+++Из комментариев Епифановича С.Л. на МИ становится очевидным то, что МИ не делает различия между логосом и энергией. В его понимании идеи или малые логосы (энергии) есть проявления единого Божественного Логоса. Но я думаю, что не следует отождествлять понятия логоса и энергии. Энергия есть проявление логоса вещи. Логос же есть нечто статичное по отношению к энергии, но движимое в самом себе.
Не совсем понятное различение логоса и энергии. Если логос не энергия, и так же, очевидно, логос -- это не сущность, значит, в Боге существует нечто помимо сущности и энергии, что невозможно.
Нужно (вообще говоря) различать энергию и воление. Энергия -- это нечто не определенное в смысле результата и способа действия. Например, мыслить -- это энергия человеческой природы. А мыслить что-либо определенное -- это мысль, результат мышления. Просто хотеть -- это энергия, а хотеть что-либо определенное -- это окачествованное хотение, воление. В человеке, в силу ограниченности и сложности его естества, мышеление и мысль, хотение и воление не совпадают. Не так в Боге. В силу Его простоты и неограниченности в Нем совпадают мышление и мысль, хотение и воление, энергия и ее результат. Логос -- это воление, замысел Божий о какой-нибудь вещи. В силу указанной простоты оно совпадает с энергией, поэтому логос обычно называется энергией-волением Божиим.
***Внешние формы и буквы составляют Его одежды, под которыми таинственно скрываются Его идеи, а в них и Сам Логос. По таинственным озарениям Логоса достойные могут созерцать под этими символами Его идеи.***
+++Что есть таинственные озарения? Это тоже действующие энергии Логоса?
Думаю, да. Во всяком случае, я бы так истолковал это место. Таинственные озарения -- это логосы, но отражающиеся в уме у подвижника. Логосы присутствуют в вещах, как замыслы о них, и в уме у подвижника, поскольку Бог ему открывает эти замыслы. Поэтому они и могут быть названы таинственными озарениями.