Из темы Внутренняя и внешняя молитва на вопрос:как можно быстро молиться?:
Это профессиональное чтение. Быстрота (как мне видится) задает направление и ход молитвы. Ум уже не погружается в отдельные слова молитвы, а направляется по ее ходу. Такое возможно только при организованном долгой практикой и молчащем уме, который видит (созерцает) молитву, точнее, прозревает за молитвенной формулировкой неизмеримо большее - то, что она выражает.
Наверно, есть и другие объяснения.
Известно, что школа ИМ в быстром темпе используется учениками Иосифа Исихаста, в частности, об этом описано в книге монаха Иосифа Дионисиатиса "Наставник молитвы Иисусовой" о старце Харлампии. В частности, он говорил:
«На один вдох-выдох я могу сказать и 100 и 200 молитв. Но ты спросишь, можно ли произнести столько молитв на одном дыхании? Ты думаешь, мы говорим неправду? Молитва произносится так быстро и так часто, что ум погружается в глубины сердечные. Ум и сердце от удержания дыхания скорбят безмерно. Эта боль остается. Но этого требует душа. После сильного понуждения настает момент насыщения. Душа разражается сладчайшими слезами. Внутри себя она ощущает пришествие Господа."
Но, кажется, Иосиф Исихаст говорил, что со временем темп молитвы замедляется.
В своем опыте я испытал и то, и другое и не по своей воле.
Я начинал молиться в среднем темпе по 20-30 минут на 100 молитв из 8 слов. Но когда молитва впервые отверзла уста моего сердца и я ощутил Господа в сердце и любовь Христову ко всему миру и каждому человеку, то ощутил боль в сердце. Она была сильной, но сладостна и радостна, как свидетельство пришествия Господа. Темп молитвы тогда не изменился. Это было первое вкушение Любви в сердце. После этого я еще продолжал молиться в гортани, внимая словам молитвы, но боль периодически появлялась и радовала приближением благодати и надежды на возвращение Господа. И однажды,молитва сама опустилась в сердце и неожиданно стала твориться в очень быстром темпе.
Я не задерживал дыхания, дышал естественно, не замечая вдоха и выдоха. Но молитва творилась настолько быстро, что я не успевал умом следовать за ней. Я пытался внимать словам молитвы, но не мог. Мне словно говорилось, что уже не внимание словам важно, отвыкай от этого. Непрестанная самодвижная молитва творила чудеса. Она показывала, что молитва творится не мной и что я не способен следовать за Господом не только в словах, но и на деле. Так продолжалось месяц или два. Молитва стесняла сердце все больше и в конце концов из глубины сердца хлынул поток слез. О,благодатный момент. Я был несчастен и счастлив одновременно. Боль и вопль сердца соединились с радостью и свободой.
После этого темп молитвы стал невероятно медленным. На 100 молитв уходило 1-1,5 часа. Каждый слог слова истощался до предела, пока не насытит сердце. Не я начинал слово и не я растягивал его. Молитва творилась без слез, без боли, но в тишине ума и покое сердца. Так же она творилась и ночью, и также она продолжалась, когда просыпался ото сна. Днем я отвлекался на работу, но скорбел сердцем, что отвлекался от молитвы. И со временем молитва вернулась к темпу на 100 молитв 30-40 минут.
Этим опытом мне было показано, что не темп важен. Дух дышит в молитве, как мне полезнее. Приближением и удалением благодати, изменениями в молитве Дух сначала обучает молитве, а затем показывает немощь, превосхождение и самолюбие. Молитва стала зеркалом души, в котором я видел свое ничтожество.
Однажды, я хотел вернуться к ночным молитвам, но Господь не давал сил встать на молитву, а если вставал, то рассеивал ее. Я каялся, я смирялся, сокрушался, но все напрасно. Тело не могло стоять, я падал в бессилии, но молитва оставалась тяжелой и сухой, безблагодатной. Темпа не было вообще, ибо она уже не творилась Духом. О, это было ужасно, но почему-то радостно было видеть свою немощь.
Однажды я решил, что Господь испытывает меня удалением благодати и решил во чтобы то ни стало вернуться к прежним образу молитвы с ночными бдениями. И начал так молиться, превозмогая телесную немощь с принуждением к молитве. Но на следующий же день меня охватила лихорадка непонятного происхождения. В течение трех дней я лежал с температурой 39. Мой духовник тогда сказал: « Ну как тебе еще можно было сказать, чтобы ты не молился по ночам?». Но интересно, что все три дня в жару лихорадки стала твориться самодвижная молитва в том самом очень быстром темпе. Она удерживала мой ум и сердце в непрестанной молитве, словно показывая, что Господь не хочет оставить меня, но не благоволит моей молитве. Я вышел из лихорадки очищенным в огне непрестанной быстрой молитвы, спасающей от телесной немощи.
Слава Тебе Господи,дающего Духа для обучения молитве!