Исихазм

Автор Тема: помышление в сердце  (Прочитано 5791 раз)

parmak

  • Сообщений: 142
    • Просмотр профиля

Re: помышление в сердце
« Ответ #15 : 22 Октябрь 2009, 13:48:58 »
Известны этапы принятия помысла: прилог, сочетание ( ум начал с любопытством рассматривать возникшую мысль) , сосложение ( ум с нею согласился ), пленение ( начало развития мысли, наподобие деления клетки) , страсть ( первоначальный развИтый помысел уже оказывает сильное воздействие на человека) и дело . Когда человек испытывает чувство по поводу помысла - рождается сердечное намерение. Точнее это чувство и есть намерение. Помыслу чтобы дойти до дела нужно проникнуть во все три сферы человека: ум, воля и чувство. Имхо, покоренные ум и сердце уже совершают при помощи воли поступок. Вышеприведенная схема - работа помысла в уме. На каком этапе присоединится чувство...Частенько бывает , что уже на втором....Но тут много имхо.
Наверное из добротолюбия?

Вот что пишет по поводу помыслов Кассиан Римлянин, имхо, самый понятный святой:
Цитата: Добротолюбие т.2, гл. 6
Ведать подобает, что есть три начала наших помыслов: от Бога, от дьявола и от нас. От Бога, - когда Он удостаивает нас посетить просвещением Св. Духа, возбуждая в нас или рвение к высшему преуспеянию, или сокрушение о малоуспешности и поблажках лености и беспечности; или когда открывает нам небесные тайны, и намерения наши обращает к лучшим делам. Так Господь внушил Артаксерксу спросить памятные книги; и он, узнав по ним о благодеяниях Мардохея, тотчас отменил прежнее свое жестокое определение об избиении народа Иудейского (Есф. 6 гл.). Так и Апостолам обетовано: не вы будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас (Мф. 10, 20). - от дьявола происходят помыслы, когда он покушается преткнуть нас, возбуждая чрез них страстное услаждение, или с лукавейшею хитростью представляет зло под видом добра, преобразуясь пред нами в ангела светла (2 Кор. 11, 14). Так он вложил в сердце Иуде Искариотскому предать Господа (Иоан. 13, 2), - и Анании, - солгать Духу Святому (Деян. 5, 3). - От нас самих рождаются помыслы, когда естественно воспоминаем, что видели, слышали, или делали ( - Соб. 1.19).

Эту троякую причину помыслов надлежит нам всегда иметь во внимании, чтоб по ним не обсуждать возникающие в сердце нашем помыслы и соответственно тому относиться к ним.
и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его. (Пс. 61:13)

parmak

  • Сообщений: 142
    • Просмотр профиля

Re: помышление в сердце
« Ответ #16 : 22 Октябрь 2009, 14:06:20 »
Как это - не осталось?
Там же где и были, а ещё есть тайные, мимикрирующие, есть даже косящие под православных.
Дух фарисейства, с его всесожжениями, увы утерян. Если конечно, евреи не вернутся к скотоводству. )
Цитировать
Помышление в сердце своем - это фигура речи, как мы говорим "сказал в сердцах", т.е. в данном случае - книжники приложили эмоцию к своей мысли.
Сейчас - фигура речи, после того как был введен термин "эмоции", напрочь исключающий помышления сердечные. Просто "фарисеи", таким образом ушли в тень, но продолжают помышлять в "тысячах сердец". Таково мое имхо.
Цитировать
Слава Уильяму Оккаму!
хваляйся о Господе да хвалится (1 Кор. 1, 31)
и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его. (Пс. 61:13)

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: помышление в сердце
« Ответ #17 : 23 Октябрь 2009, 22:45:17 »
Помыслить в сердце своем – это древнееврейское (и вообще, древнесемитское) идиоматическое выражение, которое уже неоднократно встречается в книге Бытия. В то время как его можно перевести просто: подумать про себя. Конечно, само это выражение звучит поэтично и красиво. Но древнееврейское leib обозначало не только физическое сердце, но и внутреннее человека, ум, сознание.

На мой взгляд, нелепы попытки глубокомысленно истолковывать древнееврейское лицо земли (а с такими толкованиями приходилось сталкиваться) в каком-то особо сокровенном смысле, в то время как подразумевалась древними поверхность земли. Да так же и само лицо человека, определяло у древних лишь только его внешний поверхностный вид.

Честно скажу, что привязка к физическому сердцу в достаточно современной монашеской "психотехнике" мне была всегда непонятна, только разве что "прободенное сердце" (так византийцы именовали то, что по-русски переводилось словом умиление), действительно, болит, стенает, плачет. Выражение внутренний человек в данном контексте мне более симпатично.

Из глубины воззвах к Тебе, Господи – это поглубже физического сердца: здесь всё человеческое подсознание содрогается.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: помышление в сердце
« Ответ #18 : 01 Ноябрь 2009, 15:32:36 »
Цитировать
Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;

вот тоже можно сюда притянуть...

parmak

  • Сообщений: 142
    • Просмотр профиля

Re: помышление в сердце
« Ответ #19 : 14 Декабрь 2009, 09:56:04 »
Igor, спасибо, кажется понял Вашу точку зрения. Но, все же...
В устах глупых - сердце их, уста же мудрых - в сердце их. (Сирах. 21, 29)
и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его. (Пс. 61:13)