По-поводу конспекта. Прочитала его в третий раз, но все равно не поняла смысл, тем более, что представлены различные направления в определении вины, ее роли и сущности в жизни человека. Обратила внимание на то предложение, в котором говорится о том, что Представители некоторых культур более склонны к переживаниям стыда, в то время как другие – к переживаниям вины. В американской культуре прослеживается тенденция к отказу от переживаний вины... Я так, наверное, очень безнравственное существо, но чувство вины мне также мало знакомо, а стыд тоже малопонятен. Мне грех кажется просто невыгодным, потому что не позволит войти в Царствие Небесное и на Том Свете послужит причиной моих мучений,
Также вопреки предложению Зрелый человек предъявляет к себе больше требований и, таким образом, более склонен к переживанию вины, происходит все большее рассогласование между реальной и идеальной Я-концепциями я испытываю не чувство вины, а чувство досады от «непопадания в цель»
Ну а фраза Долг признания Авторитета отражен в запрете чувствовать себя подобным Авторитету. В данном рассмотрении грех Адама и Евы состоял в попытке уподобиться Богу. Такого же рода и Прометеев грех. Фромм называет это преступлением продуктивности и пишет о том, что существует «парадокс отягченная сознанием вины совесть оказывается прямым переживанием чувства силы, независимости, продуктивности и гордости, и, наоборот, чистая совесть есть следствие чувства покорности, зависимости, бессилия и греховности» вообще ни в какие «ворота» христианской догматики не лезет.
Понятие первородного греха связывают с христианством. Человек сотворил себе символ – вину, а затем стал размышлять на тему первородного греха... Сначала создается ситуация виновности перед кем-то, а потом человек начинает доказывать себе, что может исправиться и быть лучше. – это что иллюстрация к принципу «Не согрешишь – не покаешься»?
Большая часть тягостных размышлений человека, испытывающего вину, связана с возможной реакцией человека, перед которым он провинился, - будет ли это печаль или месть, враждебность? Или прощение? – ну тут, кроме как развести руками ничего не остается, ведь у православных христиан не могут такие «тягостные размышления» занимать много времени. Достаточно вспомнить притчу о блудном сыне, например, и сразу пойти к аналою на исповедь. Я так думаю, что это мазохисты, наверное, только упиваются подобными сомнениями.
В общем, viktor, прокомментируйте все же конспект, а то я не знаю, на чтО в нем обращать внимание, а чтО является только фоном-мнением в порядке эрудиции-ознакомления...