Исихазм

Автор Тема: Прилог  (Прочитано 6213 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Прилог
« : 28 Январь 2014, 16:57:05 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2059.msg50617#msg50617

В подвижническом учении подробно разбирается развитие прилога в страсть (прилог-сочетание-сосложение-пленение-борьба-страсть). Это развитие соответствует  схеме сложного (или страстного) помысла, когда помышление соединяется со страстью. Но есть и помыслы простые, не соединенные со страстью. (Кратко и емко см. у Влахоса в "Православной психотерапии" - http://psylib.org.ua/books/vlaho01/txt07.htm )

Хорошо известно, что и на начальных, и на средних этапах молитвы от помыслов избавиться практически не возможно. Хочу сразу напомнить, что мысли, оформленные в слова, и привносимые образы являются уже "отвердевшей" ментальной оболочкой помыслов. Сами помыслы много тоньше вербализированной мысли - и находятся в ее смысловой и энергетической основе.

Человек внешний (и на начальных этапах молитвы) пронизан и заражен различными помыслами по самую макушку. Перед ним стоит задача долгого очищения, и если он думает, что уже может не принимать помыслы, то находится в глубоком прельщении. Просто помыслы входят и выходят из него беспрепятственно, а он их даже не замечает, потому что они не выкристаллизовались во внутреннее слово-мысль. Впрочем, и кристаллизация не часта, обычно помыслы как бы выпадают в ощутимый серый осадок, который и и является "мыслями".

Приведу известный пример быстрого результата действия страстного помысла. Воцерковляемый человек может думать, что знает учение церкви или учение св.отцов, потому что ходит регулярно в храм на богослужения и начитался всяческих церковных книжек, но в реальности - без вселения Святого Духа в него - он только тщеславно грезит, приняв в себя уйму бесовских помыслов, толкающих его на игру в покаяние, смирение, самоуничижение и непринятия помыслов. И это западня, в которую попадают очень многие неофиты в церковном возрасте от нескольких месяцев до нескольких лет. А затем - при отсутствии истинного покаяния - слащаво-уничижительное и заискивающее состояние окончательно побеждает человека, соединяясь с осуждением всего чужого и непонятого. За нескольких лет принятый страстный помысел о необходимости спасения (в лоне церкви) - без истинного покаяния - превращает человека в монстра, имитирующего веру.
Заражение же страстными помыслами происходит намного быстрее. Начальные этапы развития помыслов (прилог-сочетание-сосложение) проходят вообще не замеченными, и только на уровне пленения, если начинается борьба с развивающимися страстями, выходят на наружу.

Об оформлении прилога в помысел.

Оставим в стороне тему воздействия благодати (нетварной энергии) и будем говорить об энергии тварной. Соответственно прилогам помыслы могут быть благими (от ангелов), злыми (от бесов) и смешанными (от человеков). Также следует выделить такой важный вид помыслов как речения предметов, поскольку все предметы обладает своей речью (об этом говорит Иерофей Влахос, ссылаясь на Григория Синаита).

Прилог -это прежде всего касание (с последующим внедрением или его попыткой) некой невидимой силы. Такой способностью воздействия обладают все существа и вещи, поэтому-то мы можем услышать голос живой и "неживой" природы. В прилоге, как в акте передачи, присутствует смысл (знание), энергетическое воздействие и состояние невидимой силы в той степени, в которой она передает себя тому, кого касается или в кого входит. И в прилоге также присутствует тот, кто воспринимает прикосновение этой силы.

Человек плотской в силу своей грубости частично защищен от тонких прикосновений в том смысле, что он, будучи марионеткой, вполне управляется грубыми силами (не на уровне прилогов, а на уровне действия грубых страстей и ментальных приказов). Человек душевный - с более тонкой и развитой душевной структурой - уже иногда способен отделить страсть и ментальный приказ-побуждение к действию от начала внедрения прилога на уровне борьбы со страстью и даже на уровне сосложения. Чтобы дойти до самого прилога и начала его рассматривания умом, требуется специальная работа по очищению, успокоению и развитию души и ума.

