Исихазм

Автор Тема: о жизни после смерти  (Прочитано 5881 раз)

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: о жизни после смерти
« Ответ #15 : 19 Сентябрь 2010, 19:19:47 »
Да, насчет драгоценной капельки...Главное чтобы она осталось сознательной после перехода. :-) А то отойдет дух к Богу, и мы не вспомним себя. :wink:
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: о жизни после смерти
« Ответ #16 : 19 Сентябрь 2010, 19:22:32 »
Вкниге Ездры черным по белому написано что спасется капля по сравнению с волной
"Плачет один монах о всех людях. Приходит к нему Господь и спрашивает "О чём плачешь?". Монах в мыслях думает "как же не плакать, когда столько людей идут в ад". Господь отвечает ему "всякого кто скажет - Господи, помилуй! - Я помилую". Тогда монах думает "а зачем же тогда мы терпим такие лишения, скорби?". Господь опять ответил "их Я просто спасу, а вы друзьями Моими будете!" " 

«Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.» 1 Тим. 4:10
«Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.» Рим. 10:13

sergy , если ещё интересен этот вопрос, найду где то у себя скопированный форумский диалог на тему спасения людей, очень уж он понравился.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: о жизни после смерти
« Ответ #17 : 19 Сентябрь 2010, 20:28:01 »
Вкниге Ездры черным по белому написано что спасется капля по сравнению с волной
"Плачет один монах о всех людях. Приходит к нему Господь и спрашивает "О чём плачешь?". Монах в мыслях думает "как же не плакать, когда столько людей идут в ад". Господь отвечает ему "всякого кто скажет - Господи, помилуй! - Я помилую". Тогда монах думает "а зачем же тогда мы терпим такие лишения, скорби?". Господь опять ответил "их Я просто спасу, а вы друзьями Моими будете!" " 

«Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.» 1 Тим. 4:10
«Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.» Рим. 10:13

sergy , если ещё интересен этот вопрос, найду где то у себя скопированный форумский диалог на тему спасения людей, очень уж он понравился.
это из книги о Силуане про монаха.. Господь помилует, наверно, таковых на суде, а пока.. как до креста. Другое дело, смерть в твердом раскаянии тоже редкость.. развлекся и забыл...

sergy

  • Сообщений: 61
  • Sergiy
    • Просмотр профиля

Re: о жизни после смерти
« Ответ #18 : 19 Сентябрь 2010, 20:33:28 »
Вкниге Ездры черным по белому написано что спасется капля по сравнению с волной
"Плачет один монах о всех людях. Приходит к нему Господь и спрашивает "О чём плачешь?". Монах в мыслях думает "как же не плакать, когда столько людей идут в ад". Господь отвечает ему "всякого кто скажет - Господи, помилуй! - Я помилую". Тогда монах думает "а зачем же тогда мы терпим такие лишения, скорби?". Господь опять ответил "их Я просто спасу, а вы друзьями Моими будете!" " 

«Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.» 1 Тим. 4:10
«Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.» Рим. 10:13

sergy , если ещё интересен этот вопрос, найду где то у себя скопированный форумский диалог на тему спасения людей, очень уж он понравился.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Да интересен найдите пожалуйста

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: о жизни после смерти
« Ответ #19 : 20 Сентябрь 2010, 17:55:55 »
Другое дело, смерть в твердом раскаянии тоже редкость.. развлекся и забыл...
Это точно. Часто об этом думаю, что вроде всю жизнь учимся говорить от сердца "Господи, помилуй!", а как на самом деле это получится пред лицом Бога....
Да интересен найдите пожалуйста
"В мире живёт около 6 млрд. людей, из них христиане - примерно 800 млн., православные христиане - 200 млн., не номинальных христиан ещё меньше. Значит 5 млрд. 800 млн. людей погибнут? Это за одно поколение. А за 2000 лет? А 5500 лет вообще не было христианства? Всех в ад???"

