Исихазм

Автор Тема: Отличие сердечного центра от духовного сердца  (Прочитано 7369 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=103.msg646#msg646

Чтобы компетентно говорить о других практиках, надо быть знакомым с ними опытно. Мы говорим здесь о православном пути, и, как мне видится, должны избежать двух крайностей: размывания умного делания в угоду синкретическому духу современности (пример такого размывания у А.Позова в его «Сокровище ума и сердца» http://www.bvw.ru/pozov/tm.htm ) и ментального замыкания на терминологии и опыте отцов прошлого (иногда под этим прошлым почему-то понимается лишь опыт и взгляды на умное делание русских подвижников 19 века). Такое замыкание наблюдается и в современной патрологии, для которой уже зачастую нет живых в Боге Максима Исповедника, Григория Синаита, Симеона Нового Богослова, а есть иконно-бумажные МИ, ГрСин, СимНБ…

Одной из немногих попыток говорить об опыте святых отцов языком современности была статья митр.Антония Сурожского «О созерцании и подвиге» -  http://www.hesychasm.ru/library/praksis/antony.htm, в которой упоминается о центрах (местах сосредоточения): головном, горловом, грудном, сердечном. Введение понятия «центр», прямо не используемого отцами прошлого (они говорили о месте: голове, горле, груди, сердце, пупке…), приветствуется, естественно, не всеми, тем более что о центрах сил в человеке говорится много в других практиках. Говорить больше о проблеме соответствия мест сосредоточения (в православной практике) и центров (в практиках иных) здесь я не буду – это отдельная тема.

В рамках данного разговора для нас важно знать, что о месте сосредоточения в районе сердца - сердечном центре (чакре) – известно в разных религиозных и оккультных практиках. Я считаю, что мы не должны игнорировать этого факт, и, если занимаемся умным деланием, нам полезно знать из описаний, как проявляет себя сердечный центр. Полезно нам это потому, что и при собственной молитве, и в описаниях молитвенных действий, которые встречаются у православных подвижников, мы сталкиваемся с определенными психосоматическими переживаниями и опытами в районе сердца.

Найти истинное место таким переживаниям можно лишь тогда, когда начнет открываться духовное сердце. Об этом говорят св.отцы, называя некоторые благодатные проявления такого раскрытия - это внутренний мир (смирение), тишина, ясность, прозрачность, полнота, созерцательность, тонкая сладостность, присутствие невидимого света, ясное видение и понимание своих грехов и др. Раскрытие духовного сердца может сопровождаться психосоматическими переживаниями, психосоматические переживания могут заслонять собой раскрытие духовного сердца и, наконец, психосоматические переживания могут подменять собой духовное сердце. Последний вариант представляет собой прелесть, когда работа сердечного центра принимается за благодать.

Проявления работы сердечного центра. (Около)Физические и чувственные ощущения: давление в районе сердца (груди), ощущение наполнения и потока, проходящего через сердце, ощущение расширения сердца, ощущение чаши в районе груди, ощущение раскрытия сердца, потепление в районе сердца, чувство горения, покраснение кожи и др. Чувственно-эмоциональные и страстные: радость, чувство благодарности, эмоциональная наполненность и желание излить переполняющие чувства восторга и благодарения, слезы (плач о грехах или от радости), чувственное переживание греховности своей души, чувственное(!) раскаяние, доходящее до терзания себя, сочувствие и сострадательность, эмоциональная экзальтация и др. О видениях, слышании и обонянии я здесь не говорю, хотя они вполне возможны. И еще хочу лишь указать, что при искусственном напряге сердечного центра возможно проявление дурных склонностей сердца.

Что важно для нас: 1) любые из этих переживаний не есть истинная благодать; 2) любые из этих переживаний не являются целью умного делания; 3) эти переживания могут в большей или меньшей степени сопровождать (а могут и отсутствовать) молитвенное делание, посему ошибкой будет увлечение такими переживаниями. Пример: постоянно текущие слезы при молитве всего лишь слезы, а не явный признак благодатного утешения, хотя могут и свидетельствовать о благодати. Это отмечал один из оптинских старцев (кажется, Амвросий Оптинский).

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=103.msg650#msg650

Я хочу еще отметить, что молитва и умное делание не отменяют ум и душевные качества. В этой теме шел разговор о сердечном центре, с которым сопряжена эмоциональная сфера жизни человека. Сердечная молитва, правильно творимая, наполняет и развивает эмоции, делая их интенсивными, спокойными, широкими и прозрачными. Нечистота, дебелость и самостность из них изымаются. Разумеется, на этом пути возможны искажения. Так, аскеза, построенная на осуждении падшего мира, без деятельной любви к ближнему высушивает эмоции и загоняет подвижника в безлюдные уголки. Молитва, направленная только (или в основном) на развитие эмоций, распаляет их, и тогда развитые эмоции (чувственные переживания), казалось бы, прославляющие Господа, Его заслоняют.
 