Прилог переходит в помысел по мере усвоения касания или внедрения невидимой силы - чужое становится своим (это этап сочетания и сосложения). В процессе этого усвоения помысел обретает узнаваемый образ и узнаваемое вибрационное, чувственное наполнение, и когда уже вербализируется, становится вполне обыкновенной мыслью, которая обычно несет в себе и явное страстное побуждение.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Прилог
« Ответ #1 : 28 Январь 2014, 16:58:23 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2059.msg50635#msg50635

Вопрос: Мне только одно интересно: прилог прикосновения уже несет в себе наполненные чувственные(страстные) "вибрации",(я не говорю о смысловом наполнении) или только сочетаясь с нашей нечистотой "пробивает там где тонко", наполняется, ну например, чувственным вожделением, или чем иным, трансформируясь потом в мысль страсную, выходящую на поверхность нашего ума.

Ответ: iunija, вопрос хороший.

Лествичник говорит об одном помысле так:

Просвещеннейшие и рассудительнейшие из отцов приметили еще иной помысл, который утонченнее всех вышепоказанных. Его называют набегом мысли; и он проходит в душе столь быстро, что без времени, без слова и образа мгновенно представляет подвизающемуся страсть. В плотской брани между духами злобы ни одного нет быстрее и неприметнее сего. Он одним тонким воспоминанием, без сочетания, без продолжения времени, неизъяснимым, а в некоторых даже неведомым образом, вдруг является своим присутствием в душе. Кто плачем успел постигнуть такую тонкость помысла, тот может нас научить: каким образом, одним оком, и простым взглядом, и осязанием руки, и слышанием песни, без всякой мысли и помысла душа может любодействовать страстно.

Часто по умолчанию считают, что в основе помысла только мысленное вторжение. Это совершенно не так. Это может быть и мысленное (умственное, ментальное) влияние, но может быть и чувственное (страстное) вплоть до физического. Пример. Эмоционально возбужденный человек входит в помещение с другими людьми. при этом он молчит и вообще вида не подает, что возбужден. Спустя совсем небольшое время люди начинают возбуждаться, много говорить. Оккультно развитые люди могут передавать чувственную силу на расстоянии. И ее - при определенной чувствительности - будешь воспринимать прежде всего как силу, несущую в себе эмоции и страсти, бьющую сильно и быстро. Другой способ передачи - дотронуться рукой. Т.е. страсть сразу же зарождает страсть без мысленного посредника.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2059.msg50637#msg50637

Вопрос: Как уберечься от этого в большем городе? Некоторое время назад подобные вещи просто врывались во внутрь. Вспомнил упоминаемую тут эмпатию, начал как-то отстранятся мыслями от "загрязненной" среды. Попросту - совершать молитву. Может не так?

Ответ: В городе всегда тяжело в этом плане. Поэтому и требуется умение быть спокойным и не принимать влияния и внушения. Этому можно учиться, находясь и в толпе. Понятное дело, лучше избегать людные места, лучше не ездить в метро в час пик. По возможности. А когда не возможности, терпеть и учиться

В большом городе по воскресениям (не летом) просто накатывает одуряющая энергия, пустая, тяжелая. Людям себя деть некуда. Или когда выключают в квартале электричество...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Прилог
« Ответ #2 : 28 Январь 2014, 16:59:11 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2059.msg50646#msg50646

Вопрос:Александр упомянул внутреннюю речь предметов. Допустим, пачка сигарет может воздействовать на человека своим внутренним "намерением", своей этой внутренней речью. Но ведь получается что по-разному воздействует на курильщика и на некурящего. Сможет ли курильшик выйти их этого своего "испорченного" состояния в "нормальное", чтоб ему не пришлось всю жизнь бороться с этим воздействием?

Ответ: Это не совсем речь предметов (если мы вслед за Влахосом вообще правильно поняли Гр.Синаита). Это, скорее, навязанная речь (вложенный дополнительный смысл) и привязанная страсть как табачными фабриками с их рекламой, так и самим курильщиком. Сигарета (пачка сигарет) становится символом или некой "иконой" - открывшимся окном (только для курильщика), через которое выходят связи-страсти, тянущие закурить. Важно отбросить страсть курения, тогда и вид сигареты будет постепенно утрачивать свое символически притягивающее значение.

