Исихазм

Автор Тема: Манипуляция и молитва  (Прочитано 2359 раз)

иерей Андрей

  • Сообщений: 467
  • Гриша, Саша, Ксюша - помолитесь о них
    • Просмотр профиля

Манипуляция и молитва
« : 29 Май 2011, 00:03:04 »
                                                     
    Наткнулся на необычные размышления, не переварил ещё сам но захотел показать...http://www.pereplet.ru/text/solohin27nov04.html


                                                          Максим Солохин

                                                   ТАЙНА ГРЯДУЩИХ ПЕРЕМЕН
То понимание христианства, которое я предлагаю вниманию читателя, это специфически восточное христианство, именно Православие, да притом не вся толща православной культуры, а именно тот ее аспект, который связан с исихазмом.
Мне, увлеченному именно ТАКИМ Православием, кажется, что именно способность поверить, что будущее совсем не выводится из прошлого, именно готовность принять перемены и делает человека по преимуществу христианином. Но я наблюдаю, что множество православных живет веком сегодняшним, не переставая от этого быть православными - и это заставляет меня высказываться осторожнее: я предлагаю Вашему вниманию лишь одну из философий Православия. Для кого-то в Православии важнее нравственное учение, для кого-то Православие - в первую очередь "русской земли утверждение" - я ни с тем, ни с другим не спорю. Я только указываю, что нравственность Православия - это нравственность будущего века.

Бессловесный ум не имеет понятия о будущем; для бессловесного ума будущее - новое издание прошлого. Бессловесный ум не знает о возможности перемен. Зато бессловесный ум не может быть объектом тех специфических методов манипуляции сознанием, которые столь опасны для ума словесного. Бессловесный ум не боится подмены понятий, у него нет понятий. Слабое место ума бессловесного - это его погруженность в прошлое. ( через это видимо бесы и манипулируют нами)
Зная эту слабость, мы, словесные существа, подвергаем бессловесных эффективным манипуляциям. У меня нет ни времени, ни желания наказывать пса всякий раз, когда он игнорирует мою команду. Но в этом и нет нужды: пережив несколько эпизодов наказания, он живет в них, всякий раз реагируя на мой окрик как будто на удар. В сущности, с моей стороны это именно обман, сознательная манипуляция более слабым умом, неспособным всякий раз анализировать, различать степень опасности.
 
 
Увы, на подобном обмане обычно строится многое в воспитании. Словесный, аналитический ум ребенка во многом еще слаб. Пользуясь этим, взрослые сильно облегчают себе дело воспитания, впрочем, тут тактический выигрыш приводит к стратегическому проигрышу, консервируя слабость ума у ребенка.

иерей Андрей

  • Сообщений: 467
  • Гриша, Саша, Ксюша - помолитесь о них
    • Просмотр профиля

Re: Манипуляция и молитва
« Ответ #1 : 29 Май 2011, 00:04:53 »
 Я обнаружил, что наказание можно ЗАМЕНЯТЬ тем, что называется в Церкви эпитимьей. Вместо наказания ребенок должен определенное количество раз повторить слова краткой молитвы: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго." Молитва - не наказание. Казалось бы, дело это вовсе нетрудное. Но попробуйте для опыта самостоятельно повторить их хотя бы раз 50. Эти 50 раз покажутся вечностью. Для ребенка же, особенно "трудного", это вообще пытка, даже просто бездумно повторять слова молитвы. Таково свойство молитвы: чем более манипулированно наше сознание, тем труднее нам молиться.
В этом легко убедиться на опыте.
Опыт показывает: дети предпочитают не совершать поступков, вслед за которыми перед ними встает необходимость молиться! Самое интересное, что даже церковные дети, которые в общем-то имеют навык молитвы и молиться не затрудняются! Объяснить этот эффект можно только мистически: молитвы боятся не они сами, а тот, кто манипулирует их сознанием! Тот, кто подбивает их шалить.
У меня есть положительный опыт по исправлению довольно тяжелых с точки зрения воспитания случаев. Самый яркий пример - умственно-отсталый подросток 13-ти лет, на которого "находят" приступы агрессивности, злостного непослушания. В течение нескольких месяцев молитва сильно улучшила положение во всех отношениях, в том числе и в учебе. Между тем, чего там только не перепробовали.
Молитва реально помогает в подобных случаях, в том числе в тех, когда ничего не помогает! Проблема здесь только в том, что "трудного ребенка" трудно заставить молиться. Но если это начинает получаться - эффект наступает достаточно быстро. Чем это объяснить, если не тем, что трудности воспитания происходят от вредоносного действия некоей силы, которая боится молитвы как черт ладана?!
Молитва тоже делается притягательной, но сначала для ума, и только потом для сердца. Долго-долго молитва остается тяжелым трудом, приятность ее обнаруживается на этапе, называемом молитвой "умной", когда собственно слова становятся уже не важны.
Сама по себе идея непредсказуемости будущего, СВОБОДЫ грядущего, потенциальной независимости завтрашнего дня от нынешнего - это идея очень сильная. Большинство психотехник, повышающих силу ума, сводятся к искусству видеть действительность в настоящий момент, без погруженности в прошлое, без помыслов о завтрашнем - а помыслы о завтрашнем, если всмотреться в них, сплошь и рядом оказываются все той же памятью прошлого. Способность полностью отрешиться от прошлого (и будущего) и увидеть жизнь такой, как она есть - великий дар словесного ума. Но чтобы в полной мере достичь такого видения, словесный ум должен погрузиться в безмолвие. Остановить мысль. Пошлого уже нет, будущего еще нет. А что есть? Есть нечто несказанное, невыразимое словом - жизнь, Божий дар.
Это совсем не то же, что молчание животного. Животное молчание все в прошлом. А безмолвное изумление ума перед таинством дарованной ему жизни свободно от прошлого и будущего. Если верить, что завтра будет все как было вчера, это состояние недостижимо.
Будущее ОБЯЗАНО быть повтором прошлого! - вот лозунг нашего бессловесного ума, если попытаться выразить бессловесное при помощи слов. Допуская идею перемен, мы чувствуем себя как рыба, вытащенная из воды.   Чтобы управлять моим поведением, надо навязать мне некий образ будущего (желательного или нежелательного для меня) - именно будущего, а не настоящего, не прошлого, потому что поведение - штука телеологическая. Но материалом для этого образа может быть только прошлое. Если же будущее и впрямь невыводимо из прошлого, то как себя вести вообще? Непонятно.
Дело в том, что принцип постоянства мироздания настолько глубоко усвоен нами, так сказать, с молоком матери, что реальный отказ от него - это некое совершенно новое сознание, совершенно иное виденье реальности! И это именно религиозное видение реальности. Что будет? То, что захочет Бог. Как тогда себя вести в мире, будущее которого неопределено? А как Бог повелит, так и вести.

