Недавно на форуме в теме "Смущение" шло обсуждение проблемы (имеющей место быть в православии) спасения инославных -
http://hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=1287 В стан противников спасения был отнесен, по общепринятому мнению, и о.Серафим (Роуз). Ниже привожу текст о.Серафима (Роуза), который изменит представления о взглядах этого человека.
----
Я изложу кратко то, что, на мой взгляд, является православной позицией в отношении неправославных христиан.
1. Православие - это Церковь, основанная Христом ради спасения человеческого рода, и следовательно, нам следует охранять всей своей жизнью чистоту ее вероучения и свою верность ей. Только в Православной Церкви благодать сообщается в таинствах (большинство других церквей даже не имеют таинств, серьезно говоря). Православная Церковь есть единственное Тело Христово, и если спасение достигается с большим трудом внутри Православной Церкви, то насколько же более сложно получить его вне Церкви!
2. Тем не менее, нам не дано определять состояние тех, кто находится вне Православной Церкви. Если Господь желает даровать спасение тем, кто делает все, что в их силах, чтобы быть христианами, но не ведает Православной Церкви - то это Его дело, а не наше. Но когда Он поступает так, это находится вне той нормы, которую Он установил для спасения, и которой является Церковь как часть Тела Христова. Лично я могу принять опыт протестантов, "рожденных заново" во Христе; мне доводилось встречать в своей жизни людей, которые полностью изменили свои жизни после встречи со Христом, и я не могу отрицать их опыт только на основании того, что они не являются православными христианами. Я называю таких людей "субъективными" или "начинающими" христианами. Но до соединения с Православной Церковью они не могут иметь полноты Христианства, они не могут быть объективно христианами как принадлежащими к Телу Христову и получающие благодать таинств. Я полагаю, что именно поэтому среди них так много сект - они начинают христианскую жизнь с подлинного обращения ко Христу, но они не могут продолжать эту жизнь в правильном направлении до тех пор, пока они не соединятся с Православной Церковью, и соответственно, не заменят свои собственные суждения и субъективный опыт на церковное вероучение и таинства.
Относительно тех христиан, которые находятся вне Православной Церкви я, таким образом, могу сказать следующее: у них нет полноты истины; возможно, она просто еще им не открылась или же это наша вина в том, что мы не проповедуем православную веру и не живем согласно ей так, чтобы ее истина стала им доступна. Мы не можем быть едиными в вере с такими людьми, но нет никакой причины, по которой мы должны считать их совершенно отчуждившимися или наравне с язычниками (хотя нам не стоит быть враждебными и в отношении последних - они просто еще не познали истины!). Верно, многие неправославные гимны содержат ложные учения или акценты - особенно та мысль, что как только ты стал "спасенным", тебе уже больше не надо ничего делать, потому что Христос уже совершил всю работу за тебя. Эта концепция мешает людям увидеть истину Православия, которое акцентирует идею борьбы за спасение даже после того, как Христос даровал его нам; как говорит ап. Павел, "со страхом и трепетом совершайте свое спасение" (Фил. 2:12). Но почти все все рождественские песнопения пригодны, и они поются православными христианами Америки (некоторые из них даже в самых строгих монастырях!).
Слово "еретик"... действительно употребляется в наше время слишком часто. Оно имеет определенный смысл и назначение для различения новых учений от Православной веры; но мало кто из неправославных в наше время является сознательными "еретиками", и следовательно не следует именовать их так.
... Нам следует рассматривать неправославных как людей, которым Православие еще не открылось; как тех, кто являются потенциальными православными (если бы мы только сами могли показать им лучший пример!). Нет никакого смысла не называть их христианами и не быть с ними в хороших отношениях, признавая то, что у нас с ними по-крайней мере общая вера во Христа и живя с ними в мире (особенно если это касается членов семьи). Позиция св. Иннокентия Московского в отношении римо-католиков в Калифорнии является для нас хорошим примером. Жесткая, полемическая позиция необходима только тогда, когда неправославные пытаются расхитить наше стадо или посягают на вероучение...
----
Текст взят в ЖЖ у jen1. Ниже его комментарий на слова о.Серафима:
Автором текста является иеромонах Серафим (Роуз). Да-да, автор "Православия и религии будущего".
Просто мало кому известно, что поздний отец Серафим очень сильно отличается от "раннего": последний был очень "фундаменталистичен", в то время как последние два-три года перед смертью о.С. стал куда более мягок и терпим. К сожалению, в России он известен в основном своими ранними сочинениями, что создает несколько искаженный образ.
Многим будет небезинтересно узнать, что "ярый борец с модернизмом и экуменизмом" под конец жизни стал причащать представителей World Orthodoxy (греков, антиохийцев, OCA-шников и пр.), то есть фактически установил своеобразный интеркоммунион, причем сознательно идя в этом вопросе против позиции своего Синода. Про то, что современных инославных не стоит называть еретиками, уже говорилось в приведенном мной тексте; но у меня есть и более крутая цитата насчет экуменизма: многих наверняка шокирует то, что о. Серафим, оставаясь противником экуменизма с нехристианскими религиями, стал во многом терпим к "христианскому экуменизму" (как-нибудь я этот отрывок тут выложу). При этом он горько сожалел о многом из того, что писал ранее в "Православной Руси", говоря, что он своими статьями "помог вырастить монстра" (имелась в виду фракция "сверх-правильных" в РПЦЗ).