 
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=103.msg707#msg707

Мы говорим о коренном отличии духовного сердца от сердечного центра. Пытаемся понять, что стоит за этими понятиями. И еще важный момент: стараемся не отрицать ( не игнорировать) существование сердечного центра (о котором говорится и в йоге).
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=103.msg709#msg709

Цитата: во мне лично все бурно протестует против йоговских подходов по известному определению: пародия на Бога... Не хочу!..

Ответ: И все же... Есть трезвенный подход вместо эклектичного объединения или бурных протестов.

Cведения о сердечном центре принадлежат всего лишь к знаниям о тварном обустроении человека. Если я буду знать, чем вкус благодатного отличается от вкуса тварного, разве не сделаю приобретение?
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=103.msg714#msg714

Вот, скажем, эмоциональная деятельность сердечного центра, при которой импульс эмоций бьет в голову и заставляет мысли вращаться в нужном направлении, чтобы произошло оправдание субъективных предпочтений, диктуемых самостью. А кто толкает эти эмоции снизу - не тот ли змей, что похрапывает между ног?

Итак, при трезвенном отношении можно увидеть, 1) как эмоции заставляют уйти от нежелательного разговора, и 2) посредническую роль ветхого ума, оправдывающего эмоции. Далее при трезвенном отношении можно увидеть, 3) откуда именно поднимаются эмоции и 4) на что они опираются (чем возбуждаются) снизу. И сделать вывод: человек, не желающий знать о себе, беззащитен перед скрытыми (завуалированными) импульсами половой энергии.

Мое мнение. Отношение к себе должны быть чрезвычайно жестким - никакого потакания своим страстям и эмоциям, полное отслеживание помыслов и фильтрация навязываемых предпочтений. Это путь трезвения.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=103.msg1214#msg1214

Я также не нахожу ничего хорошего в концентрации на физическом органе (сердце) с поиском конкретного места (напр., над левым соском). Погружение ума в сердце, думаю, не требует чрезмерной локализации места. Симеон Н. Богослов, вообще, предлагает сосредотачиваться в районе живота (пупка), называя это место - сердцем.

Если обратиться к богословию образа Божией Матери, то можно увидеть на примере иконы "Знамение", что посередине на груди Богоматери, на фоне круглого щита или сферы, изображен Младенец. Этот образ говорит нам, что Господь рождается в сердцевине человека. И эта сердцевина не обязательно должна буквально соотноситься с месторасположением физического сердца.

Наконец, мой личный опыт говорит, что в районе верхней части груди есть два симметрично расположенных места выхода эмоциональных сил. Но т.н. сердечная чаша расположена в центре наподобие того, как изображен Младенец на иконе.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=103.msg1429#msg1429

Цитата: "Никто не придет к Отцу иначе как через Меня" "кто не с Нами, тот против Нас"

Ответ: Господь также учил: ...никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.  Ибо кто не против вас, тот за вас.

… радость духовного взыграния многие пытаются объяснить тварными причинами: внутренними морфинами, генами, воздействием оккультных сил и др.

Тварное, если преуготовлено, радуется встрече с нетварным радостью неописуемой.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=103.msg9843#msg9843

Цитата: Так индусы изображают сердечную чакру - анахата. Причем это не символика, так ее реально видят те, кто имеет к этому способности. Самое интересное, что состоит она из 12-ти лепесткового цветка (число 12-и колен Израиля, 12-и апостолов). В центре же находится 6-конечная звезда. Неужели псаломопевец Давид знал про сердечный центр, когда сделал гексаграмму символом Израиля ?

Ответ: Мы можем предположить о связи (возможно, единстве) древних религиозных традиций, а большее - будет уже спекуляцией. В православии слабо разработана символика числа и еще меньше - символика геометрических форм и знаков.

О традиционном изображении сердечного центра в индуизме. Полагаю, что видят такой знак, потому что готовы его увидеть и именно его визуализируют. Так в большинстве случаев, и лишь немногие способны увидеть что-то большее.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1518.msg21504#msg21504

Цитата: Внезапно возникает чувство любви ко всем людям, неотделенность от них и желание все свое им отдать.
Это сопровождается ощущением большого горячего шара в среднем даньтяне, то есть в сердце.

Ответ: Хочу напомнить.

1. У чувства любви, возникающем в сердце, очень много степеней, нюансов и проявлений: по глубине, широте, охватности, интенсивности... от духовных, очень тонких касаний, до эмоционально-разгоряченных, нервных и телесных, и т.п.

