Исихазм

Автор Тема: Рдейский монастырь, измождение плоти, отшельник  (Прочитано 3240 раз)

patrocl

  • Сообщений: 19
    • Просмотр профиля

12 июня 2008 года с другом отправились по Новой риге на поиски Рдейской обители, расположенной в Холмском районе Новгородской области.
Зная из отчетов предыдущих паломников, что дорога проходит по болоту, прихватили сапоги, накомарники, а также спальники. Палатку брать не стали, ночуя  мимоходом в брошенных хижинах новгородцев.
Стартовали мы неподалеку от деревни Новички, за 200 м до которой возле таблички «Берегите лес от огня» свернули направо в чащу, где и припарковались. Как только мы вылезли из машины, нами сразу же заинтересовались лесные музыканты, придав ускорения к перевоплощению из горожан в пчеловодов обутых в резиновые сапоги. Надев рюкзаки и взяв лыжные палки, мы двинулись в лес, отслеживая путь по карте, компасу и GPS. Стали переправляться по дереву через речку Загарку, и как обычно из-за невнимательности я черпанул воды, жесть. Впредь надо быть более аккуратным, поскольку мокрый носок и стелька постоянно раздражают. Чем дальше в лес, тем больше комаров, как лилипутов прыгающих по Гулливеру, в тщетном желании прокусить камуфляж и от того еще настырнее звенящих; никогда такого не видел. Так, пройдя по компасу около 2-х километров, мы набрели на тропинку, соединяющую Новички с деревней Высокое (нежил.), и, обрадовавшись, замаршировали по ней на северо-запад, поскольку уже темнело, и неплохо было бы найти место ночевки. Тропинка бежала параллельно следу ГТС и то и дело сливалась с ним в глубокие лужи, обходя которые терялся набранный темп, поэтому зачастую форсировали их напропалую, как и начавшуюся за ними гать, и вышли к полю. Тишина, и сквозь сумерки над лесом простирается фиолетово-розовый закат, навевающий покой и умиротворение после 8-ми километрового броска. GPS, подсказывает, что до Высокое осталось 2,2 км. Пройдя ограниченные пересохшим ручьем поля, мы заметили остатки былой электрификации местности – столбы, с оборванными проводами ведущие к заброшенной деревне, перед которой разливался пруд, очень кстати, поскольку все колодцы были в крайне запущенном состоянии с мутной и грязной водой. Дом, который мы выбрали для ночевки, состоял из трех смежных комнат с туалетом и коридором одновременно служащим кухней, где стояла бесполезная газовая плита, полезная печь и на полу куча мусора, который по утру весь ушел в топку для обогрева жилья. Набрали воды в пруду и разожгли перед домом костер. Подсушившись и испив местного «чайку», поскольку вода была желтовато-коричневой, мы разошлись по комнатам, где, достав спальники, растянулись на кроватях, напомнивших мне пионерское детство. Проснулся часов в 5, уже рассвело, в комнату то и дело влетали птички и весело чирикая, выпархивали в разбитые окна. Чтобы согреться схватил пилу и пошел за дровами, растопил печь с помощью старого армейского сухого горючего и стал сжигать скопившийся в доме мусор, интересно заметил ли это водитель проезжавшего неподалеку ГТС? Встал и напарник и сварил макароны с тушенкой, вскипятил воды на дальнейший путь. Плотно позавтракав и закусив бананами с мандаринами около 12-ти часов мы покинули Высокое. Повернув направо, куда вели следы ГТС, мы пересекли живописную березовую рощу и подошли к Рдейскому болоту, которое простиралось за горизонт. Идти по нему было непривычно от вязкости, ноги то и дело проваливались в развороченную гусеницами топь, и мы, перепрыгивая по кучкам зеленой травы, медленно, но верно продвигались к цели. Вокруг роилась туча слепней и оводов, таких жирных и агрессивных, что даже представить страшно, окажись здесь человек без накомарника.
Обременительно месить болото с поклажей (к несчастью оборвалась ручка у сумки) и поэтому мы приваливались на мох через каждый километр. В какой-то момент  осознаешь, что тело и душа враги,- одно тянет прилечь на ковер, а другая хочет поскорее посмотреть монастырь. Так мы притопили к живописнейшему озеру Страчино. Его воды отражали синий океан неба, по которому плыли белые паруса кучевых облаков, а вокруг сухими и ломаными мачтами валялись деревья, преграждая путь к воде. Далее мы двинулись параллельно каналу, связывающему Страчино с озером Рдейским, и вышли к зимней бытовке, использовавшейся новгородскими рыбаками как место для ночлега и отдыха. Бросив под нары вещи и уже налегке, мы решили, что сейчас одним маршем достигнем монастыря, поскольку до него оставалось совсем чуть-чуть. Но к нашему удивлению и разочарованию, затея прошла вхолостую, поскольку мы элементарно сбились с курса и, не дойдя, как выяснилось позже какую-то сотню метров, свернули на старомонастрырскую дорогу и ушли вглубь