Недавно между мной и одним моим давним знакомым состоялся разговор на духовные темы, и вот тут мне было поведано нечто из внутренней духовной жизни, о чем я до сих пор немного догадывался, но не думал, что заступление благодати бывает даже до такой степени. По всей видимости, те переживания, которые испытывает человек, очень похожи на то, что пишут святые Отцы в книгах о начале действия сердечной молитвы. Вообще, отделить одно переживание от другого, о которых мне было поведано – мне не представляется возможным, ибо человек живет целостной жизнью в отношении их. Меня поразило то, что Бог сохранил этого человека даже до сего дня в девственной чистоте тела, однако сам этот человек даже не представляет и не понимает, какой Божий дар он носит в себе и насколько и до какой степени охраняет его благодать, и не только от блудных грехов, вожделений и мыслей. Очень часто, длящееся неделями, испытывает человек мир в душе, тишину и любовь ко всему творению и думает, что и другие люди живут также. Бывает у него и, с его слов, “какая-то теплота в груди и любовь, никакие помыслы и мысли не могут ее потревожить”. Блудные помыслы, если и искушают его, то подходят к нему рядом и он буквально чувствует духовно, что они только подошли близко, но в него не входят и он ими нисколько не пленяется и они ему абсолютно безразличны. На людей обоего пола он смотрит, как только на братьев и сестер, не испытывая никаких злобных вожделений естества. Держит строгий пост, но и при этом чувствует себя очень легко и крепким физически и может есть еще меньше и даже не понимает, почему так происходит. Говорит: “чувствую, будто меня всего изнутри что-то как-бы чистит и освежает, прохлаждает”. Ему уже около 28 лет, он не женат, духовного руководителя у него нет, занимается чтением Иисусовой молитвы, но особо не вдается в “технические” тонкости художественных методов, даже и не употребляет их, почти ничего о них не знает, все происходящее с ним происходит само собой. Не клирик, обычный мирянин.
Но и скорби ему приходится терпеть по жизни не малые.... Вспоминаются слова Апостола о святыне, без которой никто не узрит Господа, о том, что святость есть чистота, о том, что такое плод Духа. И о том, что спасение человека совершается именно присутствием в нем благодати.
Находясь под впечатлением услышанного, сегодня я решил составить выдержку из писем Старца Иосифа Исихаста о чистоте и целомудрии и немного о молитве. В напоминание себе.
Может быть, будет интересно прочитать и вам.
Выдержки из писем к монашествующим и мирянам Старца Иосифа Исихаста
О МОЛИТВЕ И ЧИСТОТЕ
Не считай себя человеком, если не получил благодати. И без благодати напрасно мы, люди, родились в мир.
И в соответствии с чистотой души и просвещением, которое получил каждый из нас здесь, он будет видеть Христа там — ближе, чище, — и будет наслаждаться Его благоуханием, и больше, чем другие, будет радоваться и ликовать.
Итак, не считай себя человеком, если благодати не получил.
...
Так вот, ум — это эконом души, который приносит пищу — то, что дашь ему ты. Когда у него мир и ты даешь ему то хорошее, чего он хочет, он опускает это в сердце. Сначала он очищается от тех предрассудков, от которых зависел в миру, проясняется от житейских попечений и, непрестанно говоря молитву, совершенно перестает парить. И тогда понимаешь, что он очистился. Ибо он более не уклоняется в лукавое и нечистое, которое видел или слышал в миру. Затем он молитвою, входящей-выходящей в сердце, расчищает дорогу и изгоняет из него все постыдное, лукавое и нечистое. Ибо ум объявляет войну против страстей и бесов, которые воздвигают их и которые столько лет гнездились в сердце, а о них никто не знал и их не видел. Но теперь, когда ум обрел чистоту, свою изначальную одежду, видит их и, как собака, лает, рычит, дерется с ними, как хозяин и сторож всего разума души; держа, как оружие, имя o"Иисус", бичует противников, пока не выгонит их всех наружу, вокруг сердца — в перикард. И они тоже лают, как дикие собаки. А ум начинает очищать грязь и всякую нечистоту, чем нас осквернили бесы с нашего согласия, которое мы давали на всякое зло и прегрешения. И затем он борется с бесами, чтобы изгнать их, совершенно их удаляя, дабы они не причиняли ему никакого беспокойства. И только и подвизается выбрасывать вон ту грязь, которую они постоянно бросают внутрь. Затем, как хороший эконом, он доставляет пищу, подходящую для просвещения и здоровья души.
