Исихазм

Автор Тема: О.Серафим (Роуз) о спасении  (Прочитано 7908 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

О.Серафим (Роуз) о спасении
« : 13 Сентябрь 2006, 13:26:46 »
Недавно на форуме в теме "Смущение" шло обсуждение проблемы (имеющей место быть в православии) спасения инославных -  http://hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=1287 В стан противников спасения был отнесен, по общепринятому мнению, и о.Серафим (Роуз). Ниже привожу текст о.Серафима (Роуза), который изменит представления о взглядах этого человека.
----

Я изложу кратко то, что, на мой взгляд, является православной позицией в отношении неправославных  христиан.

1. Православие - это Церковь, основанная Христом ради спасения человеческого рода, и следовательно, нам следует охранять всей своей жизнью чистоту ее вероучения и свою верность ей. Только в Православной Церкви благодать сообщается в таинствах (большинство других церквей даже не имеют таинств, серьезно говоря). Православная Церковь есть единственное Тело Христово, и если спасение достигается с большим трудом внутри Православной Церкви, то насколько же более сложно получить его вне Церкви!

2. Тем не менее, нам не дано определять состояние тех, кто находится вне Православной Церкви. Если Господь желает даровать спасение тем, кто делает все, что в их силах, чтобы быть христианами, но не ведает Православной Церкви - то это Его дело, а не наше. Но когда Он поступает так, это находится вне той нормы, которую Он установил для спасения, и которой является Церковь как часть Тела Христова. Лично я могу принять опыт протестантов, "рожденных заново" во Христе; мне доводилось встречать в своей жизни людей, которые полностью изменили свои жизни после встречи со Христом, и я не могу отрицать их опыт только на основании того, что они не являются православными христианами. Я называю таких людей "субъективными" или "начинающими" христианами. Но до соединения с Православной Церковью они не могут иметь полноты Христианства, они не могут быть объективно христианами как принадлежащими к Телу Христову и получающие благодать таинств. Я полагаю, что именно поэтому среди них так много сект - они начинают христианскую жизнь с подлинного обращения ко Христу, но они не могут продолжать эту жизнь в правильном направлении до тех пор, пока они не соединятся с Православной Церковью, и соответственно, не заменят свои собственные суждения и субъективный опыт на церковное вероучение и таинства.

Относительно тех христиан, которые находятся вне Православной Церкви я, таким образом, могу сказать следующее: у них нет полноты истины; возможно, она просто еще им не открылась или же это наша вина в том, что мы не проповедуем православную веру и не живем согласно ей так, чтобы ее истина стала им доступна. Мы не можем быть едиными в вере с такими людьми, но нет никакой причины, по которой мы должны считать их совершенно отчуждившимися или наравне с язычниками (хотя нам не стоит быть враждебными и в отношении последних - они просто еще не познали истины!). Верно, многие неправославные гимны содержат ложные учения или акценты - особенно та мысль, что как только ты стал "спасенным", тебе уже больше не надо ничего делать, потому что Христос уже совершил всю работу за тебя.  Эта концепция мешает людям увидеть истину Православия, которое акцентирует идею борьбы за спасение даже после того, как Христос даровал его нам; как говорит ап. Павел, "со страхом и трепетом совершайте свое спасение" (Фил. 2:12). Но почти все все рождественские песнопения пригодны, и они поются православными христианами Америки (некоторые из них даже в самых строгих монастырях!).

Слово "еретик"... действительно употребляется в наше время слишком часто. Оно имеет определенный смысл и назначение для различения новых учений от Православной веры; но мало кто из неправославных в наше время является сознательными "еретиками", и следовательно не следует именовать их так.

