Исихазм

Автор Тема: Психология, ч.2: психология и техника молитвы  (Прочитано 15046 раз)

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Психология, ч.2: психология и техника молитвы
« Ответ #15 : 11 Февраль 2010, 13:51:35 »
Не надо давать себе по голове. Есть другие способы.
Есть т.н. "треугольник", когда остро фиксируешься, например,
на иконе, но не на внешней ее форме, а вглубь, словно буравите взглядом. Тогда два твоих глаза - вершины, а третья вершина - в глубине образа. При такой острой фиксации во время молитвы ум собран. Потом "отпускаете" фиксацию, а когда снова полезут мысли, снова фиксируетесь.
Можно и не на образе, а третью точку в сердце направить, тогда взгляд как бы буравит сердце внутри во время молитвы. Так же фиксируете внимание - отпускаете.

Attraction

  • Гость
Re: Психология, ч.2: психология и техника молитвы
« Ответ #16 : 11 Февраль 2010, 13:54:24 »
У Бога все просто....а то что Вы тут мудрите может привести к косоглазию, в лучшем случае)))))))

vassa

  • Сообщений: 48
    • Просмотр профиля

Re: Психология, ч.2: психология и техника молитвы
« Ответ #17 : 11 Февраль 2010, 15:17:16 »
У Бога все просто....а то что Вы тут мудрите может привести к косоглазию, в лучшем случае)))))))
))) Ну, на все воля Божья)
А концентрация все-таки нужна... Особенно когда практики в молитве еще очень мало.... Мысли по привычке заводят хоровод с песнями и танцами... и им неважно, читаешь ты молитву или нет... Т.е. нужно усилие..Стараюсь, как сказал Прозелит, буравить взглядом сердце... с иконами не пробовала...) Но попробую...Очень хочется обуздать "мои мысли - моих скакунов"...)))
Прости меня, мой Господи, разбитого и изувеченного желаниями своими, мыслями своими, чувствами своими. Открой мне тайну тайн, что значит познать Тебя, Непостижимого и Неизменямого, и себя, безумного и непостоянного?!

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Психология, ч.2: психология и техника молитвы
« Ответ #18 : 11 Февраль 2010, 15:42:31 »

Может, Вам временно поможет такой вариант: прикажите уму - думай как можно больше мыслей и он сразу замолкает. :-)

Или посмотрите
http://www.hesychasm.ru/library/praksis/monk_konstantin.htm
где говорится о "расширенном восприятии молитвы" на примере "Отче Наш" или "Пс.50"
Если так молиться - уму гораздо труднее отвлекаться (хотя все равно бывает, но имхо реже  :-))

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Психология, ч.2: психология и техника молитвы
« Ответ #19 : 11 Февраль 2010, 15:58:06 »
Attraction, понятен Ваш скептицизм,

поэтому уточню: говорю это не о внешнем взгляде (иначе это будет и правда таращение глаз), а о единонаправленной сфокусированной концентрации внимания, идущей через взгляд. Словно невидимая нить тогда связывает глаза и объект, на котором сосредоточено Ваше внимание. И эта нить чувствуется. Сконцентрировался - натянул нить. "Отпустил" концентрацию - нить ослабла. Мысли беспокоят - снова натянул нить. И так повторяется.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Психология, ч.2: психология и техника молитвы
« Ответ #20 : 11 Февраль 2010, 16:05:31 »
Простите, а когда молиться? Когда нить тянешь или когда отпустил?
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

vassa

  • Сообщений: 48
    • Просмотр профиля

Re: Психология, ч.2: психология и техника молитвы
« Ответ #21 : 11 Февраль 2010, 16:11:46 »
Благодарю, Прозелит! Начала читать....
Прости меня, мой Господи, разбитого и изувеченного желаниями своими, мыслями своими, чувствами своими. Открой мне тайну тайн, что значит познать Тебя, Непостижимого и Неизменямого, и себя, безумного и непостоянного?!

Attraction

  • Гость
Re: Психология, ч.2: психология и техника молитвы
« Ответ #22 : 11 Февраль 2010, 16:13:29 »
Простите, а когда молиться? Когда нить тянешь или когда отпустил?

Это не важно главное концентрация.... :-D :-D

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Психология, ч.2: психология и техника молитвы
« Ответ #23 : 11 Февраль 2010, 16:25:45 »
Простите, Родион, это же раздел психология и антропология. Я здесь могу дать практический совет, который мне помог именно из этой области. И я не знаю, как еще описать эту "нить внимания". Ее право, проще почувствовать, чем описывать.

Молиться при том все время, такая фиксация-расслабление происходит одновременно с молитвой, как бы в фоновом режиме  и особых усилий не требует. Зато ум не скачет в рассеянии.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Психология, ч.2: психология и техника молитвы
« Ответ #24 : 12 Февраль 2010, 00:37:13 »
и еще продолжу по поводу указанной мной выше ссылки.
http://www.hesychasm.ru/library/praksis/monk_konstantin.htm
Цитата: Монах Константин
Нужно правильно понять: "расширенное восприятие" не является толкованием, оно лишь - как вспомогательное средство для осмысленного чтения псалмов и молитв (ради нашей немощи). Смысл этого обучительного способа - не в самих изречениях. Он заключается в том, чтобы сознательно, действенно, с живым чувством, привязать нашу мысль к произносимым словам.
Вставки читаются мысленно и вначале их можно употреблять не все, а только несколько по расположению души.

Автор описывает лишь начальную ступень такого "расширенного восприятия", происходящего в мыслях во время молитвы.
В дальнейшем, эти "вставки" становятся невербальными, как бы смысловыми импульсами от сердца, идущими во время  устной молитвы, каждый такой смысловой импульс возникает в свой момент устной молитвы.

После этого можно молиться уже "трехголосием": устная молитва +сердце дает невербально "вставку-расширенное восприятие" + в уме "Господи, помилуй".

При том часть внимания ума уделяется осознаванию того, что говорит сердце. И еще часть внимания идет на ИМ. Ум оказывается сильно занят и молится, сердце молится, уста молятся.
« Последнее редактирование: 12 Февраль 2010, 00:49:25 от прозелит »