22. Если Бог вечный в Своей сущности существует, то у Его любви не может быть причины. И если Он — Сущий, то у Его воли не может быть начала. Его любовь не младше Его природы, а Его воля [не моложе] Его сущности. Ведь в [божественной] сущности нет ничего иного, кроме сущности.
43. Если у воли Бога совершенно не может быть начала и [она неподвластна] изменениям в чем бы то ни было, что Он совершает по отношению к творению, то не может быть и начала всеобщему прощению. [Это можно сравнить с тем], как если кто-то сейчас вдруг и совершенно неожиданно в своем уме решит что-то сделать, а не имел этого от века вечно предопределенным. Если же домостроительство во Христе было проповедано ради всеобщего возрождения, состоящего во всеобщем прощении, то не могло в Его воле появиться начало [такого замысла], которое бы неожиданно побудило Его соделать это в доказательство, но, по слову блаженного Павла: Тайна Своей воли, которую Он прежде положил в Нем в устроении полноты времен (Еф. 1, 9–10; Пешитта). Понятно, что то прощение, которое было положено и приуготовано в Нем, было предопределено у Него по замыслу, у которого нет начала. И если это истинно и нет [в том] никакого сомнения, то не [только] для соделанных грехов возвестил Бог творению их прощение во Христе, но для всех грядущих грехов. И если истинно, что создание тварного мира [было] у Него еще до предуготовления [самого создания], и если прощение [установлено] до грехов, то каким же образом прощение грехов было предопределено у Бога еще прежде, чем они были совершены? [Скорее,] Он бы отвернулся и осудил совершивших [грехи], сожалея о Своем [первоначальном] решении. Из этого уразумей, насколько возвышенна причина Его домостроительства от образов Писания. [...]
82. Положи в центр твоего разумения любовь, у которой нет причины и изменения, а также безначальное прощение грехов творения. И вместе с этим исследуй и изучай причину наказания, того и грядущего. И тебе надлежит уразуметь, будет ли дано им в соответствии с домостроительством или же в соответствии с воздаянием по справедливости. [И еще тебе надлежит уразуметь], как [возможно] воздаяние и прощение грехов еще до того, как они совершились. Прощение было предуготовано для них в соответствии с вечным замыслом.
89. Если Он начал в любви и сотворил и никогда в любви не предавал, то тебе следует порассуждать об этом. Если Он одинаков в любви в обоих [названных случаях], и к ней не подступает изменение, и она не из-за какой причины не умаляется, то тебе следует уразуметь исход любви. Каков он?
94. Даже если слово о нашем всеобщем прощении в распятии не было высказано и не едино, но даже те выражения, что находятся в Писаниях о божественной любви ко всему, достаточны для убеждения в [необходимости] совершенного упования всех разумных существ [на Него] из-за Его постоянной любви к ним.
Г. Кессель