Позволю себе тут рассуждение. В Священном Писании очень много мест, где категорически говорится о неминуемой погибели тех или иных грешников. Вот совсем недавно обсуждал эту тему с одним диаконом. Он процитировал свт. Игнатия (Брянчанинова) о том, что все последователи ислама не спасутся. На это я предложил смотреть глубже, и вспомнить, как в Писании сказано, что не спасутся те или иные категории людей. Давайте по группам расположим.
I ВНЕ ЦЕРКВИ
- не веруют в Истинного Бога
«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Марк. 16:16)
«Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа» (1 Кор. 16:22)
- не принимают крещение
«Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5)
- держащиеся еретических учений или оккультизма
«Дела плоти известны; они суть: ...идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, ... распри, разногласия, (соблазны), ереси... и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» Гал. 5:19-21
II ИНОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ
«Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то [с греч. par' - рядом, помимо, вопреки, сверх)], что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8)
III НОМИНАЛЬНО В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
- не причащаются
«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53)
IV ПРИНАДЛЕЖАТ К ЦЕРКВИ, но при этом грешные
«кто говорит ложь, не спасется» (Прит. 19:5)
«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, ... вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, ... ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:19-21)
«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9-10)
«А вне - псы ... и любодеи, и убийцы... и всякий любящий и делающий неправду» (Откр. 22:15)
Этот перечень мытарств или категорий "неспасающихся" показывает, что согласно выдвигаемой в данной ветке схеме в рай могут попасть значительно меньше, чем 200 млн. номинально православных христиан. Не говоря уже о миллиарде китайцев, миллиарде индусов, миллиарде католиков и теперь уже 1,3 миллиарде мусульман (за период с 1990 года численность мусульман на земном шаре увеличилась с 880 млн до 1,3 млрд человек).
Но уже среди самих православных лишь 1-3 процента являются практикующими христианами (сколько это мильёнов? ::-ohmy.gif: .
А здесь нужно вспомнить, что именно в среде практикующих (т.е. ревностных) православных христиан по преимуществу распространяются всевозможные магические идеи, суеверия (атеисты почти не суеверны), поиск врагов и тщеславное превозношение над "мытарями".
Допустим, что есть в этом сегменте и правильно верующие. Однако чистота исповедания веры не покрывает грехи ортодоксов, а напротив, увеличивает их ответственность:
«Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много... от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук. 12:47-48).
В конце концов, наши исповеди показывают, какие мы "праведные"...  Посмотрите на перечень грешников-христиан, которые не наследуют Царствия....Не зашли ли мы в тупик с такими рассуждениями и схемами?  Мы спасаемся, или нас спасают?
свящ. А. пишет:
что согласно выдвигаемой в данной ветке схеме в рай могут попасть значительно меньше,

Так замечательно разложенно по полочкам. Но те цифры были образны, казалось, что это понятно. Это не количественный подсчёт спасающихся и погибающих. Эта образность нужна для того, что бы понять, как страшно говорить, что практически все люди не вошедшие в Церковь, погибнут. И отсюда и встаёт вопрос, а где же Церковь начинается и где заканчивается?

А дальше личная переписка:
о. А.
На лопатки положил

Нет, батюшка, не положили. Последний пункт тоже нужно разбить на два. Кающиеся грешники (хоть как то) и не кающиеся. Первые, в их устроении, имеют большую надежду на спасение, видя  примеры Евангелия (блудный сын, блудница, мытари, разбойник...), можно сказать даже душевный залог спасения. Но в этом свете вопрос "кто же спасётся" выглядит ещё страшнее. Теоретически - грешник, признающий себя грешником, и просящий помилования, практически... но ведь к этому можно идти всю (Церковную) жизнь и так и не дойти
  о. А.
что значит кающиеся? а исправление где? исправленных до конца НЕТ
  S.
однозначно
  о. А.
а те, что слезы льют - на костер, ибо лицемеры они
  S.
но хоть Господи, помилуй
  о. А.
лопатки?
  о. А.
не всякий, говорящий Господи, Господи
всех в ад!!!
  S.
но и всякий, кто призовёт - спасётся!
  о. А.
о! так бы и сразу!
  о. А.
все спасутся, я один погибну так думаю
  S.
иронизируете, только не понятно, в этом вопросе мы вроде с одной стороны баррикады
  о. А.
Ага, мы спорим об аспектах СХЕМЫ, вернее фильтра в рай
глупо это все рассчитывать
  S.
это точно
о. А.
что значит кающиеся? а исправление где? исправленных до конца НЕТ

