Исихазм

Автор Тема: Как правильно понимать такие слова?  (Прочитано 4801 раз)

qmt

  • Сообщений: 1
    • Просмотр профиля

Как правильно понимать такие слова?
« : 27 Сентябрь 2007, 09:45:11 »
Здравствуйте!
Скажите, как правильно следует понимать такие слова:

"Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов."

Следует ли понимать, что эти слова всего лишь предназначались конкретному человеку в конкретной сложившейся ситуации,
что вовсе НЕ является наставлением и призывом к остальным людям поступать также?


И еще:
"Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
И враги человеку -- домашние его.
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;"

Если я правильно понимаю суть - любовь к Богу должна быть неизмеримо превыше любви земной к близким людям. Однако читая еще и еще раз вышесказанное, чувствую что есть еще какой-то другой смысл, которого я не могу словами сформулировать. Помогите...


Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно понимать такие слова?
« Ответ #1 : 27 Сентябрь 2007, 11:46:39 »
Вы правильно понимаете: "любовь к Богу должна быть неизмеримо выше всего". А что касается "другого смысла", то надо помнить, что в каждых словах Евангелия - неисчерпаемое множество смыслов, а не только какой-то один "скрытый".
На каждом этапе жизни, на каждом этапе духовного пути слова Евангелия открываются нам с новой стороны. И каждое новое понимание не отменяет предыдущих.
Например, "мертвые" и "родные" - это не только наши близкие люди. Это еще и наши дурные помыслы, наши страсти, наши грехи, с которыми мы сроднились... Мы хотим избавиться от них, но желание пойти на "похороны" означает наше лукавство, которое гнездится глубоко в нашем сердце, лукавство, в котором мы сами себе не хотим признаться.
Проще говоря, поход на "похороны"  - это желание оттянуть момент расставания с привычными своими грехами и грешками.
И неудивительно, что когда мы идем на эти "похороны", мертвецы всякий раз мертвой хваткой тянут нас за собой в могилу. Мы с трудом выкапываемся, выкарабкиваемся из этой могилы, чтобы в очередной раз идти на похороны... И это замкнутый круг.
Потому Господь и говорит "иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов".
А сколько еще смыслов - маленьких и необъятных в этих словах...

Srub

  • Сообщений: 62
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно понимать такие слова?
« Ответ #2 : 27 Сентябрь 2007, 12:37:26 »
Вполне вероятно, что речь здесь не шла просто об единовременном акте похорон... а ученик предполагал жить при отце до его смерти.

Maria

  • Сообщений: 81
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно понимать такие слова?
« Ответ #3 : 27 Сентябрь 2007, 13:05:07 »
qmt: «Если я правильно понимаю суть - любовь к Богу должна быть неизмеримо превыше любви земной к близким людям.»
1. Думаю, здесь не должно быть разделения: вот любовь к Богу, а вот к близким. То есть превыше любовь к Богу в близких. Все остальное тленно и проходяще.
2. Земная любовь почти всегда имеет обратную сторону: предпочтение одних рождает взгляд «свои-чужие». В острых ситуациях (выбора) «чужие» могут стать «врагами». Обращение к божественному в людях устраняет эту выборочность.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно понимать такие слова?
« Ответ #4 : 27 Сентябрь 2007, 22:29:51 »
Кто такие в данном случае отец и мать и невестка и свекровь, домашние? Это - привычный закон человеческий, то "хорошо" и "плохо", "должен" и "нельзя", которые были вдолблены нам с детства, мертвящий закон мира сего, на котором держится общество и наш внутренний мир. Человек же, идущий за Христом, отвергается от этого закона, от этих мнений и обычаев с одной стороны и от своих же привычек и дольних мыслей с другой. Часто он становится из-за этого изгоем - фактическим или по духу, которому негде преклонить голову. Нужно забыть обо всём напрочь, имея только Господа в себе и ничего от мира сего. Тот меч, о котором Он говорил - это меч, отсекающий нас от того общества, в котором мы выросли, от его законов, построенных на взаимном насилии, которые мы впитали и который сами же поддерживали. Это часто страшно, потому что этот закон всегда давал нам некоторую опору, это такой мирок. Но никакой опоры у нас не должно быть кроме Господа! Если кто-то говорит, что то или это - свято, мы должны отвергнуть это и сказать, что свят один лишь Господь, то же, что в этом мире - не свято само по себе. Все наши связи иллюзорны, родство по крови ничего не стоит, а только родство по духу. Господу мы должны следовать во всём, Его воле, Его любви, но не обычаям и законам. Ему одному мы сыновья.
Олег

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно понимать такие слова?
« Ответ #5 : 27 Сентябрь 2007, 22:55:23 »
Учение Христа поэтому глубоко антисоциально в том смысле, что для него все демократические ценности, семейные узы, светлое будущее, дым отечества и т.д., всё это - пустой звук, и единственное, что имеет значение - любовь.
Именно эти самые "демократические ценности", эти идолы, и распяли Его в конце концов, хотя их победа обернулась прахом. Дух животворит!
Олег

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно понимать такие слова?
« Ответ #6 : 27 Сентябрь 2007, 22:55:53 »
Скажите, как правильно следует понимать такие слова:

"Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов."

