http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1824.msg37953#msg37953Цитата: «Душа возрадуется, если коснется истина?.. Это верный признак? А душа может и очень эгоистично возрадоваться...»
- Наверное иногда и ужаснуться может.
Ответ: Ужаснется скорее.
Однако и ужас бывает разный. Когда коснется свет, можно ужаснуться от тьмы, которая внутри, а можно испугаться и проблеска света.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1824.msg38019#msg38019Проблема, конечно же, в расколотом уме-сознании. Обращаясь к библейскому сюжету: преждевременное познание добра и зла прародителями ложится проклятием-топором на головы детей. Не принимать и не отвергать - правило, идущее от целостного ума-сознания. Для расколотого ума это святоотеческое правило является сверхестественным.
Для расколотого ума если не принимать, то отвергать, если не отвергать, то принимать... И точка: остальное от лукавого. Без понимания, что лукавый и засел в расколотых мозгах.
Обретение целостного ума - и есть одна из высочайших целей покаяния. Расколотый ум пребывает в грехе осуждения постоянно: все, что ему непонятно, записывает в плохое, все, что авторитетно, - в хорошее. Вот где проблема! Вот в чем каяться непрестанно надо, стремясь излечить ум. Вместо этого идет оправдание собственного невежества.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3220.msg141475#msg141475О.Клеопа в своем ЖЖ привел перевод небольшого отрывка из новой книги архимандрита Емилиана (Вафидиса) "Трезвенная жизнь и аскетические каноны", глава "Способы молитвы монаха в келье и его связь со старцем" (старец Иосиф Исихаст). Вот ссылка:
http://m-kleopas.livejournal.com/57745.html Обещано и продолжение.
Этот текст можно назвать условно классическим. В том смысле, что он выражает сложившееся к настоящему времени монашеское (афонское) мнение о правильном строе молитвы. Золотое святоотеческое правило из этого строя уже изъято: явно наблюдается западание "вправо" - ничего не принимать. С другой стороны, следование этому строю молитву подается как гарантия Бога. Надеюсь, участники форума понимают, что следования даже самым лучшим правилам гарантий Бога не дают. Здесь же правило не самое лучшее. В частности - обращаюсь к евангельским событиям - под это правило (оно образно сформулировано так у Иосифа Исихаста: И если даже явится Христос и скажет мне: «молодец, чадо моё, я пришёл тебя благословить», я ему скажу: «Христе мой, уйди, мне сейчас есть дело только до того, чтобы ум был в том, что я говорю») не подпадают ни Божия Матерь, принявшая архангела, ни Иосиф, принявший откровения во сне, ни пастухи, пришедшие к Младенцу.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3220.msg141482#msg141482Только хочу напомнить, что это маленький кусочек из бесед с Иосифом Исихастом. В других беседах, он, возможно, восполняет кажущиеся пробелы и уравновешивает крайности.
Правда, монашеское желание сделать из аскетики манипулятор Богом прослеживается - это можно найти и в других книгах, изданных на русском языке.