мне кажется, что бы разобраться в этом вопросе, т.е. почему ум совершает маневры, и что побуждает его к таким маневрам необходимо обозначить следующее - помимо искажений в нехристианских (суть языческих) и еретических учениях, имеются очевидные проблески истины, т.е. некие нравственные и мистические ориентиры, согласующиеся со здравым смыслом и общепринятыми представлениями о разумности.
однако с христианской точки зрения эти проблески, однозначно могут свидетельствовать лишь о врожденной (как об этом говорит Иустин фил.), а потому хотя и несомненной, но лишь частичной приобщенности к Логосу - "
Все те писатели посредством врожденного семени Слова могли видеть истину, но темно. Ибо иное дело семя и некоторое подобие чего-либо, данное по мере приемлемости; а иное то самое, чего причастие и подобие даровано по Его [Бога] благодати" (Иустин фил. Апология II, 13)
т.е. при попытке сравнения учения
Z и христианства необходимо понимать, что существуют степени приобщенности (
по логосу бытия, благобытия, приснобытия) , и что в любом учении
Z можно будет обнаружить нечто согласное с учением Христа..
только из этого никак не следует что учение
Z и христианство об одном и том же, просто по другому и быть не может, ведь даже частичное постижение творческой премудрости Божией, это способность заложенная в человеческой природе, это степень нашей природной приобщенности (МИ Главы о богословии 1:70), и человек нутром чувствуя, присутствие некого проблеска в каком-нибудь и очевидно искаженном аспекте учения
Z, не желает расставаться с ним..
мотивация вполне понятна, человек сердцем чувствуя, присутствие неких крупиц истины не может просто взять отказаться от них, не найдя им альтернативную замену, и вот на этом этапе на мой взгляд и происходит уклонение, которое сам человек вполне логично объясняет себе на ментальном уровне одним из способов обозначенным прозелитом..
почему именно уклонение, потому что фишка в том , что частность это не общность, и постижение Логоса не происходит не происходит путем собирания и накопления знаний о этих проблесках, "
можно пытаться постигнуть их бесконечное множество, работая с каждым из них отдельно, но охватить их целиком можно только обратившись к центру – то есть Божественному Логосу. Только такое познание способно возвысится над простым накоплением и стать всецелым"
© ,
об этом как раз и говорит МИ – "
Подобно тому, как прямые линии, расходящиеся из центра, рассматриваются совершенно нераздельными в нем, так и удостоившийся быть в Боге постигает простым и нераздельным ведением все предсуществующие в Нем логосы тварных вещей" (Главы о богословии 2:4)..