Исихазм

Автор Тема: И всеми моими чувствы  (Прочитано 2512 раз)

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

И всеми моими чувствы
« : 01 Сентябрь 2009, 02:11:33 »
Цитировать
Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прешедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию, гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах: о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися

Вот об этом хотел побеседовать. В католической мариологии есть такая идея - чтобы не грешить "чувствы", надо наслаждение, испытываемое от чувств, подносить Божьей Матери, которая тотчас очищает это несовершенное подношение в совершенное и приносит его Господу.  Так мы не грешим "чувствы", но подносим и подношение наше угодно Господу ибо очищено и преуготовлено Пречистой Его Матерью.

Вопросы: возможно ли для Вас такое делание как составная УД? Понимаете ли Вы что значит практически - подносить чувственное удовольствие? Встречали ли у св.отцов подобное - возможно, подношение самому Богу?

Ну и вообще - что Вы думаете об этом?

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: И всеми моими чувствы
« Ответ #1 : 01 Сентябрь 2009, 09:53:39 »
Что вы имеете ввиду под чувственным удовольствием?

Cosmonaut

  • Гость
Re: И всеми моими чувствы
« Ответ #2 : 01 Сентябрь 2009, 11:52:57 »
В приведенной молитве изобилует многословие. Человек тщится перечислить все-все-все мыслимые грехи. Обязательно что-нибудь упустит 8-).  Лучше просто сказать "все мои грехи и прегрешения". Тогда точно упомянешь всё.

В исихазме, наряду с ИМ, практикуется непрестанное памятование о Господе. Если неподготовленный ум устал молиться, то практикуется памятование. И то и другое со временем перерастает в непрестанное безмолвное предстояние пред Господом в сердце.
Если те две практики (молитва и памятование) должны занимать всё наличное время, то ни на что другое его не останется.

Я так понимаю, речь идет о подношении чувственных удовольствий от действий негреховных? Если да, то какой в этом смысл? Человек не согрешил. Что и от чего очищать? Если Господь устроил так, что от определенных негреховных (ни по сути ни по мере) вещей мы получаем удовольствие, то Ему видней.
« Последнее редактирование: 01 Сентябрь 2009, 12:05:32 от Cosmonaut »

Cosmonaut

  • Гость
Re: И всеми моими чувствы
« Ответ #3 : 02 Сентябрь 2009, 12:15:46 »
Предыдущий мой ответ был немного сумбурным. Раз уж взялся отвечать, нужно по порядку  8-)

Цитировать
возможно ли для Вас такое делание как составная УД?

Ежели усердно и непрестанно практиковать ИМ + памятование о Господе, то этих деланий вполне достаточно.
Если их освоить в совершенстве, то самодвижная молитва либо непрестанное безмолвное предстояние пред Господом в сердце, будут хранить человека от страстей. И тогда вопрос о подношении удовольствий будет излишним и неуместным. Удовольствие, не помраченное страстью, будет чистым (очищенным от страстей, как и сам человек).

Цитировать
Понимаете ли Вы что значит практически - подносить чувственное удовольствие?

Я мыслю, что такое подношение по сути своей является тем же, что и памятование. Только памятование должно быть непрерывным, а подношение - это памятование от случая к случаю. Суть здесь одна и та же - сосредоточить свое внутреннее восприятие и внимание на божественном. Именно это, по идее, дает духовные плоды, а не внимание собственным чувствам.

Цитировать
Встречали ли у св.отцов подобное - возможно, подношение самому Богу?

Святоотеческого наследия прочел маловато. Но ИМХО выскажу. Если Вы изначально ставите вопрос о том, чтобы рассматривать подношение, как часть УД, то следует вспомнить, что всё УД непосредственно обращено к Господу.

Цитировать
Ну и вообще - что Вы думаете об этом?

Странное делание. Взять хотя бы вот это:

Цитировать
наслаждение, испытываемое от чувств, подносить Божьей Матери, которая тотчас очищает это несовершенное подношение в совершенное и приносит его Господу.

С чего они взяли, что всё будет происходить именно так?