...
Хотел бы я написать три слова, или книги, из которых одно было бы только о том, что человек есть ничто, и непрестанно я бы кричал, что я ничто. В другом бы писалось, что все во всем и над всем есть Бог самопрославляемый. И третье: имей во всем терпение до смерти. Молодой ли ты, состарился ли, подвизался ли многие годы — если не имеешь терпения до издыхания, почтутся ветошью твои дела пред Богом.
Итак, познай себя, что ты — ничто. Таково твое существо — ничто. Происхождение твое — глина, жизненная сила твоя — дыхание Божие. Итак, все — Божие. Познай самого себя, что ты — ничто, и имей терпение в искушениях, чтобы избавиться от них и стать богом по благодати, ибо ты — дыхание, дуновение Божие.
...
Что грязнее, чем гордость, и что зловоннее, чем нечистые помыслы? И однако ты их терпишь, они тебя оскверняют. Ты легко им позволяешь входить и разрушать твою ограду, но посмотрим после, как они будут выходить! Легко принимаешь бесстыдные и нечистые помыслы, но посмотрим после, как очистишься!
Ничто другое так не ненавидит Бог, как беззаконную, преданную наслаждениям нечистоту тела. И тот человек, который прелюбодействует с нечистыми помыслами, весь воняет, как дохлая собака.
Тогда как жизнь и молитва того, кто подвизается и хранит свое тело чистым и свой ум не оскверненным нечистыми помыслами, как благоуханный фимиам, восходит к небесам.
Это я видел воочию, то, что сейчас вам говорю. Не существует другой жертвы, более благоуханной пред Богом, как чистота тела, которая приобретается кровью и ужасной борьбой. Многое я могу сказать об этой блаженной чистоте, которую вкусил и съел ее плод. Но сейчас ни ты, ни твои сестры не сможете понести этого.
Сейчас только одно вам говорю, что и одежда их, когда они ее меняют, как мирохранительница освежающая, распространяется, и благоухает весь тот дом. И это — извещение Божие о блаженной чистоте, святейшем девстве.
...
Не могу вам описать, как любит наша Матерь Божия целомудрие и чистоту. Поскольку она единая Чистая Дева, она и нас любит такими же и хочет, чтобы все мы были такими.
И как только мы Ее призовем, Она сразу спешит на помощь. Не успеваешь сказать: "Пресвятая Богородица, помоги мне!" — и сразу, как молния озаряет ум и наполняет светом сердце. И влечет ум к молитве и сердце — к любви.
И часто проходит целая ночь в рыданиях и нежных гласах, воспевающих Ее, а прежде всего — Носимого Ею.
...
Я не могу поцеловать один раз икону Богородицы и отойти. Но когда подхожу к ней близко, она как магнит притягивает меня к себе. И нужно, чтобы я был один. Ибо хочу часами ее целовать. И какое-то живое дыхание наполняет изнутри мою душу, и я наполняюсь благодатью, и она не дает мне уйти. Любовь, рачение Божие, огонь пылающий, который, как только ты войдешь в церковь, тебя опережает я распространяет благоуханное дыхание, когда икона чудотворная, так что остаешься часами в восхищении, будучи не в себе, а в благоуханном раю.
Такую благодать дает наша Богородица тем, кто сохраняет свое тело в чистоте.
Ибо, как я понял, Она очень любит чистоту. Поэтому и я более, чем со всякой другой страстью, воевал с плотью. И дана мне была чистота как дар, так что я не различаю женщину и мужчину. Страсть во мне не действует нисколько. По дару Господа я чувственным образом получил благодать чистоты.
