Исихазм

Автор Тема: Ум Христов  (Прочитано 4032 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Ум Христов
« : 28 Январь 2014, 18:14:18 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1711.msg30318#msg30318

Вопрос: Насколько я понял вы разделяете, как 2 направления..."практика стяжания ума Христова", а чем отличаются?...Объясните пожалуйста...Или где прочитать

Ответ: Да, говорю о двух направлениях (в их единстве, мере и порядке). Однако, о практических приемах стяжания ума Христова упоминается мало. И эта "малость" не означает, что таких приемов нет, и не означает, что ум Христов только абстракция, и не означает, что ум Христов и духовное сердце - одно и то же.

К примеру, о практических приемах пути юродства тоже не говорится - и это не означает, что такого пути нет (и нет соответствующих приемов).

Посему читаем жития святых, имеющих такой ум и находим отличительные черты. Это всеохватное видение, мудрость, проникновение в суть и понимание логосов вещей, бесстрастие и созерцательность, сверхобразное восприятие и умение изложить в точном слове знания, полученные в сверхобразном созерцании. Ярчайший пример такого святого - прп.Максим Исповедник. Есть же святые и подвижники, которые были устремлены на развитие сверхумственных способностей, возможно, в некоторой его неполноте. Яркие примеры: Ориген, Климент Александрийский, Евагрий Понтийский. Развитие умственных и сверхумственных способностей (без чистоты сердца) характерно для представителей деградирующего гностицизма.

Для более близких к нам времен я бы назвал двух святых, с очевидностью стяжавших ум Христов. Это прп.Серафим и прп.Силуан. Однако, образ прп.Серафима изолган, и судить больше приходится по рукописи "странного" Мотовилова. Также и знания прп.Силуана были раскрыты благодаря другому человеку.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #1 : 28 Январь 2014, 18:15:54 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1711.msg30386#msg30386

Вопрос: полный текст, приведен здесь - http://www.hesychasm.ru/library/thlg/ktsnv.htm .
   ИМХО полагал, что приведенная выше цитата является наиболее  адекватным  описанием способа стяжания Ума Христова (или процесса тут уж кому как угодно обозначить это явление  ).
   И если опираться на приведенную, мной цитату, то разделение  на практики :
- опускание ума в сердце:
- стяжание Ума Христова;
  неправильно (имхо), так как одно вытекает из другого.  Поэтому повторяюсь, почему вы разделяете направления

Ответ: Не разделяю, но различаю в их единстве. Опускание ума в сердце можно рассматривать как этап на пути стяжания ума Христова, но к стяжанию ума Христова опускание ума в сердце не приводит (автоматически). Это легко увидеть из многочисленных жизнеописаний молитвенников и из их трудов. Эти молитвенники - простецы, они могут быть прозорливыми и мудрыми, но - обратите внимание - в ограниченной области. Не очень яркий (но показательный) пример наших дней - молитвенники на Кавказе, которые, будучи опытны в Иисусовой молитве, гонят откровенную пургу про ИНН, паспорта и пр.

То. что говорят всякие кандидаты и доктора от науки про молитву, хорошо для первого ознакомления, не более. Также и всякие выводы патрологов хороши только в информативном плане. Сказать (в Духе) человек не может больше, чем (в Духе) имеет. Не зная про ум Христов, таковые начинают "естественным" образом сводить его к сердцу, как и не зная об утробе, начинают ее объединять с сердцем. 
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1711.msg30397#msg30397

Вопрос: Т.е. Вы понимаете соединение с умом Христовым "по благодати" как наполнение нетварными энергиями?... Попробую пояснить.
Когда речь идет об "обожении" - "наполнение нетварными энергиями" представляется вполне адекватным термином, но если не считать соединение с умом Христовым синонимом обожения, а чисто интуитивно мне представляется что это не так (хотя и не рискну настаивать), то и т.с. "условия" должны быть иными.
Обожение (наполнение нетварными энергиями), как мне кажется есть нечто более тотальное, сравнимое с обретением тела воскресения - тогда как ум Христов присутствует и в "простых Святых".