... Нам следует рассматривать неправославных как людей, которым Православие еще не открылось; как тех, кто являются потенциальными православными (если бы мы только сами могли показать им лучший пример!). Нет никакого смысла не называть их христианами и не быть с ними в хороших отношениях, признавая то, что у нас с ними по-крайней мере общая вера во Христа и живя с ними в мире (особенно если это касается членов семьи). Позиция св. Иннокентия Московского в отношении римо-католиков в Калифорнии является для нас хорошим примером. Жесткая, полемическая позиция необходима только тогда, когда неправославные пытаются расхитить наше стадо или посягают на вероучение...
----

Текст взят в ЖЖ у jen1. Ниже его комментарий на слова о.Серафима:

Автором текста является иеромонах Серафим (Роуз). Да-да, автор "Православия и религии будущего".
Просто мало кому известно, что поздний отец Серафим очень сильно отличается от "раннего": последний был очень "фундаменталистичен", в то время как последние два-три года перед смертью о.С. стал куда более мягок и терпим. К сожалению, в России он известен в основном своими ранними сочинениями, что создает несколько искаженный образ.

Многим будет небезинтересно узнать, что "ярый борец с модернизмом и экуменизмом" под конец жизни стал причащать представителей World Orthodoxy (греков, антиохийцев, OCA-шников и пр.), то есть фактически установил своеобразный интеркоммунион, причем сознательно идя в этом вопросе против позиции своего Синода. Про то, что современных инославных не стоит называть еретиками, уже говорилось в приведенном мной тексте; но у меня есть и более крутая цитата насчет экуменизма: многих наверняка шокирует то, что о. Серафим, оставаясь противником экуменизма с нехристианскими религиями, стал во многом терпим к "христианскому экуменизму" (как-нибудь я этот отрывок тут выложу). При этом он горько сожалел о многом из того, что писал ранее в "Православной Руси", говоря, что он своими статьями "помог вырастить монстра" (имелась в виду фракция "сверх-правильных" в РПЦЗ).

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

О.Серафим (Роуз) о спасении
« Ответ #1 : 13 Сентябрь 2006, 18:17:27 »
В 1976 г. отец Серафим Роуз писал о. Алексею (Янг):

"Мы, желающие хранить истинное Православное предание, должны быть ревностны и тверды в нашей вере без уклонения в фанатизм, и не стараться поучать своих епископов, что им делать. Больше всего должны хранить истинное благоухание Православия, и стараться быть хотя бы немного "не от мiра сего", отдаляться от всяких забот и политики даже церковной, питаясь внемiрной пищей, которую нам в изобилии подает наша Церковь... "Правое крыло" Православия скорей всего в будущем разделится на множество крошечных "юрисдикций", большинство из которых будут анафематствовать и бороться друг с другом... Мы должны поддерживать живой контакт с старшим поколением русских священников, даже если некоторые из них и будут казаться нам слишком "либеральными" - иначе заблудимся в джунглях зилотства, которое буйно растет вокруг нас...".

Того-же, тогда-же, к Даниилу Олсену:

"Ревность не по разуму заставляет их (зилотов) настолько погрузиться в церковную политику, что духовные вопросы уходят на задний план. По себе знаю, что если я сяду и начну размышлять какой оттенок "зилотства" является "истинным" на сегодняшний день - то потеряю весь мир душевный и буду постоянно занят вопросами разрыва общения, как к этому отнесутся другие, что "скажут греки" (и какие греки?), и что подумает Митрополит? И у меня совсем не останется времени для вдохновения от своей пустыни, от чтения святых отцов, от дивных примеров древних и современных святых, которые жили в мiре молитвы. В наше время особенно невозможно удалиться от этих вопросов, но давай уделять главное внимание главному".

Из доклада о. Серафима "Православие в Америке: Прошлое и Настоящее", 1979 г.:

"Мы обязаны, чтобы наша православная вера была истинным христианством, как определил его св. Тихон: Православие сердца, а не одного только ума.  Для такой веры требуется время, требуется страдание, терпение, духовный опыт, но более всего требуется наша собственная решимость.  Если каждый из нас серьезно и сознательно положит у себя в сердце такую решимость, посреди нас будет то самое возрождение истиннаго христианства "

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

О.Серафим (Роуз) о спасении
« Ответ #2 : 13 Сентябрь 2006, 20:02:22 »
Отрадно видеть изменение взглядов о.Серафима (Роуза), поскольку в "ранних" его воззрениях немало агрессивного начетничества и законничества.