болот, атакуемые попеременно ордами слепней и оводов. Подустав, мы решили вернуться в бытовку, чтобы еще раз спокойно оценить местность и свериться с координатами монастыря. Так и сделали, монастырь значился как стоящий на самом берегу Рдейского озера и чтобы уже наверняка не промахнуться, мы решили подойти к нему с воды, для чего воспользовались оставленной на берегу лодкой. Сев в лодку и предварительно отметив место фиолетовым платочком, мы отчалили, идя метрах в 30 от берега. Вскоре увидели проступающие сквозь зеленую поросль кирпичные стены собора, и подгребя поближе причалили. Взобравшись на возвышенность, перед нами предстала неожиданная картина: два бородатых мужика (без накомарников !!!) в рубахах навыпас, штанах и сапогах, оживленно суетились, а третий бритый в спортивном костюме что-то решал, когда увидели нас. На удивленное замечание, «а вот и еще двое» и как вы здесь очутились и почему со стороны озера, мы ответили, что приехали на машине, затем долго шли пешком и не найдя монастырь попросили у рыбаков лодку, которую те нам любезно предоставили. Они соображали, а мы, по хозяйски осмотрели окрестности, и зашли внутрь собора, покамест трудники прощались с отшельником. Немного погодя к нам подошел смиренного и благообразного вида мужчина лет 37, как выяснилось отшельник обосновавшийся здесь. Познакомились, причем его имя я так и не услышал, и он любезно проводил в помещения, в которых располагалась трапезная, попутно поведал историю обители и поделился мыслями по поводу восстановления  купола Успенского собора и заодно как бы ему достать пчел, у которых там гнездо. Пред алтарем уцелели частично мраморные рамки иконостаса, куски которого валялись рядом на полу. Собор производит удручающее впечатление, вокруг голые стены, исписанные вандалами и еще не до конца затертые стараниями отшельника. Он живет здесь почти год, пришел в июле 2007, родом с Украины. Мужеству и силе духа его стоит позавидовать, поскольку остаться в таких краях без пламенной веры невозможно. У него есть небольшое хозяйство: огород и улей, рядом стоит палатка. По рассказу монастырь во время войны подвергся бомбардировке, в результате, которой были разрушены стены и уничтожена колокольня. Фашисты, после отхода заминировали собор, и недавно одному неудачнику оторвало ногу «лягушкой». Отшельник показал нам найденную с помощью металлоискателя одну такую «лягушку», при взрыве которой человека подбрасывает на 1,5 метра. Также рядом был вкопан Демидовский рельс, с надписью 1871 года. Когда сюда пришел отшельник, тут повсюду были разбросаны монашеские кости, поскольку близко располагалось кладбище, оскверненное приезжавшими сюда в поисках драгоценностей гробокопателями, разбившими могильные плиты. Правда их вакханалия не осталась безнаказанной: в первую же ночь сгорел тот домик, где они остановились, став адским крематорием для кощунников.
Также с монастырем связано множество чудес, например таких, что некоторые ночью видели сияние над этим местом, а две паломницы даже слышали колокольный звон, хотя  церквей в окрестности нет.
Из живности здесь водятся медведи, волки и рысь, а однажды ему посчастливилось увидеть сову, причем любовался он ею с расстояния примерно 2-х метров.
К сожалению, из-за нехватки архивных материалов мы не можем проследить всю историю монастыря известно, правда, что первый деревянный храм основали в честь  Соловецких святых Зосимы и Савватия, а монастырь изначально был мужским. Следующий всплеск архитектурного возрождения обители приходятся на пожертвования мецената Мамонтова уже во времена, когда он был женским, благодаря коим и был построен собор, по масштабам своим превышающий Богоявленский в Москве.
Так за разговорами с этим удивительным человеком, в глазах которого столько смирения и покоя сгустились сумерки, и мы, напившись приготовленным иноком на костре чаю, начали прощаться. Он проводил нас до пристани, попутно показав беседку и то, что удалось построить – туалет. По его словам однажды сюда приехала экскурсия из 30 детей, которые буквально загадили весь лес. Остров (окруженный с трех сторон озером, а с четвертой труднопроходимым болотом) чувствуется, когда-то был очень обжитым, и здесь кипела духовная жизнь,- о чем говорят крепостные развалины и в ряд посаженные могучие деревья. Надеюсь в дальнейшем стараниями местной епархии и пожертвованиями туристов Рдейский монастырь возродиться вновь.
На прощание монах пожелал нам легкой дороги, которой она в итоге и стала, мы вернулись в бытовку и переночевав, одним утренним - дневным переходом добрались до машины, на которой и вернулись благополучно домой в районе 23 часов 14 июня.
Избави мя Господи от друзей, с врагами я сам разберусь