Ответ: Стяжание благодати (и ума Христова) - это процесс со своими ступенями и степенями. К примеру, если мы говорим об Евангелистах как о мужах, стяжавших ум Христов, то и находим у Иоанна Богослова большую глубину и проникновение в Слово Божие.

Уменьшение силы слова можно обнаружить в Деяниях, написанных Лукой. Евангельская сила слова, характерная для первых глав, в последствии растворяется в историческом описании событий. Этому можно найти и символическое объяснение, но можно и увидеть, что очистившийся ум человека - как верно отметил Игорь - чистая доска. Если находит сила Божия, то и ум человека становится умом Христовым по благодати, если же отходит, то... без Него не можем творить ничесоже...

Другая проблема - соединение в себе Божественного и человеского, тварного. Ибо человек и при стяжании благодати соединен с земным миром, который постоянно вторгается в человека, и в который человек должен войти, принося свет. Имея чистый и возвышенный ум, как общаться с умами неочищенными, которые могут принять, только убив и разъяв? Есть ступени восхождения, и есть ступени нисхождения и низведения силы Слова в творческом акте - таком, какой способны принять конктретные люди, в конкретном месте и времени, и таком, который вводит в вечность.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1711.msg30399#msg30399

Вопрос: Alexander, из этого примера следует, что ум Христов есть некое подобие или вернее сказать - прообраз Божественного вдохновения. И его "обретение" есть нечто непостоянное. Но можно ли сказать, что и обожение всего человека, обретение тела воскресения - то же непостоянно? ИМХО - нет. То есть, временность принятия Божественного вдохновения на начальных стадиях, претворяется (должа претворятся) в постоянное присутствие - на стадиях более высоких.
Я верно понял Вашу мысль?

Ответ: Вдохновение, все же, это другое (хотя и вдохновение присутствует). Я не берусь дать определение. Можно говорить о силе Божией и Его знании, а значит, о премудрости... действенной премудрости. т.е. премудрости, обладающей силой созидания.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #2 : 28 Январь 2014, 18:16:57 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1711.msg30421#msg30421

Цитата: Лично я, и для себя, могу назвать ум Христов, состоянием  «как есть».

Ответ: Я приветствую слова Леонида и ООО - с поправкой. Состояние "как есть" относится к тварному бытию и видению. Пожалуй, "дети" природы и даже животные находятся именно в этом состоянии, не осознавая его (это существенное отличие). Ум же Христов видит Бога как Есть.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1711.msg30428#msg30428

Цитата: По существу, ничего не скажешь.
Однако возможно ли человеку в этой земной жизни видеть "Бога как Есть"  т.е. лицом к лицу если так можно сказать.
Семя тли не исчезает в нас здесь но сводится к минимуму. Наверное и поэтому тоже сказано в писании о том, что "невозможно человеку Бога видеть и живу быти".

Ответ: Все так. Поэтому и говорим о непрекращающемся движении к Богу, в нашем познании Его, и бытии, и любви. И, прежде всего, движении Бога к нам.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1711.msg30655#msg30655

Вопрос: А низведение ума в сердце, разве не ведёт к сращиванию...Если это так, то тогда "автоматически"...Ну или по мере сращивания ...

