Исихазм

Автор Тема: Почему в Литургии нет молитвы "о врагах наших"  (Прочитано 27076 раз)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Цитата: Антиквар
Возможно, эти стремления избежать понятия "враг" связаны с нашим подсознательным нежеланием принять альтерантиву, заповеданную Господом. Нет врага - нет и повода для молитвы, любви, благословения. Нет и еще одного неприятного осознания своей неспособности на это. Как-то так.

Я не бегаю этого понятия. Наоборот, пытаюсь прояснить. А молиться можно не только за врагов, если человека не видишь врагом - молись как за друга, в чем проблема...

Честно попыталась вглядеться в собственное окружение с позиций, предложенных вами, и не нашла, к кому конкретно их можно приложить. С грабителями давно не сталкивалась. Не считать же врагами детей, которые у меня на уроках, случается, портят дисциплину?   :-)

От окончательных выводов воздерживаюсь. Возможно, это мое какое-то жизненное везение, что рядом не оказывается вражеских личностей.
« Последнее редактирование: 20 Май 2012, 10:16:54 от Elena »

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Я не бегаю этого понятия. Наоборот, пытаюсь прояснить. А молиться можно не только за врагов, если человека не видишь врагом - молись как за друга, в чем проблема...

Не "видишь" или "боишься увидеть"?

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Хороший поворот разговора - на то, что сами испытываем по отношению к тем, кого воспринимаем врагами. Это важно.

чтож тогда скажем так...у нас есть негативные чувства..назовем их враждой...они направлены как на самих нас и убивают нас, на Бога на ближнего...эти чувства мучают нас...как говорят носить в себе ненависть это все равно что выпить яду и ждать когда станет плохого другому... и враг тот кто испытывает те же чувства и ты видишь как он мучим ими и как его душу рвут эти переживания...просто ты как внешний раздражитель для эти чувств вражды для другого человека... т.е суть логике в другом видим то что есть в нас. когда увидели знакомое то и молимся...об избавления человека от общих друзей...
а на счет "по сути" разобраться... мы можем в этом разобраться только по сути того состояния в котором находимся...сейчас враг это одно .завтра уже будет другое значение этого слова...если будет перемена ума...

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Я не бегаю этого понятия. Наоборот, пытаюсь прояснить. А молиться можно не только за врагов, если человека не видишь врагом - молись как за друга, в чем проблема...

а кто друг? :-D за друга была заповедь молится? можно прийти к выводам что и нет тех за кого можно молится...потом можно пойти дальше..если нет за кого молится значит за себя...а кто я...с этим что все уже определенно?..все ясно?..выходит и нет меня ..значит незаконного молится...  :-D вывод нет понятий(слов) нет и жизни ..нет пространства где можно видеть врагов друзей итд...т.е если понятие нельзя прояснить значит его и нет...

слова проясняют слова..само по себе слово не ясное...но при помощи другого слово становится ясное...а то которое приложили к первому само по себя ясное?..если нет надо и его исследовать..приложив к нему другое... :-)
очевидно что от избытка переживания, чувства оформляются в слова находят свое выражения в словах...нет переживания слова бессмысленны...и переживание проясняет слово... а так схоластика  выходит... сопоставим множество не найдешь единства....

по ходу разговора уже надо исследовать не врага а тот метод исследования который мы прилагаем... :-)
проясняя мы стремимся к трансформирующему знанию а не информационному...выше я предложил трансформацию в виде пустотности..нет врагов. друзей меня... все умер ...у  мертвеца не может быть врагов... еще выше косвенно было предложено виденье перманентного состояние враждебности...
в своем исследовании Елена  Вы к какой трансформации стремитесь?...т.е если уже в Вас произошла трансформация со словом враг, то для Вас все уже ясно..если нет значит это понятие есть в Вас и оно актуально и действует...
« Последнее редактирование: 20 Май 2012, 13:23:37 от Monte More »

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Елена, в силу нашего падшего состояния мы ни святости, ни мертвости души не можем оценить достоверно.

Полагаю, молиться за врагов и за проклинающих - это неложный критерий того, что человек уже не отделен своим эго от нашей природы во Христе, что он неотделим от этой природы. И тогда он уже не отличает ближних...

А те, о ком упомянул - раритет, но они уже не наши враги, а враги Света и Истины. Это иное, потому зря о них завел речь. Хотя один афонит, помнится, и дьявола жалел...фольклор))

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

У христианина вообще никаких врагов не может быть...иначе это и не христианин вовсе... :-)

Ну у какого-то там абстрактного, гипотетического христианина может и нет, а у вас то они есть?
А у Христа были враги или нет? Или это его друзья распяли? А у апостолов?
В принципе, наша втхость, если ей позволить, в одночасье может и из друга, и даже из родного, близкого человека слепить образ врага: озлобить сердце на него и из мысленной искры возжечь пламя ненависти... :-)
Даже не знаю, есть ли у меня враги.....знаю, есть люди, чьи немощи я пытаюсь покрыть любовью, но у меня не всегда это выходит, и я этим людям внутренне противляюсь...строго говоря, возможно, они и подпадают пока под определение "врага" в данном случае...внутреннее неприятие их, не покрытие любовью делает их врагами...
Тут сообщили недавно, что соседи по участку в деревне грозят снести мою заброшенную хибарку бульдозером... вот...даже не знаю...враги они мне или просто недружелюбные соседи?
И Христа, и апостолов свои же и распяли - братья по вере...за имя Божье гнали и распяли...и нас тоже братья будут гнать и распинать...за имя Его... :roll:

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

На мой взгляд, все важно. Важно понять, по сути ли некто враг тебе, или...нет вовсе...