Можно предложить одну простую методику разоблачения символа-идола. Скажем, взгляд автоматически остановился на рекламе и мы рассматриваем ее. Прерываем бессознательное рассматривание - и смотрим как на пустую картинку. Если сможем это сделать правильно, реклама сразу потеряет свою притягательную силу. Этот прием можно повторить несколько раз и не только с рекламой. Можно отметить и обратное действие. Мы сосредоточены и не обращаем внимания на рекламное объявление или картинку, вдруг каким-то боком реклама привлекает наше внимание. В это мгновение иногда можно заметить, что смысловой образ рекламы как бы несется на нас, бьет по глазам и отпечатывается в сознании. Человек даже вздрагивает.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Прилог
« Ответ #3 : 28 Январь 2014, 17:00:59 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2059.msg50650#msg50650

Вопрос: «Чтобы дойти до самого прилога и начала его рассматривания умом, требуется специальная работа по очищению, успокоению и развитию души и ума.»
- возможно этот момент расшифровать, в чем состоит особая специфика этой работы ?

Ответ: Ум должен быть безмолвным, а этому надо учиться. Должно быть освоено несколько уровней ума. По крайней мере, надо научиться заглядывать дальше (глубже) рациональной его оболочки. Также, как минимум, должны быть успокоены страсти. Поскольку прилоги входят не абы как, а соответственно месту, через которое касается (вторгается) невидимая сила, хорошо бы ощущать, пардон за слово, свою энергетику.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2059.msg50655#msg50655

Вопрос: т.е. вы хотите сказать что указанные Вами навыки позволят ощущать место т.н. вторжения или сам факт  постороннего воздействия ?

Ответ: В какой-то степени.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2059.msg50657#msg50657

Вопрос: ну предположим  уровень подобного восприятия достигнут (гипотетически) а дальше что ?
что это меняет в принципе ? или что это должно менять ?
Ответ: А дальше? Можно воспрепятствовать вхождению и распространению или - в случае благого касания - дать согласие и сотрудничать.
 
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2059.msg50660#msg50660

Цитата: Весьма лаконичный ответ...
   как я понимаю Вы подразумеваете то что человек становиться в состоянии осознанно  выбирать, но мы ведем речь о тварных энергиях .....тогда как цель христианина "немного" в другом,  какая связь между этим путем становления духа и  возможностью соединения с Богом.

Ответ: Это относится напрямую к трезвению и различению духов. Представьте, что Вы живете в доме, в двери-окна и любые щели которого раньше мог проскользнуть кто-угодно.  А теперь какие-то щели забиты, окно прикрыты, двери на замке и ключ у Вас...
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2059.msg50663#msg50663

Вопрос: …Я этот разговор  завел потому что те моменты которые Вы перечислили можно успешно развивать и  применять и не являясь христианином, да вообще не принадлежа ни к какой религии.... но и это не главное это можно развивать и применять вообще черте что исповедуя и черте чем занимаясь (как я ранее например) и несмотря на все развитые способности..... к Богопознанию вся эта деятельность будет иметь весьма и весьма отдаленное отношение..
   А необходимость соединения с Богом это центральный момент всего христианства...отсюда вопрос а зачем мне опять в эти дебри лесть.

Ответ: 000, это ведет к познанию себя. А как вы будете использовать такое познание, зависит от Вас. 000, и Вам задам вопрос: зачем св.отцы и подвижники уделяли так много внимания этим вещам?
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2059.msg50666#msg50666

Вопрос: св.отцы и подвижники уделяли внимание подобным аспектам лишь в том объеме в каком это было необходимо дабы не уклониться от Цели которая есть Бог, а не для самопознания...или я ошибаюсь ?

Ответ: Лишь в том объеме?..  Этот объем аскетического опыта огромен, и мои малые слова в этой теме - капля по сравнению с океаном их поучений. И Вы не знаете, что познание себя отцы ставили целью, которая ведет к Богу? Да Вы почитайте, как много отцы говорят про отслеживание помыслов и борьбу с ними. И борьбу со страстями. Обращают внимание на любые мелочи, собирают поучения как драгоценности.