иерей Андрей

  • Сообщений: 467
  • Гриша, Саша, Ксюша - помолитесь о них
    • Просмотр профиля

Re: Манипуляция и молитва
« Ответ #2 : 29 Май 2011, 00:06:02 »
   Служить Богу самым делом не так просто, прежде всего по причине манипулированности нашего сознания. Человек, который всю жизнь думал, что он служит Богу, может в конце с ужасом обнаружить, что служил собственным страстям. Потому-то Святые рекомендуют нам, имеющим ум искаженный, начинать Богослужение именно с призывания имени Бога.
Это действие простое, но для врага рода человеческого весьма ненавистное, потому что оно делает ситуацию непредсказуемой. Молитва делает ситуацию непредсказуемой, а значит, и неуправляемой.
 Самое это действие - повторять и повторять Имя Бога - не имеет причины, не имеет и цели в мире. С точки зрения мира, оно бессмысленно, ведь Бог не от мира. Человека могут побуждать к этому действию разные мотивы (например, простое подражание), но ни один из них не является достаточным для того, чтобы стать причиной этого действия, если только Тот, Кого призывают, действительно ВНЕ мира. Призывать Его может только тот, Кому Он дал такое призвание. Призывать Его - это ПРИЗВАНИЕ в изначальном смысле этого слова. Избрать этот Путь и идти по Нему - это избранничество в изначальном смысле этого слова. Хотя ничего недоступного тут вроде бы нет, человек не может избрать этот Путь, если Он не изберет этого человека. Хотя ничего сложного в этом Деле нет, оно общедоступно. Всякий может это делать.
Человек может думать, что он любит Бога, но если он не любит говорить слова молитвы, то на самом деле он не любит Бога. Если мы молимся невнимательно, значит, мы относимся к Богу невнимательно. Если нам скучно молиться, значит, Бог кажется нам скучным. Если нам трудно молиться, значит, нам трудно быть с Богом. Если у нас нет времени на молитву, значит, мы не находим времени для Бога.
Заставляя себя молиться, приучая себя к молитве, человек заставляет себя служить Богу, приучает себя к Богу. От Которого исходят перемены. И таким образом готовится к грядущим переменам.
Это все потому, что самое произнесение слов молитвы - это действие Бога в человеке. Без Его содействия мы не могли бы молиться. Совсем. Тот, кто полагает, что человек может призвать Имя Божие без помощи Самого Бога, тот считает Бога частью мироздания. Имя Божие - это действительно часть мироздания. Но если оно означает Того, Кто вне, то оно не может не изменять мироздания, по смыслу. А изменить мироздание может только Тот, Кто вне. Без Его содействия никакое слово само по себе не может быть Его Именем. Это и есть самая основа, даже снова основ того, что называется исихазмом. Имя Божие - часть мира, но тот, кто произносит Его, является агентом действия Того, Кого оно означает.
Чтобы познать Бога, надо без конца призывать Его, внимательно вслушиваясь в сам акт призывания. Кажется, это ты сам Его призываешь, а на самом деле это Он Сам в тебе действует. Его действие не в тех или иных ощущениях и восприятиях, которые возникают при молитве, а в самом акте молитвы, в проговаривании слов молитвы. Только на это - на произнесение слов молитвы - и надо обращать внимание. Остальное неважно. Неважно звучание слов, неважны всевозможные естественные и сверхъестественные эффекты, которые при этом могут возникать. Важен сам факт молитвы, факи произнесения слов молитвы. На это только и надо обращать внимание. Это и называется "заключить ум в слова молитвы". Там Бог в Своем действии.