Это искание своего несправедливого или справедливого считания врага врагом.
В этом нет милости.Поэтому я и пишу, что это неважно. Считаем врагом - даже и разбираться не стоит, это уводит от милости. Ум будет циклиться на справедливости.
А вы вновь возвращаетесь обратно...

Если у вас нет понятия врага, зачем оно вам ?
Если Господь закрыл для вас целый слой проблематичных мыслей и чувств (плохих), зачем вы добиваетесь их открытия ?
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Цитата: Краевед
Если у вас нет понятия врага, зачем оно вам ?

Я озвучила "зачем" в первом посте - предстоит беседовать на эту тему. Нет у меня, зато есть у тех, с кем общаюсь (начиная от масонов и Америки  и кончая соседом -алкоголиком  :-) ). Попросила помощи, так как сама опыта восприятия кого-то врагом почти не имею. Спасибо всем, кто высказался.
 

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Удачи.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

"Равенсбрюкская молитва" (ее текст, записанный на клочке оберточной бумаги, был найден в женском концлагере после его освобождения).

Равенсбрюкская молитва

***
Господи, помяни мужей и жен
не только доброй воли,
но и злой.

Но не помяни всех страданий,
которые они причинили нам.

Паче же помяни плоды,
принесенными нами в этих страданиях.

Наше братство, верность друг другу
наше смирение, мужество и щедрость,
наше великодушие, -
вросшие в этой беде.

Пусть все эти, принесенные нами, плоды,
когда наши палачи придут на Твой суд,
будут прощением для них.




Вот еще вариант, более пространный:

***
Да воцарится мир в душах людей злой воли,
И да положит это конец мщению
И разговорам о казнях и насилии.

Жестокость несовместима
Ни с какими нормами и принципами,
Она вне пределов человеческого понимания,
Из-за нее так много мучеников в этом мире.

Поэтому, Господи,
Не измеряй их страдания мерками
Твоей справедливости,
Ибо потребуешь Ты суровой расплаты.

Так поступи же иначе,
Ниспошли Свою милость
Всем палачам, предателям и шпионам,
Всем людям злой воли,
Награди их храбростью и душевной силой.

И считать надо только добро, а не зло.

А в памяти наших врагов
Мы не должны остаться их жертвами,
Их кошмарами и пугающими призраками,
Но их помощниками,
Чтобы они смогли изгнать злобу из душ своих.

Это все, что от них требуется.

И тогда мы, когда все это закончится,
Может быть, сможем жить,
Как люди среди людей,
И, может быть, снова воцарится мир
На этой многострадальной земле
Для людей доброй воли,
А потом этот мир придет
И ко всем остальным.

"Мир всем людям злой воли! Да перестанет всякая месть, всякий призыв к наказанию и возмездию... Преступления переполнили чашу, человеческий разум не силах больше вместить их. Неисчислимы сонмы мучеников...

Поэтому не возлагай их страдания на весы Твоей справедливости. Господи, не обращай их против мучителей грозным обвинением, чтобы взыскать с них страшную расплату. Воздай им иначе! Положи на весы, в защиту палачей, доносчиков, предателей и всех людей злой воли - мужество, духовную силу мучимых, их смирение, их высокое благородство, их постоянную внутреннюю борьбу и непобедимую надежду, осушавшую слезы, их любовь, их истерзанные, разбитые сердца, оставшиеся непреклонными и верными перед лицом смерти, даже в моменты предельной слабости...

Положи все это, Господи, перед Твоими очами в прощение грехов, как выкуп, ради торжества праведности, прими во внимание добро, а не зло!
 
И пусть мы останемся в памяти наших врагов не как их жертвы, не как жуткий кошмар, не как неотступно преследующие их призраки, но как помощники в их борьбе за искоренение разгула преступных страстей. Ничего большего мы не хотим от них. А когда все это кончится, даруй нам жить как людям среди людей, и да возвратится на нашу исстрадавшуюся землю мир - мир людям доброй воли и всем остальным…»

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Свидетельство бывшей заключенной в Равенсбрюке

В 1947 году я поехала из Голландии в побежденную Германию, где царили разруха и уныние. Меня пригласили выступать на жгучую тему: «Прощение врагам по завету Христа».