Павел

  • Сообщений: 81
    • Просмотр профиля

Re: О.Серафим (Роуз) о спасении
« Ответ #3 : 13 Сентябрь 2006, 22:20:42 »
Цитата: Alexander
Ниже привожу текст о.Серафима (Роуза), который изменит представления о взглядах этого человека.
----

Я изложу кратко то, что, на мой взгляд, является православной позицией в отношении неправославных  христиан.

1. Православие - это Церковь, основанная Христом ради спасения человеческого рода, и следовательно, нам следует охранять всей своей жизнью чистоту ее вероучения и свою верность ей. Только в Православной Церкви благодать сообщается в таинствах (большинство других церквей даже не имеют таинств, серьезно говоря). Православная Церковь есть единственное Тело Христово, и если спасение достигается с большим трудом внутри Православной Церкви, то насколько же более сложно получить его вне Церкви!

2. Тем не менее, нам не дано определять состояние тех, кто находится вне Православной Церкви. Если Господь желает даровать спасение тем, кто делает все, что в их силах, чтобы быть христианами, но не ведает Православной Церкви - то это Его дело, а не наше. Но когда Он поступает так, это находится вне той нормы, которую Он установил для спасения, и которой является Церковь как часть Тела Христова

Мне тоже кажется, что это вполне православная точка зрения. Думаю, мы не можем утверждать однозначно, что Господь не делает исключений.
И хотя не вижу изменений во взглядах о. Серафима (может быть потому что не читал его ранних текстов), но все равно спасибо, Александр. Если бы все придерживались этой позиции о. Серафима, как и Вы, то и той дискуссии вероятно бы не было.

alluz

  • Гость
О.Серафим (Роуз) о спасении
« Ответ #4 : 14 Сентябрь 2006, 10:50:26 »
А если бы он ещё пожил?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

О.Серафим (Роуз) о спасении
« Ответ #5 : 14 Сентябрь 2006, 11:27:07 »
Как я давно понял, о жизни и высказываниях подвижников и известных людей в церкви обычно мы знаем только то, что нам хотят показать. Это известная манипуляция сознанием со стороны "строителей гробниц"  - детей тех, кто убивал святых и пророков. Это манипуляция и прикормка со снотворным, чтобы лучше спали в церкви.

Безусловно, интересна эволюция взглядов о.Серафима, пришедшего, как помню, из язычества в православие и сохранившего "черно-белое" восприятие мира. "Белое" язычество стало "черным", и, сообразно биполярному уму, православие тоже стало распадаться на белое и черное... И вот мы видим, что один из "отцов зилотства" - по кр.мере таким его хотят видеть в зилотствующих кругах - начинает отказываться от своего уродливого детища. ИМХО, это шаг к покаянию, который вдруг стал видимым для меня.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

О.Серафим (Роуз) о спасении
« Ответ #6 : 14 Сентябрь 2006, 13:11:30 »
Alexander,
Цитировать
И вот мы видим, что один из "отцов зилотства" - по кр.мере таким его хотят видеть в зилотствующих кругах - начинает отказываться от своего уродливого детища.


 А вот еще строки из его доклада 1979 года, где перед нами предстает совсем другой Серафим Роуз:
 
