http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1712.msg30516#msg30516Цитата: И по Максиму Исповеднику, раздражительная сила (θυμος), вожделевательная (επιθυμια), воображательная (φαντασια), предназначенные для движения человека к Богу, у демонов превращаются в
"раздражительность безрассудную, вожделевательность безумную, фантазию опрометчивую" (где-то в 1-й сотнице).
Ответ: Хочу заметить, что безрассудство, безумность и опрометчивость демонов нужно понимать в том смысле, что их силы направлены на противостояние с Богом. Рассудительность же, ум и умение воображать (и создавать иллюзию) их намного превышают человеческие...
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1712.msg30527#msg30527Цитата: Но ведь если творчество - исключительный дар человека, ибо только он - образ Божий, а творчество невозможно без воображения, то обладают ли демоны воображением вообще? Ведь даже ангелы не наделены способностью творить, следовательно лишены воображения. Откуда же оно у демонов?
Недавно прочел такую мысль (постараюсь отыскать источник позже), что ведь демоны в своих кзнях крайне неизобретательны, именно поскольку лишены возмодности творить. И дейстивтельно, сколько веков прошло, а нового по сути они ничего не изобрели.
Ответ: Откуда такие жесткие суждения? Обычная ошибка: чем меньше человек знает про какую-то вещь, тем больше умаляет или возвеличивает ее. Сложилось дивное мнение, что невидимые миры с населяющими их существами, плоски и тривиальны. А это слеп, плосок и тривиален человеческий ум, пытающийся разглядеть невидимое.
Изобретательности демонов вполне достаточно, чтобы держать в подчинении землю и ее обитателей часто без ведома последних. Изобретальности демонов вполне хватило, чтобы к настоящему времени оставить от учения Господа и от Его церкви "рожки да ножки", красиво упакованные, надо заметить... Изобретательности демонов с избытком хватает, чтобы человек раздувался от гордости осознания своего центрального места во вселенной. Жить в иллюзорном мире, построенном этими существами, и считать их не изобретательными... Они хорошо знают свое дело.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1712.msg30542#msg30542Цитата: Или может Вы имели в виду нечто иное?
Ответ: Да, иное, выходящее за рамки темы.
Книга "Невидимая брань" хороша, это всеми признано. А заимствований (явных и скрытых) в православии хватает. И как иначе? Впрочем, это офф-топик.
Игорь в заглавном сообщении говорит о том, что проблема воображения решается св.отцами неоднозначно. Вот и в "Невидимой брани" приводится один из вариантов решения. И этот вариант мне сложно назвать удовлетворительным.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1717.msg30674#msg30674Вопрос: Свободно подыматься в верхние этажи - это, наверное, классно. А подыматься выше крышы - дух захватывает от таких перспектив!
Но вот как "учиться безвидной молитве"?
У Отцов читаю: надо начинать с молитвы внешней, словесной, поогружать ум в слова молитвы.
Вы согласны с таким учением? Или так-таки сразу полетим в безвидную молитву? Может, я что не так понял...
Слово - оно безвидно, или слово - это все-таки образ? Может ли словесная молитва быть "безвидной"?
Ответ: В случае многоговорения (как у Вас), следуя сложившейся подвижнической традиции (напр., в духе Оптиной пустыни), лучше прервать поток слов и замолчать, сосредоточившись на молитве и внутренней работе. Это "классический" вариант вхождения в умную молитву - через утишение внешней деятельности и умолкание. Если Вы способны на сей подвиг, то и четки (вместо ручки и клавиатуры) Вам в руки. Если не способны, то лучшим вариантом, видимо, будет очищение и возвышение (в хорошем смысле) ума опять-таки в соединении с молитвой. Причем молитва выходит на первое место, (творческая) деятельность затихает, но не прекращается. По такому пути шел, к примеру, свт.Игнатий.
У "учиться безвидной молитве" - много этапов. Первый длительный этап - схождение молчащего и очищенного ума в сердце - с соответственным умолканием словесной деятельности (слово не безвидно - оно образ).