Прочитал тему «Действие страсти» и комментарии к ней. Так как мне постоянно приходится иметь с этим дело, то положил полезным изложить свое мнение по этому вопросу.
Тезисы:
1.Своей силой человеку со страстью не справиться.
2.Бог может все, в том числе справиться и со страстью.
3.Для того, чтобы опереться на Божественную силу, следует так переделать свое естество, чтобы оно могло естественно эту силу от Бога получать.
4.Прохождение умно-сердечной молитвы как раз и есть воссоздание того общения Бога с человеком, которое было в раю, или «лучшего».
5.Тайна этого «естества» - Крест Христов.
6.Чертежи по которым следует строить новое естество — Божественные судьбы Св. Писания и Истории Церкви.
Для начала предлагаю тему о понятии греха, не новую, но полезную.
О понятии греха.
Мне кажется, что существуют два основных представления о том, что такое грех.
Первое, назовем его актуальным, заключается в том, что грех в нем есть некоторое конкретное событие, что-то вроде уголовного преступления, которое неотвратимо влечет за собой праведное воздаяние. Для того, чтобы получить прощение, следует исповедать грех перед священником и получить разрешение от греха. Такое юридическое представление, как мне кажется, привнесено к нам из Римской Церкви.
Второе представление, назовем его онтологическим, заключается в том, что грех в нем есть некоторое беззаконное состояние (устройство) падшего человеческого естества, которое естественно рождает из себя беззаконные дела. Совершение конкретного греха в этом представлении есть знамение (обличение) того, что состояние естества беззаконно.
В зависимости от того какое представление мы выбрали, определяется соответствующая этому представлению цель и последовательность действий христианского подвига.
Из первого представления является, что целью подвига является получение прощения за сделанный грех. Полагают что должно как-то особенно сердечно сокрушиться, представляя под сокрушением набор исключительно чувственных действий: слезы, рыдание, лежание на земле, вопли, какое-то особенное душевное болезнование. Словом всё то, что так любят делать впадшие в истерику и безумное отчаяние жены.
Практика показывает, что придерживающиеся этого представления, не изменяются к лучшему, хотя каждую неделю приносят длинный перечень грехов (один и тот же). Объяснение простое, они просят простить грех, и им прощают!? Их же естество, из которого рождаются грехи, остается неисправленным.
Во втором представлении целью подвига является изменение естества человека, приведение его в состояние, с которым человек мог бы жить в вечности. Орудиями, с помощью которых производится изменение, являются исповедание и молитва.