иерей Андрей

  • Сообщений: 467
  • Гриша, Саша, Ксюша - помолитесь о них
    • Просмотр профиля

Re: Манипуляция и молитва
« Ответ #3 : 29 Май 2011, 00:07:02 »
   Есть более высокая ступень молитвы, когда молитва не проговаривается, но умственно мыслится, но принципиально это дела не меняет: сам акт молитвы есть действие Того, к Кому молитва обращена. Пока ум лишь вслушивается в слова молитвы (хотя бы и произносимые "про себя"), Бог действует вне ума, в словах, которые "слышит" ум.љ Когда ум МЫСЛИТ молитву (ведь мысль - это не то же, что и слово) - значит, благодать действует уже в самом уме. Это и есть умная молитва.
Говоря о молитве словесной, я пытался (не знаю, насколько успешно) объяснить читателю, почему призывание имени Бога, простое повторение слов молитвы, даже только намек на Бога, не может не влиять на судьбу человека.
Я старался показать читателю, что, призывая имя бога, он готовится к непредсказуемому грядущему (впрочем, подавая милостыню не ради человеческого расчета, не ради страстей - тоже готовится...). Объяснить это мне, возможно, и не удалось, потому что это постигается на практике: наше сознание манипулированно, и уважаемый читатель, возможно, просто не найдет в себе сил, чтобы сосредоточить ум на моих словах. Более простой путь - это просто повторять и повторять слова молитвы. Для начала можно просто ПОВЕРИТЬ, что это действие НЕ МОЖЕТ не приносить плода. Чтобы поверить в это, достаточно просто благоговеть перед Богом. Если ты благоговеешь перед Ним, то для тебя очевидно, что Его имя что-то значит!
А дальше, приобретя опыт молитвы, человек и сам без особого труда поймет, почему молитва никогда не остается без последствий. Это просто откроется. Вначале ты убедишься, что молиться необыкновенно, необъяснимо трудно. Если ты не бросишь молитву на этом этапе, то постепенно для тебя станет очевидно, что есть сила, противодействующая молитве. Далее станет ясно, что это не простая инерция психического "материала", а именно активное сопротивление, порой маскирующееся под инерцию, а порой и не маскирующееся. Потом на конкретных примерах действия этого сопротивления ты откроешь для себя, что это -љ сила разумная, более умная, чем мы с тобой. И только потом ты вдруг поймешь, что это очень мощная сила, что противодействие этой силе просто невозможно без сверхъестественной помощи свыше. Тогда-то откроется, что само твое усердие к молитве было даром свыше. Что сама молитва - это дар свыше, это действие Того, Кому мы молимся. Без Его содействия мы не могли бы ничего сделать против ТАКОГО сопротивления. Тогда-то становится очевидным, опытным фактом, что сам акт молитвы - это дар свыше. Таким образом, само бесовское противодействие молитве помогает нам в самом опыте понять то, что я безуспешно пытаюсь доказать словами: как уже сказано, наказание придает вес словам. А бесовские манипуляции сознанием - это сущее наказание!

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Манипуляция и молитва
« Ответ #4 : 29 Май 2011, 00:11:41 »
Отче,
С Максимом Солохиным была серьёзная схватка тут на "Исихазме". Сейчас нет времени найти. Но только все от него устали...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

иерей Андрей

  • Сообщений: 467
  • Гриша, Саша, Ксюша - помолитесь о них
    • Просмотр профиля

Re: Манипуляция и молитва
« Ответ #5 : 29 Май 2011, 00:16:15 »
     Ага , ну вот не в курсе...

иерей Андрей

  • Сообщений: 467
  • Гриша, Саша, Ксюша - помолитесь о них
    • Просмотр профиля

Re: Манипуляция и молитва
« Ответ #6 : 29 Май 2011, 00:18:39 »
   А там по поводу этих же его соображений, или другое?

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Манипуляция и молитва
« Ответ #7 : 29 Май 2011, 00:27:30 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1937.0
Что-то осталось здесь:
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1912.0
А вообще-то Админ удалил большинство его постов, потому что Солохин стал резко наезжать на форум.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Манипуляция и молитва
« Ответ #8 : 29 Май 2011, 00:38:43 »

иерей Андрей

  • Сообщений: 467
  • Гриша, Саша, Ксюша - помолитесь о них
    • Просмотр профиля

Re: Манипуляция и молитва
« Ответ #9 : 29 Май 2011, 02:06:52 »
  Да-ааа...почитал. Столько времени потратил...  Что же, опять вам напомнил о себе. Ну, Бог с ним.