"24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; 25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; 26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. 27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? 28 Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? 29 Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, 30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.
31 Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, 32 которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
34 Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, 35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира." (Мф.13)
Что имел ввиду Христос в этих притчах? Традиционно и буквально первая трактуется так: пшеница и плевелы – это разные люди (добрые, верующие, праведники, или наоборот – злые, неверующие, грешники), и в конце времен Бог будет всех судить и пошлет одних в ад, других в рай. Все просто и понятно, но как говорили св. отцы, "Кто станет слушать Священное Писание без рассуждения и все принимать буквально, тот может предполагать много нелепого о Боге. Тот же, кто будет вникать в глубину смысла, разрешит все недоумения. ... Поэтому-то и заповедано нам изучать Писание, что многое, с первого взгляда показавшееся простым, заключает в себе глубокий смысл " (Св.Иоанн Златоуст). «Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им», а притчи не следует толковать буквально.
Чтобы духовно истолковать Св.Писание, следует применить его к внутреннему миру человека. Все что написано в Библии – это грандиозная внутренняя история происходящая в душе каждого человека. Задумаемся над смыслом духовного толкования Божиего Суда. Бог посеял в душе каждого человека пшеничные\горчичные зерна любви, а враг посеял зерна зла – всего что противно любви. Нет ни одного человека на земле в котором Бог не посеял бы семена любви. Но Бог позволяет всем зернам расти в человеке до времени. Во время жатвы (суда) Бог соберет «в житницу свою» (Царство Небесное) все доброе что выросло в человеке, а все злое сожжет неугасимым огнем Своей Любви, потому что ничто злое не может устоять в присутствии Божией любви. "Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым" (Мф.3.12)
Таким же образом следует толковать и притчу об овцах и козлах в Мф.25: "поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую." Козлы – это вовсе не злые люди, а злые помыслы и чувства в каждом из нас, которые не хотели оказать милости ближним. И наоборот, овцы - вовсе не добрые люди, а чувства и помыслы любви, милости и сострадания в нас. Не бывает абсолютно злых людей, как не бывает и абсолютно добрых, даже в самых отъявленных злодеях всегда есть что-то доброе, и даже в самых хороших и святых людях - нечто гордое или эгоистичное. Именно эти злые части нашей души, наши эгоистические страсти, Господь отошлет в огонь вечный, в геенну. А геенна – это образ мусорной свалки в древнем Иерусалиме, на которой мусор сжигался огнем (для того чтобы его уничтожить). «Ты погубишь говорящих ложь» (Пс.5) Не людей говорящих ложь Он погубит, а то что говорит ложь внутри каждого из нас. «Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники - в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет» (Пс.1).
Именно потому что Бог есть Любовь, Он желает нас cудить, чтобы очистить каждого из нас от всего что в нас противно любви. Суд Божий есть завершение нашего спасения, окончательная победа над злом внутри нас. И гнев Божий - это гнев не против человека, ибо каждого человека Он любит бесконечной и безусловной любовью. Он говорит каждому из нас: "любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение" (Иер. 31:3), "Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя" (Ис. 49:14,15). Это - гнев против наших врагов внутри нас, против зла которое обитает в каждом человеке и мешает ему быть совершенным. "Восстань, Господи, во гневе Твоем; подвигнись против неистовства врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал"(Пс.7), "Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет [всех] ненавидящих Тебя. Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь. Ты истребишь плод их с земли и семя их - из среды сынов человеческих" (Пс.20) (а "земля" в Св.Писании, по толкованию прп.Максима Исповедника, "есть сердце человека").
Наша земная жизнь необходима для нашего духовного роста, роста горчичных и пшеничных зерен любви посеянных в нас Богом. Но любовь может быть только свободной, и может вырасти только в условиях свободного выбора, в условиях испытаний, как пшеничные или горчичные зерна, которые могут вырасти, только упав в грязную почву, и потом возрастая в переменных погодных условиях, при ветрах, насекомых и среди сорняков. Поэтому Господь позволяет врагу посеять плевелы и вырасти им, чтобы нам на деле познать ценность добра и любви. Мы должны испытать и добро и зло, как внутри себя, так и совне, и убедиться на опыте, что без любви никогда ничего хорошего не получится. Господь нам во всем оставляет право выбора, никогда не ставя нас перед явными фактами Своего существования или перед однозначными толкованиями Своего учения. Чтобы сделать правильные выборы, мы должны руководствоваться голосом Божией Любви в нас. Даже в понимании Евангелия Он оставляет нам выбор, преподав Свое учение в духовных притчах, и мы можем трактовать их либо буквально, узко, фарисейски, человеконенавистнически, либо духовно, в духе безусловной Божественной Любви. А в конце времен собирается урожай в жизнь вечную. Главное - вырасти побольше пшеницы в себе, пользуясь солнечным светом благодати который посылает нам Господь для роста урожая любви, а оставшиеся в нас сорняки во время сбора урожая Он сожжет неугасимым огнем Своей Любви.