Батюшка, возник такой вопрос: а что значит исправленность? Где граница?
Ведь человек и в вечности призван всю вечность совершенствоваться, уподобляться Богу, т.е. переходить от степени святости к высшей степени святости, начав это на земле. Тогда и единственное- "Господи, помилуй!" может быть самой первой ступенькой этого восхождения. Остался только вопрос, до которого мы ни как не дойдём: а может ли человек, в промежуток времени от перехода в вечность и до Суда сказать эти слова? Сказать именно так, что бы это было восхождением на эту первую ступеньку.

и вот ещё:
  о. А.
не всякий, говорящий Господи, Господи
  S.
но и всякий, кто призовёт - спасётся!

разница в двух словах - просто говорить и призывать, в этом и есть спасение.

Здесь довольно чётко видна ужасность слов - "только Православные спасутся" и т.п.
И ещё прикрепляю файл, тоже неплохой диалог на тему спасения.
« Последнее редактирование: 20 Сентябрь 2010, 18:06:09 от Владимир Б. »
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Vodjanoy

  • Сообщений: 48
  • Я знаю, что ничего не знаю
    • Просмотр профиля

Re: о жизни после смерти
« Ответ #20 : 25 Февраль 2011, 22:21:16 »
Почему-то убеждён, что в рай или ад нельзя ПОПАСТЬ. Либо там, либо там можно только ОСТАТЬСЯ.

Так как мы созидаем рай, поступая по воле Бога, даваемую или словесно, или в совести.

А если не по Его воле, то мы "выходим на встречную полосу" со всеми последствиями.

Vacheslav

  • Сообщений: 884
  • Вячеслав
    • Просмотр профиля

Re: о жизни после смерти
« Ответ #21 : 25 Февраль 2011, 23:46:26 »
А если не по Его воле, то мы "выходим на встречную полосу" со всеми последствиями.

Да, это точно, только вот как научиться всегда ходить пред Богом?? Как понимать его волю, когда порой находит забвение...
Порой, особенно после Причастия -- не нужно ничего говорить или убеждать себя... просто осознаешь всю реальность Христа и внутреннее спокойствие с тобой и как бы заранее уже знаешь,что произойдет, как бы за мгновение до происходящего, а точнее не знаешь, но способен быть открытым и видеть что-ли все нападки, такое ощущение когда ум сосредоточен и в то же время спокоен(нет напряжения) и ощущаешь себя под защитой Бога и ничего не страшно, готовность ко всему но с какой-то открытостью, без напряжения.
И вообще мироощущение меняется, это истиность Христианства как бы становится доминирующей реальностью и страшно даже подумать, чтобы вернуться в свое старое мироощущение.
Проходит время и вот снова в этой искаженной реальности мировосприятия :-(  Как в Евангелии, о сеятеле, та же история...заботы века сего заглушают Слово.

Вот как вы думаете нашими молитвами Бог может дать Царство Небесное тем усопшим, которые в своей жизни не Прикоснулись к Нему, не искали Христа, не находили и не было никому сказать им о том, что ЕСТЬ СПАСЕНИЕ!
Ведь многие люди сейчас живут и думают, что не грешат, все нормально вроде делают -- по совести, но не ищут Бога как объяснить таким людям, что этот мир, наше мироощущение не таково каким оно является в реальности, если они никогда не воспринимали эту жизнь со Христом? :?
Горé имеем сердца !

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: о жизни после смерти
« Ответ #22 : 26 Февраль 2011, 11:49:55 »
Вот как вы думаете нашими молитвами Бог может дать Царство Небесное тем усопшим, которые в своей жизни не Прикоснулись к Нему, не искали Христа, не находили и не было никому сказать им о том, что ЕСТЬ СПАСЕНИЕ!

