Исихазм

Автор Тема: Творец и зло  (Прочитано 4547 раз)

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Творец и зло
« : 26 Сентябрь 2008, 10:50:59 »
Если добро - бытие и сущность, так как личностно и происходит от Самого Бога, то зло, напротив, сущности не имеет и не есть начало, но возникло, как паразит там, где отсутствовало добро, точно так же, как возникает тьма в отсутствие света.

* Зло не есть какая-либо сущность, имеющая действительное бытие, подобно другим существам, созданным Богом, а есть только уклонение существ от естественного своего состояния, в которое поставил их Творец, в состояние противоположное. Поэтому не Бог есть виновник зла, но оно происходит от самих существ, уклоняющихся от своего естественного состояния и предназначения. (Дионисий Ареопагит).


Но как тогда понимать следующее местописание:


" Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это".

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Творец и зло
« Ответ #1 : 26 Сентябрь 2008, 11:40:00 »
Бедствия в нашем, человеческом понимании не всегда есть зло, они могут быть и добром. Но это лишь одно из более-менее удобных объяснений, которые далеко не всегда удовлетворяют.
Происхождение зла - это главный "проклятый вопрос", который тащит за собой бесконечную цепочку других вопросов. И рационального, умопостигаемого ответа, похоже, нет.
Быть может, ответ может прийти тогда, когда меняется ум. Но, кажется, тогда этот вопрос теряет свое значение.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Творец и зло
« Ответ #2 : 26 Сентябрь 2008, 11:46:18 »
Нашла толкование Златоуста:

многие из безрассудных называют злом не только действительное зло, которое никогда не может быть добром, но и некоторые из средних предметов, напр., бедность, плен, рабство, которые составляют, как мы показали, не зло, а нечто среднее; так как многие, как я выше сказал, называют это злом, тогда как оно не есть зло, то пророк и говорит об этих предметах, которые многими считаются и называются злом, но на самом деле не зло, – о плене, о рабстве, о го­лоде и тому подобном. А что они действительно не зло, но еще служат к истреблению зла, мы наперед представим го­лод, который для всех кажется страшным и ужасным. Узнай же, как он не есть зло, и научись любомудрствовать. Когда еврейский народ дошел до крайней степени нечестия, тогда Илия, поистине великий и достойный небес, желая истребить болезнь нерадения и излечить ее, сказал: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову (3Цар.17:1), – и тот, кто имел одну только ми­лоть, заключил небо: такое он имел дерзновение пред Богом! Видишь ли, что бедность не зло? Иначе беднейший из всех людей, живя на земле, не имел бы дерзновения – пока­зывать такую силу одним только словом. Сказав это, он ибо навел голод, как превосходного учителя и истребителя быв­ших зол; и подобно тому как бывает с телом, подверг­шимся сильной горячке, самые жилы земли высохли, источники и растения оскудели, и недра земли сделались бесплодными. Тогда народ получил немалую пользу: был удержан от стремления к беззаконию, был обуздан и стал более послуш­ным и покорным пророку. Те, которые прибегали к идолам и детей своих закалали в жертву бесам, при избиении столь многих жрецов вааловых не негодовали и не роптали, но пе­реносили бывшее в молчании и страхе, сделавшись лучшими от голода.




7. Итак, пророк говорит следующее: пусть не развращают вас лжепророки; Бог может даровать вам мир и отдать вас в плен. Это и значит: делаю мир и произвожу бедствия. Но дабы ты убедился, что это справедливо, рассмотрим обстоя­тельно сами выражения. Сказав выше: Я образую свет и творю тьму, Он потом прибавил: делаю мир и произвожу бедствия (Ис.45:7). И выше Он представил два противоположные предмета, и за­тем – два противоположные предмета, дабы ты знал, что Он говорит не о прелюбодеянии, но о несчастьях. Что противоположно миру? Очевидно – плен, а не распутство, не прелюбодеяние, не любостяжание. Как выше он представил два противоположные предмета, так точно и здесь; а миру противоположны не прелюбодеяние, не блуд, не распутство и прочие пороки, а плен и рабство. Но на людей какое впечатление производят стихии, та­кое же и обстоятельства. Например: Бог сотворил как свет, так и тьму; и, однако, для многих свет кажется приятным, а тьма неприятною, и они порицают ночь, как нечто дурное; так точно поступают они и с обстоятельствами. Между тем не должно порицать ни ночи, ни тьмы, ни рабства одного, ни плена. Скажи мне, что худого заключает в себе тьма? Не достав­ляет ли она отдыха от трудов, успокоения от забот, утоле­ния печали, восстановления сил? Если бы не было тьмы и ночи, то наслаждались ли бы мы когда-нибудь светом? Не расстрои­лось ли бы и не погибло ли бы это живое существо – человек? И как тьма для неразумных кажется злом, и, однако, не есть зло но доставляет нам пользу относительно самого дня, делая нас более способными после отдыха к дневным трудам, так не есть зло и плен, о котором пророк говорит в словах: делаю мир и произвожу бедствия, но он весьма полезен для тех, кто пользуется им, как должно; он делает их более благоразумными и послушными, истребляя гордость.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Творец и зло
« Ответ #3 : 26 Сентябрь 2008, 22:33:46 »
Цитировать
И как тьма для неразумных кажется злом, и, однако, не есть зло но доставляет нам пользу относительно самого дня, делая нас более способными после отдыха к дневным трудам

И другой взгляд: полагаю небессмысленным разделять понятия тьмы чистой, созданной Богом, и тьмы нечистой, которая была светом, но восстала против Бога.

Еще вспоминается "пресветлый сумрак" из Дионисия Ареопагита.

Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Творец и зло
« Ответ #4 : 27 Сентябрь 2008, 13:17:35 »
Отделена тема "Ветхозаветные и новозаветные представления о Боге"   http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1816.0