Можно предложить правило отношения к странностям житийных описаний. Приведу как известный пример беседу прп.Серафима с Мотовиловым о стяжании Духа. Эта беседа - кладезь отеческого опыта, она не вызывает сомнения, несмотря на возможные привнесения со стороны Мотовилова. Вместе с этим мы знаем другие части Записок Мотовилова, которые кажутся более чем странными. Также и о прп.Серафиме - в рассказах о нем из различных источников - наплетено столько, что уже и не отличишь правду от вымысла. Однако вымыслы в жизнеописании старца и мотовиловские причуды не должны подрывать авторитетность Беседы о стяжании.
Также и с архиепископом Антонием. Есть замечательный труд "О молитве Иисусовой", и есть множество противоречивых сведений о жизни этого человека. Эти сведения, даже если они весьма искусительны, не умаляют ценности книги. (Замечу, что с рядом мест этой книги я не совсем согласен, но это уже другой разговор.)
Мы должны понимать, что жизнь катакомбных христиан и священников, прошедших через тюрьмы, лагеря и смерть, была крайне не простой. Мы должны ясно видеть, что они заведомо дискредитировались как со стороны гос.власти, так и со стороны оф.церкви, подмятой государством. Их жизнь обросла мифами и легендами. И в их жизни могли происходить - в действительности - разные чудеса. Поэтому и призываю не искушаться, развивая в себе трезвенное умение отделять зерна от плевел.