Верю, что да, потому и сам молюсь ежедневно за усопших - в том числе и за тех, кто умер совсем "не по-христиански".
Вспомните Евангелие: Господь воскресил сына бедной вдовы - по вере ли и праведности усопшего? Нет, но из милости к матери. Исцелил дочь язычницы-сирофиникиянки - по вере ли и праведности дочери? Нет, но по молитве и вере ее матери. Исцелил слугу римского сотника - по вере ли и праведности этого слуги? Нет, но по вере и молитве его господина.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: о жизни после смерти
« Ответ #23 : 26 Февраль 2011, 14:40:47 »
И я верю! Сегодня вот Вселенская родительская суббота...если действительно есть вера и желание помочь тем, кто не сподобился в своей земной жизни соединиться с Господом, то надо на Литургиях в Родительские субботы соборно молиться за них и причащаться Святых Тайн во спасение их душ...это самое бОльшее, чем мы можем помочь им... да и себе, пожалуй, тоже... :-)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: о жизни после смерти
« Ответ #24 : 26 Февраль 2011, 15:29:25 »
А я не верю что Господь по моим молитва спасёт...т.е. вынет из ада и поместит в рай...хоть кого то...
Однако облегчение дать может...это как...с похмелья валяешься в квартире один...ЖУТЬ...приходит близкий человек, уже легче...
Мы ЕДИНЫ в Боге...и через ЭТО единение...нашими молитвами мы соединяемся через Бога с нашими близкими(усопшими)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: о жизни после смерти
« Ответ #25 : 26 Февраль 2011, 18:42:06 »
Да еще если не с пустыми руками приходит - тогда совсем легко становится :-)
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: о жизни после смерти
« Ответ #26 : 26 Февраль 2011, 22:30:13 »
Да еще если не с пустыми руками приходит - тогда совсем легко становится :-)
Не...в аду как раз ВОТ ЭТОГО и нет :-)...а помощь...хороший образ в патерике...просит---намочи палец и смочи губы...молитва...только облегчает...и то чуть чуть...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: о жизни после смерти
« Ответ #27 : 27 Февраль 2011, 14:20:17 »
ну да, послабление режима...хоть по чуть-чуть...но если почаще...и это уже кое-что...  :-)

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: о жизни после смерти
« Ответ #28 : 27 Февраль 2011, 21:58:08 »
Ещё из одного места о грани спасения:

"  " Все именно так, можно еще добавить слова Симеона Нового Богослова: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека… его немощи». Т.е. избавиться от своих страстей (грехов) человек сам не сможет, и он должен это понять и принять. Но, конечно, он должен стараться изжить свои грехи."
то из неё мы должны понять, что самое основное делание христианина - это смирение.
Многие Святые были далеко не бесстрастными людьми, но всё таки стали Святыми, почему? Другие Святые говорят так:
"Если и не достигнешь бесстрастия, по причине, может быть, тиранских предрасположений, но находясь во время исхода в глубоких чувствах смирения, ничем не меньше бесстрастного, вознесешься на облаках." прп. Феогност
"Быстро или медленно, но при наличии смирения мы войдем в Царство Божие. … Без смирения же все наши надежды на спасение напрасны."
"Люби смирение: оно покроет тебя от грехов." Преподобный Антоний Великий (82, 22).
"Смиренномудрие часто спасает и того, кто сделал многие и великие грехи." Святитель Василий Великий (7, 271).
"Смирение спасло многих без труда. Свидетели тому - мытарь и блудный сын, сказавшие в смирении несколько слов Богу и получившие спасение".
Можно продолжать и продолжать... Так же они говорили, что в последние времена, кроме скорбей и болезней (читай - смирением) другим спасаться ничем не будет.

