http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1024.msg9492#msg9492Вопрос: Бывало ли у кого-то, что при практике умной внутренней молитвы тело вдруг начинало совершать самопроизвольные спонтанные движения?
Ответ: Регулярные циклические покачивания при молитве не полезны. Лучше не развивать в себе такую наклонность, она совсем не способствует вхождению внутрь себя, а скорее может призвать некие чувственные силы (энергии), далекие от Божьих. Конечно, движения при молитве бывают. Я уверяю Вас, что они самопроизвольны и спонтанны только для внешнего человека, и при трезвом отношении к таким подвижкам могут легко контролироваться.
Не раз раз наблюдал в храме людей (обычно новоначальных), которые начинали раскачиваться непроизвольно. С приобретением опыта раскачивание уходит.
Вопрос: И еще - бывало ли у кого-то так, чтобы вместо слов вдруг возникали некие образы - ну, типа, вместо слова Господи - светлый круг, Иисусе Хритсе - образ Христа с иконы и т.д. ? И вместо произнесения слов происходит тогда непрерывное повторение возникших образов…Так можно ли творить молитву в образах, а не словах?
Ответ: Повторение неких образов вместо слов - это неправльная практика Иисусовой молитвы, она приводит к чувственному видению и закрывает молитвенный путь к видению духовному. Словесная молитва переходит от устной к молитве в уме. На этом этапе, безусловно, присутствуют т.н. мыслеформы, но их как раз и не нужно развивать и не нужно переводить в чувственные образы. Задача пройти как бы дальше (глубже или выше) чувственных и мысленных образов.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1024.msg9521#msg9521Цитата: Но с точки зрения психофизиологии образы первичнее слов, а значит от них к безмыслию путь короче.
Ответ: С позиции Св.Писания:
В начале было Слово.
Вопрос: И что плохого в том, чтобы выражать возникающее ощущение энергий через движения?
Ответ: Ничего плохого. Только это не исихастская молитва, а, к примеру, занятие спортом, медитативный танец, зикр, гимнастика у-шу, цигун, асаны...
Техника молитвы в исихазме имеет второстепенное значение. Рациональный подход и даст соответствующий результат. Ныне обывателю предлагается множество дешевых "духовных" практик...
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1024.msg9535#msg9535Цитата: Не уверен, что ничего плохого.
Ответ: Понимать мои слова буквально не следует. К примеру, скажу так: ничего плохого нет в том, что человек сядет в машину и поедет по своим делам, а не пешком пойдет. А тут возражения: как же ничего плохого - он может кого-нибудь задавить, если же пешком - безопаснее. Будем лучше лошадями пользоваться...
Может быть извращена сама техника, можно извратить применение любой техники.
Хоружий говорил о "низкой линии" в суфизме. Была такая "низкая линия" и в православии: напр., в некоторых видах юродства или в хлыстовстве. Кстати, вот ссылка на опус одного священника (кажется, его ушли из МП РПЦ), который говорит о "низкой линии" в православии примерно в таком духе: если пьяный водитель наехал на столб, значит виноваты все водители с их машинами - Религиозные движения в Византии и на Руси в Средние века и генезис русского мистического сектантства
http://www.livejournal.com/users/andber/34109.html