Как в исламе, так и в христианстве (в православии) - решается одна серьезная проблема - принижение Учения и его ограниченность, навязанная традиционалистским подходом. Гуманистические ценности (в действительности весьма смутные) по своему духовному потенциалу оказываются выше религиозных, если в последних пропагандируется осуждение иноверия и проповедуется вечность зла в виде ада и страданий для грешников и всех иноверцев. Религия, сведенная до уровня закона, оказывается не способной вместить полноту Божией любви - именно ее проповедовал Господь - и терпит поражение, замыкаясь в сужающемся круге интересов. И растет клякса религиозного обрядоверия, национализма и экстремизма - как верный знак утраты столпа света, озаряющего религию изнутри. Звучит как приговор к смерти за идолопоклонство, уже приведенный в исполнение, когда говорят, что самым значимым событием церковной жизни такого-то года, монастыря, церкви - был привоз чудотворной иконы или мощей. Освященная мертвячина! - говорю не о св.мощах и иконах, а по отношению человеческому к ним! Идолопоклоннические танцы вокруг святынь - и религиозное презрение к "недочеловекам" (по умолчанию) другого вероисповедания. Понятно, что в мире гуманистических идей и нарастающего чувства человеческого единства такое идолопоклонство и обрядоверие обречено стать охраняемым музейным экспонатом. И уже стало им... Впрочем, растет и клякса.
Отталкиваясь в качестве затравки от столь «провокационного» сообщения Александра, мне кажется стоит задуматься о месте традиции и духа, внешнего и внутреннего в религии, и их связи и отношении. Человек состоит из внешнего и внутреннего, и лечение его падшего состояния должно включать средства как внешние, так и внутренние, и для тела, и для ума, и для сердца. Невозможно только сосредоточиться на одном и излечить только один состав человека, поскольку остальные составы, оставшись неизлеченными, будут продолжать заражать его. Поэтому в православии внешние и внутренние элементы неразрывно связаны. Не может быть внутреннего преображения сердца без участия тела и ума в Таинствах, обрядах и внешней жизни церкви. Таинства и обрядовые внешние элементы веры всегда соединены с действующией в них благодатью, и спасают все составы человека совокупно, как внутренние так и внешние, но для того чтобы они были спасительны, и человек в свою очередь должен участвовать в них всем составом, как внешне, так и внутренне. Без действенного участия внутреннего человека Таинства не действенны и автоматически никого не спасают.
Иными словами, в идеале должен сохраняться баланс между внешними элементами религии и их внутренним содержанием, баланс участия человека как во внешней, так и во внутренней жизни Церкви. Этот баланс может меняться у каждого человека индивидуально в зависимости от его духовного возраста, на начальных этапах религиозной жизни в человеке обычно превалирует внешнее, на более зрелых этапах акцент переносится на внутреннее. К сожалению, в тех случаях когда подавляющее большинство членов церкви находятся на начальных этапах, это неизбежно отражается и на состояние местной церкви в целом, неизбежно происходит перекос в сторону внешнего, что приводит к распространению обрядоверия, фарисейства и идолопоклонничества. Именно такая ситуация наблюдается сейчас в русской церкви, в которой преемственность духовной традиции была утрачена. Выход из этого массового тупика лежит не через отрицание и поругание внешнего, не через харизматизм, мессалианство или либеральный релятивизм (которые являются лишь другими формами неофитства), а через восстановление правильного баланса внешнего и внутреннего, через переход во внутреннее Царство Божие посредством целостного телесно-духовного внешне-внутреннего участия в сакраментальной жизни Церкви и целостного исцеления человека. Выход лежит не через отрицание внешнего, а через открытие внутреннего содержания внешних элементов церковной жизни, открытие внутренней благодати и Божией любви во внешних обрядах и ментальных догматах веры.
В отношении же мнения о религиозной исключительности можно сказать следующее. Не случайно это мнение присутствует у многих св. отцов, и кстати аналогичное мнение присутствует почти во всех традиционных религиях. Дело в том что для того чтобы выбраться из падшего состояния, излечиться духовно, человеку требуется очень твердая вера в эффективность и даже исключитьельность той духовной медицины, которую он выбрал. Духовное излечение крайне болезненно для самолюбия и требует полного от него отречения, и человеческое самолюбие пытается избежать болезненного лечения и находит любые лазейки для этого. Твердая вера в неизбежную погибель за пределами избранной веры предохраняет пока еще падшую душу человека от расслабления и индифферентизма, от бесконечного колебания и прехода от одной веры к другой, который ни к чему кроме топтания на месте не приводит. Мнение о равно-спасительности различных религий, как бы не было привлекательно для гуманистического сознания, на деле как правило приводит к тому что человек не спасается ни в одной из религий. Надо выбрать один путь и пройти его полностью. Так, решившийся на хирургическую операцию должен пройти ее до конца, иначе выздоровления не достигнуть, а для этого нужно твердо верить в спасительность операции, в то что других способов лечения в данной ситуации для человека нет. К сожалению, такая вера в исключительность выбранной религии часто, по причине той же падшести души, дает негативный побочный эффект – презрение и ненависть к тем кто не исповедует той же религии. Что же, каждое лекарство имеет побочные эффекты, и чем лекарство сильнее, тем сильнее и они, особенно при передозировках и неправильном употреблении. Вера в исключительность своей религии есть почти неизбежный элемент начального рабского этапа духовного пути, и мало кому удается пройти по среднему пути, избежав крайностей как воинственного фундаментализма, так и духовно расслабленного либерализма. И уж точно никому не удавалось перепыгнуть начальные этапы раба и наемника, и достигнуть сыновства, не излечив прежде сердца и ума от глубоко поразившей их болезни самолюбия. Единственный способ свести побочные эффекты к минимуму – это пройти лечение и от самой болезни, и от побочных эффектов до конца как можно быстрее и эффективнее, пройти этапы раба и наемника и достигнуть истинного усыновления и причастия Божественной любви. (Быстре не значит недолечившись и перескочив необходимые этапы, а значит не застревая в болотах и ловушках и не стагнируя на достигнутых рубежах).