Вот и наметилась первая и основная вешка для нас, не имеющих духовных руководителей, живущих в страшный век разврата и расцвета всех страстей, не имеющих даже малой толики сил предыдущих христиан - нужно заиметь настоящее смирение.
Отсюда же можно понять, что бесстрастие является уже как бы совершенством человека, какой то ступенью его, но нам, скорее всего, не доступной. Хотя стараться приблизится мы к нему должны в меру наших "талантов".

Так же к этой теме вспоминается притча, когда монах сидел и плакал за весь мир, о людях погрязших в грехах и сетях диавола. К нему пришёл Христос и спросил о чём он плачет. Когда монах ответил, Христос сказал, что всякий, кто назовёт кто попросит "Господи, помилуй!" ("всякий, кто призовёт имя Господа, будет спасён" Рим. 10:13), того Я спасу. Когда монах подумал "а зачем тогда мы так трудимся?", то Господь сказал, что их только спасу, а вы будете Моими друзьями."
""И предполагаю, что если есть такой человек, который может возлюбить Господа Бога такой же взаимной любовью, то этот человек и будет спасен. Такой человек по такой любви к Богу, - заповеди соблюдает. Страстей греховных не имеет и гордыню в том числе. А вера у такого человека необъятная. Согласны? "
Не совсем. Улыбка Согласен что такой человек будет спасён, причём будет значиться у нас Великим Святым. Улыбка
Любовь к Богу - это верх совершенства, и к сожалению, она, как дар Божий, доступна действительно только очистившимся от страстей. Опять же, она даётся полностью смирившимся от этого пути. Но таких людей единицы за все поколения, и нам мирянам, это не доступно в принципе. Святые Отцы говорят, что в самой природе человека есть что то гордое, так как мы должны быть богами с Богом, по Его Благодати, а это очень высоко. А где высоко, там и упасть не сложно, и борьба с гордостью не прекращается всю жизнь.
По поводу страстей, думаю, Андрей откроет попозже ещё тему, и мы немного обсудим порядок борьбы со страстями и приобретении добродетелей. И там будет видно где стоит любовь и смирение в этом порядке (вершина).
И так как Вам понравился проф. Осипов, советую найти его лекцию про Любовь. Здесь нужно очень серьёзно разбираться что же такое настоящая христианская любовь (молитвенный труд, пот, слёзы, жертвенность...), так как мы часто подразумеваем под этим словом очень разное, и что бы потом уже можно было говорить об этом с христианской точки зрения.

"Думаю, что мне нужно это осознать."
Да, теперь обращайте внимание при чтении Святых Отцов на это, и Господь поможет увидеть это. Так изречения прп. Оптинских Старцев изобилуют этой мыслью, у большинства Святых видим это, свт. Игнатий Брянчанинов просто пронизан покаянием и смирением, а он, как Вы наверняка уже знаете, переработал многих Святых Отцов и переложил на более современный язык.

"Духовник сказал ему: "Ты не можешь оставить грех, тогда поступим так. Что бы ты не сделал за неделю, но каждое воскресение ты должен приступать к исповеди и Причастию". И через недолгое время страсть отступила."
Как радостно слышать такое! Что много ещё разумных батюшек, на практике познавшие "яко благ Господь", и не отлучающих от Причастия, а наоборот, понимающих, что без Бога мы не можем справиться ни с одной страстью или грехом. Поэтому Ваши слова "С другой - страсть может быть реально сильнее человека" нужно немного перефразировать, что любая страсть несравненно сильнее человека, и только с помощью Божией Благодати мы можем противостать им. Примеров море вокруг нас и в нас самих. Улыбка
Можно ещё добавить, что такие "внешние и страшные" страсти легче победить чем внутренние, конечно с Божией помощью. Причём намного.

