Елена, что же тогда?
Не знаю.
Я сейчас, когда играю музыку - иногда странный опыт идет: могу наблюдать за собой как бы со стороны. Ощущаю музыку как отдельный чувственный слой, некий душевный организм, которому предоставляю внутри души "поле проживания", а умом удается сохранить отстраненность и невовлеченность в развертывание эмоций. И странно - музыка не лишается эмоциональной составляющей, наоборот, она течет свободно и непредсказуемо, остается слушать и удивляться случающейся новизне. Раньше такого не было.
Да, еще. Раньше я всегда, даже наедине, играла перед воображаемой публикой, отмечала сильно сыгранные места, и автоматом в уме выстраивалась картина слушательской реакции. Сейчас бывает без этого. Я даже ставлю перед собой задачу - играть, чтобы только наедине с музыкой (получается не всегда). И понимаю, что публичность (потенциальная) - это был всегдашний движитель моего музыкального исполнительства. А вот чтобы без него обойтись... Чтобы ум был чистым в игре - это сложно...
Или когда делаю прориси. Сосредоточение ради того чтобы правильно провести линию - это тоже выводит на внутренний опыт. Сложно пересказать, но в процессе состояние ума и всего организма меняется. Еще взаимодействие с Ликом много дает. На листе основа - передавленный контур - грубый и неаккуратный, который нужно обвести кистью. Нужно почуять, куда и как вести руку. Какие-то нюансы, которые нащупываешь в напряжении, находясь в обратном отклике с постепенно проступающим Лицом. К молитве добавочная сила через это накапливается.
Может это все фантазии, но, может, перспектива дальнейшего... Через всякое-такое заниматься внутренним.
.....Это совсем не просто сделать, поэтому великие подвижники и лишались всего земного не только на словах, но и на деле…
Кто готов лишиться всего, поднимите руку!
Я бы с радостью - ведь это какое богатство взамен - совершенство. Но это непросто исполнить.