Сейчас разразился в мире и в нашей стране кризис. Волей-неволей, но нам придется его пережить. Вот нам, православным, предоставляется колоссальная возможность реализовать на деле христианскую соборность. Многие из нас остались без работы, без реальных средств к существованию. Один из вариантов совместного преодоления кризисной ситуации (в плане семьи) - строительство частных домов и их реализация. Для этого стройматериал должен быть минимально низким по цене, и реализация построек должна быть ниже средней цены на аналогичную недвижимость, т.к. должна быть направлена на среднего человека, а значит – будет иметь большой спрос.
Если мы обратимся к нашей истории, то увидим, что наши предки часто использовали для строительства такой материал, как саман.
Саман - это строительный материал, состоящий из глины, соломы и песка. Он укладывается в стены непосредственно после замеса – пока состав еще не потерял своей эластичности. Широта области применения самана поражает. Казалось бы, такой примитивный материал, а в минувшие столетия из него строили не только маленькие хижины, но и двухэтажные дома. Дом из самана – это строение, обладающее неправильными округлыми формами. Такой дом не имеет острых углов, он очень устойчив и надежен. К тому же саман огнеупорен за счет содержания в нем глины.
Следует вспомнить, что наши предки жили в единении с природой. Жизнь пращуров была трудна и сурова, но в то же время удивительно поэтична и возвышенна. Философия единения с природой естественно отражалась в произведениях культуры, быта, в том числе и в постройке жилищ, хозяйственных помещений, помещений для скота и т.д. Поэтому, при полной функциональности строений, они отличались, тем не менее, индивидуальностью и красотой. Вспомним свидетельство из "Велесовой Книги" о том, что русы построили на берегу моря "Сурожь-град, какой не построить грекам". Древние скандинавы вообще называли нашу землю "Гардарика", то есть "страна городов", потому что нигде в тогдашней Европе не было такого количества городов и больших поселений с развитой инфраструктурой и надёжными защитными сооружениями, кроме как на Руси.
Постройки вырастали из земли и потом снова возвращались в землю, не засоряя и не уродуя её чистого лика. Особенно показательны в этом отношении жилища из глины, которые строили наши предки на территории степной зоны древней Руси.
О свойствах глины предки знали, очевидно, гораздо больше, чем мы, так как издревле применяли её не только для хранения продуктов и приготовления пищи (крынки, кувшины, горшки и прочее), но и для лечения различных недугов (желудочно-кишечных, кожных, нервных и т.д.), как антисептик, для уничтожения запахов, очищения воды. Естественно, что и строения из глины обладали теми же свойствами (антисептическими, дезодорирующими, очищающими), но, кроме этого, стены и потолки, выполненные из глины, надёжно защищали людей от вредных излучений, шума, излишней солнечной радиации, а также являлись надежными теплоизоляторами, защищая как от летнего зноя, так и от зимних холодов.
Только недавно учёные установили, что глина содержит в себе минерал радий - редкоземельный элемент, который имеет большую силу в лечении людей, поскольку степень его излучения в небольших дозах совпадает с суммой радиоактивности человеческого организма и благотворно действует на нервную систему. Именно в глине его количество представляется оптимальным. Внутри таких домов - мебель, сделанная своими руками, а чаще всего - вылепленные из той же глины удобные "припечки" и "скамейки". Таким образом, жилища становились не только местом обитания семьи, но и давали простор для личного творчества, для выражения индивидуальности живущих в этих домах людей. Создавалось то Пространство Любви, о необходимости возрождения которого мы так много говорим сегодня.
Строительство собственных натуральных домов поможет нам, христианам, взять жизнь в свои руки. Мы сможем построить живые дома и жить в них в гармонии с окружающим миром.
Практически, история двух десятилетий показала всю нашу несостоятельность в плане совместного жительства в православных общинах. Все попытки создать общины, построенные на сельском хозяйстве - потерпели неудачу (возможно, я ошибаюсь).
На мой взгляд, нам вновь предоставляется возможность приступить к созданию православных общин, основанных на сельском труде. Желающих объединиться в общины в наши кризисные времена предостаточно. Все зависит от настоятелей приходов и монастырей, ведь «свято место пусто не бывает».
Думаю, меня не поддержат горожане, имеющие хорошую работу и достойный заработок. Я адресую свое письмо православным из глубинок, где работы давно нет, а та, что была, сегодня утеряна.
Если сочтете возможным, напишите ваше мнение.