Вот здесь проф. Осипов коротко сказал сущность смысла нашей земной жизни: http://www.youtube.com/watch?v=Jv3uJOP_7OI&feature=player_embedded#at=84

Т.е. для начала спасения самое главное осознать кто мы, кто Бог, и что мы представляем себя без Бога - нужно увидеть себя. Попросту смириться (см. выше про разбойника и пр.), осознать нужность милосердия Бога к нам, грешникам, т.е. принять Христа. Это может дать Бог по Своему милосердию человеку даже перед смертью, и это даёт разумная, правильная и внимательная христианская жизнь в Церкви. Если человек после этого умирает - то можно предположить что он спасён только из за этого начального покаяния и начального смирения. Здесь есть та условная грань спасения человека. " Если в человеке не будет крайнего смирения – смирения всем сердцем, всем умом, всем духом, всею душою и телом – то он Царствия Божия не наследит." Преп. Антоний Великий

Частая ошибка принимать смерть как конечное, и думать что человек более не сможет ничего. Развитие и совершенство человеков идёт всю вечность, уподобление Бесконечному и идёт бесконечно.
Если человек идёт далее по жизни, то он должен приобрести опыт борьбы со страстями, а от этого ещё большее смирение. Так же очень важен опыт победы с Божией помощью хоть над некоторыми из них, как ещё один залог будущего спасения. В этом опыте христианин уже просто "смиряется до зела".
А вот далее идёт совершенство, приводящее в полную меру смирения (святость): Улыбка
"Преподобный Петр Дамаскин говорил: когда увидишь грехи свои, как песок морской, знай, что ты положил начало покаянию."
"Мера смирения – это и есть мера совершенствования человека"
И по причине этого смирения Бог даёт уже настоящее, истинное Смирение.
Т.е. ещё и ещё раз христианин должен понять, что путь к Богу лежит только через смирение, а борьба со страстями является одним из средств приобретения его.
http://www.wco.ru/biblio/books/dobmir/H07-T.htm"

1. Некоторый брат пришел в Хермейскую гору к авве Феодору, старцу великому по жизни и добродетелям, и сказал ему: отец! что мне делать? душа моя погибает. Старец на это: почему так, сын мой? Брат отвечал: когда я проводил жизнь мирянина, - много постился и упражнялся в бдениях, имел обильные слезы и умиление, ощущал в себе ревность: ныне же, когда отрекся мира и сделался иноком, не вижу в себе ни одной добродетели. Старец сказал ему: поверь мне, сын: то в чем ты преуспевал в мирской жизни, преуспевал по причине гордыни и похвалы человеческой; они споспешествовали тебе, тонко действуя в тебе. Делание твое неприятно было Богу, и диавол пренебрегал тобою, не воздвигая против тебя браней и не препятствуя такому преуспеянию твоему; ныне же, видя, что ты вышел на войну против него, он вооружился против тебя. Но Богу угоднее один псалом, ныне произносимый тобою со смирением, нежели тысяча псалмов, которые ты произносил, находясь в мирской жизни; также приятнее ему нынешний незначительный пост твой всенедельного поста, которым ты постился, находясь в мирском житии. Брат сказал на это: отец! ныне я вовсе не пощусь: все добродетели взяты от меня! Старец: брат, довольно тебе того, что имеешь: терпи с благодарением, и будет тебе благо. Но брат настаивал на своем: точно, говорил он, погибла душа моя. Тогда старец сказал: брат! опасаясь, чтоб не ослабить твое смиренномудрие, я не хотел говорить тебе того, что вижу себя вынужденным высказать, по причине состояния уныния, в которое ты приведен диаволом. Выслушай внимательно слова мои. Мнение твое, что ты имел добродетели, пребывая в мирской жизни, принадлежит к отраслям гордости: так и фарисей погубил все свои добрые дела. Теперь же, когда ты думаешь, что решительно не имеешь ни одного доброго дела, - этой одной смиренной мысли уже достаточно для твоего спасения: так был оправдан и мытарь, не сделавший ни одного доброго дела. Грешный или ленивый человек, сокрушенный и смиренный сердцем, угоднее Богу человека, делающего много добрых дел и зараженного по причине их самомнением. Брат, услышав это, ощутил в душе своей утешение и разрешение недоумения своего. Он поклонился старцу до земли и сказал: ныне, при посредстве твоем, спасена душа моя .
« Последнее редактирование: 27 Февраль 2011, 22:56:06 от Владимир Б. »
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."