2. Ощущение горячего шара - одно из достаточно грубых нервно-физических (энергетических) переживаний. Оно может сопровождать в некоторых случаях чувство любви (которое также бывает очень разным - см.п.1), а может и не сопровождать. И ощущение горячего шара прекрасно обходится без чувства любви. Вообще, вызвать его не так уж и сложно простым нагнетанием. Чаще это ощущение захватывает клубок (или пряди) эмоций или характерных страстей сердечного уровня, т.е. не имеет отношения к духовным переживаниям. Однако, при достаточной сердечной очищенности человека или спонтанно - духовное сердце может проявить себя совместно с телесным жаром. Такие переживания могут иметь и новоначальные (в молитвенной практике), и даже неверующие - как призыв и обещание.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2168.msg56577#msg56577

Если под сердцем понимать сердцевину человека (человека внутреннего) - без привязки к физическому месту расположения, - то все легко встает на места. Кстати, и отцы не связывали так уж строго сердце человека с персями... вначале. Это потом уже пошло-поехало "устаканивание" месторасположения с все большей привязкой к физическому сердцу.


http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2465.msg74177#msg74177

Цитата: Насчет "перикарда", не совсем понятна суть претензий к этому месту, как к области локализации сердечного входа. Оно ничем не хуже таких описаний, как "середина груди", "область сердца", а в некотором отношении даже и точнее.

Ответ: Смысл замечания, насколько я понял, в следующем: практика молитвы достаточно проста (в смысле цельности, а не легкости ее исполнения). Введение новых терминов, как и излишняя детализация, только усложняет  практику и делает ее жесткой - "догматизирует" несущественные моменты. И пр.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2465.msg74181#msg74181

Цитата: ну может быть, в любом случае, некоторая разница в терминологии относительно места локализации -- это, наверно, не очень существенно.

Ответ: Существенно - в определенном смысле. Формируется, медленно и уверенно, жесткая привязка к конкретному физическому месту (здесь: к физ.сердцу), а затем и само место дробится на зоны. И неофит просто застревает на этом грубом дроблении, которое ему выдается за нечто важное.  Вместо вхождения внутрь, которое сопровождается открытием более тонких процессов, остается "гуляние" умом по физической поверхности.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2468.msg77653#msg77653

Цитата: Сердце(некая область в груди) покрыта оболочкой...через которую надо пробиваться...оболочка телесной энергии...именно она ответственна за возникновение жжения, чувства "кола в груди", ломоты, боли, давления...

Ответ: Несколько оболочек. От более грубых - близких к физическому телу, - в которых и появляются ощущения жжения, "кола в груди, ломоты и пр., к более тонким и глубоким, эмоциям и душевным страстям. И еще глубже - духовное пространство.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3022.msg120010#msg120010

Насчет левой части

Посмотрите на картинку. И заметьте, что на два пальца выше левого соска (с левой стороны) сердца, вообще-то, нет. Физ.сердце ближе к середине груди, 1/3 справа о середины, 2/3 слева... И линия двух палец выше соска приходится на среднюю часть сердца, а не на верхнюю.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3022.msg120030#msg120030

Цитата: Вот был бы отличный пункт для церковного раскола: "левосердечники" против "сердцецентристов"

Ответ: Хорошая шутка. И горькая. Борцы за чистоту молитвы, высчитывающие правильные сантиметры, - зрелище печальное...
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3022.msg120055#msg120055

Цитата: Вообще то это классический способ отличать энергию бесовскую и Божию,
бесовский огонь красноватый а Божиий желтоватый.

Ответ: Андрей, хочу посоветовать Вам быть осторожнее и не выдавать нелепые утверждения за "классические" способы. Судить по визуальным эффектам (и цвету) о бесовской или ангельской природе явления/эффекта нельзя ни в коем случае. Это классика! Только наученный благодатью и опытом может сказать (не категорично), что такой-то цвет характерен для таких-то сил - и то в его системе восприятия. И это понятно: любой эффект (тем более, цвет) может быть подделан.

 
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2931.msg150656#msg150656

Мы уже говорили раньше, что свт.Игнатий ошибался в месте расположения физ.сердца, поскольку, видимо, не очень хорошо знал анатомию человека. На уровне соска находится средне-нижняя часть сердца, причем в районе левого соска сердца вообще нет, поскольку расположено оно в середине груди со смещением влево, не достигая соска.

Вообще, жестко соотносить духовное сердце с сердцем физическим (помещать внутрь) - аскетический моветон для отцов древности, возможный только в период потери молитвенного опыта и догматизации молитвенных приемов. А тут еще и мощнейшая ошибочка - в рамках этой догматизации - выходит. Оказывается, в районе левого соска, ни выше его на пару пальцев, ни ниже, нет никакой верхней части сердца, там вообще сердца нет.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2931.msg150682#msg150682

В сети много анатомических рисунков, на которых можно увидеть, как соотносятся сердце и левый сосок. Из них видно, что верхушка (нижняя часть сердца) направлена в сторону соска, но не доходит.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2931.msg150713#msg150713

Вопрос: Может Отцы это связали из за болей в области сердца? При невралгиях и переутомлениях болит именно там.

Ответ:Владимир Б., наверно, так. Физ.сердце - его деятельность и боли - часто проецируется на эту область. Другая причина - стремление довести все до четкой схемы, привязать молитвенную практику к набору простых технических правил. За этими правилами часто теряется и смысл, и цель, и свобода молитвенной жизни. Два пальца выше левого соска для точки внимания - это намного проще, чем милующее сердце и трезвая голова.