Ответ: Ведет к сращиванию, но! не всего ума. Очищается и опускается в сердце тот ум, который освоен человеком. А которой не освоен и не очищен, тот и не опускается, потому что человек, имея его в потенции, им не владеет. Посему простецу и легче опустить ум в сердце - у него ум как бы маленький (и при этом чист). Человек с таким умом, соединенным с чистым сердцем, способен видеть чисто - и ограниченно! И как только он сталкивается с ситуацией, превышающей полномочия его ума, тут же совершает ошибки, иногда очень серьезные. Я уже приводил в пример некоторых современных старцев на Кавказе. И таких примеров не счесть... Тема эта много шире и серьезнее, чем я ее здесь затрагиваю.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1711.msg30660#msg30660

Как осваивать? Правило простое. Не кичиться своим невежеством и потихонечку заниматься самообразованием.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #3 : 28 Январь 2014, 18:18:05 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1711.msg30676#msg30676

Вопрос: «Тема эта много шире и серьезнее, чем я ее здесь затрагиваю.»
- Alexander  Вы хоть какие-то  основные направления, в этой теме не упомянутые, но тем не менее к ней относящиеся  осветите, дабы самообразованием как-то целенаправлено заниматься  .
    Если это конечно возможно.

Ответ: Шире - это значит, что надо разбирать типы святости и способы ведения подвижнической жизни, положительные и отрицательные стороны, успехи и характерные ошибки. Тема эта мало проработанная и сложная.

Правила же саморазвития... они индивидуальны. Мешает недоразвитость, и мешает гиперразвитость. Тому, кто был захвачен интеллектуальной деятельностью, следует освободиться от пут напряженной интеллектуальной работы (по большому счету, любой работы, если она довлеет). Если интеллектуальное развитие было (в силу каких-либо причин) недостаточным, то следует развивать мыслительный аппарат. В любом случае, на первое место выходит молитва и спокойный (насколько возможно) образ жизни. Образ жизни спокойный, но и без бегства от трудностей в эгоистической надежде найти благодать на "той" стороне.

Например, пишет человек с грамматическими ошибками и считает это в порядке вещей, коль он - исихаст (таких и на нашем форуме не мало). Уверяю, целенаправленная работа над собой (в плане грамотности) в течение года-двух может изменить обычный ум весьма заметно. И эта же работа будет способствовать и лучшему пониманию отеческих текстов, и лучшему мышлению, и, в конце концов, умению вести сознательный и собранный диалог на этом форуме, не расплываясь мыслию.   

А многие ли способны на такой (уверяю, весьма небольшой) труд? Лень, сон, инерция ума, каша в мыслях - и вот это ужасное "нечто" сводят в молитве в сердце... не годами - десятилетиями.

Ум современного человека пронизан множеством мысленных (информационных) потоков. И лень ума - один из таких потоков, только отстойный. Гиперактивность же ума подобна выбросу сточных вод...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #4 : 28 Январь 2014, 18:19:41 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2534.msg78620#msg78620

Вопрос: В какой-то момент практики умного делания (насколько могу) - что-то внутри случилось и я "увидела" то, что на самом деле этот мир - не мой, что идти на самом деле некуда.. Некуда идти такой вот мне, в таком виде как бы …а потом вот эта странная свобода делать все, что вздумается. Которая пугает одновременно. Может пугает она меня потому, что мои действия больше не основываются только на собственной важности, которая создавала "видимость порядка"? и поэтому так настораживает возникший "хаос"?...
Но что это было - не знаю. Может кто-то тоже такое испытал. Как оценить это - не знаю.

Ответ: Характерный период, который может протекать в разных формах. От отстраненного (безразличного) видения потока жизни как кинопленки до временного выхода за рамки обусловленностей этого мира. Как понял, у Синицы прорвалась одна из ментальных сетей (таких сетей - разноуровневых - много), которые задают реакцию и правила поведения человека.

Когда прорывается такая сеть, и человек нечист, то он падает в беззаконие. Если чист, поднимается в более высокое и широкое умственное пространство.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2555.msg80263#msg80263

Вопрос: Вместо низкого разделения надо приподняться умом - и увидеть единство". И здесь возникает вопрос: "а как приподняться умом?" и "что для этого надо?"

