", человек сотворен со свободной волею. Он лишь "призывает", "предлагает". Это диаметрально противоположные интонации.

И, ксатати, в Советской бесовской морали, как раз таки очень много и пафосно говорилось -  о долге пред Родиной. Родина вам дала кусок хлеба, а вы должны теперь жизнь свою за неё угробить. Какой-то неравноценный обмен.

9
Ну если вот такой пример привести:

Чувство долга - "Я ДОЛЖЕН вымыть посуду, иначе завтра, буду есть из грязной и мне это неприятно.Мне не хочется мыть посуду, но НАДО себя ПРИНУДИТЬ, это сделать."

И любовь к делу - "Я ЛЮБЛЮ мыть посуду. Наблюдать, как грязная тарелка, становится в твоих руках чистой - радостное переживание, и мне это занятие не в напряг.

Мне думается, что действование из чувства долга - какое-то неблагое насилие над собой.

10
Хотелось бы разобраться с одной проблемой. Есть такие понятия - "должен", "обязан", "чувство долга перед...". 

Некоторые говорят, что развитое чувство долга - очень хорошо и морально.

Но, я его в своем сознании наблюдаю, как весьма навязчивый помысел, который слишком настойчиво призывает нечто выполнить. По вибрации - он совсем не от Бога.

Мне думается, что "чувство долга" -  нечто навязанное человеку, для удобства им манипулирования.

И я думаю, у этого чувства есть нормальный аналог, другой мотив для действования. То есть -  можно делать тоже самое, только из другого побуждения.

Хотелось услышать и другие мнения на эту тему. Заранее спасибо.

11
Диалог / Re: Закат исихазма
« : 19 Март 2009, 05:25:28 »
А я например замечаю, что сейчас появилось много духовно-одаренных детей - "космический десант". И полагаю, что Господь их направил сюда, что бы помочь возрождению духовности после эры тоталитаризма.

А этот период тоталлитаризма, по некоторому мнению, был необходимой чисткой предудущего понимания религии и духовности.

12
      Мда.. Тонкая грань между строгостью и жестокостью. И в каждой ситуации и по отношению к разным людям всегда разная, как я понимаю.
    Я её улавливаю в основном в состоянии вдохновения. Когда, как бы ощущаешь, что щас нужно сделать то, что покажется другому человеку жестоким, и ему будет больно, но иначе ни как. И в душе появляется непоколебимая уверенность на этот поступок.
    А потом, по прошествии времени, этот человек оказывается благодарным.
 
    Но с другой стороны, можно попасть на уловку имиджа "строго воспитателя" и где-то не проявить необходимой снисходительности. Вот это думаю и будет - жестокость.

13
Келейные беседы / Re: Соблазн не ко смерти
« : 29 Декабрь 2008, 22:46:48 »
    Я думал, в похожем ключе, но несколько подругому..
   Просто, бывают случаи, когда человек начинает заведомо греховное дело, и ему сопуствуют удачные жизненные обстоятельства. А когда он приходит во глубину зол, вот тут-то на него и обрушивается все возмездие за совершенное.
   И что главное, до тех пор пока он таким образом не будет научен, его бесполезно увещевать, уговаривать, он упорно следует своему порочному пути.

   Мне иногда в жизни приходится давать совет или благословение на то или иное дело, я не священник, но так складывается. И вижу, что дело затевается не Божье совсем, а сказать "нет, не делай" действия не возимеет. И остается только одно, говорить "да" и ждать болезненной развязки и пытаться утешить.
   Думаю это и есть, грех не ко смерти. И смущает то, что я его, в некотором роде, соучастник.

    Вообщем большая проблема - из кучи зол выбрать наименьшее и его посоветовать. А потом кто-то другой, не зная всех перепетий, говорит - "Ты человека на зло соблазнил!". И вот это-то непонимание и огорчает больше всего.

14
Келейные беседы / Re: Соблазн не ко смерти
« : 29 Декабрь 2008, 20:54:51 »
         Первое соборное послание св.ап. Иоанна [5:16]

  "Если кто видит брата своего согрешающего грехом не ко смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не ко смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти".

      Возможно я где-то не точно выразился. Но логика такая, если есть грех, значит был соблазн на него.

15
Келейные беседы / Соблазн не ко смерти
« : 29 Декабрь 2008, 20:38:39 »
     В одном апостольском послании высказывается следующая мысль: есть соблазн к смерти, а есть соблазн не ко смерти.
     Я так понимаю, что в одном случае человек бывает соблазнен на долго, безвозвратно,т.е. до ада. А в другом, соблазняется для того, чтобы прочувствовать ситуацию изнутри, а потом, раскаявшись, выйти из неё. То есть ему попускается сие для опыта.
     Правильно я трактую или нет? Поднимаю эту тему для того, что есть несколько жизненных ситуаций, в которых надо детально разобратся, и когда над ними размышляю, эта строчка из апостольского послания, упрямо лезет в голову, но ничего не проясняет.

Страницы: [1] 2 3 ... 5