Напомню, что практически все аскетические приемы, используемые в христианстве, можно найти в других религиях и практиках. Так что будем сибаритствовать, предаваться лени и греху, чтобы быть не такими, как аскеты-язычники? И будем выдавать лень своей души и тупость своего ума за великую ценность, которую Господь спасет по нашему покаянию? Грехи Господь не спасает, и тем, кто  в них коснеет, в благодати отказывает.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Прилог
« Ответ #4 : 28 Январь 2014, 17:02:30 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2059.msg50670#msg50670

Вопрос: Остается несколько вопросов. Ясновидение - что это? Природная особенность конкретного человека "видеть" прилог?
Далее: сны. Во сне человек свободен от грубого шума страстей.
И еще. Вы не упомянули связь с разными видами молитвы: сердечной (или по Паламе) с возможностью выйти на новый уровень самопознания.

Ответ: Думаю, ясновидение совсем из другой области. Видение прилогов - это отчасти и видение своих грехов, начала их зарождения.

Сны бывают разные. Обычно они являются продолжением шума страстей.

Борьба с помыслами - часть аскетической практики, которая сочетается с практикой молитвы, и имеет отношение к разным способам молитвы. При сердечной молитве (когда приходит благодать) грехи обнажаются, и лучше видна греховная основа набегов помыслов. (Здесь я не говорю про благие помыслы.)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Прилог
« Ответ #5 : 28 Январь 2014, 17:03:42 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2059.msg50671#msg50671

Хорошее пояснение дали в моем жж. Выношу его сюда.

Кажется, переводчик Влахоса не совсем верно понял переводимый фрагмент (66 гл.), а Феофан Затворник вообще непонятно как перевел (вот его перевод: «Помыслы страстные представляют образы страстных вещей. Действие помышлений невещественно; но они напоминают и влекут к вещественному и бывают причиной плотских грехов»). Речь судя по всему идет о бесформенных (или невещественных) нетварных и тварных ангельских логосах, касающихся чувственных вещей и их усвоении во внутреннем человеке. После чтения славянского Добротолюбия в переводе прп. Паисия Величковского все более менее встает на свои места: «Писание часто называет помыслами логосы вещей, иногда помышления (noemata) именуются логосами, а иногда логосы - помышлениями. Бывает это по той причине, что движение [этих логосов] само по себе невещественно (иными словами бесформенно, как и они сами, в противовес скажем демонским и нашим помыслам, которые всегда являются формой, т.е. либо словом, либо образом чувственной твари): благодаря [чувственным] вещам оно воображается, т.е. принимает [на стадии сочетания] вид\форму\образ (т.к. любая чувственная вещь состоит из формы и материи), и [тем самым это движение] изменяется; таким образом являемый прилог (до того непознаваемый разумом, т.к. бесформенный), познается [разумом = словесной силой, которая и оперирует формами, т.к. ее движение и энергия всегда формальны] и глаголется (может быть выражен словесно, сначала мысленным, потом внутренним, после и внешним словом)».
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2059.msg50672#msg50672

Чтобы лучше уловить соответствие. То, что прп.Паисий называет логосами, я называю смыслами. Движение (у него), у меня - энергия.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Прилог
« Ответ #6 : 28 Январь 2014, 17:05:23 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2059.msg50684#msg50684

Цитата: Но, вот это сомнение - не беспочвенно: «Крайне сомнительно  что человек сможет научиться различению духов не вкусив  благодати».

Ответ: Вот чего "не понимаю". Разве кто-то сомневался, что благодать нас просвещает и дар различения духов от нее? Так мысль, что без Бога мы не можем делать ничего, проходит красной нитью во всех темах форума. И что благодать Божия никак не исключает нашего соработничества.

В сообщении 000 присутствует очень нехорошая вещь. Как бы приписывается, что я отрицаю исключительное значение благодати. И с какого рожна делается такой вывод, если я на форуме постоянно говорю именно о важности получения благодати, без который все рассыпается?.. Если я говорю об элементах соработничества человека, его сотрудничества - с Богом! - в деле своего спасения, то это никак не исключает Самого Бога. Это очевидно.