Ответ: Один способ "приподняться умом" хорошо известен - это объективное и беспристрастное рассмотрение предмета (проблемы) и его противоречий с попыткой снять противоречия в синтезе. Ум должен быть свободен от предрассудков и предпочтений. И должен уметь занимать противоположную позицию - без осуждения и критики, - а затем, обогащенный полученным опытом, возвращаться к позиции исходной, взирая на нее по-новому. Это как бы подход объективного ученого-исследователя, который не привязан к предмету своего исследования.

Точно так же можно и исследовать работу самого ума, чтобы выявить условности, предпочтения, стереотипные шаблоны и прочие "радости" множественных ментальных сетей, которыми окутан ум.

А дальше, увидев ограничения и ловушки, накладываемые ментальными сетями, ум может сделать несколько правильных движений, чтобы выйти из-под удушающего контроля. Первое движение - замолчать. В молчании ум может просочиться сквозь первый заслон (еще редкий) ментальных сетей, чтобы отправиться на поиск сердечной истины. Второе - взывать к благодати, поскольку только в ее свете и могут открыться (и быть разрушены или обойдены) ментальные ловушки.

Ум, находящийся в молчании, может не только входить в сердечную глубину, но и подниматься ввысь - в просторы гнозиса. Если он не освещен светом истины, гностические знания станут для такого ума опасными.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2555.msg80272#msg80272

Вопрос: Alexander, в свете сказанного появился вопрос. Понятие просторы гносиса (познания),  и эзотерические “Поле информации”, “София”, “хроники акаши”, “пространство вариантов”, имеют ли параллели на ваш взгляд? Если да то, у каких Церковных авторов, можно об этом почитать?

Ответ: Параллели должны быть... Вы хорошо знаете, что учение о гнозисе было забыто давным-давно - после церковной расправы над Максимом Исповедником. Посему и нет церковных авторов, у которых можно было почитать (о параллелях).
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2555.msg80273#msg80273

Хотя теория иконопочитания и паламизм, безусловно, несут в себе свет гнозиса.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #5 : 28 Январь 2014, 18:20:51 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3213.msg141113#msg141113

Схематически путь ума можно очертить так.
Сначала учим ум молчать и очищаем его. Затем соединяем ум с сердцем. Здесь проблема в том, что сердце может быть хоть и предочищенным, но духовный свет в нем не воссияет. Тогда, если ум и погружается в сердце,  не находит в нем божественного источника и становится выразителем сердечного лукавства. Если же соединение ума и сердца происходит должным образом и рождается духовный младенец, ум направляется на освоение внутренних пространств. В частности, он может осваивать и голову, очищая дальше и возвышая умственную деятельность.

Научить молчать ум легче простецу, мудрецу сложнее. Зато простецу сложнее возвышать умственную работу.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3213.msg141279#msg141279

Цитата: «Если же соединение ума и сердца происходит должным образом и рождается духовный младенец»
- Позвольте расшифровать, что значит "должным образом".

Духовный младенец зарождается в сердце от семени Божественного Духа, но не от ума. Когда зарождается духовный младенец, ум соединяется с сердцем. А когда духовный младенец достигает возраста совершенного, отходят воды в потоке слез непрестанных, рождается младенец и ум восхищается к Боговидению.
Ответ: Лучше обратиться к евангельским образам Святого Семейства. Очищенный ум, сходящий в сокровенное сердце, подобен Иосифу Обручнику, сокровенное сердце -  Деве Марии, духовный же младенец зачинается от Духа Свята, когда ум соединяется с сердцем так же, как Иосиф соединился с Марией. Я когда-то уже приводил эти образы.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3213.msg141379#msg141379

Цитата: Аллегория с Обручником и Марией...то же не понравилась...Иосиф не соединялся с Марией...а ходил на пионерском расстоянии ...т.е. как то...недосоединение какое то ...
Ну на вкус и цвет фломастера нет ...

Ответ: Иосиф был мужем Марии. Вдумайся. Или у тебя сокровеннейшая жизнь мужа и жены к сексу сводится?