...
Ибо сейчас, когда мы прародительски лукавые, блудные и развращенные, мы [пребываем] по образу лукавого. Такими он нас соделал — из крови и флегмы.
Но прежде чем это изменится, требуется многое. Требуется строжайший пост, чтобы ушла материнская кровь, чтобы очистилась флегма — эта нечистота. Чтобы стерлись представления, которые человек узнал с детства. Требуется присоединить к тому и постоянное бдение. Не один раз или два, но все время, чтобы утончился ум, грубый и неповоротливый. И, в-третьих, непрестанная молитва. Умом, словом и сердцем.
И как умирает человек, если прекратится дыхание, так умирает и душа без непрестанной и всегдашней молитвы. Поскольку спит живая плоть, то начинает улавливаться из непрестанной молитвы, и обновляются страсти. Ибо враг не спит, а непрестанно воюет. И как младенец, зачатый в утробе матери, если прекратит дышать, задыхается и умирает, подобно и в зачатии духовном, если прекращается умное делание.
Итак, об этом достаточно. Однако подвиг на этом не заканчивается. Подвигов, предстоящих нам, много. Предстоит воевать с очень многими духами, из которых самый большой — блуд, поднимающий парус до небес и углубляющийся в бездны. Когда ты постишься, бдеешь, взываешь, плачешь, болезнуешь, он содействием сатаны не замирает ни на миг, но постоянно находится в возбуждении: огонь, от огня происходящий, семя Исава, сына вавилонского. Ты взываешь, ищешь Христа. Бьешься, плачешь, болезнуешь. А он кричит: "Хочу женщину!" И не один день или год, но восемь и десять. И только когда увидит Бог терпение, когда доходит человек до отчаяния, тогда забирает Господь зло, и удаляется страсть. Так происходит со всеми страстями, но они не удаляются окончательно, как эта. Да и силы не имеют такой, поскольку они привнесенные. Тогда как страсть супружества — от естества. А человек бьется, чтобы изменить естество. И не может изменить сам свое естество, а Бог его изменяет. Поскольку Он, как полагатель пределов, разрушает пределы и изменяет естество так, как хочет.
...
И если всегда будешь хранить девство тела и души, Пресвятая Дева будет тебя хранить от всякого зла, от всяких врагов, видимых и невидимых.
...
Воистину девство — это самая высокая вещь. Делает человека ангелом на земле. Велика его слава на Небесах и велико его дерзновение. Девственники в Царствии Небесном последуют за закланным Агнцем Иисусом, будут видеть боголепную Его красоту и будут наслаждаться великолепием сладчайшей Его любви.
Блажен, кто просветился и избрал, как невесту, прекрасное девство: оно своей красотой принесет ему счастье. Блажен, кто избежал напрасных преткновений брачной жизни и последовал за Христом, с юности взяв Его иго. Он перенесет скорби, но они еще более украсят неувядаемый венок святейшего девства.
Монах не тот, с кем ты встречаешься и слышишь речи без плода.
Истинный монах — это произведение Святого Духа.
...
Так вот, после таких восьми лет от палки, которой давал своему телу каждый день из-за плотской брани, от поста, который я держал, бдения и других борений, я превратился в труп. И слег больным. И уже отчаялся. Ибо потерял надежду победить бесов и страсть.
И однажды ночью, когда я сидел, открылась дверь. Я, склонившись, творил умную молитву и не посмотрел. Подумал, что это отец Арсений открыл. Затем чувствую снизу одну руку, раздражающую меня к наслаждению. Смотрю и вижу беса блуда, плешивого. Я бросился на него, как собака, такая была у меня на него ярость, — и схватил его. И на ощупь волосы у него были, как у свиньи. И он исчез. Все вокруг наполнилось вонью. И с этого мгновения ушла вместе с ним и брань плоти. И стал я впредь бесстрастен, как младенец.
С тех пор пришел я в великий мир и молитву.
...