Впечатляет другое. Отцы называли умное делание и молитву художеством художеств, искусством искусств. Если в простом ремесле требуется немалая профессиональная подготовка, то сколь большей должна она быть в молитвенном делании! И вот слышим: мы только на милость Бога уповаем! А сами что, сидим - в носу ковыряем? И это путь истинный?.. Если человек уповает на Бога, а Он к нему не приходит, то фальшиво его упоенное ковыряние в носу.

Уже в который раз на форуме вылезает одна и та же змеюка (не человека имею в виду). И пытается жалит каждый раз, когда происходит хоть какое-то продвижение в постижении молитвенного опыта. Зато пустая болтовня о других верах, дальних странах и других тараканах очень даже поощряется.
 
 
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2059.msg50687#msg50687

Цитата: Мне кажется, это от знания. От начитанности - ловить на словах, вкладывая во фразы собеседника содержание своего разумения некоего диспута. "Слово борется со словом" и получает от этого некую укладу…

Ответ: Думаю, причина немного другая. Она кроется в защите своего невежества. А защищаться невежество может только ложью и агрессией.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Прилог
« Ответ #7 : 28 Январь 2014, 17:05:54 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2059.msg53250#msg53250

Цитата: Позволю высказать свое скромное мнение: человек бдительный и светлый (то есть, наполненный светлыми помыслами, добродетельный) не подвержен «низкому» влиянию среды, чужие страсти его просто не зацепляют. Но только стоит негативно отреагировать на любой радражитель, как баланс энергетики будет разрушен, и человек опустится до уровня среды.

Ответ: Кстати, да. Это известное заблуждение. Оно распространяется по-всякому: и ветрами с Востока, и течениями с Запада. Часто еще добавляют - на Западе, - что светлый и добродетельный человек - а его любит Иисус - будет и преуспевающим в этом мире. Если в своей чистоте и добродетельности эгоистично замкнуться, то низкие страсти не цепляют... до поры, до времени. А если работать с нечистотами? А что, если одна из основных задач христианина - ассенизация, а другая - работа в грязном руднике своей души?  Светлый и добродетельный человек в грязь-то не полезет...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Прилог
« Ответ #8 : 28 Январь 2014, 17:07:16 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1708.msg73233#msg73233

…Прилоги - на совр.языке, чтобы не путать их с одними только мысленными касаниями, - можно назвать вибрациями. Это действия невидимых сил. Грубо говоря, подошел бес - и ткнул в ребро... или дал под вздых, или по голове, или по ногам. Где вошла вибрация (от) беса, там и зародился прилог. Если такое касание произошло внизу живота, то именно там и сосложился прилог, и стал развитым помыслом (развитым, но остающимся за гранью восприятия ума), и возбудил блудную страсть. Эта страсть поднялась наверх, подсоединив по дороге ряд других, и только на уровне груди, если ум человека ниже не способен сходить, стала осознанной. Причем это осознание и на этом - грудном - уровне стояния может быть опосредованным - через мысль (помысел), а не как непосредственно бьющие вибрации страстей.

 
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1708.msg73238#msg73238

Вопрос: Почему бес не может толкнуть смиренного? А человека имеющего гордыню толкает?

Ответ: Смиренный - прозрачен для беса, бесу не за что толкать. Смирение - от Бога - еще и огненно. Оно попаляет бесов. Есть смирение от Бога. Есть смирение от человека. И есть игра в смирение, в которой верховодят бесы.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1708.msg73347#msg73347

Вопрос: «Причем это осознание и на этом - грудном - уровне стояния может быть опосредованным - через мысль (помысел), а не как непосредственно бьющие вибрации страстей.»
- Спасибо всем за ответы...буду думать ...
Александр ...это что получается, что в груди есть место помыслам...а какие они бывают в груди, как и в голове?...внутренняя речь и видео...