Следует ли понимать, что эти слова всего лишь предназначались конкретному человеку в конкретной сложившейся ситуации,
что вовсе НЕ является наставлением и призывом к остальным людям поступать также?

Под мертвыми, видимо, подразумеваются люди, умертвленные грехом и еще не воскресшие во Христе. Мертвые погребают своих мертвецов и не подозревают, что сами мертвы. Путь идет за Христом и от дел мертвых духом людей. Особенно, в молитве, когда дела мертвого мира греха постоянно заслоняют взывание ко Христу, Богу Живому.

Цитировать
И еще:
"Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
И враги человеку -- домашние его.
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;"

Если я правильно понимаю суть - любовь к Богу должна быть неизмеримо превыше любви земной к близким людям. Однако читая еще и еще раз вышесказанное, чувствую что есть еще какой-то другой смысл, которого я не могу словами сформулировать. Помогите...

Мне кажется, здесь тоже сказано в контексте молитвы. Потому что любовь к близким дана Богом и не является грехом. Но когда заботы, связанные с эгоистической стороной этой любви заслоняют взывание и любовь ко Христу, близкие становятся врагами молитвы и человека, ищущего путь к Богу.

В буддизме есть похожее: "Встретишь Будду, устрани (из ума) Будду, встретишь императора, устрани императора, встретишь родителей, устрани родителей."

Одно время "устрани" переводилось как "убей". У кураевцев до сих пор это антибуддийская цитата номер один. :)
« Последнее редактирование: 27 Сентябрь 2007, 23:07:16 от Sергий »

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно понимать такие слова?
« Ответ #7 : 28 Сентябрь 2007, 03:49:47 »
Коль пошла здесь такая буддистская "пьянка", режь последний тантрический огурец...
В Махамудре Упадеша шри Тилопа говорит: Оставь слуг и родню - причины страсти и агрессии.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Aman

  • Сообщений: 31
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно понимать такие слова?
« Ответ #8 : 28 Сентябрь 2007, 10:28:41 »
Мы должны отвращаться от одного ради другого, ибо не может быть так, чтобы одно не мешало в нас другому.
Во всем, что мы делаем, мы должны присутствовать вниманием,  иначе нельзя было бы выполнить этого дела должным образом.
Душа тесно связана со вниманием, и  устремляется туда, куда направлено наше внимание.
Если же устремляется она во внешние дела, то неизбежно будут внутренне ослабевать наши сокровенные дела, но для этого внутреннего дела душа нужна Богу свободная, неомраченная, беззаботная, в которой бы никого не было, кроме Него одного, и которая не жаждет никого, кроме Него одного.
 Поэтому твой враг то, что мило тебе. Если твой глаз хочет видеть разные вещи, а ухо слышать разные вещи, и сердце твое заботиться о разных вещах, то поистине твоя душа будет разрываться  между этими вещами.

Когда человеку надлежит совершить внутреннее дело, он должен стянуть все свои силы в одну точку души своей, и сокрыться от всех образов и ликов, и тогда только может он там действовать. Там погрузиться он должен в забвение и неведение обо всем. Да будут тишина и молчание там, где должно быть воспринято слово.
 
Так примерно говорил Экхарт и я согласен с ним.
Обсуждаемые здесь изречения тесно связаны с тем местом, где говорится о невозможности служить Богу и маммоне.

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно понимать такие слова?
« Ответ #9 : 28 Сентябрь 2007, 11:02:39 »
У Динисия о том же:

Единение обоживаемого с вышним светом начинается при успокоении всякой деятельности ума, оно совершается не по какой-то причине или аналогии, коль скоро подобное относится к деятельности ума, а через оставление всего сущего, само, однако, не будучи просто оставлением: ведь если бы здесь было простое оставление, то от нас зависело бы  по желанию восходить к сокровенным Божиим тайнам. Так что виденье есть не просто оставление и отрицание, но и единение и обожение, таинственно и невыразимо совершающееся в благодати Божией после оставления всего, что запечатлевает ум снизу, вернее же - после успокоения, которое выше оставления, потому что оставление сущего есть только отдаленное подобие успокоения ума. Недаром отделить Бога от Его бесчисленных творений должен всякий верующий, а успокоение всей деятельности ума и потом единение с вышним светом, будучи совершенным состоянием и полнотой богодействия, дано только тем, чье сердце очистилось и наполнилось благодатью.