Свежая струя со странно-терпким привкусом. Кто-то определяет этот привкус как безусловную ересь. Интересно противостояние: с одной стороны онемение богословского языка и умаление живого опыта, с другой - среди немногих - попытка растолкать застывшую массу, пробудить интерес к богословской мысли и оживить мистический опыт. И почти полное поражение: имяславие Афона отвергнуто, а богословие, развиваемое, безусловно, одаренными людьми, извернулось, сникло и не получило продолжения (и исправления) в лоне православия.
Как мне видится, перенос фокуса на философию объясняется тем, что она более свободна, чем богословие, где шаг влево или вправо приравнивается к террористическому акту на канонической территории. Образованному и ментально развитому человеку легче продолжать свою умственную деятельность там, где не все еще связано. Вот замолчать и войти внутрь себя ему сложнее.
Литургика... Выскажу предположение - просьба не бить за него :) Произошел разрыв между таинствами (и главным таинством) и реальным воплощением их силы в жизнь. Чем больше разрыв, тем меньше действенность - это не отрицает действительности - при временном усилении формального благочестия и на каком-то этапе, естественно, увеличении интереса к литургике. По мере развития апостасийных процессов этот интерес становится болезненным, а затем спадает, как показывает практика. Действенность таинств неразрывно связана со стяжанием Святого Духа, а про стяжание Святого Духа в Парижской школе больше рассуждали. Впрочем, будучи не в Париже :), мне приходится постоянно сталкиваться с ситуацией, когда про стяжание Святого Духа не говорится вообще, и более того, запрещается каким-либо образом ощущать благодать, в частности, при совершении таинства Причастия. Звучит примерно так: надо осознавать свое недостоинство, каяться в своих грехах и не стремиться к благодати. И полное непонимание того, что осознание своего недостоинства и истинное покаяние возможны только под воздействием благодати, ибо она очищает, просвещает и научает. Благодать, как нетварная энергия, и есть Бог, и к Нему, оказывается, нельзя стремиться! Вот уж прелесть прелестей и ересь ересей. Однако, увлекся и отошел от темы...
Одним влиянием европейского католико-протестантского рационализма и научного прогресса не объяснить анти-свято-отеческие нестроения в православии 20-го века. Есть серьезнейшие свои проблемы, есть и глобальный кризис христианства и других религий.