Ответ: Стояние умом на уровне груди еще не означает, что человек будет непосредственно воспринимать страсть, поднимающуюся снизу или действующую на этом же уровне. Непосредственное (безОбразное) восприятие - ощущение действия (вибрации), которое сопровождается знанием (еще не развернутым во внутреннюю речь или образ). Вместе с действием познается его логос. Образное восприятие (в виде внутренней речи, картинок, видео и пр.) - следующий этап, - и в него вмешиваются такие характеристики воспринимающего ума, как его форма, структура, уровень, загрязненность, активность  и др. А какие именно приходят образы - в виде картинок, видео или слышания - зависит от  конкретного человека и от его состояния.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1708.msg73396#msg73396

Вопрос: Для меня важный момент...по этому переспрошу...это всё разворачивается в груди или нет конкретной привязки к месту осознания помысла?...т.е. где ЭТО осознаётся?...или...

Ответ: Я бы не стал искать жесткой привязки к месту...

По поводу видения - на уровне груди. Тут есть одна особенность. Если проследить, к примеру, момент засыпания, то можно увидеть, что на уровне груди (ниже ее середины) происходит переход в миры сновидений. Здесь, кстати, можно и увидеть, как энергетический поток переходит в (символические) образы. Ум зацепляется таким потоком - и входит в видео сна. Если отслеживать дальше (только нужно ли это?), может начаться осознанное сновидение.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Прилог
« Ответ #9 : 28 Январь 2014, 17:08:58 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3043.msg145973#msg145973

Цитата: Я имею в виду цепочку:
1. Помысел, прилог, подброс…
Это слова-синонимы. Взаимозаменяемые. Суть та, что мысль может быть со стороны, не личного авторства. Как у Евы в эпизоде грехопадения.

Ответ: Елена, Вы, очевидно, путаете. Если синонимы, то не цепочка. Если цепочка, то не синонимы. Это означает (судя и по другим Вашим слабым высказываниям), что Вам следует разобраться с классической схемой формирования  помыслов. И в святоотеческой теории (это легко - поиск в сети в помощь), и на практике. Подброс - это, видимо, Ваш термин. А вот под прилогом понимается приражение помысла. Приражение помысла не есть сам помысел, как прикосновение руки не есть сама рука. Из того, как Вы описываете свое взаимодействие с помыслами, следует, что  проработка их (борьба с ними) идет значительно на более поздней стадии, когда уже помысел устоялся - после сосложения. Т.е., Вы рассматриваете и собеседуете с сформировавшейся мыслью, которая, скорее всего, уже была соединена со страстями. На этой стадии можно танцевать и бороться с помыслами очень долго. Эффект будет малорезультативным.  Надо идти к истоку, начиная с тишины в голове.


http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2059.msg146140#msg146140

Вопрос: …Может вы уточните, как в вашем личном опыте выглядели "касания"?

Ответ: Я не совсем понимаю, что от меня хочет услышать Елена... Отвечу, надеюсь, не совсем невпопад  на простом примере.

До человека дотрагиваются рукой. Что чувствует этот человек? Касание прежде всего.  Он еще может не понимать, что до него дотрагиваются рукой, он может не видеть руку. Рука ему откроется, когда обратит внимание на прикосновение. Если рука погладит, ему будет приятно, ущипнет - нет.  Так же разворачивается и действие помысла. Он не обязательно будет виден (как воображение предмета - по Нилу), он просто коснется, как дотрагивается рука, еще не узнанная. Лишь искушенный и внимательный ум может быстро понять, какой помысел его касается. Понять и рассмотреть как бы на расстоянии, почти не сочетаясь. Воображение в большей степени работает на переходе от прилога к сочетанию, когда прилог узнается и как бы пробуется на вкус. Повторю, это классическая схема. Немало есть и неклассических вариантов.  Например, воздействие не извне (как в классической схеме), а изнутри и снизу - через родовое и коллективное подсознание. Этот неклассический - матричный - способ внедрения помысла, который уже, скорее, является силовым тяготением - тканью, на которой вышивают свои узоры уже классические помыслы.

Соглашусь с Еленой в том, что "древняя аскетическая литература отражает архаичный тип мышления". Мышление изменилось, стало более развитым и сложным, в чем-то более тонким и искушенным. И более извращенным и лукавым. И не стало более мудрым и цельным.