 
Цитировать
Даже в умеренной, не самой злокачественной форме, дух "соблюдения ради соблюдения" оказывается совершенно беcплодным.  Приведу вам в пример одного нашего доброго знакомого, афонского монаха из числа так называемых зилотов.  В целом, по сравнению с прочими, он далек от фанатизма: признает благодатность Св. Таинств православных церквей нового стиля, принимает благословение от нашего духовенства, и пр.  Однако,  что касается основного зилотского принципа о литургическом общении, он соблюдает его совершенно неукоснительно, а именно: избегает общения не только с теми епископами, которые уклонились от православной истины (как, например, Константинопольский патриарх), и не только с теми, кто общается с ними, но также и со всеми теми, от кого так или иначе, через любое число промежуточных звеньев, можно протянуть к ним цепь общения.  Тем самым, например, вся Русская Зарубежная Церковь в его глазах оказывается "зараженной" за счет случаев литургического общения с другими православными церквами; поскольку в наше время желаемая им степень "чистоты" практически недостижима, он состоит в общении только со своим священником и небольшой группой афонских монахов: вся остальная Православная Церковь по их мнению "загрязнена".
Что ж, быть может и вправду осталась на земле всего только горстка хранителей совершенно "строгаго" и "чистаго" Православия; но чтобы во всем мiре было лишь с десяток православных христиан, с кем можно поддерживать единство веры и Св. Причастия — этого, безусловно, не может быть.  Ясно как день, что это тупик: даже если разум и согласится с таким формальным Православием, верующее сердце никогда не примет его: в нем нет места подлинной христианской жизни.  Нужно найти способы поменьше беcпокоиться о "соблюдении" и побольше — о самой сущности Православия.
[/b]

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

О.Серафим (Роуз) о спасении
« Ответ #7 : 14 Сентябрь 2006, 14:19:25 »
Вот еще материал об о.Серафиме, приведенный в ЖЖ у jen1.
----

Сначала - из воспоминаний о. Алексея Янга, духовного сына о. Серафима (Роуза). Все вопросы по содержанию - к нему.

Цитировать
О. Серафим был очень строгим изоляционистом по отношению к другим юрисдикциям в те первые несколько лет (1966-1975), что я знал его.

Я думаю, что в это время его собственный опыт общения с другими православными группировками был в некоторой степени ограниченным и академичным, и его строгий подход был почти полностью сформирован на чисто идеологической основе. Однако его взгляды резко переменились после того, как он увидел: 1) плоды изоляционизма в Синоде РПЦЗ и 2) все увеличивающийся пронзительный (shrill) фанатизм "партии" сверх-правильных в Синоде. Поначалу он чувствовал себя неуютно, а впоследствии открыто ужасался (appalled) крайнему отсутствию снисходительности со стороны так называемых "ревнителей". Он сам был "ревнителем", но не до отсутствия снисходительности. Незадолго до своей смерти он как-то сказал мне: "Я сожалею о многих "про-зилотских" статьях, которые мы опубликовали в "Православном слове" в ранние годы: мы способствовали созданию чудовища (we helped to create a monster), и в этом я раскаиваюсь!" Он говорил об этом довольно решительно...

За год или два до своей смерти о. Серафим часто говорил мне, что начал причащать мирян из других юрисдикций, которые приходили к нему. Он сказал: "Я знаю, что это вызовет неодобрительную реакцию (this would be frown upon), но эти люди приходят и жаждут духовного руководства и питания (nourishment) и... что мы можем сделать? Отослать их обратно? Когда я его спросил, не боится ли он быть отверженным (denounced) ультра-зилотами в Синоде, он ответил: "Ты меня, очевидно, не знаешь, если считаешь, что я буду беспокоится о подобных вещах. Возникнут ли у меня проблемы или нет, я ЗНАЮ, что поступаю правильно".

Обобщая данный вопрос, у меня сложилось впечатление, что о. Серафим, уважая внешние правила, всегда старался добраться до внутреннего "духа" (tried to penetrate to the inward "spirit"). Начания с 1970-х годов (насколько я помню) он все более четко склонялся к тому, что мы должны подняться выше юрисдикционных различий* - не для того, чтобы стать предателями и обновленцами - но с целью спасти как много больше душ, ищущих "аромата истинного Христианства" (как он любил этого называть). Таким образом, избегая по меньшей мере появления скандала и не пытаясь "спроцировать" на это кого-либо еще каким-то образом, он, те не менее, закидывал сети далеко и вширь. И, как мы знаем, он уловил много "рыбы".


