http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1825.msg38935#msg38935Цитата:… Благодать по разному действует - понимаете? Т.е. в монастыре она бывает настолько отступает, что только очень сильные усилия с твоей стороны могут ее хоть как-то привлечь. Божие воспитание, Божия педагогика если хотите…
Ответ: … а Вы не задумывались, что отсутствие укрепляющей благодати - той благодати, которая, конечно, выше первоначального призыва и характерного эмоционального подъема нескольких первых месяцев или даже лет, - является настораживающим, если не ужасным, знаком?
Искушения без благодати не стоят ничего, ибо не от Бога они. Изнемогающий монах - без побед в Духе - жалкое зрелище, ибо и ангелы от него отвернулись, и Бог глух к его мольбам. Это какие же грехи надо совершить, чтобы растерять все, что было в начале призыва, и не получить ни-че-го! Ведь означает сие, что по собственному своеволию выбрали они монашеский путь и живут в послушании у таких же своевольных наставников. А дальше остается тешить себя мыслию, что находятся в высшей школе. Вот она гордость-то и вылезает: мы, хоть и без благодати, зато в высшей школе. Вместо того, чтобы считать себя ниже последнего мирянина, - превозношение. И не только превозношение, но и желание духовно руководить, не зная благодати.
И наконец, сколько таких стонов я выслушал в свое время от православных немонахов. Стон-то этот - о быстрой утрате призывающей благодати - во всем православии звучит... Звучал... А ныне уже и позабывали о том, что благодать не только в патериках бывает.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1825.msg38981#msg38981Да... По поводу отступления благодати мы на форуме говорили неоднократно. И участники форума (не монахи) не раз заявляли, что опытно знакомы с этим явлением. И читая о.Софрония, который говорит о благодати и ее отступлении, я вижу, что отступлению отводится некое время, иногда длительное, часто повторяющееся, но отступление - временное явление, оно уходит - и благодать возвращается с новой силой - и показывает новые бездны подвижнику, и ввергает его в них снова, и как бы отступает. Нет в этом поступательном процессе полной безнадеги, а есть свершение Божией Силы и работа Духа.
И есть другое отступление благодати: полное, ибо не Бога ищет человек, а чего-то другого: кто-то - славы, кто-то - устроиться, а кто-то - подвигов... Только ведь не за подвиги и не за исполнения устава благодать дается-то...
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2561.msg81298#msg81298Вопрос: Недавно пришел к тому, что сытое, довольное состояние - это состояние мертвое, каменное, пустое.
Заметил, что человек как-то по особенному оживает в скорбях (именно когда не ожесточается, а начинает обращаться ко Господу) вроде бы очень несчастный человек, прямо желто-серое изнеможденное лицо, но при этом от него чувствуется полнота жизни, очищения, обновления, преображения даже ...
Как это состояние поддерживать из нутри, от себя, не ожидая, когда Господь попустит очередную пробуждающую скорбь?
Ответ: Есть такой этап - и длительный! - в молитвенной жизни, когда человек как бы оживает в скорбях. А в спокойствии и довольствии расхолаживается. Скорби в данном случае не наказание, а признак очищения человека благодатью. Благодать приходит, а человек испытывает скорби, потому что его состав начинает меняться под воздействием ее. Когда благодать уже воспринимается непосредственно, скорбь и радость сливается воедино...