В одной из мюнхенских церквей я говорила, что, когда мы каемся в своих грехах, Бог бросает их в пучину морскую, где они навсегда исчезают.

Слушатели пристально смотрели на меня, как бы сомневаясь в моей искренности.

Обычно после таких выступлений люди расходились молча. Но на этот раз лысый коренастый мужчина шел по направлению ко мне против течения уходящей толпы. Я почти сразу узнала его, но… в ином обличье – в зеленой военной форме эсэсовца. Он был одним из начальников охраны в лагере Равенсбрюка. В мгновение ока все прошлое ожило в памяти: огромный фабричный цех, ярко освещенный, куча одежды и обуви посреди цеха; стыд женщин, которые должны были проходить нагими перед мужчинами.

Рядом со мной шла моя сестра. Можно было пересчитать ее ребра под прозрачной кожей. «Как ты похудела, Бетси», - невольно сказала я ей. Мы обе были арестованы потому, что скрывали евреев во время немецкой оккупации. И этот охранник теперь протягивал мне руку. «Вы так хорошо говорили о прощении и выразили мысль, что наши грехи поглотила морская пучина», - сказал он мне. Кровь застыла у меня в жилах.

«Вы вспоминали о Равеснбрюке, - продолжал он, - я был там охранником. Но с тех пор я стал христианином. Я уверен, что Бог простил мне мою прошлую жестокость. Но мне хотелось бы услышать это из ваших уст. Прощаете ли вы меня?» Его рука снова протянулась ко мне.

Я стояла в оцепенении. Как я могла пожать его руку… ведь Бетси умерла в лагере. Можно ли было перечеркнуть так просто ее медленную и ужасную агонию?! Прошло несколько секунд, которые показались мне часами из-за тяжелой внутренней борьбы. Никогда я еще не сталкивалась с такой жестокой альтернативой, но избежать решения было невозможно.

В молитве Господней есть слова: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Я знала, что прощение зависит от волевого акта, а воля может действовать при любом состоянии души. Молча, я стала призывать Господа: «Иисус Христос, приди мне на помощь! Я могу протянуть руку, но Ты соверши все остальное! И затем механическим жестом я вложила свою одеревеневшую руку в его, все еще протянутую мне. И в эту секунду случилось нечто необычайное.

Я почувствовала, как сила духа Божия вошла сначала в мое плечо и потом молниеносно передалась в наше рукопожатие. Исцеляющая теплота распространилась по всему моему существу и наводнила глаза слезами. «Я вам прощаю, брат мой, - воскликнула я. – Прощаю от всего сердца!» Несколько мгновений мы стояли, не разминая рук. Никогда в жизни я не познала любовь Божью к людям так сильно, как в этот момент»…

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

  Вспоминая старую тему http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2453
и это
Все говорят о важности. А не хватает практики.

Иисус говорил нагорную проповедь простым людям. И говоря "молитесь за врагов" Он подвигает простых людей задуматься.
Как же я смогу молиться за того, кого я хочу обидеть? Наверное, сначала должно пройти это желание - нагадить врагу, это несправедливое или справедливое желание... Иначе и молиться то невозможно за этого человека.
подумалось написать продолжение.

  Сам Господь приводил пример, как не имея любви к врагам следует поступать.

Цитировать
Мф 5
25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

Лука 12
56 Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?
57 Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?
58 Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу.
59 Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.

   У Луки это после темы о наказании господином плохих рабов и вообще - о наказании виновных.

   Поэтому, пока мы тут, по дороге к судье, надо нам страшиться наказания и стараться примиряться с соперниками своими.

   Но это в жизни не всегда можно сделать, зато молитва наша всегда с нами, и если нельзя примириться физически, то только она и остаётся. Испрашивая пострадавшим от нашей руки или злого языка: убитым нами, оклеветанным, пнутым и обиженным, - испрашивая всей своей волей и искренностью у милостивого Бога, Иисуса или Богородицы всяческих благ для них - мы изглаживаем этим наш долг, по мере своих скромных сил.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля


"“Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие,] ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе” (Притч.25:21-22)"
Конечно, Господь в нагорной проповеди говорит совсем о другом, противопоставляя свои слова закону раз за разом.
Молиться об обидящих нас так, чтобы не собирать на их головы угли, а чтобы давалось им всякое благо, быть совершенными в любви или хотя бы желать этого совершенства.
Потому и блаженные нищие духом, те, кто жаждет совершенства божественной любви, просит его и стремится к нему.

 

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Скорее всего, в Литургии нет молитвы за врагов по причине, которую указывает ап. Павел:
"Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными".

Если наши собственные грехи нам открыты, в большей или меньшей степени, то суть проблем другого человека может быть воспринята неправильно. К молитве за обижающих нас неуловимо подмешиваются наши собственные эмоции, даже если нам кажется, что наша молитва чистая и бесстрастная.
Молиться за обижающих нас нужно духом. Ибо сами не знаем о чем молиться.
Обозначив проблему другого, и начиная молиться за конкретную проблему в человеке, берем на себя грех осуждения.