Слова о. Алексея Янга подтверждаются письмами о. Серафима и последующими историческими событиями. В 1980 году, когда прихожане приходов Антиохийской Церкви в Калифорнии начали совершать паломничества в монастырь, о. Серафим выражал радость, видя горячность их веры. "Все они ревностные (eager) молодые православные", - писал он - "в Америке происходит настоящее возрождение!"** Некоторые их этих людей разного этнического происхождения были православными с рождения, другие были конвертитами. Спустя некоторое время трое из этих паломников-мирян Антиохийской Церкви были рукоположены в иереи.

В декабре 1981 года о. Серафим пишет в письме: "Недавно нас посетил другой антиохийский священник (из Лос-Анжелеса)1 и один только факт нашей дружбы  является источником силы, который помогает им самим в борьбе (to struggle more themselves). Чем это все закончится, говоря юрисдикционно (jurisdictionally speaking), я не знаю. Но мы должны скорректировать образ Русской Зарубежной Церкви в направлении, противоположном "линии партии фанатиков", которая сейчас стремится взять верх, и чей провал становится все более очевидным"...

О. Серафим всегда подчеркивал, что юрисдикционные различия не должны препятствовать получению Святого Причастия. В своем выступлении в 1979 году во время паломничества, предпринятого в честь св. Германа и озаглавленного "Православные христиане на рубеже 1980х" он сослался на пример из России, прочитанный им в писаниях о. Димитрия Дудко: "О. Димитрий рассказывал о своем разговоре с одним человеком из катакомбной церкви. Этот человек был полностью лишен возможности получать таинства, потому что в том месте, где он проживал, приходы Катакомбной Церкви отсутствовали. Для него стало вопросом выживания хранить свою веру и быть верным (loyal). Он имел духовную беседу с о. Димитрием, и, по-словам последнего, "когда он закончил говорить со мной, он получил причастие из моих рук". Если придерживаться строгой позиции, что ему необходимо было оставаться в Катакомбной Церкви любой ценой, то он не должен был этого делать. Но с точки зрения пастырской и духовной, в данных конкретных обстоятельствах это было самым лучшим решением для него: получить таинства и Божью благодать, которые дали бы ему силы продолжать борьбу. И, продолжал о. Димитрий, благодаря этому однажды этот человек остался в живых. До этого его он был предоставлен только своим собственным силам, не имея доступа к таинствам***. Отныне же он имел их и внезапно почувствовал, как в него вошла новая жизнь благодаря Божьему действованию. Если бы он продолжал оставаться без причастия, кто знает, он мог бы полностью впасть в разачарование и в итоге отпасть от Христа совсем. В таких случаях мы не должны судить исходя из буквы закона. Нам нужно действовать - и это о то, что о. Димитрий делал постоянно  - согласно нуждам текущего момента"

О. Серафим верил в то, что по мере того, как Церковь входит в более трудные для нее времена, для верующих становится все более и более важным становиться выше юрисдикционных различий. В письме от 1978 года он писал:

"Мы чувствуем знаки времени, все более и более указывающие на приближающееся "катакомбное" существование, какую бы форму оно ни приняло, и чем больше мы сможем приготовиться к нему сейчас, тем лучше... Каждый такой монастырь или сообщество (community) рассматривается нами как часть будущей катакомбной "сети" борцов за истинное Православие; возможно, в те времена (если они действительно будут такими критическими, как нам видится сейчас), "юрисдикционный" вопрос отойдет на второй план".

Hieromonk Damascene. Father Seraphim Rose. His Life and Works. 2003, pp. 994-996.

Все ссылки на оригинальные слова о. Серафима приведены к книге; если надо я их опубликую.
--------------------------------------------------------
1Это был о. Павел О'Каллаган, священник кафедрального собора Антиохийской Православной Церкви св. Николая в Лос-Анжелесе, позднее - настоятель кафедрального собора св. Георгия в Вичите, штат Канзас.- прим авт.
*Здесь я не могу не вспомнить известную поговорку о перегородках, не доходящих до неба - jen1.
**Замечу, что о. Серафим здесь называет антиохийцев православными (кто надо, тот поймет, что я имею виду) - jen1.
***Как нетрудно видеть, о.С. признает таинства Московского Патриархата (да и других юрисдикций, в т.ч. экуменистов и новостильников) - jen1.