На пути к новому обществу
Укоренившийся грех пророс как в отдельных людях, так и в обществе в целом настолько, что общество вместо богочеловеческого организма [то, чем является Церковь прежде всего Небесная и отчасти земная] превратилось в бездушного монстра, перемалывающего не только отдельных своих членов и группы людей, но и разрушающее самое себя.
Грех, бесовскими цепями, сковал человека, уничтожил его свободу [ведь самое худшее рабство – это подчинение низшим инстинктам и страстям, как отдельного человека, так и общества в целом]. Грех в святотеческом полнимании это болезнь удаленности человека от Бога, это все что мешает встрече и совместному бытию Бога и человека. Современное общество руководимое транснациональным бизнесом и массовым потребительством отстоит от Бога очень далеко. Сами причины этой отдаленности и называются грехом. Грех – все то, что находится на пути живого богообщения, такого как было в раю у Адама и Евы, у библейских пророков, у Господа нашего Иисуса Христа, апостолов, святых и простых людей удостоинных пусть хоть и кратковременной, но реальной живой встречи с Господом.
Люди как в нашей стране так и зарубежом все в большей степени напоминают биороботов и бездушных зомби, действующих на автомате, т.е. безсознательно, безчувственно, бездумно. Возрастает скепсис и прагматичность все дальше от человека находятся основополагающие вопросы жизни.
Ряд естественных изначальных способностей и качеств, заложенных в каждого человека, как образа и подобия Божия оказались либо заблокированными, либо вообще исчезли. Это и способность к творчеству, к свободной мысли и действию, к жизни по совести, волевые качества, телесные возможности, просто уровень жизненной энергии и т.д.
Современный человек скован с одной стороны состояниями коллективного сознания (бессознания), которые даже можно сформулировать даже как коллективное беснование. А с другой внутренней пустотой своей жизни, страстями, бесовскими наваждениями. Это настоящая беда.
При попытке рассмотреть пути выхода из сложившейся ситуации важно избегать крайностей как индивидуализма, так и общинности [проблемы поставленной еще В.С. Соловьевым]. Индивидуализм – это путь индивидуальной духовной жизни каждого человека, ее массовой активизации (например как это принято в Буддизме, где индивидуальная духовная жизнь практически отрицает общество и общественную жизнь как таковые). Ярким примером общинности или другими словами коллективизма является насквозь идеологизированное общество советского времени, где главное были коллективные цели, а ценность отдельной человеческой личности была сведена к минимуму.
Новое общество, несомненно – это богочеловеческий организм, свободный союз людей, сияющих многообразной палитрой гения, талантов, творчества, чуждый каких либо шаблонов, навязанных извне ценностей и догм. Это общество людей имеющих или стремящихся иметь личный духовный опыт встречи с Господом, молитвенную жизнь, главной целью жизни которых является спасение души для вечной жизни, а затем творческий труд в сочетании с молитвой в земной жизни.
Таким образом все, что сегодня способствует повышению осознанности человека, выходу его из «матрицы» (да, именно как в одноименном фильме), заставляет решать самые важные жизненные вопросы, побуждает к духовному поиску, к применению творчества в духовной жизни – все это необходимо использовать. Про это можно прочесть в работах выдающихся русских педагогов К. Ушинского и В.Н. Сорока-Росинского, Н. Маслова и многих других, свидетельствовавших о том, что духовная и душевная тонкость – главное, что необходимо воспитывать и передавать человеку, тогда рождается и настоящая молитва, которая ведет к живой встрече с Господом.
Свободный человек, обладающий духовной и душевной чуткостью, творчеством, получивший преемственно переданный святоотеческий опыт молитвенной жизни, творческого напряженного труда, совмещенного с непрестанной молитвы может в настоящем смысле и горы переставлять. Именно к увеличению в обществе числа именно таких людей всем нам любыми доступными путями и следует стремиться. Начиная от семьи, дошкольного и школьного образования, высшего образования, карпоративного образования и даже просветительской работой среди наиболее пожилой части населения. Так как целью каждого христианина является прежде всего спасение души и стяжание вечной жизни, что равно важно и для детей и для стариков. А затем уже все остальные земные цели и ценности.
Борьба с нечистью и грехом – вот главная задача всех, кто задачей своей жизни ставит достижение качественно иного преображенного состояния общества и отдельных людей.
Тонкость, чуткость, осмотрительность, на святоотеческом языке называемые вместе трезвением, являются необходимым условим жизни как каждого отдельного человека, так и общества людей. Начиная с отдельной жизни, семьи, заканчивая любими объединениями людей и обществом в целом. Возрождение духовной жизни семьи, традиций, передачи ее опыта, а также воссоздание, а во многом и создание системы образования, так как на сегодняшний день во всем мире даже в исторической ретроспективе сколько-нибудь полной системы образования не существует как на теоретическом, так и на практическом уровне. [Есь отдельные конструкции, например аскетическое предание Православной Церкви, Суворовская педагогика, педагогика К. Ушинского, опыт воспитания человека в боевых искусствах. Однако необходимой полноты все-же нет]. Как говорил У. Черчиль: «Нам нечего и мечтать о той полноты власти, которой обладает обычный школьный учитель». И в этом своя очень большая правда.
Любые попытки ограничить внутреннюю свободу человека дают временные результаты, но в стратегическом смысле проигрышны. Примером тому является гитлеровская Германия, Советский Союз, а также, как это не парадоксально, современные западные страны и тоже США, и, конечно же, корпоративный бизнес вдалбливающий свои ценности как рядовым потребителям, так и собственному персоналу.
Свобода человека начинается с задавания себе наиболее фундаментальных жизненных вопросов, а затем чутким, глубоким поиском ответов на них, обретением духовного опыта, а затем движение к полноте духовной жизни.
Без данной тонкости, чуткости массовое развитие Церковной жизни может привести к еще одной форме идеологии, теперь уже замешанной на церковных мыслях и атрибутах. Однако это будет подмена истинной духовной жизни, готовящей человека к встрече с Богом, обучающим видеть Бога какими-то идеями. Идеи – это мыслительная плоскость, духовная жизнь – это удел духовных очей, высших способностей человека. Само понятие религия означает союз, реальное совместное бытие Бога и человека, а не идею о совместном бытии и соединении. Идею и жизнь следует различать, непрерывно себя к этому понуждая, так как все мы так или иначе склонны к увлечению теми или иными идеями, но не поиском реальной духовной жизни.